А СЭМ И НЫНЕ ТАМ… СОЗДАНИЕ БЕЗОПАСНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ - ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА. К СОЖАЛЕНИЮ, ПОКА НЕ РАЗРЕШИМАЯ

Лидия Суржик 4 ноября 1994, 00:00

Читайте также

Беда, как говорится, приходит неожиданно. Хотя эту, как и многих других из разряда экологических, следовало если не ожидать, то предполагать. А значит и избежать. Однако...

Смертельная опасность, словно коварная змея, заползла на шахту «Александр-Запад» 2 декабря 1989 года с территории Горловского химического завода. От проникновения в горные выработки хлорбензола три человека умерли тут же, под землей. В ходе аварийно-спасательных работ из-за отсутствия надежных индивидуальных средств защиты от высоких концентраций хлорбензола получили различной степени отравления и были госпитализированы 228 горноспасателей и 66 шахтеров.

Двоих пострадавших извлечь из забоя так и не удалось. Через месяц с согласия родственников было «произведено их условное захоронение».

Теперь о местонахождении бывшей шахты свидетельствует лишь большая бетонная плита с двумя скромными обелисками погибших горняков. Ценой своей жизни они запретили «выдачу разрешений на новое строительство объектов и предприятий, использующих или производящих ядовитые химические, пожаро- и взрывоопасные вещества, над горными выработками и площадями залегания полезных ископаемых».

Впечатляет выводы комиссии, назначенной приказом Госгортехнадзора для установления причин аварии. Как явствует из документа, проникновение в выработки шахты хлорбензола и других вредных веществ произошло из-за утечек на складе легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ) Горловского химического завода, построенного еще в тридцатые годы на выходах угольных пластов. Устаревшее оборудование эксплуатировалось с грубейшими нарушениями норм безопасности. «Строительство склада ЛВЖ было произведено без горногеологического обоснования и без разрешения, а его эксплуатация осуществлялась с грубыми нарушениями технологических регламентов».

Никаких мер по недопущению разливов ядовитых жидкостей на предприятии не принималось, вследствие чего они попадали не только в горные выработки шахты «Александр-Запад», но и соседних шахт имени Калинина и имени Карла Маркса, а также серьезно осложняли экологическую обстановку в Горловке.

То есть беда подстерегала не одна, в любой момент могла разразиться настоящая катастрофа. К сожалению, в последние годы экологические бедствия у нас преобладают надстихийными в чем, понятно, виновна не только пресса. А еще лет десять назад тема загрязнения окружающей среды в средствах массовой информации затрагивалась лишь вскользь, с привычной осторожной оглядкой, как бы чего не вышло. Более того, даже в научных статьях запрещалось упоминать слово «загрязнение». Хищническому разграблению природных ресурсов претило такое понятие, как экология или же мониторинг окружающей природной среды. Несмотря на «загнивающий» (следовало понимать в прямом и переносном смысле) Запад, у нас по-прежнему было все благополучно. Ибо, как приказано понимать, по другому быть не могло. Несмотря на опустошение экономически выгодных для эксплуатации угольных пластов в Донбассе, открытых сбросов соленых шахтных вод в реки и, в частности, превращения р.Ингулец в нижнем течении в кладовую нефтепродуктов, а в «треугольнике» Рубежное - Кременная - Северодонецк выявлено такое изобилие различных химических компонентов в открытом состоянии в жизненно важных зонах, что он уже «окрещен» острословами в менделеевский. Большие регионы Украины - как то Донецко-Приднепровский, акватории Черного и Азовского морей, Полесье и Крым, не говоря уже о чернобыльской зоне, отнесены к экономически напряженным районам иначе говоря, опасным для проживания.

Начиная с 1991 года, специалисты Министерства охраны окружающей природной среды, осознавая угрозу, нависшую над населением Украины из-за бесконтрольного природопользования, ищут пути для оперативной оценки антропогенной нагрузки буквально на каждый квадратный километр территории. Нужна четкая картина того, что происходит в любом уголке Украины. Иначе невозможно получить полное представление о здоровье нашей среды обитания - земли, воды и воздуха, а значит невозможно вовремя распознать и оценить надвигающуюся опасность, тем более ее предотвратить.

Впервые в четвертом квартале 1992 года из госбюджета Министерству были выделены средства (более 80 миллионов карбованцев по тогдашним ценам) на разработку системы экологического мониторинга - СЭМ «Украина». В 1993-1994 г.г. специалисты Минприроды должны были провести обследование объектов, разработать технические задания с тем, чтобы на их основе приступить к проектированию СЭМ. Предполагалось в первую очередь проводить работы по созданию системы экологического мониторинга в наиболее экологически напряженных регионах, попытаться отработать там такую модель, которая бы позволила управлять процессом создания условий безопасного проживания.

