Отмена визового режима с ЕС: возможности и риски для Украины. Почему к последствиям нужно готовиться уже сейчас

Андрей Гайдуцкий 15 ноября 2014, 00:04
граница с ес

Читайте также

Подписание Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС открывает перспективы широкой интеграции. Она принесет Украине выгоды: усилится движение товаров и услуг, капитала и технологий. Эти же выгоды получила, например, и Мексика, начав в 1994 г. торговую интеграцию в рамках соглашения NAFTA. За 1994–2010 гг. годовой объем прямых инвестиций в Мексику вырос в 2,1 раза, экспорта — в 4,4 раза. Но главным результатом интеграции стала миграция населения, в первую очередь, мексиканцев в США. С 1994 по 2010 гг. количество мексиканцев, ежегодно выезжающих в Соединенные Штаты, увеличилось в 2,5 раза (до 10 млн чел.), а годовые объемы денежных переводов в Мексику — почти в 6 раз, до 23 млрд долл. США. И это при сохранении между Мексикой и США визового режима.

Украина и ЕС заявляют о возможности отмены визового режима для украинцев в 2015—2016 гг. с целью еще большей интеграции. Каковы вероятные последствия визовой либерализации?

Здесь представляет интерес не только опыт Мексики, но и ряда стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), вступивших в ЕС в 2004–2007 гг. Их опыт свидетельствует, что Украину ждет достаточно масштабная эмиграция населения. После вступления в ЕС в середине 2000-х гг. ключевым результатом интеграции стран ЦВЕ тоже стал массовый выезд их граждан в более развитые страны — ЕС-15. По данным Центра перспективных исследований Варшавского университета, за 2004—2007 гг. только из Польши выехало более 2,3 млн чел. (6,6% населения), из Румынии — более 2 млн чел. (почти 10% населения), из Литвы — 400 тыс. чел. (12% населения). В некоторых странах ЕС-15 количество восточноевропейских мигрантов увеличилось в разы (см.рис. 1). Например, количество поляков в Ирландии за 6 лет выросло в 30 раз, румын в Испании — в 15 раз, в других странах количество мигрантов также увеличилось в 1,5–3 раза.

Поэтому можно прогнозировать, что в течение нескольких лет после отмены визового режима из Украины выедет около 3 млн чел. — преимущественно в ЕС. И хотя ожидается пока что только отмена виз, а не либерализация рынка труда ЕС для украинцев, однако применение к Украине опыта стран ЦВЕ представляется абсолютно логичным — очень высокий разрыв в оплате труда будет сильно мотивировать наших сограждан выезжать за границу в поисках возможности заработать больше, чем на родине. В этом также весьма заинтересованы сами работодатели из ЕС. 

Так что стоит ожидать пятую эмиграционную волну, и ее основные причины будут такие же, как и у четвертой волны (в начале 1990-х гг.) — поиск лучших условий жизнедеятельности и жизнеобеспечения. По прогнозным оценкам польского Центра восточных исследований OSW, эмиграция украинцев будет усиливаться до 2028 г. В 2015–2017 гг. и 2025–2028 гг. будет активный рост, связанный сначала с отменой визового режима, а затем с присоединением к ЕС. 

Активной эмиграции украинцев будут способствовать как выталкивающие, так и притягивающие факторы. Главные выталкивающие факторы: 1) напряженная военно-политическая ситуация; 2) сложная экономическая ситуация; 3) снижение уровня занятости и реальных доходов населения. 

Главный притягивающий фактор — значительный разрыв в доходах населения между Украиной и странами ЕС, усиливающий желание украинцев поехать на работу за границу. По итогам 2014 г. средняя зарплата в Украине составит менее 300 долл. США. Между тем, в большинстве стран ЦВЕ средняя зарплата в 3–4 раза выше, а в более дальних странах ЕС-15 — в 5–10 раз. Стоит ожидать наибольшей активизации миграции украинцев именно в соседние страны — Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию и Балтийские государства. Это новая особенность пятой эмиграционной волны украинцев. 

Упомянутые страны очень заинтересованы в недорогой рабочей силе, прежде всего, потому что их граждане ряда востребованных профессий также выезжают дальше за границу (в Италию, Испанию, Германию, Великобританию, Скандинавские страны). В 2004–2008 гг. этому способствовали сами страны ЕС-15. Они понимали, что за более низкую плату получат квалифицированных специалистов для предприятий и недорогой персонал для сферы услуг. Поэтому был существенно упрощен доступ для трудоустройства граждан из стран Центральной и Восточной Европы. Это оказалось экономически обосновано и выгодно. Например, в Австрии сиделками работают значительное количество женщин-мигрантов из Словакии и Венгрии, занимающихся уходом за пожилыми австрийцами. Годовые затраты, в том числе субсидии на их содержание, не превышают
2 млрд долл. США. А если данные рабочие места отдать австрийцам, то стране это обошлось бы в 20 млрд долл. США. Ведь полная стоимость создания одного легального рабочего места для гражданина Австрии составит 80–100 тыс. долл.

Особый интерес к Украине имеет Польша — именно в эту страну в ближайшие 2–3 года выедет на работу более 1 млн украинцев. И на это есть ряд причин (притягивающих факторов). 

Первая. В Польше до сих пор наименьшая доля иностранных работников среди всех стран ОЭСР — 0,3% (в среднем по ОЭСР — 12%). То есть в ближайшее время стоит ожидать роста количества иностранных рабочих в 10–40 раз. Этому будет способствовать развитие польской экономики, где многие отрасли испытывают потребность в недорогой рабочей силе, в том числе из-за отъезда самих поляков дальше на запад и север в ЕС-15.

Вторая. В стране увеличивается количество пожилого населения. В 2014 г. оно превысит 8 млн чел. (22% населения), значительная часть которого требует ухода (и получает дотации на это). 

Третья. Привлечение украинских мигрантов — стратегическая цель Польши. По данным Центра восточных исследований OSW, более 85% польских экспертов в миграционной политике считают национальным интересом отменить визовый режим с Украиной. Кроме того, опрос OSW показал, что если политики и общественность поддерживают отмену визового режима с Украиной на 60–70%, то бизнес — на 100%. Это подтверждает необходимость и желание бизнеса привлекать украинских мигрантов для повышения эффективности своего производства.

Четвертая. В 2012 г. правительство Польши приняло программный документ "Миграционная политика Польши — современное состояние и действия", в котором фактически прописаны шаги по привлечению трех групп мигрантов на привилегированных условиях: 1) иностранцев польского происхождения; 2) студентов;
3) частных предпринимателей. Многие программы этой стратегии (в первую очередь, "Карта поляка") уже успешно привлекают украинцев. В 2013 г. украинцы уже составляли 31% всех иностранцев, в том числе 80% из стран СНГ, а также 35% всех иностранных студентов. 

Миграция украинцев — необратимый процесс. Для них работа за границей — это уникальная возможность самореализоваться, заработать на развитие своей семьи, сформировать определенные сбережения, приобрести опыт и полезные контакты. Поэтому проблема состоит вовсе не в том, что они могут уехать, а в том, чтобы они хотели и могли вернуться. Именно в этом направлении должна вестись работа, в первую очередь, государственная политика — контакт с мигрантами государство должно налаживать на всех стадиях (до, во время, после) миграции. Для этого необходимы организационные и экономические действия, направленные на стимулирование легальной циркулируемой (возвращаемой) миграции населения и аккумулирование сбережений мигрантов в финансово-банковской системе Украины (через механизм денежных переводов). Уникальному опыту в этом направлении нам стоит поучиться у Филиппин

Поэтому к активизации процессов эмиграции украинцев органам власти, финансово-банковскому сектору нужно начать готовиться уже сегодня. Такая работа должна вестись на самом высоком уровне — ведь участниками процесса являются миллионы жителей.

Какой результат может получить Украина от выезда украинцев на работу за границу? В первую очередь, существенный рост объемов денежных переводов в Украину через финансово-банковскую систему. Такой же главный результат получили и страны ЦВЕ — массовая эмиграция их населения привела к росту объемов переводов в среднем в 3 раза (за 2004–2008 гг.). Переводы в Румынию выросли в 70 раз, в Литву — в 5 раз, в Словакию — в 4 раза. По объемам рекордсменом оказалась Польша — в 2008 г. поступило 11 млрд долл. США. Если учесть объемы переводов неофициальными каналами, то эти цифры стоит увеличить в 2–3 раза.

Для Украины денежные переводы играют еще более важную роль. По итогам 2014 г. их поступления через финансово-банковскую систему составят около 7 млрд долл. или почти 7% ВВП. Если учесть переводы неофициальными (незарегистрированными) каналами, то, по экспертным оценкам, речь идет о 25 млрд долл. США или 20% ВВП. Мигранты пересылают, привозят, передают колоссальные средства, минуя банковскую систему (см.рис. 2). Например, из Польши, минуя банки, поступило более 3,3 млрд долл. США, а через банки — всего 40 млн долл. (1%). Низкий уровень официальных переводов характерен практически для всех соседствующих стран-доноров переводов. Россия — исключение, так как по данному коридору действуют очень низкие тарифы систем денежных переводов, а большинство мигрантов работает на расстоянии более 800 км. 

Поступление значительной доли переводов неофициальными каналами — это главный риск для Украины, риск невозможности аккумулировать, мобилизовать, использовать денежные переводы на благо экономики для выравнивания платежного баланса, стабилизации валютного курса, накопления золотовалютных резервов, формирования депозитного и кредитного портфеля клиентов и т. д. А с учетом роста количества мигрантов на 3 млн чел. доля неофициальных переводов может еще больше увеличиться. Ожидается, что только из Польши общий объем переводов может вырасти с 3,4 млрд долл. США до 7–8 млрд долл. в год, а сумма официальных переводов (при сегодняшних пропорциях) — до 70–80 млн долл.

