ФЕЛЛИНИ - БЕЛЫЙ КЛОУН

Владимир Войтенко 20 января 1995, 00:00

Читайте также

Сегодня исполняется 75 лет со дня рождения Федерико Феллини. Уже больше года, как он ушел в лучший из миров. Говорят, что Маэстро не оставил после себя ни банковских счетов, ни материальных ценностей. Он истратил все заработанное на протяжении долгой кинематографической жизни...

Феллини начинал как сценарист в двадцатилетнем возрасте - придумывал гэги для комических фильмов режиссера Марио Маттоли. «Заставлять людей смеяться, - признался Мастер позже, - мне всегда казалось самым привилегированным из всех призваний, почти как призвание святого». Он стоял у истоков нового послевоенного итальянского кино - «неореализма», в частности, был ассистентом режиссера в фильме Роберто Роселлини «Рим - открытый город», участвовал в разработке сценария и постановке не менее знаменитой «Пайзы». А уже третий его самостоятельный фильм - знаменитая «Дорога», подарившая нам печальную и светлую историю Джельсомины, - вызвал бурные дискуссии в итальянской прессе относительно дальнейшей судьбы этого кинематографического течения. Режиссер же определил для себя главное так: «...Неореализм поставил перед собой задачу стать гуманизмом, любовью к жизни, поэтикой миролюбия». «Дорога», в конце концов, возвестила миру о том, что возник особый кинематографический материк, название которому «ФЕЛЛИНИ». И фильмы, выроставшие на этом материке, всегда отвечали наивысшим нравственным принципам, провозглашенным художником в молодости.

К счастью, из всего западного кино лентам Феллини удавалось наилучшим образом преодолевать «железный занавес». И они, безусловно, оказали большое влияние на формирование нескольких творческих поколений в СССР и, в частности, в Украине. «Дорога», «Восемь с половиной», «Амаркорд», «Репетиция оркестра», «И корабль плывет...» - эти картины стали неотъемлемой частью не только итальянской, но и нашей культуры. Сколько цитат, реминисценций, настроений и состояний, навеянных образами прекрасных картин Маэстро, щедро рассыпано в произведениях отечественной литературы и искусства! Да и просто - скольких людей вдалеке от Италии они вдохновили на что-то хорошее...

В чем «загадка Феллини»: в демократичности его карнавальных фильмов, в кинематографической революционности или в художественной изысканности? А, может, в этих размышлениях Мастера, которые, в любом случае, могут многое объяснить: «Наша беда, несчастье современных людей - одиночество. Его корни очень глубоки, восходят к самым истокам бытия, и никакое опьянение общественными интересами, никакая политическая симфония не способны их с легкостью вырвать. Однако, по моему мнению, существует способ преодолеть это одиночество: он заключается в том, чтобы передать «послание» от одного изолированного в своем одиночестве человека к другому и таким образом осознать, раскрыть глубокую связь между одним человеческим индивидуумом и другим».

Или вот в этих - они тоже проявляют одну из характерных черт, присущих картинам великого режиссера: «Мне кажется, что наиболее общественным элементом в человеке является Тайное. Не из любви к расплывчатому спиритуализму, а из-за любви к человеку, к жизни нас влечет прислушиваться к Тайному».

А впрочем, можно найти еще много различных объяснений...

Феллини истратил всего себя, создавая одновременно веселые, печальные и загадочные фильмы. Они и составили наследие кинематографического гения, оставленные человечеству...

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 27.06
EUR 29.18