Учась жить во время войны, не забывайте учить жить детей. Практические советы детского психолога

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Учась жить во время войны, не забывайте учить жить детей. Практические советы детского психолога © Getty Images
Темно, холодно, гудит, а ты продолжаешь жить

Жить (радоваться, планировать, строить, грустить, огорчаться, искать новую работу, вступать в брак) в условиях определенной неопределенности, с ограниченными собственными и окружающими ресурсами. Вот такая задача стоит теперь перед нами. 

Мы должны увидеть реальность, чтобы построить реальный план безопасности во время угрозы. Построить реальные планы, и таким образом меньше разочаровываться, рассчитывать собственные силы и расставлять приоритеты.

Но вся эта реальность противоречит нашим представлениям о мире. О том, в каких условиях должны рождаться и развиваться дети, вступать в брак пары, как дети должны расставаться с родителями, прощаться с близкими. Мы будто постоянно спорим внутри себя:

Так не должно быть.

Но так есть.

Это неправильно как-то.

Иначе не получается.

Я не хочу так жить.

Но нет сейчас выбора... 

Теперь мы лучше понимаем наших дедушек и бабушек, которые делали во время войны все то же самое, что и в мирной жизни. Но не хотим признавать, что так тоже можно. 

Знаете, видеть реальность не означает, что она вам нравится или что так должно быть и в дальнейшем. Так просто есть сейчас. 

Я могу ошибаться, но до 24 февраля слово «жить» для большинства означало радоваться, строить планы, двигаться в своем темпе.

После 24 февраля слово «жить» означало для нас больше: выжил, выдержал, справился.

Сейчас же слово «живу», скорее, означает: адаптировался/адаптируюсь, приспособился/приспосабливаюсь. 

Так получается, что все мы сейчас создаем новое представление о мире, себе, людях вокруг. 

Мы создаем новые правила, традиции, слова. 

Они зависят от обстоятельств и наших ценностей.

Не обвиняйте себя, что не можете сейчас чего-то сделать, как раньше. На это есть весомые причины. 

Но, учась жить сейчас во время войны, также учите жить и детей. 

Раньше упор делали на получение образования, физическое развитие, карьеру, общение с друзьями, отдых и т.п. Теперь мы делаем упор на действия, направленные на сохранение жизни и здоровья, и уже потом — на все перечисленное выше. 

Сейчас нет света, тепла, горячей пищи, интернета, мобильной связи какое-то время. 

Значит, нам нужно создать новые правила на это время, побеспокоиться о своей безопасности, а потом какое-то время уделить привычным вещам.

Мы знаем, что для детей до трех лет важно присутствие матери, отца, бабушки. Кого-то родного. Будьте для них центром безопасности.

«Я рядом, я побеспокоюсь о тебе», — будто говорим мы им, когда прижимаем к себе. 

Не оставляйте их с другими людьми на длительное время, играйте в контактные игры, учите новым правилам жизни через рисунки, знакомьте их с миром через сказки. Рассматривайте вместе сказочных персонажей, говорите разными голосами и гиперболизируйте (преувеличивайте) их эмоции. Купите пальчиковый театр (или вырежьте из картона), сделайте куклу из носка, нарисуйте глаза фломастером на пальце, нарисуйте кошку мелом на стене, — все это создаст волшебный мир вокруг вас. 

Для детей младшего школьного возраста важно познавать мир вокруг, взаимодействовать с новыми людьми, детьми их возраста. Важно делать что-то самостоятельно. Тут придут на помощь маленькие задания для больших помощников, ролевые и подвижные игры. Даже сидя можно надувать воздушные шарики, лопать мыльные пузыри, рисовать мелом дорогу на стене и возить машину по дороге. Можно играть в театр теней, делать всем прически, забрасывать мячики в кастрюлю или импровизированное кольцо, лепить миньонов (игрушки на присоске) на кафель в ванной, сортировать фасоль, рисовать пальчиками по манке, рассыпанной на пластиковой коробке, внутри которой есть светодиодная гирлянда. 

Для детей в возрасте от 6 до 12 лет важно получать новые знания, награду за них, признание других взрослых. 

Им важно будет проявлять смекалку, понимать, что происходит вокруг и, например, как устроены разные виды ракет. Они могут много рассказывать другим людям, с ними интересно играть в «слова», «крокодила», настольные игры, игру «паутинка» (с резинкой на руках). Можно конструировать интересные подставки для свечек или коробки для них. Они должны быть включены в общественную жизнь и регулярно получать похвалу. 

Для подростков важным остается общение с ровесниками. Поймите его правильно, когда после включения света он сразу начинает вести переписку с ними вместо того, чтобы заниматься полезными делами. Вы можете договориться, что у него есть 10 минут на сообщения друзьям, что с ним все хорошо, а дальше — время заботы о себе и подготовки к следующему отключению света. 

Хорошо было бы приобрести им МР 3-плееры, которые долго держат заряд энергии, электронные книги или хотя бы научить выключать в телефоне все приложения, потребляющие энергию в фоновом режиме. 

В темноте у нас может усиливаться ощущение тревоги из-за сложности ориентации в пространстве и усиления других органов чувства. 

 

То, что поможет всем, если мы находимся длительное время без света и тепла:

легкий массаж (можно только рук);

приятный аромат помещения;

грелка с горячей водой;

песенник с любимыми песнями, чтобы могли петь все;

шарф и гетры (отдельные части тела важно согревать);

настольные игры;

музыка (губная гармошка, гитара, импровизированные музыкальные инструменты).

 

Важно сейчас помнить и о дополнительной безопасности для детей:

труднодоступность новых нагревательных приборов или свечек;

проверять терморегуляцию тела ребенка;

проверять пищу перед подачей (без холодильника все быстрее портится).

Важно помнить, что в холодный период мы чаще использовали термобелье или термоодежду. Но для того, чтобы в них сохранялось тепло, важно двигаться. Если же большую часть времени мы сидим, то одежда должна быть хлопчатобумажной и шерстяной. 

Напоследок — изменим ситуацию, но оставим те же обстоятельства.

Пусть это будет отдых на природе. Холодно, влажно, темно, непривычные звуки вокруг, пища нетипичная. 

Но!

Единство, восхищение силой друг друга, впечатление от себя, потому что смог, горячие сердца, улыбки на усталых лицах, горячее блюдо с дымком, чашечка чая — не доверху, но на всех (дольем, когда в следующий раз чайник закипит), природа вокруг, которая просто есть (твое внимание или равнодушие не влияют на ее красоту). 

Есть вещи, на которые мы обращаем внимание больше, чем на неудобства.

Больше статей Ирины Королец читайте по ссылке.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме