Выгоды и риски Соглашения об ассоциации с ЕС

101863063.jpg

Читайте также

Подписание Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом — единственное средство в арсенале президента Януковича, способное уравновесить драматический с точки зрения внешнеполитических последствий для Украины эффект харьковских соглашений прошлого года. Скорее всего, даже при лучшем сценарии развития событий Украине удастся лишь вернуться к привычному многовекторному балансированию — формату, который никак нельзя назвать удачным для государства, подобного нашему. Эта стратегия не принесла ничего хорошего во времена Кучмы и вряд ли станет правильной в сегодняшних, более суровых условиях — расширившихся НАТО, ЕС и усилившейся России.

Менее оптимистичные сценарии — затягивание процесса переговоров или их срыва — самым негативным образом отразятся и на внутриполитических позициях президента, многократно подчеркивавшего приоритетность евроинтеграционного курса, и (в еще большей степени) на и без того слабых возможностях Украины отстаивать свои интересы на международной арене. Провал переговоров и срыв подписания Соглашения приведет к нарастанию невыгодной для Украины несбалансированности в отношениях с ЕС и, с другой стороны, к дальнейшему ослаблению возможностей нашей страны в отношениях с Россией. Ухудшены будут и позиции Украины по широкому кругу общеевропейских вопросов.

Но есть и другая опасность. Даже будучи подписанным, Согла­шение об ассоциации может так и не стать полезным инструментом выстраивания дальнейших отношений Украины с Европейским Сою­зом. Это может произойти в силу значительной асимметрии потенциалов партнеров, а также их разного видения роли в судьбе друг друга.

Для ЕС соглашения об ассоциации — довольно практичный инструмент. С их помощью обеспечивается создание благоприятной для Союза внешней среды. В зависимости от специфики конкретных стран и регионов на повестке дня могут появляться различные вопросы — от торговых барьеров до проблем безопасности. В обмен на доступ к своему рынку и технологиям ЕС стремится открыть страны-партнеры для воздействия своей «мягкой» силы — через нормативное, правовое, культурное и общеполитическое влияние. Соглашения об ассоциации становятся частью более широкой стратегии, направленной на обучение других государств (разумеется, в первую очередь, соседей) «говорить на языке» Европы, в большей или меньшей мере разделяя общеевропейские ценности.

Осуществление этой стратегии определяется в каждом конкретном случае комплексом обстоятельств. Диалог со странами Средиземно­морского бассейна затрагивает важные для ЕС проблемы безопасности наряду с экономическими и торговыми вопросами. Партнерство с государствами Восточной Европы нацелено, кроме всего прочего, на поиск форм дальнейшего сближения или, как это бывает в отдельных случаях, на подготовку либо поиск альтернативы полноправному членству.

Для Украины же соглашение является не только инструментом, но и символом. С его подписанием связана дальнейшая судьба европейского курса и/или его альтернатив. Ведя переговоры с ЕС по пово­ду соглашения в целом и условий зоны свободной торговли как его неотъемлемой части, Украина решает свои извечные геополитические дилеммы. В силу этого технические аспекты переговоров приобретают часто излишний идеологический или политический подтекст.

Этот подтекст оказывает двоякое воздействие. Во-первых, он тормозит переговоры, повышая цену отдельных вопросов. Принци­пиально важными для Украины являются проблемы квот на сельскохозяйственную продукцию, адаптация к европейским нормам и стандартам (включая авторское право и наименование отдельных видов продукции), энергетическая политика и безвизовый режим. Если эти вопросы рассматривать в рамках переговоров о создании зоны свободной торговли, то решение будет найдено во взаимных компромиссах (например, сохранение квот на экспорт украинского зерна в ЕС в обмен на повышение квот на экспорт мяса). Если же выходить за рамки торговли и придавать политическое значение этим вопросам, переговоры будут замедляться.

Во-вторых, политизация переговоров открывает дорогу для вмешательства третьих сторон. Этого трудно было бы избежать в любом случае, но, наделяя подписание Соглашения об ассоциации геополитическим смыслом (и подчеркивая его), Украина повышает ставки в политической игре. Последняя выходит за рамки собственно соглашения, затрагивая общие вопросы архитектуры европейской безопасности. Евроинтеграция Украины в этом случае становится частью процесса распределения сил и функций между ключевыми европейскими институтами — НАТО, ЕС, ОБСЕ, а также региональными организациями и отдельными государствами. Проблема заключается в том, что в этих более широких рамках царит неопределенность. А значит, Украина будет сталкиваться с конфликтами геополитических интересов крупных международных акторов, не будучи в состоянии влиять на ситуацию.

Значение российского фактора не стоит, на наш взгляд, демонизировать или преувеличивать, но давление России на внешнеполитический курс Украины неизбежно. При этом в пользу России говорит дефицит политических рычагов для защиты своей позиции, испытываемый Украиной после серии несбалансированных уступок прошлого года. В этой ситуации нашей стране придется предпринимать нестандартные шаги по поиску таких компромиссов, которые могли бы приносить пользу не только нам и ЕС как непосредственным участникам переговоров, но и России в качестве заинтересованной стороны. Спектр возможных решений может находиться как в области экономического сотрудничества, так и в сфере решения политических вопросов и проблем безопасности. Исходя из теории асимметричных отношений, для нашей страны был бы предпочтительнее первый путь.

Здесь кроется важный для Украины нюанс. Соглашение об ассоциации для ЕС — не обязательно подготовка к членству. В большинстве случаев это его замена. Понимание этого различия поможет избежать традиционной ошибки, которую совершают страны с заведомо более слабыми переговорными позициями, — связывания различных конкретных переговорных вопросов с более широкими и абстрактными обязательствами. В случае с Украиной таким обязательством выступает обещание вступления Украины в ЕС в будущем. Вопрос членства в ЕС — слишком комплексный и требует не обещаний, а многолетней подготовительной работы. Очень мало практического смысла заключается в акцентировании заявления о перспективе такого членства, если только это требование не используется с целью добиться уступок в других вопросах или не служит для затягивания времени.

Существует еще одна форма политизации процесса переговоров, избежать которой Украине не удастся. Это выдвигаемые Евро­пейским Союзом требования по соблюдению основных демократических прав и свобод, в центре которых — права человека. Комп­лекс демократических норм — это базовая ценность для ЕС, ключевое требование при начале любых партнерских отношений. Оно связано как с историей, так и со стратегическим видением Евросоюзом своей роли в современном мире и лежит в самой основе его нормативной силы. Эти ценности не могут быть предметом торга и компромиссов, и ЕС, пользуясь правом более сильного участника большинства переговоров, которые ему приходится вести, стремится «навязать» именно такие рамки. Для Украины было бы принципиальной ошибкой не считаться с этим или думать, что эти требования можно каким-то образом обойти. Если вся история украинской евроинтеграции чему-то и учит, то именно тому, что без демократических реформ ни о каком сближении с ЕС речь идти не может.

В этом контексте соответствие нормам европейской демократии — ключевая предпосылка заключения любых важных соглашений с ЕС, и Соглашение об ассоциации не является исключением. Свидетельства нарушения прав человека, свободы слова и ключевых политических свобод станут непреодолимым препятствием. Поскольку Соглашение об ассоциации содержит политический компонент, отклонения от демократических стандартов наверняка поставят под вопрос его подписание и/или ратификацию.

Сложившаяся в силу всех этих факторов ситуация вокруг подготовки Соглашения об ассоциации примечательна своей асимметричностью. Она проявляется а) в различной относительной ценности объектов переговоров; б) в акцентировании разных сфер сотрудничества и в) существенно отличном удельном весе партнеров в структуре интересов друг друга. В таких условиях Украине целесообразно придерживаться следующих принципов.

Целостность. Готовящееся Соглашение об ассоциации представляет собой систему взаимосвязанных обязательств, общий смысл которых сводится к углублению режима сотрудничества Украины с ЕС. В этом контексте политические, нормативные и правовые факторы неотделимы от экономических и торговых аспектов, поскольку рассматриваются Европейским Союзом как обязательные элементы общей стратегии.

Гибкость. Нынешняя стадия переговоров требует уступок. В силу сложившейся в течение последнего года ситуации Украина больше других заинтересованных сторон теряет от затягивания переговоров. Из этого вытекает необходимость идти на уступки и модифицировать тактику переговоров. В то же время, пределы таких уступок должны быть четко обозначены, а каждый шаг навстречу требованиям ЕС — сопровождаться четкими объяснениями причин. В этом случае у второй стороны переговоров не сложится впечатление о готовности Украины уступать «просто так».

Широкое стратегическое видение. В заключительной стадии переговоров необходимо снова поставить перед собой вопрос о роли, которую Соглашение об ассоциации будет играть для Украины в случае подписания и ратификации. По возможности желательно избавиться от иллюзий об исключительности значения Украины
для ЕС и надежд о членстве в Союзе как скором последствии Соглашения. Вместо этого нужно осознать, что подписание этого документа стратегически означает включение Украины в орбиту нормативного влияния ЕС — с вытекающими из этого последствиями в политической и экономической сферах, а также вопросах безопасности. Экономические выгоды, которые Украина получит от создания зоны свободной торговли, это своеобразный «пряник», выдаваемый Европейским Союзом тем государствам, которые становятся частью системы безопасности по периметру его границ. Активность Украины на этих направлениях сможет максимизировать выгоды от соглашения, в то время как пассивная внешняя политика, скорее всего, превратит его в технический документ.

