«МОЮ ЗАРПЛАТУ ЖЕНА НАЗЫВАЕТ ПОСОБИЕМ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ…» ИНТЕРВЬЮ С ГОССЛУЖАЩИМ, НАЧАЛЬНИКОМ УПРАВЛЕНИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ А.В.НЕДБАЙЛО

Иван Крайний 14 октября 1994, 00:00

Читайте также

- Александр Валентинович! Мнение высокопоставленных должностных лиц Украины - руководителей Кабинета министров, министров, глав областных и городских администраций по широкому кругу актуальных проблем достаточно регулярно излагается в печати. В то же время чиновники среднего и низшего звена государственного аппарата управления, по моему, абсолютно не заслуженно обделены вниманием журналистов.

- Ну, почему же? Отнюдь. Ваш брат журналист апеллирует к нам и нас склоняет достаточно часто. Преимущественно тогда, когда следует найти и заклеймить позором виновного в головотяпстве либо волоките. Причем, зачастую, незаслуженно, поскольку чиновник действует в строгих рамках тех функциональных обязанностей и полномочий, которые на него возложены. А вот покритиковать истинного виновника - скажем, вице-премьера, министра силового ведомства, представителя президентской администрации - не каждый газетчик осмелится - могут дать сдачи.

- Ну и как, на ваш взгляд, рядовому госслужащему сейчас живется при тотальном обнищании основной массы населения? Бытует мнение, что вполне сносно.

- Подобные слухи очень далеки от реальной действительности. Мою зарплату жена называет пособием по безработице. Даже стыдно вам сказать... В три раза ниже той, от которой бегут в Россию украинские водители троллейбусов.

- А как же недавно принятый Верховным Советом Закон о государственной службе. Неужто не улучшил положение?

- К сожалению, очень незначительно. Этот законодательный акт в итоге оказался достаточно далеким от тех благих намерений, которые преследовали его создатели. Так что сегодня труд государственных служащих продолжает оставаться таким же низкооплачиваемым, как и многих других категорий трудящихся.

- Ну а служебные ранги?

- А ранги это, простите, фикция. Если чиновник-профессионал с 20-летним стажем работы в органах государственного управления получит в результате 6-7-й ранг, а вчерашний директор колхоза либо руководитель периферийного МП, пусть и уважаемый человек, сегодня волею случая ставший депутатом ВР, устанавливает себе 1-й ранг. Что это такое, как не дискредитация нашей профессии?

- Да. Престиж вашей профессии действительно не высок.

- А как ему быть высоким, если даже многие из оказавшихся сейчас на вершине государственной власти в стране не понимают, что госслужащий - это такая же нужная профессия как, скажем, слесарь, продавец, комбайнер. Ведь совсем не случайно, что на Западе чиновники входят в элиту общества. Они уважаемы, высокооплачиваемы, обладают существенными государственными льготами, широкими социальными гарантиями. А общество капитала, как известно, денег на ветер не бросает.

- Но вы не можете отрицать, что ныне независимая Украина унаследовала от Союза непомерно разбухший государственный аппарат. - Верно. Но в понятие государственный аппарат входят многие исполнительные структуры различных уровней и с совершенно разными функциональными задачами. Это областные, городские, районные администрации, и исполнительная служба Верховного Совета, и аппарат Кабинета министров, и недавно созданные отраслевые отделы и управления администрации Президента, и, естественно, министерства, госкомитеты. А посему, коль в ваших словах я улавливаю мысль, далеко не оригинальную, о сокращении численности управленцев, скажу так... Украина остро нуждается в серьезной реформе государственной власти вообще. И как производное от этого - в реформировании государственного аппарата в частности. Но это должна быть обоснованная, хорошо продуманная акция, а не так, как это делается нынче. Например, вот уж более двадцати лет на моей памяти и без того карликовое Министерство культуры, где я имею честь сейчас служить, лихорадит от систематических, спускаемых сверху директивах о сокращениях и преобразованиях. За этот же период некоторые министерства-колоссы разраслись до такой степени, что построили себе в центре города целый административный микрорайод. Повторяю, сокращения следует проводить, но исключительно адресно, и не превращать в контексте сверхзадачи эту работу в бездумные кампании.

- Насколько я осведомлен, вы несколько раз переходили из центрального аппарата в подведомственные организации и все-таки вновь возвращались в свое министерство. Чем это было вызвано?

- Причин ухода с аппарата было несколько. Но, вероятно, главная - жесткий, если не сказать жестокий пресс административно-бюрократической машины того времени, полностью подавлявшей инициативу, творческий подход к делу, возможность брать на себя ответственность в решении вопросов. Ведь неинтересно, обладая определенными знаниями и опытом в своей профессии, оставаться винтиком, от которого ничего не зависит. Ну а возвращался, потому что понимал, что служба в аппарате - это все-таки мое дело, которому я много учился, которое я и знаю, и люблю.

Министерство уже давно отказалось от командно-административных методов управления культурой. Не руководит, например, формированием репертуара театров и концертных организаций, не ограничивает экономическую деятельность учреждений, предприятий и организаций культуры...

- И тем не менее...

- И тем не менее мы обязаны осуществлять государственную политику в сфере культуры, кстати, как это делается в каждом цивилизованном и уважающем себя государстве. А что для этого, в первую очередь, необходимо?

- Финансирование?

- Верно, но не совсем. В первую очередь для этого нужно, чтобы высшие руководители независимой державы поняли, наконец, порочность бытующего в верхах мнения: в тяжелых для государства условиях экономических и материальных трудностей следует вначале выйти из этого сложного положения, построить демократию, а уже потом бросить все силы и заняться Культурой. Вот когда будет осознано, что демократия - это, в первую очередь, высокая духовность общества и как следствие этого высокое чувство долга, профессионализм и компетентность, честность, порядочность, тогда и от финансирования будет прок. А пока сфера культуры продолжает финансироваться по остаточному принципу. В результате актеры, режиссеры, музыканты - цвет нации влачат жалкое существование, они просто обнищали. Обидно. Какие были мольбы к бывшему президенту Кравчуку! Он в свое время обязан был помочь, но, кроме обещаний и декларативных заявлений, практически мало что для искусства сделал.

- А сейчас возглавил Фонд поддержки развития искусства...

- По-моему, это даже в некоторой степени цинично с его стороны.

- Вы пока без министра. Какого человека вы хотели бы видеть на этом посту?

- Который любил бы не свою высокую должность, а свою работу. Знаете, мне довелось в разное время иметь деловые отношения с 6 министрами культуры и 17 заместителями министра. И далеко не все из них заграничным вояжам и представительству в различного рода многочисленных праздничных мероприятиях предпочитали ежедневный кропотливый труд в служебном Кабинете, В своем большинстве это были милые симпатичные люди, которые в силу различных, подчас не всегда зависящих от них обстоятельств оказывались в должности руководителя отрасли. И искренне хотели принести пользу. А вообще, на мой взгляд,' 75% успеха руководителя такого ранга - правильно подобранная команда профессионалов. Конечно, если она подбирается не по принципу кумовства или личной преданности, а по деловым качествам.

- Но один из высоких руководителей - членов правительства в своем недавнем интервью сказал, что он не понимает, что такое команда применительно к аппарату управления.

- Тогда ему следует посочувствовать.

- Почему?

- Потому что, когда он это поймет, для него уже будет слишком поздно...

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 25.64
EUR 27.25