"Домашнее задание" МВФ для Киева

Дарья Марчак 12 декабря 2014, 22:29
мвф

Читайте также

 

Поднимать тарифы на газ дважды в год, разрешить НБУ ограничивать валютные операции, ввести налог на люксовые авто — это только малая толика рекомендаций МВФ по итогам ноябрьского визита его миссии в Украину.

 

За последний год держатели еврооблигаций Украины и ее компаний привыкли к постоянным скачкам их котировок из-за военных действий, падения экономики и невнятных перспектив обслуживания этих долгов. Но, кажется, новость о том, что Ук­раине срочно нужно 15 млрд долл. дополнительного финансирования от МВФ, все же застала их врасплох. После публикации этой новости в Financial Times доходность украинских суверенных долларовых бондов с погашением в 2015 г. выросла с 34 до 50%.

Дополнительная помощь действительно нужна, но не так уж срочно, утверждают в Мин­фине. Украина выбрала лишь 30% действующей кредитной программы фонда. "Когда выберем 100% по действующей программе, никто не запрещает нам начать с фондом новую", — рассказывала ZN.UA директор департамента долговой и международной финансовой политики Минфина Галина Пахачук.

Как бы там ни было, 11 декабря официальный представитель МВФ Уильям Мюррей обратился к международному сообществу с призывом оказать Украине дополнительную финансовую помощь. Но даже предоставление предусмотренных программой следующих двух траншей (третий и четвертый должны быть объединены) пока под вопросом. Сейчас в украинской столице находится очередная миссия МВФ. Часть ее работы уже была сделана раньше. Еще до формирования нынешнего правительства, с 11 по 25 ноября, в Киеве работала команда фонда, которая оценила результаты работы правительства и озвучила ряд советов к дальнейшей работе.

Эти результаты неутешительны. В силу объективных причин, долгого формирования новой коалиции и банального нежелания выполнять взятые ранее обязательства Украина провалила выполнение многих структурных маяков. Теперь наверстывать упущенное придется с удвоенным рвением и скоростью. ZN.UA смогло ознакомиться с выводами ноябрьского визита миссии МВФ, проанализировав ее основные вердикты и замечания к выполнению меморандума Нацбанком и правительством Украины.

План остался планом

Как и во время летнего пре­бывания миссии, в ходе ноябрьского визита в Киев сотрудники МВФ были вынуждены констатировать: их прог­нозы относительно развития ситуации в Украине вновь оказались излишне оптимистичными.

 

Во-первых, сильнее, чем прогнозировалось, упала гривня. В результате ускорилась и инфляция —
вместо ожидаемых 19,5% она, по прогнозам фонда, теперь составит 24% до конца текущего года и 12,5% — в 2015-м.

Во-вторых, из-за сильного снижения экспорта большим, чем ожидалось, оказался дефицит текущего счета. По итогам 2014-го он увеличится до 5,3 против 2,5%, прогнозировавшихся во время прошлого пересмотра программы. Финансовый счет платежного баланса также оказался в худшем положении из-за падения прямых иностранных инвестиций, погашения газовой задолженности и снижения темпов пролонгации корпоративного и банковского долга.

В-третьих, как следствие этих процессов и масштабных интервенций на межбанковском рынке, хуже прогнозов дела и с объемом международных резервов. Теперь целевой показатель чистых международных резервов, который закладывался при прошлом пересмотре программы, оказался вне зоны досягаемости.

Наконец, из-за девальвации, роста объемов импорта газа и сокращения доходов от его транзита сильнее, чем ожидалось, в очередной раз вырос дефицит НАК "Нафтогаз Украины" (подробнее об этом — ниже).

Как итог, Украина опять не смогла выполнить целый ряд структурных маяков (то есть условий, которые Киев должен был выполнить к нынешнему визиту миссии) в этих сферах.

Правда, есть и плюсы. За первые три квартала 2014 г. ВВП сократился в годовом измерении на 3,8% меньше, чем ожидалось. Причина в том, что частное потребление сокращалось не быстро, а постепенно. Но с августа ухудшение в экономике начало ускоряться, отражая эскалацию военного конфликта на Донбассе. Теперь МВФ ожидает падения экономики на 7,5% в текущем году и на 4,3% — в следующем. Перелом тренда и начало его восстановления эксперты прогнозируют уже в первой половине 2015-го.

Кроме того, Украина по состоянию на ноябрь вроде бы справлялась с задачей удержать дефицит сектора общегосударственного управления в положенных рамках. Причем сделала это, как отметили в МВФ, со значительной маржой. Доходы бюджета держались плановых показателей, а их недобор из-за военных действий на Востоке был компенсирован мерами экономии, внедренными в июле, девальвацией и более высокой, чем прогнозировалось, инфляцией.

Правда, считают в фонде, с учетом растущей задолженности по соцвыплатам и зарплатам (за счет получателей на Востоке) и расходов на военные нужды существует риск, что к концу текущего года дефицит украинской госказны все же не уложится в плановые показатели. В бюджете-2015 и фонд, и правительство планируют заложить дефицит в размере 3,9% ВВП; общий показатель доходов сохранится на уровне 42,3% ВВП, а расходы — на уровне 46,2% ВВП, для чего нужно будет внедрить жесткую дисциплину в расходной части основной государственной сметы.

Правильным курсом

Политика Национального банка в вопросах валютного регулирования в последние месяцы вызывает сильные нарекания у украинского населения и экспертов. С начала октября по 12 декабря курс доллара на межбанке вновь повысился на 21%. Но в фонде придерживаются мнения, что шаги НБУ в этой сфере — и, прежде всего, гибкий обменный курс — все же правильны. А потому МВФ предлагает по-прежнему продолжать проводить аукционы по продаже иностранной валюты в небольших количествах, чтобы упростить определение рыночного курса валют. При этом Нацбанк должен избегать частых изменений правил проведения этих аукционов.

Чтобы снизить давление на резервы, НБУ должен ограничить продажу валюты правительству и "Нафтогазу" и иметь план действий на случай "чрезвычайной ситуации" на валютном рынке. Этот план должен предусматривать возможность дополнительных ограничений на валютные операции, если ситуация на валютном рынке вновь начнет выходить из-под контроля (хотя количественных критериев этого "выхода" в фонде не дают).

Еще одна проблема, на которой акцентируют эксперты фонда, — неточность в оценках внешнего долга корпоративного сектора и банков, из-за чего их плановые и фактические погашения (а значит, и ситуация с платежным балансом) в
2014 г. сильно разнились. Чтобы избежать повторения ситуации в будущем, в МВФ предлагают Нацбанку начать тщательную оценку внешней задолженности: ее сроков, концентрации в зависимости от типа заемщика и кредитора, и т.д. Ознакомить экспертов фонда с этой оценкой Нацбак должен уже до конца января 2015-го.

Кроме того, в МВФ советуют Национальному банку:

— продолжать удерживать эффективную учетную ставку положительной в реальном исчислении с горизонтом 12 месяцев вперед;

— разрабатывать и использовать собственный прогноз инфляции;

— разработать изменения в закон о Нацбанке, которые усилят персональную независимость членов совета Нацбанка и усилят ее наблюдательный мандат, а правление НБУ преобразуют в исполнительный комитет регулятора;

— фонд приветствует очищение банковского сектора путем вывода Национальным банком с рынка проблемных учреждений. Быстрая выплата Фондом гарантирования вкладов физлиц застрахованных депозитов должна повысить уровень доверия к ФГВФЛ и снизить отток депозитов из банковской системы. Но плюс к этим шагам и проводимой политике по докапитализации банков НБУ должен сформировать реестр кредитных рисков для финучреждений и закрыть все возможности связанным лицам обходить кредитные лимиты банков. Для этого регулятор должен создать специализированную группу, которая будет определять и постоянно отслеживать основные экономические группы, связанные с банками, и их кредитные риски, а также внести соответствующие изменения в законодательство.

Корректировка налогов

МВФ одобряет многие из идей по реформированию налогово-бюджетной сферы, выдвинутых правительством. К примеру, недавно просочившийся в прессу план Минфина по сокращению ряда социальных расходов и льгот учитывает многие из рекомендаций его крупнейшего кредитора. Но есть у фонда и много пожеланий/замечаний к реформаторскому рвению Кабмина.

К примеру, МВФ поддерживает предложения правительства по сокращению числа налогов, снижению ставки единого социального взноса. Но считает, что в случае снижения ЕСВ с 40 до 15% потери бюджета будут слишком большими, а потому предлагает ограничиться снижением до 25%.

К тому же финансировать неизбежные бюджетные потери в результате этого сокращения правительство хочет за счет "временных разбалансирующих скачков" ставки налога на доходы физических лиц и налогообложения добывающего сектора, считают в фонде. И предлагают снизить размер рентных платежей на добычу газа, вернув их к уровню июля 2014 г. По мнению миссии, после июльского повышения этой ренты они оказались значительно выше, чем принято по международным стандартам, и тормозят инвестиции в эту отрасль.

А чтобы компенсировать потери от снижения ставки ЕСВ, Кабмин мог бы заменить "военный" сбор в размере 1,5% с дохода физических лиц на прогрессивную трехуровневую структуру НДФЛ (15–20–25%). Это позволит сгенерировать достаточно доходов.

Вторая проблема в сфере налогов — то, что Киев не хочет выполнять взятое на себя обязательство реформировать льготное налогообложение НДС аграрного сектора (что было структурным маяком с исполнением к концу сентября), а вместо снижения налога на валютные операции хочет повысить его. Эксперты настаивают, что крупных сельхозпроизводителей нужно перевести на общий режим налогообложения. Ведь в то время как на сельское хозяйство приходится 10% украинского ВВП, налоговые поступления с него обеспечивают лишь 1% доходов бюджета, или 0,4% ВВП.

Помимо вышесказанного, в налоговой сфере МВФ предлагает:

— отказаться от идеи прогрессивной шкалы налогообложения пассивных доходов и установить единую ставку на такие доходы в размере 15%. Единая ставка упростит его администрирование и ограничит отток капитала;

— ввести ежегодный налог на автомобили класса люкс, что поможет взимать налоги с незадекларированных доходов;

— до января 2015 г. Кабмин должен разработать стратегию и план внедрения в жизнь усиленной дисциплины уплаты налогов для крупных налогоплательщиков и лиц с высокими доходами;

— пересмотреть критерии для автоматического возмещения НДС, в том числе правило, которое дает такое право, исходя из уровня средней зарплаты на предприятии;

— до марта 2015 г. разработать новую модель управления Государственной фискальной службы с тем, чтобы она четко подчинялась Министерству финансов, количество налоговых инспекторов было сокращено, а решения службы были независимы от политического вмешательства. Начать работу новый орган после реформы должен с 1 января 2017 г.

Газ в обмен на деньги

Не менее важная тема — дефицит НАК "Нафтогаз Украины". Из-за девальвации, роста объемов импорта газа и сокращения доходов от его транзита сильнее, чем ожидалось, в очередной раз вырос дефицит газовой монополии. Теперь его прогнозный уровень на конец 2014-го — 5,7% ВВП (против 4,3%, прогнозировавшихся при первом пересмотре программы).

Ожидаемый дефицит в 2015 г. — 3,2% ВВП. Причем с учетом ситуации в экономике фонд не исключает, что субсидии на энергоносители в 2015-м не сократятся, а вновь вырастут.

Чтобы помочь сократить дефицит монополии, в МВФ предлагают ряд шагов. Во-первых, обеспечить право "Нафтогаза" быстро взимать долги со своих должников (в том числе право налагать арест на банковские счета). Во-вторых, отменить недавно введенные изменения в методологию выставления счетов предприятиям ТЭК. И самый главный из них — перенос сроков повышения цен на газ для населения (и, как следствие, повышение цен на отопление) на 40%. Вместо мая 2015 г. оно должно состояться уже в январе и затем еще раз в июле. Тарифы для промышленных потребителей должны корректироваться ежемесячно.

