LPG на страже энергетической безопасности

ZN.UA Эксклюзив Опрос читателей
Поделиться
LPG на страже энергетической безопасности © depositphotos/norgallery
Купил баллон? Намыливай его!

На фоне неизбежного обострения энергетического кризиса украинцы активизировали поиск альтернативных источников энергии и тепла. Одним из них стал пропан-бутан. Энергоноситель мобильный, не сверхсложный в эксплуатации и, что важно, он есть в широком доступе. Но все плюсы баллонного газа доступны при одном главном условии — выполнении простых, но важных правил безопасной эксплуатации. В ином случае сжиженный газ может стать источником проблем. Именно поэтому ажиотажное увеличение количества неопытных пользователей является угрожающим в масштабах страны. Населению надо приобретать опыт, бизнесу и государству — качественно отвечать на вызовы нового времени.

В Украине настоящий бум популярности бытового сжиженного газа, «дачного» энергоносителя, довольно распространенного в Украине во времена СССР и до начала 2010-х годов и пользующегося высоким спросом во многих странах Европы. Интернет-сайты пестреют объявлениями о продаже газовых баллонов. В ход идет все: от 2,7 до 50 литров, металлические и композитные, новые и б/ушные. При этом среди десятков предложений еще надо поискать товар в наличии — спрос очень высокий.

Понять новых потребителей нетрудно: при выполнении нескольких движений сжиженный газ позволяет питать горелки, кухонные плитки, бытовые и промышленные обогреватели и даже электрогенераторы.

Сам себе газовик

Как же стать пользователем газа? Идеальная схема имеет несколько вариантов. Это может быть договор на абонентское обслуживание. Вы контактируете с организацией, которая занимается дистрибуцией баллонов. К вам приезжают специалисты и подключают полный баллон. Когда газ закончился, вместо пустого баллона вам привозят полный, подключают его, а пустой баллон едет на ТО. Вы платите только за газ. Или вы сами везете свой использованный баллон на газонаполнительный пункт для обмена. Это самый распространенный вариант в Европе, довольно редко встречающийся в Украине. При любом из вариантов баллон должен проходить соответствующую проверку, сервис и аттестацию.

Но компаний, занимающихся доставкой или продажей баллонов на заправках, в Украине, к сожалению, очень немного. Поэтому 99% новых (как и большинство старых пользователей), вопреки закону и инстинкту самосохранения, наполняют емкости на обычной автомобильной заправке, оставляя баллон без сервиса годами. Потом — привозят домой, интуитивно подключают и эксплуатируют. Именно так может начаться трагедия.

Почему в Украине почти нет специализированных предприятий и что надо делать, чтобы их было достаточное количество, — тема отдельного текста. Законодательно наполнять баллоны на АГЗС запрещено, на большинстве за это нарушение предусмотрено суровое наказание для пистолетчиков. Впрочем, это место остается самым распространенным источником обновления запасов из-за его простоты.

С одной стороны, никаких высоких технологий в пользовании газовым баллоном нет, с другой — талмуд правил эксплуатации газовых приборов написан кровью. Понимая, что специализированные конторы в достаточном количестве быстро не появятся, потребителям следует сосредоточиться на базовых несложных приемах, которые снизят опасность использования пропан-бутана в быту до минимума.

Пузырьки безопасности

При условии постоянного технического обслуживания срок службы стального баллона составляет 35–40 лет. Если же емкость не видела сервиса более пяти лет, то она переходит в зону повышенного риска.

Немало баллонов, которые были вдруг «мобилизованы», не новые. Часто это раритеты, вернувшиеся к активной жизни с дачи/чердака/OLX. Если вы приобрели именно такой, то в идеальном варианте следует обратиться в специализированную фирму для его диагностики. Гуглите, они есть. Если рядом такой нет, то хотя бы сразу после первой заправки (об основных правилах процесса немного ниже) надо обработать всю зону вентиля и ржавые места густым мыльным раствором. Пузырьки подскажут, где есть утечка газа. Отсутствие травления — не повод отказаться от сервиса на технической станции до следующей заправки.

Мыльные процедуры надо проводить после каждой заправки баллонов, в том числе новых. Редуктор и все места соединения должны быть исследованы каждый раз после подключения на месте использования.

Покупка современного композитного (нестального) баллона — не повод пренебрегать правилами. Даже больше, опытные газовики говорят, что резьбовое соединение на металлическом баллоне надежнее, чем на пластиковом. Единственный, хоть и важный плюс композитного материала, состоит в его способности своевременно треснуть и постепенно выпустить избыточное давление. Стальные баллоны, особенно старые, не такие эластичные, поэтому критическое повышение давления может привести к взрыву.

Те же требования и к малым туристическим баллончикам. Взрыв «малыша» не оставит приятных воспоминаний. Между тем посты с проблемами использования туристического оборудования дома уже ширятся по соцсетям. Кстати, самостоятельно перезаряжать мелкие баллончики я бы не советовал. Категорически.

Утечка — очень коварное свойство сжиженного газа, ведь пропан-бутан намного тяжелее воздуха. Он не смешивается с воздухом комнаты, как природный газ, а постепенно собирается в опасной концентрации в самой низкой точке, до которой может достать, например, в подвале.

Напомню, что согласно материалам расследования государственных органов именно подвал стал причиной трагедии на заправке «БРСМ-Нафта» в Переяславе-Хмельницком в апреле 2014-го, когда погибло шестеро людей. Газ вытекал из оборудования, накопился в подвале, где и дождался искры. Судя по всему, газоанализатора там тоже не было. Кстати, бытовые устройства для выявления загазованности стартуют с цены в 1000 грн. Если вы планируете системно пользоваться баллоном, то стоит приобрести.

