Украинский Клод Моне: все тайны неба и воды

выст_7
Василий Артюшенко, ZN.UA

Читайте также

В Национальном музее Тараса Шевченко (зал "Атриум") открыта выставка Алексея Захарчука "Река Гераклита", живописца и графика, заслуженного художника Украины (1929–2013). Экспозиция представляет программные произведения художника, девять из них — монументальные полотна из фондов Национального художественного музея Украины. 

На его работах — эпичная Украина. Она раскрывается сложными нюансами света и цвета, мастерством игры — тонами и полутонами. 

В его работах — душевная искренность, мягкость, доброта и спокойствие. Это все проникает в сердца ценителей его творчества при одном лишь взгляде на его картины. Названия картин незамысловаты: "Річка Сула", "Напровесні", "Ранок. Туман", "Старий Київ", "Старокиївські пагорби", "Дорога до площі Жовтневої революції"… 

И, естественно, самая знаменитая картина — "Синій вечір" (над которой художник трудился 40 лет). 

Интересна история создания этого знакового для Алексея Захарчука полотна. Еще в 1972-м в Плютах, на опушке леса возле Дома творчества художников, он сделал несколько этюдов с натуры в дневное время. Затем — рисунок цветными карандашами с того же места. 

Позже возникло желание, пользуясь дневными этюдами, связать их с вечерним небом. 

выст_4
Василий Артюшенко, ZN.UA

Сам Алексей Николаевич и предположить тогда не мог, что будет возвращаться к этому мотиву на протяжении 40 лет! Синее небо на холсте, от которого невозможно оторвать глаз. Ощущается масштаб картины, ее философское наполнение и некая тайна — в синем небе и маленькой звездочке в просвете леса... 

А вот его холст "Утро. Памяти Аллы" выполнен также в синем цвете и наполнен печалью по преждевременно ушедшей жене. Здесь передано пограничное состояние природы — небо едва светает. В этой картине — магия, тайна. 

У художника существует своя философско-поэтическая "река Гераклита", которая сливается с образами его пейзажей, в которых много "воды" (на его картинах реки — Стугна, Снов, Днепр, Сула). 

Многие произведения наполнены туманной серебристой дымкой… Это тоже особенность авторского почерка Захарчука ("Старий Київ. Поділ", "Старокиївські пагорби").

— Мы организовали выставку "Река Гераклита", чтобы представить в пространстве зала "Атриум" основные мотивы творчества мастера, — рассказывает дочь художника Юлия Захарчук. — Так называется и сборник стихов Лины Костенко. Ведь творчество художника — не просто пейзаж, а пейзаж философский, лирико-поэтический. Помню, в нашем доме были сборники стихов великой украинской поэтессы. В данном же случае название экспозиции — река времени: все течет, все меняется. Но неизменным все же остается звездное небо и нравственный закон тысячелетия. 

выст_1
Василий Артюшенко, ZN.UA

Действительно, пейзажи Алексея Захарчука — как формулы, как древние архетипы нашего познания. Поэтому на этих картинах — небо, река, дорога, словом, природа. Ничего лишнего. 

Юлия рассказывает, что ее отец на природе делал лишь наброски будущего пейзажа, чтобы оттолкнуться от натуры. Уже потом дорабатывал тему в своей мастерской. Он писал этюд только тогда, когда был увлечен самим мотивом. 

— В знаковой работе "Синій вечір" изначальный мотив — дорога, опушка леса. Уже потом он дорабатывал и дорабатывал этот мотив. Философствовал. 

В своих произведениях художник осмысляет сущность природы Украины, ее философию… В его картинах — поэзия. Приближаясь к пейзажам, сам растворяешься в красоте. 

— Отец любил наблюдать переходные состояния природы. Отсюда и названия работ — "Житнє поле після дощу", "Ранок. Туман", "Зійшов місяць". Он как бы впитывал это все. 

Сам художник родился в городе Ильинцы Винницкой области. Во время войны лишился семьи, попал в партизанский отряд. После войны — детский дом. Затем учеба в Харьковском художественном училище, с 1950-го — в Киевском государственном художественном институте. Его учителя — М.Шаронов, К.Трохименко, С.Григорьев, Т.Яблонская. 

— Природа вошла в его подсознание, ведь он ребенком в партизанском отряде постоянно ночевал под открытым небом — в бурьянах, в лесах. Впитывал все краски, состояния, — говорит дочь художника. — У него есть прекрасные этюды с натуры, портреты. Но сами пейзажи у него в основном без стаффажных фигурок. Это пейзаж-формула, в которой есть глубина, многоплановость, определенные мотивы. Он пришел к этому не сразу… 

выст_2
Василий Артюшенко, ZN.UA

В 2007-м в лондонской Молл-галерее состоялась первая презентация его картин за рубежом. Галерея — в самом центре британской столицы. Западные критики сравнивали творчество украинца Захарчука с Клодом Моне: "Рудиментарний стиль живописи Захарчука сочетает в себе экспрессионизм и контурный рисунок. Он вспоминал Сезанна, Гогена и Матисса как прямых его вдохновителей, хотя из его нынешней выставки очевидно, что изображение быстрых облаков и эксперименты со светом, характерные для Моне, повлияли здесь на творчество художника". (Елена Липсос, Art Commerce Journal, июнь-июль 2007 г.).

— Мой отец принадлежал к поколению шестидесятников, эти художники не имели возможности выезжать на Запад. Не то чтобы он был "невыездной", у него и денег-то особо не было ехать. Если честно, то его держали на задворках пейзажного искусства. Где-то в дальнем углу, многие его творчество вообще не воспринимали. Ведь он создавал свой художественный мир — свои туманы, дымки. Как в работе "Замріяне озеро". Не знаю никого, кто умел бы так искренне, по-детски радоваться облаку, подсвеченому лучами заходящего солнца, костерку из осенних листьев. Это шло вразрез в принципами соцреалистического искусства — когда нужно рисовать днем, зелеными оптимистическими красками, ярко и жизнерадостно.

выст_3
Василий Артюшенко, ZN.UA

 Представьте, что очень популярный в советское время критик Леонид Владич "обозвал" моего отца Чюрлёнисом. А отец впервые побывал в музее Чюрлёниса лишь в 1992-м. Он увидел эти работы и вспомнил ту ругательную статью. И для него тогда это была честь. 

Алексей Захарчук — ученик Татьяны Ниловны Яблонской. Хотя и говорить-то об этом мастере как об "ученике" нельзя. Он на протяжении своего творческого пути сказал свое слово в монументальном пейзаже. 

— Два года искусство живописи в КГХИ преподавала у него Татьяна Ниловна. Что он перенял у великого мастера? Какие черты? Может быть, отношение к творчеству, высокую избирательность мотива, увлеченность самим процессом. Он очень ценил учителей — Татьяну Яблонскую, Сергея Григорьева, ставшего для него старшим другом. 

Он говорил: "Художник — как пчела, которая собирает нектар с множества цветов и превращает его в мед. И в нашем творчестве, чтобы быть оригинальным и узнаваемым, мы должны учиться у многих мастеров". 

выст_5
Василий Артюшенко, ZN.UA

Самое главное для художника Захарчука — состояния. Поэтому он так и называл свои работы — "Надвечір'я", "Сутінки", "Ранній ранок"… Эти несколько прозаичные названия картин говорят о чувствительности автора, его внимании к изящным вариациям света. Иногда создается впечатление, что композиции Захарчука находятся на грани с абстрактностью.

Дочь художника говорит, что отец знал цену своим работам. Мол, или я их отдаю безвозмездно, или продаю за достойную цену. И всегда, если тот или иной человек у него что-то покупал, Алексей Николаевич вдобавок обязательно дарил еще одну работу. Говорил: "Дешево продавать работы — унижать себя, ведь это не горячие пирожки…". 

выст_6
Василий Артюшенко, ZN.UA

В 2014-м дети художника в память об отце создали галерею "Синій вечір" (название одноименной картины Алексея Захарчука). 

— Все аспекты творчества отца представлены в нашей камерной галерее. Это как мини-музей, мы показываем разные серии выставок. Вот в данный момент проходит выставка портрета Алексея Захарчука. Он — многогранный художник, а пейзаж — лишь часть его творчества. 

Но самое главное — искренность в творчестве, которую он сохранял на протяжении всей своей жизни, несмотря на критику и непонимание. 

Теги:
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
1 комментарий
  • UkraineArt 10 декабря, 19:11 Прекрасный, действительно великий художник. Сколько еще имен нам предстоит для себя открыть. Сколько талантливых людей остались в том диком времени. не понятые, не принятые, не услышанные... лишенные основного права творца, быть увиденным у себя в стране и за рубежом. найти своего зрителя. Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
USD 27.44
EUR 29.28