Премьер-министр Норвегии Эрна СОЛБЕРГ: "Мы заморозили все политические контакты с Москвой"

Алексей Коваль 21 ноября 2014, 21:23
Эрна Солберг

Читайте также

Гостья из Норвегии приехала в Украину с четким убеждением, что нашей стране нужно помочь пережить зиму и найти выход из кризиса. Заметным событием в двусторонних отношениях последних месяцев стал октябрьский контракт НАК "Нафтогаз" и норвежской нефтяной компании Statoil. Таким образом, Киев впервые за долгое время смог напрямую договориться с непосредственным поставщиком голубого топлива не из России. На основании данного соглашения Украина получила перспективу увеличения поставок газа до 8 млрд кубометров в год, что почти в два раза больше заявлявшихся ранее объемов. По некоторым данным, в октябре объем фактически полученного из Норвегии газа составил 330—340 млн кубов по цене 340 долл. за тысячу кубометров. И хотя стороны сохраняют в тайне коммерческие подробности сделки, Киев, видимо, настолько доволен, что предложил норвежскому премьеру Эрне Солберг обсудить специальные условия для инвесторов из Норвегии для участия в консорциуме по управлению украинской ГТС и доступа к подземным газовым хранилищам. 

Опыт Норвегии может быть полезен Украине не только в сфере энергетики. Эрна Солберг говорила о расширении доступа товаров из Норвегии на украинский рынок, прежде всего это касается морепродуктов. А также подписала ряд договоренностей об оказании технической и экспертной помощи Украине в проведении реформ. В Киеве расширится присутствие норвежского бизнеса.

В политическом плане во взглядах на причины кризиса вокруг Украины и угрозы безопасности в Европе Киев и Осло стоят на близких позициях. Норвегия разделяет взгляды Киева на необходимость поиска мирного разрешения конфликта на востоке Украины, возникшего при непосредственном участии российской стороны. Все участники конфликта должны на деле придерживаться Минских договоренностей, сказала норвежская гостья на переговорах с украинским президентом Петром Порошенко. 

 Из Киева Эрна Солберг повезла на родину кованые розы для монумента "Железная роза для Норвегии", которым будет увековечена память жертв террористических актов в Норвегии 22 июня 2011 года. Его откроют в 2016 году. После гибели малазийского "Боинга" над Украиной Киев и Осло имеют во многом схожие взгляды на проблемы противодействия угрозам терроризма. 

Эрна Солберг посетила Майдан, отдала дань уважения героям Небесной сотни. По ее словам, после тех испытаний, которые прошла Украина за последний год в борьбе за свободу и независимость, она "заслуживает мира, стабильности и экономического роста".

Перед самым отлетом из украинской столицы норвежская "железная леди" дала интервью ZN.UA. 

— Госпожа премьер, ощущаете ли вы, что Норвегия — ее экономика, развитие в разных сферах, безопасность — страдает от геополитической нестабильности, вызванной событиями вокруг Украины, кризисом в отношениях Европы и России? В чем это проявляется? Какие изменения внесла Норвегия в свою оборонную политику в связи с агрессией России против Украины? Да и возле воздушного пространства Норвегии на прошлой неделе был обнаружен российский истребитель-бомбардировщик Су-34…

— Я думаю, что нынешняя ситуация, в которой оказалась Украина, имею в виду то, что она стала главной жертвой и потеряла контроль над Крымом, затем столкнулась с мятежом и российской поддержкой силам повстанцев на Востоке, безусловно, подрывает стабильность всей архитектуры обеспечения безопасности в Европе. И рост угроз, так или иначе, ощущает на себе любая страна. 

Сегодня действительно очень сложно понять реальные намерения России. Но я также могу отметить, что мы в Норвегии не чувствуем, что военная угроза для нас со стороны России возросла. 

То есть мы видим, как ее действия подрывают безопасность континента в целом. Мы связывали свои надежды с взаимовыгодным сотрудничеством с Россией, которая является нашим соседом. Но сегодня эти отношения находятся на чрезвычайно низком уровне именно потому, что она послала своих солдат в Украину. 

Мы не проводили определенных изменений в системе нашей обороны. Это потребует времени. Мы лишь затребовали у наших военных, руководства армии их оценки по поводу того, потребуются ли такие изменения в будущем, в долгосрочной перспективе, и тогда мы, возможно, пересмотрим некоторые положения. Но пока в этой сфере мы ничего не предпринимали. 

Но в то же время я могу сказать, что мы будем вносить определенные изменения согласно решений, принятых в рамках НАТО. То есть как член Североатлантического альянса мы также участвуем в планировании различных сценариев развития ситуации. В частности, после саммита НАТО в Кардифе (Уэльс) мы приняли участие в мероприятиях по созданию сил быстрого реагирования. Наши солдаты сейчас находятся на маневрах в Латвии. И мы продолжаем участие в миссии, длящейся уже несколько лет, по патрулированию воздушного пространства над Балтийским морем. В ней также участвуют ВВС скандинавских стран-членов НАТО. 

