Полезные "вредные" советы. Если ваш ребенок "поступает" в школу. И не только в первый класс.

123
dolzow4.at.ua

Читайте также

Когда мы говорим о вступительной кампании, то обычно имеем в виду поступление в вузы. Но есть и другая, "школьная" вступительная кампания. Это поступление в 1 класс, а также в старшие классы лицеев и гимназий. И она уже стартует.

В связи с этим предлагаем родителям наши "вредные" советы. Почему вредные? Потому что, к большому сожалению, школы иногда нарушают правила приема. И родители, которые не дадут этого сделать и будут дотошно и скрупулезно интересоваться этим, рискуют заработать себе в школе славу вредных и дотошных. 

В отличие от вузовской вступительной кампании, в школьной не все прозрачно. Здесь очень силен субъективный фактор. Кроме того, зачастую "поступление" связано с "добровольным вступительным взносом" и "чем вы можете помочь школе". А значит, есть вероятность того, что конкурентная борьба между поступающими зависит не только от знаний и потенциала ребенка, но и от финансовых возможностей и связей родителей.

А вот по количеству претендентов на одно место школьная вступительная кампания в отдельных случаях может быть даже серьезнее, чем вузовская: в Киеве, например, в некоторых престижных школах в прошлые года конкурс достигал десяти человек на место.

Но все же существуют определенные правила и законные рамки для организации собеседования и конкурса. И они позволяют провести более-менее справедливый и прозрачный отбор (там, где это не запрещено законом). 

А вот теперь переходим к нашим полезным "вредным" советам. Начнем с выбора школы. Для первоклассников очень важны близость к дому или хотя бы удобный маршрут "школа-дом" с минимумом пересадок. 

Конечно же, не менее важно, насколько качественно обучают в школе. На что здесь ориентироваться? Часто родители судят о качестве работе школы по результатам ВНО. Несмотря на критику экспертов, ежегодно как грибы растут всевозможные рейтинги школ на основе результатов тестирования. Если они высокие, значит и школа чудесная. Но есть небольшое "но". Не секрет, что к ВНО готовятся не только в школе — многие ученики занимаются с репетитором или ходят на курсы. Гораздо интереснее, мне кажется, посмотреть на результаты олимпиад (причем не столько районных, сколько городских и уровнем выше). Много ли призовых мест берут ученики этой школы? В каких проектах они участвуют? Много интересной информации может дать и сайт школы. Какие интересные мероприятия здесь организовывают для детей, какие кружки работают. Мне, например, всегда интересно, насколько сайт школы "живой", современный и "человеческий". 

Естественно, собирая информацию о школе, не лишним будет обратиться к сарафанному радио: мамы, чьи дети уже учатся в присмотренной вами школе, с удовольствием поделятся впечатлениями о ней. А будущим первоклассникам, может, и посоветуют учителя, который выпускает сейчас четвертый класс, а значит, с сентября возьмет первый. Напомню классический совет: в первом классе выбирают не столько школу, сколько учителя. И здесь не стоит гнаться за известными и популярными учителями, которые у всех на слуху. Молодая учительница с горящими глазами, любящая детей и свою работу, может быть совсем-совсем не хуже.

А теперь непосредственно о конкурсном отборе в разные классы. Сразу отмечу, что он разрешен только в специализированных школах, а также лицеях и гимназиях. Обычные общеобразовательные школы не имеют права его проводить, здесь достаточно просто подать документы.

Независимо от того, в какой класс поступает ваш ребенок, в первый или же в десятый, есть общие правила организации конкурса. Они изложены в документе, который называется "Інструкція про порядок конкурсного приймання дітей (учнів, вихованців) до гімназій, ліцеїв, колегіумів, спеціалізованих шкіл (шкіл-інтернатів)" (далее —Инструкция). Все нюансы поступления пересказывать не будем, возьмем главное.

Во-первых, правила конкурсного приема должны быть оглашены не менее чем за два месяца до начала конкурсного отбора. Объявление об условиях конкурса и его сроках должно быть вывешено на стендах учебного заведения. Как и образцы заданий. Вам не нужно бегать по школе, хватая за руки завучей и учителей, и выпрашивать у них информацию: "Не позже чем за месяц до начала конкурса в помещении учебного заведения вывешивается перечень вопросов по учебным предметам, по которым будут проводиться экзамены, а также темы творческих работ с указанием требований к их содержанию, порядку оформления". 

Для будущих первоклассников конкурс проводится на основе собеседования, а для учеников старших классов могут быть организованы конкурсные экзамены: не более двух — для 5-классников и не более трех — для 10-классников. 

На конкурсных испытаниях (экзаменах или собеседовании) школьника или будущего первоклассника могут спрашивать только в соответствии со школьными или детсадовскими программами. Такая норма прописана в Инструкции. Особенно актуальна она для будущих первоклассников: задания для них должны носить скорее диагностический характер. Собеседование в 1 класс — это не контрольная по математике и не зачет по английскому. Оно должно длиться не более 30 минут и в присутствии родителей, а в состав приемной комиссии может входить не более трех человек, включая психолога.

Иногда престижные учебные заведения организовывают ну очень строгий отбор. Сложные задания на конкурсном экзамене или собеседовании они объясняют тем, что это, мол, гимназия или лицей, и здесь программа другая и требования другие. Но, повторюсь еще раз, задания должны соответствовать программам средней школы и детского сада. 

И еще один важный момент. Имейте в виду, что по ныне действующему закону "Об общем среднем образовании" в начальной школе нет ни лицеев, ни гимназий. Лицей начинается максимум с 8 класса, гимназия — с пятого. А вот начальная школа в таких общеобразовательных учреждениях является либо обычной средней, либо специализированной (с "уклоном" в изучении определенного предмета). Поступая в первый класс, стоит поинтересоваться этим вопросом. Потому что от него зависит процедура поступления. 

По правилам, вступительное собеседование имеет право проводить только специализированная школа. Во всех остальных случаях учебное заведение просто принимает от родителей заявление и необходимые документы и зачисляет ребенка в первый класс.

Еще один полезный совет. Отдавая ребенка в первый класс лицея или гимназии, будьте готовы к тому, что в 5 классе (в гимназии) или 8—9 (в лицее) он еще будет, скорее всего, писать экзаменационные контрольные работы, на основании которых его примут или же не примут в гимназию или лицей. 

Согласно Инструкции, результаты устного конкурсного испытания оглашаются школой в тот же день, когда оно проходит, а результаты письменного — не позже, чем через три дня. Списки поступающих должны быть вывешены в школе. При этом в них обязаны указать не только фамилии "абитуриентов", но и количество набранных каждым из них баллов. Благодаря таким спискам родители смогут отслеживать конкурсную ситуацию в школе. 

Но что делать, если отбор в выбранной вами школе проходит не за один день, а в несколько этапов, и администрация обещает, что вывесит все результаты по окончании последнего этапа? Конечно, это нарушение правил. Ничего не мешает школе вывешивать списки на каждом этапе с указанием баллов, а потом составить из них один рейтинг. Но если уж вам упорно не показывают свежие сводки с полей, что делать? Знающие люди дают ценный, но совсем уже "вредный" совет: нужно требовать у конкурсной комиссии копию протокола. Что это за протокол? Дело в том, что по результатам конкурсного испытания для каждого ребенка должен оформляться протокол, где отмечены, кроме прочего, набранные им баллы. И если ваш ребенок вдруг не пройдет по конкурсу, но вы увидите в списке поступивших детей с более низкими баллами, чем у вашего ребенка, с помощью копии протокола вы сможете оспорить результаты. 

Ну и еще один совет: по правилам, письменные экзаменационные работы всех участников конкурса хранятся в школе на протяжении года. И в случае чего, их всегда можно поднять.

Еще пару лайфхаков для старшеклассников. Участники международных олимпиад и конкурсов, призеры и участники ІІІ—ІV этапов Всеукраинских олимпиад, ІІ и ІІІ этапов конкурса Малой академии наук (МАН) текущего года освобождаются от конкурсного экзамена по соответствующему предмету. В протокол с результатами по этому предмету им должны выставить максимальный балл. 

Есть льготы и у тех, кто закончил 9 класс с отличием. Поступая в 10 класс лицея или гимназии, они освобождаются от одного конкурсного экзамена по своему выбору. Знания по этому предмету должны быть оценены комиссией максимальным баллом.

Но этими льготами будущие лицеисты и гимназисты смогут воспользоваться не всегда. Здесь все будет зависеть от школы. Инструкция допускает, что, при желании, учебное заведение может провести собеседование для этих двух категорий льготников ( девятиклассников-отличников и победителей олимпиад ). "Если по результатам собеседования ученик не подтверждает своих предыдущих достижений, он участвует в конкурсных испытаниях на общих основаниях" — сказано в Инструкции.

Это что же получается —  если школа усомнится в результатах Международных и Всеукраинских олимпиад или в чьем-то свидетельстве об образовании с отличием, она может проверить их достоверность самостоятельно на обыкновенном собеседовании? И если претендент на место гимназиста или лицеиста не пройдет фейс-контроль, он пойдет сдавать все экзамены? Конечно, фейс-контроль — это шутка, но с долей правды. Потому что в Инструкции сказано, что собеседование — это не проверка знаний и умений. Она "предусматривает выполнение специальных диагностических заданий для выявления способностей ребенка, уровня его интеллекта и наличия творческого потенциала". И как здесь можно подтвердить свои предыдущие достижения на Всеукраинских и Международных олимпиадах? Доказать, что у тебя таки есть определенный уровень интеллекта? Но зато школы, благодаря этому пункту Инструкции, получают очень большие возможности для решения вопросов поступления. 

И еще интересный момент. Льготы при поступлении действительны только в тот год, когда ученик участвовал в олимпиаде. Получается, что через год он забудет все, что знал?

Инструкция, регламентирующая конкурсный отбор в школы, кстати, старая — за 2003 г. Может быть, пора ее уже обновить? 

Ну что ж, вступительная кампания в школе уже стартует. У малышей — будущих первоклассников уже начинается горячая пора. У старшеклассников, мечтающих стать лицеистами и гимназистами, еще есть время, ведь конкурсные экзамены начнутся в июне-июле. Но условия конкурса, сроки его проведения должны быть вывешены уже в марте-апреле. Так что будьте внимательны, дорогие родители юных абитуриентов. И — ни пуха!

 

 
Теги:
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
2 комментария
  • Александр Дунаевский 9 марта, 20:21 Уважаемая Оксана! Надеюсь Вы не оставите без внимания яркий поступок яркого борца с коррупцией пани Коберник (см.https://www.obozrevatel.com/finance/business-and-finance/21037-sovetnik-glavyi-mon-kobernik-mozhet-byit-prichastna-k-tendernyim-mahinatsiyam.htm) Очень бы хотелось Вашей объективности .Таких как Коберник надо сажать раньше разных Иванющенко и Насировых, т.к. мы знали о том,что последние двое редкие мерзавцы.А вот таким ,как Коберник,Сирожа Лещенко мы верили... Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Roman Romanow 4 марта, 21:29 дякую Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
USD 26.92
EUR 29.09