Поэтому первый организационный шаг по установлению контактов с украинскими мигрантами — создание Министерства по делам мигрантов и диаспоры, главная задача которого — развитие и поддержание взаимоотношений Украины с ними. Такие профильные ведомства работают уже в 26 странах мира (из постсоветских стран — в Армении и Грузии). В целом в 56 странах мира функционируют более 400 центральных органов власти, курирующих развитие отношений со своими мигрантами. Большинство этих стран имеют количество своих эмигрантов в 2–10 раз меньшее, чем Украина (по данным Всемирного банка — 5,6 млн чел.)

Вторым важным шагом является внедрение политики стимулирования денежных переводов в Украину. В более чем 30 странах мира регуляторы и банки уделяют особое внимание мигрантам и их домохозяйствам. Например, в Индии все федеральные банки имеют специализированные услуги для мигрантов. Результат — на 01.01.2014 на счетах индийских мигрантов в Индии накоплено более 70 млрд долл. США (около 15% всех срочных средств). На Филиппинах все программы для мигрантов инициирует Центробанк — эта тема в пятерке приоритетных (на одном уровне с финграмотностью и борьбой с отмыванием преступных средств). Результат — объемы золотовалютных резервов в 2014 г. превышают 80 млрд долл. США (и это при объеме экспорта в 1,5 раза меньше, чем в Украине). 

Третьим важным шагом является разработка и реализация среди мигрантов финансово-банковских инструментов, средства от продажи которых направятся на развитие инфраструктуры Украины. Уже более 20 стран предлагают несколько типов инструментов (облигации для диаспоры, депозитные сертификаты и т. п.) для своих мигрантов. Например, Израиль уже 65 лет ежегодно размещает такие облигации среди еврейской диаспоры. Результат — привлечено почти 40 млрд долл. США, на которые построен международный аэропорт, несколько портов, автобанов и больниц. Египет в сентябре 2014 г. привлек 8,5 млрд долл. США (в экв.) на строительство второй линии Суэцкого канала. Почти 20% этих средств привлечено от мигрантов и получателей переводов.

Украинские мигранты имеют колоссальные финансовые возможности. По последним оценкам Всемирного банка, наши мигранты в 2012 г. заработали 58 млрд долл. США. Определенную часть они потратили на текущие нужды, большая часть из оставшихся средств накапливается, но, к сожалению, пока что не в Украине. В 2012 г. соотношение объемов официальных переводов к доходам украинских мигрантов составило всего 13%. В большинстве других стран с высоким количеством эмигрантов (от 5 млн чел.) доля переводов колеблется от 18% (Филиппины) до 60% (Египет). Украина имеет реальную возможность, используя лучший международный опыт, существенно улучшить это соотношение, в первую очередь, путем стимулирования переводов официальными каналами. Реализация предложенных организационных и экономических действий позволит в короткий срок установить контакт с украинскими мигрантами и их домохозяйствами, лучше подготовиться к периоду ускоренной эмиграции украинцев (2015–2017 гг.), быстрее начать получать обратный эффект (рост денежных переводов и сбережений в Украине), а также направить эти средства на развитие страны в целом.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
3 комментария
  • Pravo 21 ноября, 13:38 Тому що побіжуть українці, хто куди. Бо з України зробили що? Що зробили з України? А що роблять зараз? Було таке - "де бідному єврею подітися", стало - "де бідному українцю подітися". Ото в Євросоюз йдемо? То треба тоді вміти ділити так, щоб люди жили та працювали та добро наживали. От і казочці кінець. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • RomanK 16 ноября, 14:24 Дивна стаття і дивує позиція редакції "Дзеркала тижня", що уможливлює публікацію настільки непрофесійних речей!!! Поява таких статей підриває зусилля багатьох людей і є додатковим козирем для антиукраїнських сил для блокування зближення України з ЄС!!!!!! Про низький рівень фаховості автора свідчить те, що він плутає базові речі!!! Адже скасування візового режиму жодним чином не передбачає вільний доступ для українських громадян на ринки праці ЄС!!! Безвізовий режим уможливить вільний рух у межах ЄС, але не надає можливість працевлаштування!!! Ответить Цитировать
  • Саша Фесенко 15 ноября, 12:28 Хороша стаття, яка окреслила основні кроки, що треба зробити владі в наступні 2-3 роки. Особливо треба звернути увагу на досвід Філаппін, яка створила райські умови для своїх мігрантів і постійно вдосконалює цей досвід! Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
Киев 25 °C
Курс валют
USD 25.10
EUR 28.03