Кроме того, фонд рекомендует Украине отменить постановление КМУ №596, обязывающее предприятия частного сектора до февраля 2015 г. покупать газ исключительно у "Нафтогаза". Дополнительные поступления от этого в бюджет будут скромными, ожидают в МВФ. Зато оно посылает негативный сигнал потенциальным инвесторам о бизнес-климате в Украине и защите их права собственности.

Прозрачней,
эффективней, честнее

Четвертая сфера важных преобразований — борьба с коррупцией в Украине и эффективность государственного управления.

МВФ считает, что принятый в октябре закон о Национальном антикоррупционном Бюро (НАБУ) недостаточно хорош. "Изменения, внесенные в последнюю минуту (рассмотрения документа) в Верховной Раде, ослабили изначальную версию законопроекта", — считают в фонде. В итоге хоть формально Украина и выполнила этот структурный маяк, но в Вашингтоне его просто не засчитали.

Теперь, чтобы исправить эту недоработку, парламенту нужно будет вносить в закон о НАБУ целый ряд правок, которые позволят обеспечить источник постоянной и конкурентоспособной оплаты для сотрудников этого органа, усилят его возможности по проверке профессиональной благонадежности (к примеру, с точки зрения отсутствия криминального прошлого или потенциального конфликта интересов) и т.д. Сам новый орган должен заработать до конца апреля 2015-го.

Наконец, миссия МВФ призывает Киев создать базу для раскрытия информации об активах высокопоставленных лиц и заняться, наконец, судебной реформой. Уже до 1 февраля в ВР должен быть подан проект закона о судебном сборе, который должен повысить их долю в бюджете судебной системы, улучшить эффективность судебного процесса и сократить число апелляций.

Еще один структурный маяк, который "провалила" наша страна, — изменения законодательно-нормативной базы по дерегуляции, которые должны были быть приняты до конца октября 2014 г. Пакет соответствующих документов до сих пор находится на доработке в Минэкономразвития и торговли и не утвержден даже Кабинетом министров. Более того, ранее озвученные замечания МВФ и Всемирного банка к пакету учтены в нем не полностью.

 

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
2 комментария
  • Liza_UA 13 декабря, 12:34 Погана традиція, започаткована Тимошенко з МВФ -транші без виконання зобов'язань, на жаль продовжується. Але тепер відповідальність лише на МВФ. Вже очевидно, що ніхто не примусить нашу владну бандоту почати реформи, як лише жага розпилу чергових траншів МВФ, бо все інше вони вже розпиляли до нуля. Яценюк так прямо і сказав - реформи потрібні бо потрібні транші. Не тому що потрібно зберегти країну і дати народу шанс на людське життя, а саме - йому потрібні лише гроші МВФ. Невиконання 90% маяків - це невиконання всього, бо нема навіть бажання їх виконувати, сподіваючись відкосити під приводом війни. Тому фактично від твердості і послідовності МВФ у вимогах виконання зобов'язань урядом залежить зараз Доля України. Краще б цих траншів МВФ взагалі не давав і це було б краще ніж годувати ненаситну владну бандоту, яка нічого не міняє а лише займається словоблуддям і набиває свої кишені здрискуючи після всього у Монако. Але вимоги МВФ виглядають такими наївними і запізнілими, що до нього виникає одне запитання - вони у долі у розпилі траншів чи вони дійсно такі наївні? Наприклад вимога до НБУ контролювати надання кредитів банками пов'язаним особам запізнилася на 20 років.
    lesya 13 декабря, 21:30
    У мня еже мысли были , особенно, в части возможных коррупционных денег, одолженных у МВФ. Из-за этих денег и идет борьба, и получается, что не польза а только борьба за кредиты, которые экономику никак не подняли и не сбалансировали, а наоборот, для народа ничего, зато возможность набить карман для избранных и кабала для народа, потому что получили одни, а отдавать - оказалось, что самые малообеспеченные должны отдавать. Что-то не складывается.
    Ответить Цитировать
Реклама
Последние новости
Курс валют
USD 25.90
EUR 29.17