Еще один важный совет по эксплуатации сжиженного газа: проветривайте помещение во время и после использования, угарный газ никто не отменял.

Без 15 полный

Следующее базовое правило — предел наполнения. Максимальный уровень составляет 85% от номинального объема баллона. Плотность бытового пропан-бутана — около 0,54 кг/литр. Это почти в 1,5 раза больше дизтоплива и бензина. Из-за низкой плотности сжиженный газ более буйно реагирует на изменение температуры — сильно сокращается в объеме во время мороза и резко расширяется в тепле.

Поэтому самая проблематичная ситуация, когда баллон задули под верх на морозе, а потом занесли в теплое помещение. В 2012 году четыре человека погибли в Харькове из-за взрыва баллона, который заправили на АГЗС в мороз и оставили возле обогревателя в квартире. Та же фатальная ошибка наделала бед еще во многих местах.

Наполнение на 85% почти полностью нивелирует вероятность взрыва из-за возможного скачка давления. Поэтому каждый пользователь сжиженного газа должен уметь рассчитать максимальный объем заправки. Важный нюанс, о котором надо помнить, — газ в баллоне никогда не испаряется в ноль. По собственному опыту могу сказать, что в емкости, где уже нет нормального для использования давления, может оставаться от 15 до 30% газа от номинального объема.

Алгоритм расчетов безопасного объема заправки несложный:

  1. Вычислить вес баллона.
  2. От общего веса отнять вес тары, она всегда указана на самом баллоне или на шильдике. Это будет вес остатка.
  3. Остаток делим на 0,54 и получаем объем в литрах.
  4. Номинальный объем баллона множим на 0,85 и отнимаем объем остатка. В результате находим максимальный объем газа, который можно заправлять.

Например, есть использованный 27-литровый баллон с указанным весом тары 11 кг. Предположим, что суммарный вес с остатком составляет 13,5 кг. Это значит, что в баллоне осталось 2,5 кг, или 4,6 л, газа (2,5 делим на 0,54). Безопасные 85% от 27 литров — почти 23 л. То есть надо задуть в баллон не более 18,4 литра (это 23 л - 4,6 л).

Приведу в качестве примера невеселый случай, имевший место в конце октября на Полтавщине. В службу газа обратилась женщина. Газовики, прибывшие на вызов, нашли значительно деформированный баллон, из которого травил газ. Как выяснилось, женщина купила новый наполненный 27-литровый баллон у официального дистрибьютора. Когда газ закончился, то заправила его на какой-то АЗС. Обследование проблемной емкости показало, что в ней содержалось почти 27 литров газа, то есть баллон был заправлен на 100% своей номинальной емкости. Старушку спасло то, что деформация свежей стали нового баллона помогла стравить избыточное давление. После десятков лет эксплуатации упругость утрачивается. Впрочем, и этот случай — счастливое совпадение, говорят опытные газовики.

Цивилизовать полулегальное

Ситуация с бытовым газом — серьезный вызов для всех звеньев рынка, от потребителей до государства. С одной стороны, заправка баллонов на автомобильных станциях запрещена, с другой — все понимают, что реальной альтернативы нет. Поэтому надо обезопасить все точки. Например, необходимо срочно ввести технический ликбез для существующих и потенциальных пользователей бытовых баллонов всех типов. Запустить несколько качественных видеоуроков во время телемарафона, рядом с бигбордами «Увидел мину? Не трогай!» можно повесить «Купил баллон? Намыливай его!», разместить материалы на интернет-ресурсах и вести короткие выпуски на радио. Здесь не может быть много информации.

Еще одна категория, которой надо хорошенько подготовиться, — операторы сетей АЗК. Хотят они или нет, а тысячи баллонов уже везут на заправки, и этот поток будет только увеличиваться. Другого пути удовлетворить растущий спрос на пропан-бутан в ближайшей перспективе просто невозможно представить.

«У нас заправка баллонов — табу, но мы понимаем, что спрос на эту услугу критически повысится, поэтому надо готовиться к любым вариантам. Изучаем законодательство и техническую сторону вопроса», — говорит представитель крупной сети АЗК.

Владелец небольшой сети на востоке в то же время отмечает, что вариантов уже нет. « Во-первых, заправщики будут наполнять баллоны, несмотря на запрет, просто за более высокую таксу. Во-вторых, есть моральный аспект вопроса: как отказать людям, для которых пропан-бутан является иногда единственным источником энергии на кухне или вообще в жилище?!» — говорит трейдер.

По его словам, лучше возглавить процесс, чем загнать его в еще более глубокую тень. Для базового уровня безопасности на заправке достаточно иметь проинструктированного, способного объяснить азы безопасности, рабочего, весы и мыльный раствор. Эти инвестиции по карману всем. Следующий уровень — закупка специального оборудования для заправки. Фактически заправки могут взять на себя серьезный кусок и информирования населения, и контроля состояния баллонов.

Но все эти действия могут считаться достаточными только сегодня, в аварийном режиме. На будущее надо запускать коренную реформу сферы оборота баллонов. Уже понятно, что бытовой пропан-бутан станет для украинцев важным источником энергии, как это происходит во многих странах мира. Успешных примеров, как можно организовать поставки сжиженного газа населению, вокруг много.

Больше статей Артема Куюна читайте по ссылке

Поделиться
Смотрите спецтему:
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме