Годовщина тендерного головотяпства

Андрей Марусов 12 июля 2013, 19:30
головотяп

Читайте также

Головотяпами же прозывались эти люди оттого, что имели привычку "тяпать" головами обо все, что бы ни встретилось на пути.

Стена попадется — об стену тяпают; Богу молиться — об пол тяпают...

М.Салтыков-Щедрин "История одного города"

9 июля в Крыму наблюдалось необычное движение по поводу прибытия "всей региональной рати" на празднование 63-й годовщины президента Виктора Януковича. Можно не сомневаться, что никто из них не напомнил гаранту о другой годовщине, пришедшейся на начало июля. Год назад, 4 июля 2012 г., Верховная Рада голосами регионалов, а также коммунистов и литвиновцев спрятала от граждан и даже самой власти все закупки, проводимые государственными и коммунальными предприятиями за собственные средства. Это миллиарды гривен, отданных практически в бесконтрольное распоряжение их менеджеров.

Год назад регионалы уверенно заявляли, что, мол, собственные средства госпредприятий не являются государственными или бюджетными, а посему предприятия вольны распоряжаться ими, как захотят. Более того, тендерные процедуры (вместе с обязательным обнародованием информации) не дают им нормально конкурировать с частным сектором. Или даже позволяют иностранным конкурентам получать даром некую важную коммерческую тайну.

Они с порога отметали возражения оппонентов, включая представителей ЕС, о том, что такой шаг приведет к расцвету коррупции.

Деньги любят точный счет и оценку. Попробуем выяснить, кто же оказался прав.

Журналистский проект "Наші гроші" сравнил на основе данных "Вестника государственных закупок" объемы госзакупок в первом полугодии 2012-го (307,7 млрд грн) и 2013-го (131,9 млрд грн). Разница составила более 160 млрд грн! Согласно результатам исследования, практически перестали публиковать тендерную информацию такие гиганты, как Одесский припортовый, "Турбоатом", "Киевгорстрой" и угледобывающие предприятия.

Эта сумма не может считаться следствием принятия лишь одного злополучного закона. Во-первых, прошлым летом те же регионалы вывели из-под тендерных процедур закупки естественных монополий, превышающие 5–10 млн грн.

Во-вторых, в текущем году весь объем госзакупок значительно уменьшился. По данным Госстата, если в первом квартале 2012 г. запланированный на год объем закупок составлял 570 млрд грн (вместе с тендерами, которые собирались проводить без процедур), то в первом квартале этого года — лишь 311 млрд грн.

Минэкономразвития недавно опубликовало отчет о функционировании системы госзакупок в первом квартале 2013 г. Согласно его данным, количество объявлений о проведении закупок в течение отчетного периода уменьшилось на 43% по сравнению с первым кварталом прошлого года.

Такое падение специалисты министерства объясняют именно влиянием закона: "Уменьшение количества объявлений связано с изменениями в закон о госзакупках, в соответствии с которыми они (закупки) проводятся предприятиями лишь в случае их осуществления за государственные средства"!

Более точную оценку потерь можно получить с помощью данных Госстата. С 2010 г. его тендерная статистика указывает стоимость всех закупок, проведенных заказчиками без применения тендерных процедур (см. табл.).

Если в первых кварталах 2011-го и 2012-го средняя доля беспроцедурных закупок составила около 13%, то в первом квартале 2013 г. — едва ли не в четыре раз больше: почти половину! Если бы этот показатель оставался неизменным, то стоимость всех беспроцедурных закупок госпредприятий составила бы около 4 млрд грн.

Таким образом, вследствие всех прошлогодних законодательных изменений в первом квартале года текущего минимум около 10 млрд тендерных гривен госпредприятий оказались в тени — вне контроля общественности.

Впрочем, нужно помнить, что это приблизительная оценка. Хотя бы потому, что система сбора тендерной статистики Госстата несовершенна. Так, согласно недавно обнародованным результатам анализа Центра политических студий и аналитики, Госстат "потерял" около 80 млрд грн в своей сводной тендерной статистике за прошлый год...

Кроме того, полученный показатель не учитывает закупки предприятий, в которых госдоля превышает 50%, ибо в их случае сказывается влияние слишком многих факторов.

Способствовали ли изменения закона росту коррупции на госпредприятиях? Получить ответ на этот вопрос позволяет апрельское письмо СБУ в Кабмин с красноречивым названием "О криминализации сферы государственных закупок". Оно оказалось в распоряжении ZN.UA и было опубликовано на сайте газеты в начале уходящей недели.

Глава СБУ оценил размер убытков от коррупционных сделок в этой сфере в 10–15% расходной части госбюджета ежегодно (от 35 до 52,5 млрд грн). И недвусмысленно связал их с выведением в тень закупок предприятий за собственные средства. С конкретными примерами злоупотреблений. Его обеспокоенность понятна. Не только граждане, но и органы власти потеряли доступ к информации обо всем массиве этих закупок.

В феврале этого года лидеры трех оппозиционных фракций в Раде зарегистрировали законопроект №2207, который обязывает госпредприятия публиковать отчет о каждой закупке за собственные средства. Казалось бы, он является непроходным из-за позиции регионалов и их сателлитов.

Однако весной Инна Богословская в прямом эфире заявила, что фракция Партии регионов готова его поддержать. На практике единодушного голосования регионалов и оппозиции так и не состоялось. Видимо, сработало отсутствие среди авторов законопроекта хотя бы одного нардепа-регионала. Кроме того, насколько известно автору, специальная рабочая группа во главе с И.Богословской намеревалась разработать комплексные изменения в закон с учетом и норм проекта №2207.

Примечательно, что в опубликованной ZN.UA переписке СБУ, Кабмина, а также АМКУ, МВД, Минэкономразвития и Минфина глава СБУ фактически предлагает поддержать положения законопроекта оппозиционеров — "для устранения предпосылок злоупотреблений". Представители всех ведомств, кроме Минфина, достаточно ясно выразили свою поддержку этой идеи.

Интересно, что летом прошлого года Минэкономразвития тоже предлагало предусмотреть "норму относительно необходимости обнародования информации о закупках, которые будут осуществляться госпредприятиями за собственные средства" (см. " HYPERLINK "http://gazeta.zn.ua/ECONOMICS/viktor_fedorovich_poslidovniy.html" Виктор Федорович Послідовний", ZN.UA №26 от 3 августа 2012 г.).

Что ж, появилась надежда, что, вернувшись осенью из отпусков, оппозиционеры и регионалы таки договорятся и обеспечат хотя бы минимальную открытость этих закупок.

...А президенту-имениннику не позавидуешь. В 2011 г. он отверг законопроект о выведении в тень тендеров госпредприятий. Мол, это противоречит стандартам ЕС. Через год его поддержал (близились выборы, нужен был "кэш"?). А теперь бояре и челядь рекомендуют все отыграть назад. Ну как тут не вспомнить "Историю одного города"? С жителями-головотяпами и градоначальником города Глупова Дементием Брудастым, у которого вместо головы был органчик всего лишь с двумя мелодиями: "Не потерплю!" и "Разорю!"...

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
9 комментариев
  • андрей 18 июля, 10:01 "Представители всех ведомств, кроме Минфина, достаточно ясно выразили свою поддержку этой идеи." - это неправда Минфин поддержал этот законопроект смотрите соответственый експертный высновок Минфина.
    автор 18 июля, 12:43
    Ну, я ориентируюсь на переписку СБУ-КМУ и письмо Минфина. Что он пишет: "Міністерство фінансів… підтримує пропозиції СБУ, спрямовані на подальше удосконалення системи держзакупівель… Міністерство прийме участь в опрацюванні відповідних законопроектів…" А какие именно предложения СБУ?! Сравним, например, c отзывом АМКУ: "Комітет не заперечує проти внесення змін ... в частині зобовязання замовників... оприлюднювати зазначену вище інформацію...". Ясно и четко. Отзывы МВД и МЕРТ цитировались в самом сообщении ЗН о переписке. Впрочем, если у Вас есть экспертный вывод Минфина на сам проект 2207, то я буду Вам благодарен за его копию. Мои контакты - 067 282 99 70, marusov собачка mail.ru
    андрей 19 июля, 09:27
    Относительно "ясности и четкости" Витяг з експертного висновку: "7. Пропозиції щодо розгляду законопроекту: Міністерство фінансів не має зауважень до законопроекту." Также считаю что труд журналистов направленый на усовершенствование вопросов которые являются важными для общества похвальным. Поэтому желаю успехов.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Людмила 15 июля, 17:28 Ну сколько уже можно голосить по поводу закупок? На эти тендеры отвлекается куча людей, исписывается масса бумаги, а результат очень сомнительный. По моему мнению, эти тендеры - конкурсы нужно оставить только для тех товаров/услуг, где есть реальная конкуренция - продукты питания, канцтовары, стройматериалы и пр. А если предприятию нужно купить оборудование, то все равно будет куплено импортное и именно такое, какое выбрано, не говоря уж о запчастях и комплектующих. Может, хватит имитации бурной плодотворной деятельности? Ответить Цитировать Пожаловаться
  • ЧМВ 14 июля, 10:15 Никак не могу врубиться в суть этой борьбы борьбической по поводу тендеров и собственных средств заводов. Чтобы было яснее, конкретный пример. Есть некий солидный государственный холдинг, но государственный он только по названию да подчинению какому-то департаменту. На самом деле, государство ему ничего не заказывает - нет денег в бюджете. Завод находит заказчиков на стороне, в том числе и среди азиатских тигров. Подписывает контракты и начинает работать над ним. Откуда деньги на закупку материалов и комплектующих? Три варианта: аванс заказчика, собственные средства и кредиты. Государство нервно курит в сторонке. У кого покупать материалы и комплектующие? А выбора, собственно, и нет, поскольку продукция уникальная и хорошо, если найдётся хоть один производитель на всём СНГ, а потому часто приходится соглашаться с его ценой поставки. Тендер тупо не с кем проводить! Итак имеем: деньги не бюджетные, а производитель материалов один. Бум проводить тендер? Ау, господин Марусов, к Вам вопрос: бум или не бум? Бум понапрасну тратить деньги (заводские кровные деньги!) на проведение тпендеров-шмендеров или не бум? А если бум, то ради чего? Ради прозрачности? Но неужели непонятно, что сам завод не заинтересован в переплатах, не заинтересован тратить СВОИ деньги? Кстати, после выполнения заказа, завод первым делом рассчитывается с государством, то бишь с бюджетом, хотя ни один из них ничего хорошего заводу не сделал.
    автор 14 июля, 14:47
    Я тоже хотел бы верить в то, что руководители госпредприятий свято не заинтересованы в переплатах, не хотят выводить его средства в свои карманы через посредников \ конвертационные центры и т.п. Но факты говорят об обратном. А факты - упрямая вещь. В том же письме СБУ приводятся примеры такого поведения менеджеров госпредприятий. Ну а "Наши гроши" кишат примерами, когда государственные \ коммунальные предприятия проводят закупки по космическим ценам. И за этими предприятиями стоят известные политики и чиновники. "НГ" ведь ничего не выдумывает: берет документы (!) на портале "ВДЗ", сравнивает цены, пробивает собственников по ЕДР... Ну и относительно законопроекта 2207. Он не заставляет госпредприятия проводить тендеры. Он всего лишь заставляет их публиковать ключевую информацию о проведенных закупках. Никогда не поверю, что это будет невыносимым бременем для госпредприятий. Если они действительно такие честные, то пусть отчитываются...
    ЧМВ 14 июля, 17:06
    Благодарю, мне ваша позиция ясна, но согласиться с ней я не могу. Если речь идёт о посредниках и конвертационных центрах, то никакая ключевая информация делу не поможет, тем более, что в значительно большей степени их услугами пользуются наши же драгоценные олигархи, но ведь никто не ставит вопрос о том, чтобы Ахметов или Коломойский отчитывались за свои закупки, хотя вот уж где счёт не на миллиарды, а на триллионы! Я не говорю о том, кто крышует эти самые конверты...
    автор 14 июля, 17:19
    Я точно знаю, что коммунальные предприятия тоже прибегают к услугам конвертационных центров (которые, в свою очередь, уже все под контролем донецких). Причем, не для облегчения хоздеятельности, а для обналичивания на собственный карман. Конечно, это не триллионы. Но в результате услуги таких компредприятий чудесным образом начинают увеличиваться для украинцев. Логично предположить - если б они закупали по рыночным ценам, то рост был бы поменьше. Это факты. Парочка недавних примеров недавно была опубликована... Ну а обязать их публиковать результаты... Ок, если они такие белые-пушистые, то для них никакой угрозы в этом не будет, а трудозатраты небольшие (они ж не померли, когда обязаны были и публиковать, и тендеры проводить...).
    андрей 18 июля, 09:51
    Хотел бы отменить о так называемых "собственых" средствах государственных предприятий, а именно: Государство на каком то этапе предоставило госпредприятию основные средства, землю, обеспечило рабочей силой тобиш потратило значительный финансовый ресурс (могло например альтернативно положить этот ресурс на депозит, купить золота т.д. и получить соответсвенный доход). И для того что управлять госпредприятием государство нанимает менеджера (директора), который должен эффективно управлять этим предприятием обеспечивая соответственно рост капитализации, доходы бюджета и решая стратегические или социальные государственные вопросы. В ситуации когда директор управляет госпредприятием как частным предприятием, "как хочу так и верчу" а не получится управлять так это же "собственные средства предприятия" ничего страшного. Вот и за таких горе директоров "собственные" средства госпредприятий и оседают в частных карманах. А "о том, чтобы Ахметов или Коломойский отчитывались за свои закупки," отмечу а вы попробуйте закупить работая на Ахметова или Коломойского что-нибудь в "три дорога" вам не удастца отвертеться что это же "собственные" средства и такому менеджеру (директору) каюк.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
Курс валют
USD 25.49
EUR 28.47