Подводя итог, можно сказать, что основная опасность для Украины на заключительном этапе подготовки Соглашения об ассоциации с ЕС заключается в искажении — сознательном или не очень — его роли и места. Соблазн представить подписание этого документа как большую внешнеполитическую победу, использовать его для выравнивания дисбалансов в отношениях с ключевыми геополитическими игроками могут сыграть с Украиной нехорошую шутку. И наоборот — понимание работы механизмов, скрытых в документе (в том числе на основании изучения опыта других стран-партнеров ЕС), готовность на практике внедрять европейские стандарты и подходы в различных сферах общественной жизни, а также способность частично компенсировать асимметрию в отношениях с ЕС смогут превратить Соглашение в настоящую внешнеполитическую победу.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
14 комментариев
  • Татьяна 19 декабря, 00:54 За Державу обидно. Хотя проПиарились мы на весь мир. И как то приятно стало на какой то момент, борятся за дружбу с нами и Россия и Европа. Понятно зачем, а всё-таки, приятно побыть центром, хоть на недельку. Одно молю, только бы небыло никакой войны. Справимся. К сожалению изменить коррупционный уклад жизни нам не под силу. Не то поколение, рано ещё. Мы ещё той закалки, а дети наши тоже ещё не революционеры. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Наталья 18 декабря, 15:06 Такое впечатление, что все прочитали статью и никто не понял про что она.... Но написать всякую ахинею не поленились... А статья одна из немногих, в которой профессионально сделан политический анализ Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Oleg 11 декабря, 03:41 Очень странно, что на Украине (или "в Украине", не знаю как правильно) демонизируют Россию. Считаю что Россия вставляет палки в колеса... Ребята, ну 99% россиян вообще не понимают что там у вас происходит и смотрят на все это движение просто как на шоу. Тут своих забот хватает... Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Оля 29 ноября, 15:30 Полностью согласна!!!! Ответить Цитировать Пожаловаться
  • дед ивашко 27 ноября, 17:45 люди добрые! поясните мне,старцу, зачем мы добились независимости, а теперь с таким усердием на протчжении уже нескольких лет лезим в ЕС Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Ася 25 ноября, 23:19 Россия нас всегда не любила и унижала. Это не наше спасение!
    Александр 4 декабря, 09:50
    С чего это она нас не любила. Мы и есть Россия. Русские и мы - украинцы сначала создавали Российскую империю. Потом после ее развала выходцами из территорий бывшей Речи Посполитой (за исключением Ульянова и Джугашвили; читайте биографию лидеров большевизма) через некоторое время создали новое мощное гос-во, победили объединенную фашистскую Европу, совместно создали сильные (и взаимосвязанные) научно-технические и промышленные центры в Поволжье, в Сибири, Казахстане, Дальнем Востоке, Харькове, Днепропетровске, Запорожье. Об уровне жизни на Украине и в России до и после разъединения. Мне есть с чем сравнивать: как мои родственники в Днепропетровске жили в 70-80-е годы и как они стали жить (точнее выживать) после отделения Украины от России. Как Самара жила (да и все «голодное» Поволжье) и как стали жить после отделения от Украины (прямо скажу, не бедствуем и на Украину к «корням» не тянет). Сильным ударом для экономики именно наших двух стран (наиболее развитых в научно-техническом плане в СССР) был развал промышленной кооперации. Россию спасли природные ресурсы. Запад Украину не спас и не спасет, поверьте мне: Украина для него лишь средство ослабить Россию. Самая большая беда для России сейчас дефицит своих (славянских) профессиональных кадров. Эта угроза рано или поздно может привести к потере территории. И развал России (которого так добиваются на Западе) через некоторое время приведет и к гибели Украинского государства.
    Александр 4 декабря, 19:51
    " Россию спасли природные ресурсы." Кои имеют свойство заканчиваться. В кадрах Вы не нуждаетесь, введя въезд по загранпаспортам в вашу державу. Терять территорию бойтесь на востоке, там чтят Великого МАО. А ослабление России от чрезмерной коррупции, как и у нас, бездельничанья и пьянства (тоже, как у нас). Предлагаю, бросить имперские закидоны и в труде, на деле доказать, что мы СЛАВЯНЕ.
    Александр 5 декабря, 13:23
    Ну трудитесь, трудитесь. Только с вступлением в ЕС ваш труд весь прахом пойдет. Не сможете вы конкурировать с европейскими странами. Производительность труда и в России и на Украине всегда была ниже чем в Европе (так исторически сложилось). А после развала экономических и научно-технических связей о какой эффективной экономике можно говорить. После вступления Украины в ЕС Россия закроет для вас границы, что бы защитить свой рынок. И тогда баста карапузики - доигрались в независимость. Рынок есть рынок (дружба дружбой а табачок врозь). *Коррупция, бездельничанье и пьянство в России были всегда (хотя конечно такого беспредела не было как сейчас). Самое главное раньше были крепкие семьи по семь человек. А сейчас благодаря вдалбливанию молодежи западных "ценностей" институт семьи разрушается. Если на Украине запас человеческого (славянского) ресурса довольно высок (из-за высокой плотности изначального заселения), то в России он с каждым годом размывается притоком с юга чуждого сложившимся культурным-историческим ценностям и интересам России и Украины элемента. Понятно, что правительство да и сам народ россейский виноваты, но это уже другая тема ("доклад" посвящен объединению усилий восточного славянства по спасению единого культурного и социально-экономического пространства в интересах будущих поколений).
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Ася 25 ноября, 23:18 Россия нас всегда не любила и наживалась на нас! это не наше спасение.
    александр 28 ноября, 16:59
    Милая Ася, позвольте узнать, а сколько вам лет то и каким жизненным багажом вы обременены? Образованием, опытом , мудростью...?? Или ВЫ, сударыня, из того собрания студентов что бегает на Майданах наших? так они всего этого не имеют же!!! это дети, несовершеннолетние в большом проценте!!! им еще учиться и учиться надо !!! и не только в школе!!! А их, этих полуграмотных детей , водят по улицам, выводят на ночные майданы, ДЕЛАЮТ ИЗ НИХ ТАК НАЗЫВАЕМЫХ ГЕРОЕВ.....Этих кличков , тягнируков, и того еще получеловека пороть публично, за спекуляцию детской неразумностью!!! ПРЕМУДРЫМ МНИТЬ СЕБЯ ГОТОВ ЛИШЬ ТОТ , КТО ЗНАЕТ СЛИШКОМ МАЛО... ПОСТИГШИЙ ИСТИНУ ВЕКОВ- ВДРУГ ВИДИТ - ЭТО ЛИШЬ НАЧАЛО.... О.ХАЙЯМ
    Ответить Цитировать
  • Петр 25 ноября, 12:34 Соглашение это мягко говоря "дерьмо" для Украины. В нем ни одного обязательства Евросоюза перед Украиной, а только одни требования. Подписав соглашения Украина убьет свою Экономику.Посмотрите что случилось с Сербией,тоже самое будет и с Украиной. Мы славяне кроме как друг другу больше никому не нужны и Европа никогда не будет относиться к нам на равных. А те люди, что сейчас на майдане митингуют просто зарабатывают деньги ,за то что участвуют в митинге (порядка 50-100 долларов за день). Давно известная технология свержения власти, достаточно вспомнить 2004 год. Надеюсь Правительсто Украины не поддастся на провокацию и натиск со стороны Европы. Спасение Украины это Россия, а не загнивающий запада со своим кризисом. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Укр 31 октября, 02:47 Ребята журналисты, вы психически вменяемы ?
    АЛКСАНДР 28 ноября, 17:04
    А ЖУРНАЛИСТЫ .... ОНИ ЖЕ НА РАБОТЕ!!! БЫЛА У МЕНЯ ОДНАЖДЫ БЕСЕДА С ОДНИМ КИЕВСКИМ ЖУРНАЛТИСТОМ.... У НИХ КАК НА ЗАВОДЕ У СТАНКА !! ТОКАРЮ ГОВОРЯТ КАКУЮ ДЕТАЛЬ НУЖНО ТОЧИТЬ, ОН ЕЕ И ТОЧИТ. НЕ ВЫТОЧИТ,, ЕГО ПРОБЛЕМЫ. САМИ ПОНИМАЕЕТЕ. А ТУТ ЕЩЕ И ПЕНА ПОЯВИЛАСЬ..... НАДО ЭТУ ПЕНУ ОТРАБОТАТЬ... ДА И ВСПЛЫТЬ НА ПЕНЕ ПРОЩЕ. ТОНЕТ ТО ВЕДЬ ЗОЛОТО- ОНО ТЯЖЕЛОЕ
    Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
USD 25.64
EUR 27.25