То есть вы должны знать, что мы наблюдаем за развитием ситуацией с большой интенсивностью, чтобы понимать, создаст ли она для нас новые вызовы. Но все-таки важнейшая составляющая обеспечения и гарантирования безопасности Норвегии, ее политики в оборонной сфере — это членство в Североатлантическом альянсе. 

— Планирует ли Норвегия оказать военную помощь Украине в ее противостоянии агрессору, в частности, поставить средства летального и нелетального действия? В чем сегодня заключается оборонное сотрудничество между нашими странами? 

— Мы присоединились к участию в фонде, цель которого — поддержка реформирования вооруженных сил Украины. Этот фонд был создан в рамках решений последнего саммита НАТО. Но сами по себе мы не можем продавать оружие странам, находящимся в состоянии конфликта. Это предусмотрено нашим специальным законом, который был принят в Норвегии еще в 1959 году и который мы все должны соблюдать.

То есть все, что мы можем делать, — это поддержка определенных мероприятий, направленных на увеличение возможностей Вооруженных Сил Украины. В частности, мы поставляем продовольственные пайки для украинских солдат. Но это не поставка оружия.

— Экономика Украины — в критическом состоянии. Каким вы видите сотрудничество Норвегии с Украиной в нынешних условиях? Какие предложения вы привезли в Киев? В Варшаве, где вы побывали перед визитом в Украину, вы говорили о целом пакете норвежской помощи… 

— Сегодня в Киеве в этом плане мы обсуждали программы поддержки госбюджета и бюджетного процесса в Украине. А также помощь в судебной реформе, в различных программах для правительства в сфере управления. Несколько ранее мы разработали подобные программы для Молдовы и Грузии и поэтому готовы делиться таким опытом. 

Мы также готовы помогать волонтерским организациям и, если говорить о гуманитарной стороне вопроса, в наших планах также предусмотрено участие в восстановлении больниц, роддомов и школ, которые были разрушены в районах, где велись боевые действия. Мы также поставляем теплую одежду для внутренне перемещенных лиц.

У нас уже есть серия определенных соглашений, которые мы реализуем. Так, например, совместно со Швецией мы договорились участвовать в мероприятиях по обеспечению безопасности украинских ядерных объектов. Так что сферы нашего участия достаточно разнообразны. На сегодня общая сумма наших вложений в реализацию всех этих мероприятий составляет 300 млн норвежских крон (более 44,2 млн долл. США). 

— В начале прошлого десятилетия существовал весьма разрекламированный проект, и даже были подписаны польско-норвежские договоренности о поставках газа из Северного моря в Польшу. Тогда представлялось возможным, что и Украина станет участником этого проекта. Но он не состоялся. Сегодня настали времена сжиженного газа. У Норвегии есть планы разработки газовых месторождений в Баренцевом море. Польша и Литва вскоре введут в строй свои СПГ-терминалы. Украина и Польша имеют проект расширения своих трансграничных трубопроводных возможностей. Таким образом, не считаете ли вы возможным перезапуск норвежско-польско-украинского газового сотрудничества? 

— Польский проект, о котором вы упомянули, — это был, действительно, коммерческий проект газопровода из Норвегии в Польшу. Так как это было решение деловых кругов, оно не требовало политических решений. Да, тогда были такие планы, потом все замерло. И сегодня никаких подобных планов не существует. Я думаю, что это все потому, что покупатели газа, строители газопровода и те, кто газ продавал, попросту не договорились. Могу лишь сказать, что мы поддержали бы идею такого газопровода, если бы он был коммерчески обоснованным проектом.

Что касается сжиженного газа, то у нас уже есть его производство на севере страны. Мы уже осуществляем его поставки на рынок, и этот рынок в Норвегии достаточно конкурентен. У нас также есть суда и плавающие терминалы для перекачки сжиженного газа. Литва заключила с нами соглашение о поставках сжиженного газа на их СПГ-терминал. Это решение было принято исходя из коммерческих расчетов. И мы не собираемся использовать резервы нефти и газа как средство для достижения политических целей. Мы ответственно подходим к этому вопросу. Но я также хочу отметить, что, как сказал ваш премьер-министр Арсений Яценюк в ходе наших с ним переговоров, на такой хорошей коммерческой основе стал возможен и договор между Украиной и норвежской компанией Statoil. И теперь мы можем поставлять достаточно большие объемы газа в Украину. 

— Ощущает ли Норвегия давление со стороны России, считающей, что она имеет монопольное право на поставку газа в Европу и Украину, особенно после подписания контракта на поставку норвежского газа в нашу страну? 

— Мы не чувствуем давления со стороны России в этом вопросе. Иногда, конечно, возникали дискуссии по ряду вопросов, но в нашем сотрудничестве не было проблем в последние десять лет. Но теперь из-за незаконной аннексии Крыма и активности России в восточных регионах Украины мы заморозили все политические контакты с Москвой. Мы также отзываем наших военных экспертов, которые работали с Россией по укреплению мер доверия, и отменили запланированные совместные маневры. Все это из-за ситуации в Украине. У нас с этим соседом остались, фактически, лишь контакты на локальном уровне — в сфере морского транспорта и рыболовства, которые просто являются постоянной практикой и от которых мы не видим смысла отказываться.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
Курс валют
USD 24.88
EUR 28.34