Какие последствия будет иметь для Украины новый газовый контракт между Венгрией и «Газпромом»?

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Какие последствия будет иметь для Украины новый газовый контракт между Венгрией и «Газпромом»?  © depositphotos/Megaloman1ac
Россия в очередной раз использовала свое энергетическое оружие против Украины

Сегодня в семь часов утра, с началом новых газовых суток, российский «Газпром» остановил транзит природного газа через Украину в Венгрию.

А 27 сентября в Будапеште заместитель генерального директора «Газпром экспорт» Дмитрий Аверкин и главный исполнительный директор венгерского газового трейдера MVM Group Дьёрдь Ковор подписали новый контракт на поставку российского газа в Венгрию. Контракт, вступивший в силу уже 1 октября, заключен сроком на 15 лет. Его условия предполагают ежегодную поставку 4,5 млрд кубометров газа: 3,5 млрд — через Сербию (по газопроводу «Турецкий поток» и его наземным продолжениям) и остальное — через Австрию. Объемы поставок могут быть пересмотрены через 10 лет.

Сейчас основной объем российского голубого топлива в Венгрию поступает через компанию Panrusgaz — совместное предприятие «Газпрома» и MVM. По контрактам, подписанным еще в 1996 году, поставки газа объемом 9 млрд кубометров в год происходят по двум направлениям — через пункты Берегово на украинско-венгерской границе и Баумгартен — на словацко-австрийской. Объемы поставки составляли 10,5 млрд кубометров газа в 2019 году и 8,6 млрд — в 2020-м. Таким образом, объемы по новому контракту будут обеспечивать около половины общих потребностей Венгрии и в целом будут отвечать прошлогодним продажам газа через MVM. Остальной объем будет обеспечиваться краткосрочными контрактами. 

Сразу же после подписания документа МИД Украины выступил с официальным заявлением, заметив, что украинцы удивлены и разочарованы действиями Венгрии. А подписание контракта считают исключительно политическим, экономически необоснованным решением, принятым в угоду Кремлю и в ущерб национальным интересам Украины. Уже на следующий день Министерство иностранных дел вызвало посла Венгрии в Украину, чтобы донести до него принципиальную позицию по поводу заключенного контракта. Кроме того, украинское внешнеполитическое ведомство перенесло заседание Совместной межправительственной украинско-венгерской комиссии по вопросам экономического сотрудничества и обратилось в Еврокомиссию с просьбой дать оценку соответствия нового венгерско-российского газового соглашения европейскому законодательству в сфере энергетики.

В Будапеште также не смолчали. Заявление Украины назвали серьезным нарушением суверенитета, интересов национальной безопасности и желанием воспрепятствовать безопасному газоснабжению страны. Глава МИДа Венгрии подчеркнул, что подписание контракта — это вопрос безопасности и экономики, а не политики, и является внутренним вопросом государства.

Контракт между «Газпромом» и MVM будет изучать также Европейская комиссия. Если ее представители сочтут, что соглашение создает угрозы для обеспечения газом — или для конкуренции в сфере обеспечения газом — Венгрии, отдельного региона или всего ЕС, у Будапешта могут запросить копию контракта для подробного ознакомления. По его результатам ЕК сделает выводы о соответствии контракта европейскому газовому законодательству, в том числе конкурентному. Потому что вероятность неконкурентных предложений со стороны «Газпрома» расценивается экспертами, в частности европейскими, как крайне высокая. Но пойдут ли в Брюсселе на такой шаг, говорить пока преждевременно. А вот работать в этом направлении украинскому МИДу было бы очень важно. И максимально интенсивно (но без громких и пафосных публичных заявлений, которые никуда не приведут) побуждать европейских партнеров к расследованию и внимательному анализу.

Потому что заключение этого контракта не было неожиданностью. Уже в конце августа министр иностранных дел Венгрии Петер Сиярто сообщил о достигнутой договоренности с «Газпромом» на поставки газа, которая начнет действовать с октября. Однако всего за несколько дней до его подписания, 24 сентября, Украина и Венгрия договорились о сохранении транзита и дальнейшем сотрудничестве. Однако транзит через нашу страну был остановлен с первого же дня действия российско-венгерского контракта.