Однако за истекший период с СЭМ «Украина» произошли существенные метаморфозы. Как-то затерлось звучное название, а, предполагаемая цельная система начала дробиться, распадаться на куски и осколки, которые стали именоваться соответственно названиям ведомств (водохозяйственный мониторинг, мониторинг мелиорированных земель и т.д.)

В сентябре 1993 года Постановлением Кабинета Министров Украины (№785) утверждено Положение о государственном мониторинге окружающей природной среды. Согласно этому документу, осуществление наблюдений, в частности за состоянием водного бассейна возложено на Госводхоз. Ведомству надлежит заниматься «обобщением и анализом информации о радиоактивном и химическом загрязнении воды, водных объектов комплексного назначения, систем межотраслевого и сельскохозяйственного водоснабжения, водоемов в зонах влияния атомных станций, а также информации о состоянии земель в границах влияния мелиоративных систем, переформирования берегов и гидрологического состояния прибережных зон водохранилищ, учетом использования вод».

Положением также установлено, что названная деятельность должна осуществляться на государственном, региональном и территориальном (локальном) уровнях, с использованием современных компьютерных технологий и средств связи, путем автоматизации процессов сбора, анализа и передачи экологической информации. Причем главная задача экологического мониторинга в системе Госводхоза определена как обеспечение Государственных органов систематической и оперативной информацией о состоянии окружающей среды, прогнозами и предупреждениями о возможных изменениях, а также разработка на этой основе научно аргументированных рекомендаций для принятия управленческих решений.

Спустя пять месяцев постановлением коллегии Государственного комитета Украины по водному хозяйству утверждена ор-ганизационно-функциональная и информационно-техническая структура мониторинга Госводхоза Украины с долгосрочными мероприятиями по ее организации как составной части системы государственного мониторинга окружающей природной среды Украины.

На реализацию намеченных мероприятий (а это, в частности, корректирование программы гидрохимического и радиологического контроля мелиорируемых земель, приобретение оборудования, приборов и т.п., обеспечение комьютерной и др. техникой, дополнительные кадры и их обучение, приобретение спецавтотранспорта и передвижных лабораторий) предполагается выделить из госбюджета в 1994-2000 г.г. 67592,3 миллиона карбованцев, из них в нынешнем году - 31125 млн. крб.

Тем не менее организация единой научно-технической политики при внедрении в отрасли мониторинга, взаимодействие систем мониторинга Госводхоза и СЭМ «Украина» идут крайне медленно. Если научно-технический центр мониторинга мелиорируемых земель уже создан на базе подразделений института гидротехники и мелиорации, то вопрос о создании центра водохозяйственно-экологического мониторинга, что называется завис в воздухе. «Укрводрадиология» вместе с «Техупром», «Укрводресурсами» и «Укрводэксплуатацией», которым предписывалось в трехмесячный срок подготовить предложения на отраслевом уровне по сбору, обработке, анализу и обобщению экологической информации, разработке прогнозов изменений состояния водных объектов и т.д., отделались молчанием. В результате работы по созданию центра водохозяйственного мониторинга решили переложить на институт водохозяйственно-экологических проблем. Таким образом подготовка положения о центре водохозяйственно-экологического мониторинга при Госводхозе затягивается на неопределенное время. Здесь не лишне напомнить, что со дня подписания постановления Кабмина №785 прошел уже год.

Тем временем на сцену, где продолжается действо под названием «СЭМ» выходят все новые действующие лица, которые претендуют... - нет-нет, не на главную роль! Пусть участь мальчиков для битья остается Минприроде! - на свой, ведомственный мониторинг. Вот уже и киевский «Водоканал» планирует создание своего подведомственного контрольного центра на том основании, что Днепру и Десне нужен хозяин, а значит и мониторинг. Самой лучшей в мире аппаратурой и оборудованием планируется оснастить лаборатории с целью осуществления контроля за качеством воды. Казалось бы, что в этом плохого?

Однако прелести ведомственного контроля нам известны не понаслышке. На какую объективную и достоверную экологическую информацию можно рассчитывать в ситуации, когда каждое ведомство будет иметь свой подведомственный мониторинг?

СЭМ «Украина» предполагает давать полное представление об экологическом состоянии всей страны. Ведь окружающую среду следует изучать не выборочно, а последовательно, систематически, полно и всесторонне. Если же (а к этому идет) СЭМ растащат по кускам, это значит, что никто не помешает углублению негативных процессов в природе. Потери времени в этом деле, в прямом смысле слова, смерти подобны.

Еще никто не нашел долгожителей в загрязненных зонах.

P.S. Затрагивая эту очень назревшую тему, автор никоим образом не претендовал на всю полноту ее освещения. Цель публикации - привлечь внимание к проблеме. Ученым и специалистам, желающим высказать свое мнение в отношении СЭМ «Украина», наш еженедельник любезно предоставит свою газетную площадь. Лишь бы это, в конце концов, послужило для пользы дела...

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 27.04
EUR 29.06