Кабмин опять намерен поднять цену на газ?

Алла Еременко 10 марта, 23:01
газ спичка

Читайте также

С 1 апреля 2017 г. до 1 апреля 2018 г. цены планируют корректировать дважды в год согласно формуле.

Правительство Гройсмана на фоне угольного и других скандалов меньше всего хотело бы снова браться за цены на газ, особенно для населения и предприятий теплокоммунальной энергетики (ТКЭ). Но еще в апреле минувшего года пообещало МВФ и обязалось согласно меморандуму разработать механизм корректировки цен на природный газ для этих категорий потребителей до апреля.

Более того, 31 марта заканчивается действие компромиссного постановления Кабмина №758. Этот документ был принят после принятия парламентом Закона Украины "О рынке природного газа" на первый (переходный) период имплементации закона в наши реалии и утверждал положение "про покладення спеціальних обов'язків" (ПСО).

Согласно положению "про покладення спеціальних обов'язків" на субъектов рынка природного газа для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка природного газа (отношения в переходный период), "Нафтогаз Украины" должен поставлять газ населению и теплоснабжающим предприятиям, которые заключили типовой договор, согласовали график погашения задолженности и рассчитываются через спецсчета. К обязанностям "Нафтогаза" относится также прием виртуальной оплаты — субсидий и оплаты через спецсчета по алгоритму, определяемому НКРЭКУ (см. рис.).

Говорить при таком раскладе о существовании конкурентного рынка газа в Украине не приходится. Но если с 1 апреля правительство не продлит действие постановления №758 или не примет вместо него другое, рынок рискует погрузиться в хаос. То есть рынок попытается жить по своим жестким правилам, без оглядки на правительство и, надо полагать, на интересы энергетической безопасности.

Понимая это, Министерство экономического развития и торговли разработало и разместило на своем сайте проект постановления, призванный упорядочить ситуацию. Впрочем, по информации ZN.UA, это только один из трех наиболее проработанных вариантов. Но сначала немного предыстории.

"Нафтогаз" потирает руки

В "Нафтогазе" даже взяли на себя смелость спрогнозировать подорожание газа для населения и ТКЭ с 1 апреля на 40%, а если до 1 октября "не будет позитивного решения" Стокгольмского арбитража, то и на все 47%. Или таким образом НАК провоцировала правительство к скорейшему принятию решения? Ведь именно "Нафтогаз" стремится поскорее сбросить цепи ПСО (включая льготную продажу газа населению) и выставить всем счет, как говорится, по полной программе. И хотя в НАКе при этом говорят, что они приветствуют конкуренцию на рынке газа, очень может оказаться, что избавление от спецобязательств "Нафтогаза" еще больше укрепит его монопольное положение на рынке. Только уже без всяких ПСО.

Премьер Гройсман пресек попытки коммерческого директора "Нафтогаза" раздуть тему повышения цен, заявив, что правительство этого не допустит.

Но не зря же "Нафтогаз" еще в январе 2017-го начал своеобразную артподготовку. И планомерно разослал газопоставляющим компаниям (облгазам), которые прежде покупали у него газ для поставок населению и ТКЭ с учетом ПСО, письма с ненавязчивым напоминанием о том, что, мол, "с 1 апреля НАК "Нафтогаз Украины" готова осуществлять продажу природного газа для потребностей бытовых потребителей и религиозных организаций при следующих условиях:

— отсутствие задолженности перед "Нафтогазом Украины" за использованный газ;

— осуществление предварительной оплаты;

— передача природного газа в виртуальной точке в газотранспортной системе на сумму осуществленной оплаты".

Вполне резонные требования и условия. Так вот, к вопросу о конкуренции, которую так приветствует НАК. Весь газ отечественной добычи у ПАО "Укргаздобыча" закупает "Нафтогаз". Он же его и продает облгазам для населения и предприятий ТКЭ. И теперь намерен требовать предоплату.

Однако облгазы и особенно ТКЭ получают оплату за газ после его реализации, и далеко не все 100%. Соответственно, достаточного количества свободных средств для предоплаты газа и выхода на конкурентный рынок розничной торговли у них мизер, если вообще есть. Так кто в таких условиях получит фору на розничном рынке газа для потребностей населения и ТКЭ? Разве не "Нафтогаз"?

Что же касается долгов, то коммерческий директор НАКа Юрий Витренко еще в феврале напомнил: "Облгазы и тепловики должны будут погасить просроченную задолженность в сумме 58 млрд грн и перейти в режим предоплаты. Мы понимаем, что это может стать проблемой, мягко говоря. Но мы также понимаем, что "Нафтогаз" не может продавать газ компаниям, которые не рассчитываются за газ… Если госрегулирование продлят, с чем еще должен согласиться МВФ, поскольку в меморандуме правительство обещало МВФ, что специальные обязанности вводились только до 1 апреля, то тогда повышение цен, возможно, удастся отложить до октября.

К этому времени, как мы рассчитываем, Стокгольмский арбитраж удовлетворит наши исковые требования к "Газпрому", и мы будем импортировать газ по цене "хаб минус". Тогда можно ожидать, что оптовая цена для потребностей населения снизится в два раза по сравнению с текущей ценой, а не повысится".

Как знать, решения Стокгольмского арбитража еще надо дождаться. И узнать, каким оно будет.

Здесь приведу цитату из интервью вице-премьер-министра Владимира Кистиона агентству "Интерфакс-Украина" (ИФ, 27.01.2017 г., "Нужно ликвидировать монополию "Нафтогаза"): "Я могу вас заверить, что с 1 апреля не будет никакой катастрофы.

Действительно, на данный момент есть много факторов, влияющих на завершение процесса реформирования НАК "Нафтогаз Украины" и на начало работы рынка газа в полном объеме. Субсидии — это один серьезный фактор. Второй — это процессы, накопленные в предыдущие периоды. Например, процесс в Стокгольмском арбитраже. Но я могу вас заверить, мы не стоим на месте, нам удалось некоторые вопросы решить. Мы понимаем, как будем двигаться для того, чтобы через определенный период (я не говорю о 1 апреля) рынок природного газа заработал в полном объеме.

Там есть много составляющих. Помимо вышеуказанного, как минимум нужно ликвидировать монополию НАКа. Нам нужен независимый, прозрачный и понятный транзитный оператор…

Мы сейчас прорабатываем модель, как может работать в таких условиях и с такими сложностями рынок природного газа с 1 апреля. Думаю, в течение февраля — начала марта выйдем на, возможно, промежуточную модель, которая бы дала ответы на вопросы в отношениях "гражданин—"Нафтогаз". К примеру, мы можем дать возможность гражданам выбирать поставщика газа для бытовых нужд. Это будет правильно? Наверное, да. Мы должны исключить непредвиденные обстоятельства и определить поставщика последней надежды. Идет процесс поиска, возможно, переходной, но правильной модели…

Система клиринга позволяет всем субъектам находиться в цепочке, если последний субъект имеет обязательства перед госбюджетом в виде налогов, сборов, ренты. Даже в действующей схеме клиринга там могут быть все! Облгазсбыты сейчас принимают участие в клиринге — это же частные компании. В дальнейшем будут не только облгазсбыты. Почему этим не могут заниматься, к примеру, сбытовые службы облэнерго или тот же Ощадбанк?".

Заметьте, не оппоненты "Нафтогаза" считают его монополистом, а член правительства.

К предприятиям ТКЭ у "Нафтогаза" требования еще жестче. Уже в середине января многие из них не получили номинации на газ (собственно газа) из-за долгов. В НАКе при этом сообщили: "Согласно положению "про покладання спеціальних обов'язків" на субъектов рынка природного газа для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка природного газа (отношения в переходный период), утвержденного постановлением от 1 октября 2015 г. №758, "Нафтогаз" должен поставлять газ теплопоставляющим предприятиям, которые заключили типовой договор и удовлетворяют одному из указанных ниже условий:

— отсутствие у производителя тепловой энергии задолженности перед "Нафтогазом" за использованный природный газ, или

— отсутствие у производителя тепловой энергии задолженности за потребленный до 1 января 2016 г. газ и осуществление текущих расчетов, или

— уровень расчетов производителя тепловой энергии составляет не ниже 90%, или

— подача "Нафтогазу" и выполнение производителем тепловой энергии согласованного графика погашения задолженности (равными частями до 1 января 2021 г.), а также осуществление текущих расчетов за использованный газ".

Так что немало граждан, добросовестно расплачивавшихся с теплокоммунальщиками, все равно остались и рискуют далее оставаться без тепла и горячей воды из-за того, что сами предприятия ТКЭ не вовремя и не в полном объеме рассчитываются за газ с "Нафтогазом".

Об этой проблеме, к слову, известно и МВФ, и Всемирному банку.

Рекомендации Всемирного банка

В январе 2017 г. правительство Украины получило для обсуждения и принятия решения аналитической обзор специалистов Всемирного банка "Расчеты по жилищно-коммунальным субсидиям и специальные обязанности субъектов рынка природного газа относительно поставки газа населению и теплоснабжающим компаниям. Концептуальная схема и план действий".

Анализируя действующую на рынке газа Украины систему ПСО в своем аналитическом отчете (январь 2017 г.), специалисты Всемирного банка подчеркнули: "Любая форма ПСО искажает коммерческие отношения на газовом рынке и создает барьеры для конкуренции. Таким образом, ПСО не должна быть установлена на среднесрочный период. Но ключевым вопросом относительно установления ПСО после 1 апреля 2017 г. является готовность существующих регулируемых сегментов рынка газа к либерализации, или же должны быть созданы условия по полной дерегуляции рынка для защиты общественных интересов".

25 марта 2015 г. Кабинет министров Украины принял комплексный план внедрения реформы газового сектора (постановление №37), направленный на создание условий для либерализации рынка газа с 1 апреля 2017 г. Но многие мероприятия, предусмотренные планом, не были реализованы надлежащим образом. Например, "анбандлинг" "Нафтогаза Украины" и установление домовых счетчиков тепла выполняются со значительной задержкой. Результаты других действий, таких, как "анбандлинг" предприятий — распределителей газа и усиление роли Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) на газовом рынке, требуют независимой оценки.

Платежная дисциплина является ключевым фактором для устойчивого функционирования рынка газа и, как следствие, безопасности газоснабжения на либерализованном рынке. Сейчас платежная дисциплина урегулирована для газоснабжения населения и ТКЭ через систему специальных счетов (см. рис.).

Основные условия относительно платежной дисциплины для газоснабжения домохозяйств значительно лучше, чем ТКЭ:

— у розничных поставщиков газа финансовое положение лучше, чем у ТКЭ;

— розничные поставщики газа имеют лучшие возможности для обеспечения платежной дисциплины (они могут отключать домохозяйства за неуплату, в то время как ТКЭ не могут отключать индивидуальные домохозяйства).

Поэтому специалисты Всемирного банка рекомендовали, чтобы правительство Украины вновь внедрило положение о ПСО как минимум для газоснабжения для ТКЭ (сначала на год). В ином случае существует серьезный риск того, что большое количество ТКЭ не сможет получать природный газ на договорных условиях, и значительная доля домохозяйств, проживающих в многоэтажных домах, может остаться без теплоснабжения (даже если они своевременно платили за коммунальные услуги).

Параллельно с этим правительству необходимо разработать комплекс мероприятий по улучшению финансового положения сферы централизованного отопления (ЦО) и предоставить ТКЭ инструменты для обеспечения сбора платежей.

Ключевым вопросом при дерегуляции газоснабжения домохозяйств являются риски злоупотребления рыночной властью розничными поставщиками газа. Конкуренция на розничном рынке газоснабжения может быть оптимальным способом предотвратить такие злоупотребления. Вместе с другими факторами конкуренция на оптовом рынке газоснабжения будет способствовать развитию конкуренции на розничном рынке газоснабжения. Текущая схема расчетов по субсидиям препятствует конкуренции на оптовом рынке.

Правительство должно также понимать, что дерегуляция газоснабжения домохозяйств, вероятно, приведет к поднятию тарифов для бытовых потребителей выше уровня импортного паритета, поскольку снабжение в этот сегмент включает в себя дополнительные затраты (по сравнению со снабжением крупных промышленных потребителей).

В таблице приведены основные преимущества и недостатки возможных вариантов для продления ПСО.

Кабмин предлагает формулу цены

Правительство послушало и "Нафтогаз", и других участников рынка, и экспертов Всемирного банка, взвесило свои шансы, посоветовалось осторожно с МВФ и, вероятнее всего, примет предложенный к обсуждению вариант постановления "Про затвердження Положення про покладення спеціальних обов'язків на суб'єктів ринку природного газу для забезпечення загальносуспільних інтересів у процесі функціонування ринку природного газу (відносини у 2017–2018 роках)". Возможно, с учетом правок, предложенных участниками рынка в ходе обсуждения проекта постановления.

Из этого документа следует, что с 1 апреля 2017 г. до 1 апреля 2018-го, если Кабмин примет соответствующее постановление, природный газ для бытовых потребителей будет стоить 4942 грн (без НДС).

Хотя, говорят участники рынка, есть варианты. Ведь расчет делался исходя из "паритета импортной цены", составлявшей на момент расчета специалистами МЭРТ 185 долл./тыс. кубометров, а сейчас цена достигла 190 долл. К тому же несколько снизились так называемые социальные нормы потребления на одного человека.

Но в любом случае Кабмин предлагает формулу, чтобы учесть как ценовые колебания, так и другие составляющие конечной цены газа для потребителей в Украине.

Согласно положению НАК "Нафтогаз Украины" обязана покупать природный газ, добытый ПАО "Укргаздобыча" и ГАО "Черноморнефтегаз", для формирования ресурса природного газа для бытовых потребителей, религиозных организаций (кроме объемов, используемых для ведения их производственно-коммерческой деятельности) и производителей тепловой энергии согласно этому документу по цене, на условиях и в порядке, которые определяются им.

Другие субъекты хозяйствования, ведущие деятельность по добыче природного газа, в том числе участники соглашений о совместной деятельности, заключенных до вступления в силу указанного положения, имеют право добровольно взять на себя обязательство, предусмотренное абзацем первым этого пункта, относительно любого объема добытого газа. В таком случае к указанным субъектам хозяйствования применяются соответствующие нормы этого положения.

Природный газ, приобретенный согласно абзацам первому и третьему этого пункта, используется НАК "Нафтогаз Украины" исключительно для нужд бытовых потребителей, религиозных организаций (кроме объемов, используемых для ведения их производственно-коммерческой деятельности) и производителей тепловой энергии. "Нафтогаз" имеет право осуществлять операции замещения между импортируемым природным газом и природным газом, приобретенным согласно абзацам первому и третьему этого пункта, с целью учета сезонных разрывов между использованием и добычей природного газа.

Пункт 9 проекта положения предусматривает, что поставщик природного газа, который в установленном порядке получил лицензию на осуществление деятельности по поставке природного газа, заключил договор поставки природного газа с бытовым потребителем или религиозной организацией (кроме объемов, используемых для ведения ее производственно-коммерческой деятельности) и является поставщиком такого потребителя в соответствующем периоде до 1 апреля 2018 г., имеет право подать НАК "Нафтогаз Украины" заявку на покупку природного газа в объеме, необходимом ему для осуществления поставок такому потребителю (далее — заявка поставщика). В случае отсутствия узла учета природного газа у такого потребителя считается, что необходимым является объем природного газа, определенный согласно нормам потребления, устанавливаемым Кабинетом министров Украины.

До 1 апреля 2018 г. НАК "Нафтогаз Украины" не имеет права отказать в удовлетворении заявки поставщика при условии выполнения таким поставщиком требований статьи 11 Закона Украины "О рынке природного газа" и подпункта 1 пункта 4 этого положения об открытии текущих счетов со специальным режимом использования.

Но наиболее интересен 12-й пункт положения:

С 1 апреля 2017 г. НАК "Нафтогаз Украины" продает природный газ согласно пунктам 9–11 этого положения для бытовых потребителей, религиозных организаций (кроме объемов, используемых для ведения их производственно-коммерческой деятельности) и производителей тепловой энергии в рамках производства тепловой энергии для населения и религиозных организаций по цене, составляющей 4942,00 грн за 1000 кубометров (без учета налога на добавленную стоимость, тарифов на транспортировку и распределение природного газа, которые подлежат обязательной оплате согласно условиям договоров распределения природного газа, и величине торговой надбавки (наценки) поставщика природного газа со специальными обязанностями, максимальный уровень которой определен пунктом 14 этого положения).

До 1 августа 2017 г. осуществляется расчет значения цены газа на уровне импортного паритета на период с 1 октября 2017 г. по 1 апреля 2018 г. за расчетный период, составляющий 12 календарных месяцев до месяца проведения расчетов, по следующей формуле:

Ц ип = {(ЦNCG х КGCV х К евро/долл. США) + (Сф х КGCV х К евро/долл. США) + (ТВимп х КGCV х К евро/долл. США) + ТвхГТС} х К долл. США (гривен за 1000 кубометров),

где Ц ип — цена газа на уровне импортного паритета (без учета НДС);

ЦNCG — среднее значение цены природного газа за расчетный период на немецком газовом хабе (NCG), определенное согласно данным компании Platts, издания Platts European Gas Daily, раздел "Platts European assessments, Netconnect Germany", евро/МВт·час;

КGCV — коэффициент, который отражает соотношение единиц энергии (МВт·час) и объема (1000 кубометров) и определяется в соответствии с информацией, приведенной на официальном веб-сайте оператора газотранспортной системы Словакии компании Eustream, a. s., среднее значение за расчетный период;

Кевро/долл. США — курс евро к доллару США, по данным агентства Bloomberg, среднее значение за расчетный период, доллар США за 1 евро;

Сф — среднее значение за расчетный период стоимости транспортировки природного газа от немецкого газового хаба (NCG) до виртуальной торговой точки на территории Словакии, определяемое как наименьшая из двух величин: действующих тарифов европейских операторов газотранспортных систем или разницы в ценах на природный газ на виртуальной торговой точке на территории Словакии и на немецком газовом хабе (NCG), которая определена на основании анализа фактических данных за год, предшествовавший году, в котором осуществляется расчет, евро/МВт·час;

ТВимп — среднее значение стоимости транспортировки природного газа в расчетном периоде от виртуальной торговой точки на территории Словакии до западной границы Украины (стоимость "выхода" из газотранспортной системы Словакии), евро/МВт·час;

ТвхГТС — тариф на услуги по транспортировке природного газа трансграничными газопроводами для точек входа в газотранспортную систему Украины, установленный НКРЭКУ (без учета НДС) и действующий в расчетном периоде, долл. США/1000 кубометров;

К долл. США — среднее значение курса гривни к доллару США, исходя из показателей среднемесячных официальных курсов НБУ за два месяца, предшествующих месяцу до проведения расчета, гривен за 1 долл.

Если рассчитанная цена газа на уровне импортного паритета превышает более чем на 10% цену природного газа, по которой НАК "Нафтогаз Украины" продает природный газ с 1 апреля 2017 г. согласно абзацу первому этого пункта, то в период с 1 октября 2017 г. до 1 апреля 2018 г. цена продажи природного газа "Нафтогазом" для бытовых потребителей, религиозных организаций (кроме объемов, используемых для ведения их производственно-коммерческой деятельности) и производителей тепловой энергии в рамках производства тепловой энергии для населения и религиозных организаций, будет равняться рассчитанной цене газа на уровне импортного паритета.

Одновременно с принятием решения об изменении цены в порядке, определенном этим пунктом, пересматривается в соответствующей пропорции цена приобретения природного газа, определенная в абзаце первом пункта 6 этого положения. То есть те самые 4942,00 грн за 1000 кубометров (без учета НДС).

При продаже природного газа поставщикам природного газа для нужд религиозных организаций и поставке природного газа производителям тепловой энергии для нужд религиозных организаций согласно этому положению к цене применяется коэффициент 0,5.

Внимательно рассмотрев формулу, вдумчивые люди поймут, что названная проектная цена в 4942 грн/тыс. кубометров весьма условная с учетом всех составляющих вышеприведенной формулы цены. Разве что Кабмин "вручную" ее будет сдерживать, задействовав административные методы. Причем самостоятельно просчитать цену смогут немногие, поскольку не владеют соответствующей информацией, необходимой для корректных расчетов. Даже относительно импортного газа НАК хочет сохранить конфиденциальность, ссылаясь на коммерческую тайну и то, что объявление контрактных цен мешает торгу с продавцами импортного газа.

За газ и его распределение предусмотрена отдельная плата

Как бы, возможно, сказали в "Нафтогазе" по поводу отдельной платы и за газ, и за его доставку газораспределительными сетями, — подарок облгазам.

В НАКе не разделяют стремления облгазов получать стабильную плату за распределение и доставку газа потребителям. Хотя если бы региональные распределительные сети находились в управлении "Нафтогаза", не исключено, что сам бы он поступил таким же образом.

Не только речи и статьи представителей "Нафтогаза" пестрят упоминаниями облгазов, принадлежащих в основном Дмитрию Фирташу, но и проект постановления Кабмина не обошелся без них. В трех предпоследних пунктах положения (п. 13–15) Кабмин сделал облгазам и облгазснабам "ню-ню!":

До 1 апреля 2018 г. поставщики природного газа, закупающие его у "Нафтогаза", обязаны поставлять такой природный газ исключительно бытовым потребителям и религиозным организациям по цене, в которой торговая надбавка (наценка) поставщика не может превышать 3,2% от цены природного газа, по которой такие поставщики закупили эти объемы природного газа у НАКа согласно этому положению (без учета НДС).

Поставщики природного газа, определенные в приложении 1 к этому положению, не имеют права отказать бытовому потребителю и религиозной организации, объекты газопотребления которого/которой находятся в пределах соответствующей территории лицензированной деятельности по распределению природного газа, в заключении договора о поставках природного газа, если такой потребитель обратился с соответствующим заявлением к поставщику.

Поставки природного газа бытовым потребителям осуществляются на основании типового договора, утвержденного согласно статье 12 Закона Украины "О рынке природного газа".

Теоретически проект постановления Кабмина, утверждающего новое положение о ПСО, расширил список тех, на кого могут распространяться спецобязательства. Мол, пусть пока в таком режиме потренируются конкурировать. А там видно будет.

К слову, в приложении к проекту постановления указан перечень облгазов и газосбытовых организаций, подпадающих под действие постановления Кабмина о ПСО. Львиной долей этих компаний управляет "Региональная газовая компания" Фирташа. И коль так часто упоминаются "фирташевские" облгазы, ZN.UA поинтересовалось мнением директора "Региональной газовой компании" Александра ПРИТЫКИ о рассмотренном выше проекте постановления, в частности цене на газ для населения, отдельной плате за доставку газа и ограниченной торговой надбавке. Вот что он рассказал:

"Постановление Кабинета министров о ПСО отложило на некоторое время коллапс на газовом рынке, который бы случился при одномоментном переходе на "свободный рынок". Об этом мы говорили ранее. Но для того чтобы всерьез говорить о продвижении к настоящему рынку газа, правительству в течение нынешнего года придется решить следующие сложнейшие проблемы:

— восстановление платежеспособности ТКЭ;

— достижение социально-политической стабильности в стране. Без консолидации основных политических сил переход на рыночные цены для ТКЭ и населения станет для правительства политическим самоубийством;

— наведение порядка в системе субсидий с их последующей монетизацией.

В то же время Кабинет министров подготовил поистине революционный шаг, разделяя собственно цену на газ и тарифы на его транспортировку и распределение. До сих пор из-за того, что все составляющие цены газа объединены вместе, в одну розничную цену, политические популисты винят облгазы в получении мифических сверхприбылей, которых на самом деле нет. Ведь уже очевидно, что оптовая цена на газ (его стоимость как товара) в Украине находится на уровне европейских стран, а в ряде случаев даже превышает его. В то же время тарифы на транспортировку и распределение газа с европейскими даже сравнивать нельзя, они абсолютно нереформированы, глубоко убыточны. Из-за этого при высоких ценах на сам газ нет средств на оказание потребителям качественных услуг.

Разделяя цену газа как товара и тарифы на его доставку, правительство разделяет "вершки и корешки". Наконец-то происходит разграничение соответствующих бизнесов газового рынка на деле, а не на бумаге. Поставка и транспортировка газа отделяются друг от друга — рынок становится прозрачным. Благодаря этому будут ликвидированы поводы для PR-манипуляций, когда представители НАКа бездоказательно уверяют общественность в многомиллионных прибылях газотранспортных и сервисных компаний с ярлыком "олигархические", которым на деле достаются от 6 до 9% от цены газа, а все остальное поступает на счета государственной монополии.

Четкое разделение цены газа и тарифов на его доставку полностью открывает "населенческий" сегмент для любых независимых поставщиков и трейдеров — они смогут напрямую получать выручку от продажи газа, без ныне действующей системы зарегулированных распределительных счетов. Газотранспортные компании не смогут навязывать потребителям "своих", аффилированных с ними, поставщиков — и это касается не только ПСО, но и других сегментов рынка, в том числе и промышленного потребления.

Еще один аспект — цена газа для населения, которая благодаря введению регулярных корректировок (цена по формуле будет пересчитываться каждые полгода) снова приблизится к действительному импортному паритету. И это позволит сделать поставки газа населению интересными для всего круга владельцев газового ресурса, в том числе и для компаний-импортеров. При этом законодательно сохраняется "страховой пояс" в виде сбытовых компаний, которые не вправе отказать бытовым потребителям в поставках газа.

Другое дело, что для широкого круга поставщиков окажется недостаточной зафиксированная в документе норма прибыли в 3,2%. Если учесть риски, характерные для поставок газа населению, — значительные неплатежи потребителей, а также расчеты за газ суррогатными деньгами, то есть субсидиями, то все же немногие добровольно займутся продажей газа населению".

***

Пока развитие ситуации вокруг ПСО и цены на газ для населения указывает на то, что правительство Владимира Гройсмана выбрало путь "осторожного реформирования" газового рынка, делая паузу после каждого маленького шага. Будь воля премьера, он с удовольствием заморозил бы нынешнее положение дел в газовой сфере, по-прежнему закрывая проблему неплатежеспособности населения миллиардными бюджетными субсидиями. Но под давлением главного кредитора — МВФ — правительству приходится приоткрывать для конкуренции все новые сегменты газового рынка, что влечет за собой необходимость корректировки той же системы субсидирования, а это уже прямо связано с политикой. Насколько в своих действиях Кабмин сбалансирует лоббистские устремления частных газовых трейдеров, газораспределительных компаний и  "Нафтогаза", стремящегося сохранить доминирующую позицию, станет понятным уже до 1 апреля.

Теги:
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 26.92
EUR 29.09