Последствия венгерского контракта Украина ощутит уже в ближайшее время. Кроме снижения поступлений от транзита, есть еще один очень важный аспект — это делает невозможным виртуальный реверс газа из Венгрии. В 2020 году около 45% общего объема импортированного в Украину газа было получено именно путем виртуального реверса, что позволяло существенно снизить затраты на его транспортировку. Более того, под угрозой может оказаться и сам факт импорта голубого топлива из Венгрии, который в 2020-м составлял 26% от общего объема. Ведь снижение объема поставок по долгосрочным контрактам уменьшит свободные объемы газа.

Было бы, наверное, не очень справедливо обвинять Венгрию в намерении причинить вред Украине. Ведь ее правительство действительно руководствовалось прежде всего собственными национальными интересами. Цена газа по новому контракту не обнародована, однако руководитель МИДа Венгрии назвал ее намного более выгодной по сравнению с нынешней. Очень похоже, что Кремль предложил более низкие цены на газ при условии транспортировки в обход Украины. Не согласиться венгерской стороне было трудно. Тем более что в последние годы Будапешт диверсифицировал импорт газа, открыв трансграничные газопроводы — интерконнекторы — с большинством соседних государств и обеспечив поставки от Royal Dutch Shell через порт приема сжиженного газа в Хорватии. А значит, чувствует себя защищенным от монополии России.

На самом деле ситуация еще более сложная. Контракт с Венгрией является частью стратегии Москвы, направленной на лишение Украины статуса транзитного государства. «Газпром» использует свое монопольное положение и ценовую политику, чтобы менять условия поставок, включительно с маршрутами поставок, в страны, существенно зависящие от российского газа. Новый маршрут в Венгрию длиннее, сложнее и не может быть более дешевым, чем украинский. Но Россия никогда не жалела средств на достижение своих геополитических целей. Ее финальная цель — полностью лишить Украину транзита, что приведет к усилению политического давления и обострению конфликта на Востоке нашей страны.

В этом контексте следует упомянуть о совместном заявлении США и Германии в поддержку Украины, обнародованном после договоренности о завершении строительства российского газопровода «Северный поток-2». В нем, в частности, было указано, что Германия обязуется использовать все возможные рычаги влияния для продления соглашения о транзите газа через территорию Украины и содействовать увеличению возможностей для реверсных поставок газа в случае окончания транзита. Однако подписание договора между Венгрией и «Газпромом» доказывает, что любая европейская страна может, в конце концов, принять условия Москвы, если они будут выгодны для нее. И аргументировать это вопросами энергетической безопасности, заботой о комфорте своих граждан и необходимостью обеспечивать газом производственные мощности. 

Созданный Россией искусственный дефицит газа в Европе и его рекордно высокая стоимость — идеальная основа для манипуляций с ценами, утаивания цены транспортировки в цене газа и заключения договоров на нужных Москве условиях. 

«Северный поток-2» еще не введен в эксплуатацию, но по результатам аукционов бронирования дополнительных мощностей на октябрь «Газпром» отказался бронировать дополнительные транзитные мощности через Украину и выкупил лишь треть предложенной транзитной мощности газопровода Ямал—Европа. Поэтому в начале отопительного сезона дефицит газа в Европе будет только возрастать, а объем украинского транзита — снижаться.

Теперь дальнейшее развитие событий зависит от реакции Еврокомиссии и европейских регуляторов. Но в условиях зависимости Европы от российского импорта их рычаги влияния на ценовую политику, объемы и условия поставки газа весьма ограничены. Так что постепенно «Газпром» попробует изменить пути поступления газа и в другие страны. 

Мы, конечно, можем надеяться на твердость и последовательность европейских стран в отстаивании конкурентности и прозрачности газового рынка. Но! Единственным реально действенным выходом для Украины остается наращивание собственной добычи и сокращение потребления газа. По многочисленным расчетам, у нас есть потенциал сократить потребление газа именно до уровня текущего собственного производства. За счет перехода к сжиганию биомассы (отходов сельского хозяйства), сортировки и частичного сжигания мусора, добычи биогаза со свалок (и такое чудо возможно) и… повышения уровня энергоэффективности. Собственно, всего того, к чему власть Украины почти не приложила руки.

 

Другие материалы Марии Якуб и Александра Харченко читайте на ZN.UA.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме