Европу захлестывает вал нелегальной миграции

Алексей Коваль 22 мая 2015, 00:00
мигранты

Читайте также

 

 

 

"В этом году в Средиземном море утонет рекордное число мигрантов", "Европа не может больше принимать беженцев", "ЕС предложит третьим странам принять мигрантов из Африки", "Флотилия ЕС брошена на перехват судов с нелегалами" — подобные заголовки в эти дни "украшают" полосы ведущих европейских изданий. Евросоюз снова говорит о том, что оказался один на один с исходом жителей африканского континента и стран Ближнего Востока, которые любой ценой (порой даже собственной жизни) пытаются добраться до обетованного европейского берега.

Очередная массовая гибель мигрантов 19 апреля в 60 милях от берегов Ливии, когда вместе с переполненным судном утонули 700, а может даже 900 мигрантов, заставила Евросоюз снова обсуждать чрезвычайные меры в миграционной политике. Однако если сравнить нынешнюю ситуацию с той, о которой мы писали почти полтора года назад ("Новости из Европы для мигрантов и просто туристов", ZN.UA, 25.10.2013), то мало что изменилось. Государства Евросоюза по-прежнему пытаются "спихнуть" неугодных мигрантов куда-нибудь подальше, игнорируя эту проблему. А меры и инициативы руководящих органов Евросоюза из-за противодействия национальных правительств пробуксовывают и не дают результатов.

SOS над Средиземноморьем

Нынешний год, отмеченный эскалацией конфликтов в Ливии и Сирии, обещает новый рекорд по числу мигрантов, пытающихся попасть в Европу через Средиземное море. В прошлом году их было не менее 170–220 тысяч. Среди беженцев также значительное число выходцев из стран к югу от Сахары, которые бегут в Европу от нищеты и голода, эпидемии Эбола, вооруженных конфликтов. В результате число жертв этого человеческого исхода уже бьет все рекорды. За последние полтора года по приблизительным данным (ибо точное количество установить сложно) в Средиземном море утонули не менее 5 тыс. человек, из них 1,8–2 тыс. — с начала этого года.

Таким образом, к старой проблеме обеспечения мигрантов всем необходимым на берегу в последний год прибавилась задача организации операций по выявлению и спасению тонущих судов с мигрантами и одновременно противодействия незаконному трафику людей. Беженцы вверяют свои жизни волнам на посудинах, не способных преодолеть 250 морских миль, отделяющих Африку от Европы. Часто эти суда не оборудованы системами связи и в случае чрезвычайной ситуации сигнал бедствия никто не услышит.

В ноябре прошлого года Европейское Агентство по управлению оперативным сотрудничеством на внешних границах государств-членов ЕС (Frontex) запросило у стран Евросоюза для проведения операции "Тритон" 2,9 млн евро в месяц, чтобы дополнительно усилить патрулирование морского пространства на 30 миль к югу от итальянского побережья двумя кораблями и двумя самолетами. Впоследствии предполагалось подключить еще три катера. Вместе с тем, Италия в прошлом году проводила своими силами операцию "Наше море" (Mare Nostrum), на которую из бюджета страны ежемесячно расходовали 9 млн евро. Власти в Риме подчеркивали, что эта их чрезвычайная миссия должна стать прелюдией к развертыванию Евросоюзом полномасштабной спасательной операции в центральной части Средиземного моря. Каково же было изумление итальянского премьера Маттео Ренци, когда он узнал, что Евросоюз в целом смог выделить на операцию "Тритон" столь незначительный бюджет. "Подождем, пока в Брюсселе придумают нечто подобное или лучше, прежде чем свернем "Наше море", — сказал тогда глава итальянского кабинета. Но затем операция итальянской береговой гвардии была все-таки прекращена по причине недостатка средств.

И вот новая, апрельская трагедия у берегов Ливии заставила лидеров ЕС с горечью признать: они допустили роковую ошибку. В ходе чрезвычайного саммита по проблеме миграции, созванного главой Совета ЕС Дональдом Туском 23 апреля, лидеры стран Евросоюза согласились утроить бюджет операции "Тритон" — он составит 120 млн евро в год, что примерно соответствует расходам, которые несла одна Италия в прошлом году. Теперь к ней присоединятся еще восемь стран. Площадь морской акватории, за которой будет осуществляться наблюдение, будет расширена.

А уже в начале мая в Средиземное море были направлены военные корабли и спасательные суда нескольких европейских стран. В результате этих усилий только в первой декаде мая в море было перехвачено 11 тысяч мигрантов и выловлены десятки мертвых тел.

В ходе этой операции интересное "ноу-хау" придумали немецкие моряки. Выявив суда с нелегалами и эвакуировав людей с борта, они 15 мая приняли решение об уничтожении "плавсредств" у ливийских берегов, чтобы перевозчики не смогли больше ими воспользоваться. В ЕС заявляют, что точно так же поступают с судами сомалийских пиратов. Однако в данном случае законность подобных действий европейцев в отношении судов под флагами других стран в ливийских территориальных водах весьма сомнительна. ЕС говорит, что запросит мандат Совбеза ООН, но Россия уже сейчас намекнула, что выступает против такой инициативы. Тем не менее, ЕС уже договорился с НАТО с июня увеличить число военных кораблей на маршрутах незаконного трафика со стороны ливийского побережья.

В этой же связи обсуждалась возможность европейской гуманитарной и военной миссии в Ливии по пресечению деятельности незаконных перевозчиков на африканском побережье, которые, помимо прочего, используют средства, полученные от переправки нелегалов в Европу (до 100 тыс. евро с каждого корабля) на закупку оружия. Таким образом они подпитывают гражданскую войну в Ливии. На представительства Евросоюза в странах Африки будут возложены функции по выявлению и отслеживанию каналов незаконной миграции, перевода денег и поставок оружия. А специальные команды в Италии и Греции будут быстрее работать над созданием баз данных по конкретным людям, чтобы скорее выносить вердикт о том, имеют ли они основания искать убежище в ЕС.

Великое расселение народов

Возвращаясь к дискуссии на экстренном саммите 23 апреля, стоит также упомянуть о двух других идеях, которые представил для обсуждения Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Во-первых, он предложил странам ЕС в зависимости от площади, размера ВВП, численности населения, уровня безработицы взять на себя "долю ответственности" по расселению части мигрантов, прибывающих в Европу. Вторая идея (впрочем, сразу отвергнутая) — найти пути легализации мигрантов еще до того, как они решат стать "нелегалами". Он предлагает упростить получение разрешений на работу в тех странах, где уже сказывается нехватка рабочих рук. "Давайте откроем им двери, пока они не залезли через окно!" — увещевал лидеров Юнкер, но его никто не послушал. 

Но вот желание взять на себя долю ответственности за судьбу, по крайней мере, части мигрантов, которым разрешат остаться в Европе, выразили на этот раз больше стран-членов ЕС, чем ранее. Согласно обнародованному 13 мая документу под названием "Европейская повестка по миграции", обязательных квот не будет, поскольку Великобритания, Дания и Ирландия уже добились для себя права вообще не принимать мигрантов из других стран ЕС. В то же время, по состоянию на 2014 год большинство из 600 тысяч мигрантов, ожидающих легализации в Европе, стремились получить право на проживание в Германии и Швеции, а Франция принимала значительное число беженцев из Сирии. В то же время в Европе действует правило, что за убежищем мигранты должны обращаться к властям той европейской страны, куда прибыли изначально. Чтобы изменить это, по новому пилотному проекту Евросоюз будет стремиться в ближайшие два года расселить в 25 странах-членах (согласно квот) 20 тысяч мигрантов из лагерей беженцев за пределами ЕС, потратив на их адаптацию 50 млн евро. По расчетам Еврокомиссии, исходя из вышеупомянутых критериев для каждой страны, больше всего беженцев примет Германия — 18,4%, за ней следуют Франция (14,2%), Италия (11,8%) и Испания (9%). Швеция получит лишь 3% квоту. 

Эти меры лидеры будут обсуждать на саммите Евросоюза 25–26 июня, в то время как ряд экспертов и неправительственных организаций выразили сомнение в эффективности такой стратегии решения вопроса. Ведь только в Ливане и Турции численность выходцев из Сирии, живущих в лагерях для перемещенных лиц, достигла одного миллиона человек. 

Также интересно будет вспомнить, что, по крайней мере, еще в марте европейские чиновники из правоохранительных структур вновь заговорили о возможности расселения мигрантов, стремящихся попасть в страны Евросоюза, в третьих странах, которые пока членами ЕС не являются, но соседствуют с Евросоюзом. Стоит вспомнить, что такие проекты Брюссель прорабатывал и с Украиной еще несколько лет назад — с правительством Николая Азарова.

На данный момент европейские чиновники констатировали, что ситуация на Балканах и в Украине не способствует реализации планов в этом направлении. Потому возможно, что лагеря временного содержания мигрантов будут создаваться при финансовой поддержке ЕС непосредственно на африканском континенте. Таким образом, Европа, вероятно, сможет решить еще одну проблему — чрезвычайно сложный процесс возвращения незаконных мигрантов в те страны, с территории которых они попытались проникнуть в Евросоюз.

Таким образом, трагедия в Средиземном море в очередной раз заставила Евросоюз искать общие подходы в решении проблемы мигрантов. И хотя по признанию многих европейских экспертов, эта проблема ненамного уступает по важности вопросам преодоления последствий экономического кризиса, лидеры ЕС уделяют ей совсем мало внимания, если степень этого "внимания" измерять уровнем запланированных расходов. Выходит, что для Евросоюза вопрос жизни и смерти тысяч людей представляется куда меньшим приоритетом, чем, например, спасение банков Греции.

Однако проблема выработки общей миграционной политики в рамках ЕС имеет не только экономическую и гуманитарную составляющую, но в большей степени подвержена политическим разногласиям. Страны севера и юга Европы, страны "периферии" и те, что расположены внутри континента, по-прежнему отстаивают различные подходы. И пока никакие человеческие трагедии не способны заставить их действовать сообща.

Теги:
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
Курс валют
USD 25.33
EUR 28.60