Наивно? Супер!

Анна Пароваткина 21 апреля, 16:46
123
artukraine.com.ua

Читайте также

В "Мистецькому Арсеналі" проходит масштабная выставка "наивного" искусства "Чистое искусство". Подобной возможности инициаторы этого проекта, Петро Гончар и Лидия Лыхач, ждали 20 лет. Ложкой дегтя в бочке даже не меда — настоящих крупных алмазов (настолько хорошо все, увиденное в экспозиции!) — остался только вопрос о том, почему в Украине до сих пор нет своего Музея наивного искусства.

Крошечному, лет эдак чуть меньше двух от роду, мальчику явно не стоялось на месте на вернисаже. Рядом с прилежно изучающими экспозицию мамой и бабушкой. Стоило взрослым хоть на секунду увлечься очередной картиной, как "наследник рода" летел со всех ног к стене напротив — с фоторепродукцией народного коврика с вышитыми зверями и цветочками. И, хохоча, пытался обнять за шею нарисованного белого, как облачко, лебедя. За крохой торопилась мама. Уводила от холодной стены. Но он, улучшив момент, снова и снова целенаправленно мчался обнимать, словно живого друга, птицу. И смеялся от счастья. 

В "Мистецькому Арсеналі", не хуже воробьев и скворцов, тем временем щебетали детишки постарше. Их в просто неописуемый восторг приводили все подряд картины в экспозиции. Взрослые улыбались во весь рот и деловито снимали селфи на фоне Панаса Ярмоленко, Григория Ксендза, Юхима Ющенко — и всех-всех-всех и именитых, и, наоборот, безымянных "народных" авторов выставки "Чистое искусство". Кураторы Петро Гончар и Лидия Лыхач готовили проект в течение 20 лет, исследуя и собирая "наив арт". Всего в экспозицию отобрали свыше 300 работ (только Гончар предложил 260, но выставили, увы, не каждый из его "лотов") 60 известных по именам живописцев. И множество талантливых анонимов.

 

Собственно, на "картинке с выставки" с хохочущим малышом, который обнимает нарисованного лебедя, можно сразу ставить точку в описании самого проекта. Ведь лучше, чем дети, искусство не "чувствует" никто. А уж если даже их удалось так заинтересовать, можно только представить, каких в превосходной степени отзывов все увиденное заслужило у взрослой аудитории. 

И тем не менее, придя в себя от всех восторгов и отдав должное любви Петра Гончара и Лидии Лыхач к народу Украины и его культуре (а только из поистине безграничной любви и рождаются подобные выставки, как красивые, умные и талантливые дети), я задумалась о другой стороне медали. О которой сами авторы экспозиции предпочли не говорить на этот раз. И причины их решения совершенно понятны — я сама бы точно так же поступила.

"Чистое искусство" с формальной точки зрения представляет собой последовательно разворачивающийся в девяти залах "Мистецького Арсеналу" тематический рассказ о первой народной крестьянской картине ХХ в. Городского наивного искусства в экспозиции практически нет, если не считать отдельного проекта Георгия Малявина и Александра Ройтбурда, инициированного самим художником Ройтбурдом. 

Также на выставке вы не найдете народной иконы и ар-брюта, "творчества душевнобольных". Кураторы посчитали их отдельными темами и не стали "растекаться мыслию по древу". 

В разных залах работы сгруппированы по разным темам: "Оригинал и копия" (воспроизведение картин Пимоненко, Куинджи, изображений с открыток в творчестве народных художников), "Портрет", "Имена" (художник-самоучка Александр Лещенко и профи-художник Евгений Лещенко, и др.), "Архетипы" (архетипические сюжеты и мотивы украинского наива) и "Грань" ("Межа"; точка пересечения и взаимовлияния между наивным искусством и китчем, и авангардом начала ХХ в.). 

Помимо исследования "наивного" арта Украины, кураторы предложили сопоставить его с творчеством современных известных художников. 

В результате картины Арсена Савадова соседствуют с Марией Примаченко, "картинки" полтавских кустарей — с Харьковской школой фотографии, в разделе "Оригинал и копия" можно увидеть работу Николая Пимоненко. А на "Грани" — рисунки Александра Богомазова, Александра Хвостенко-Хвостова и др. 

Впрочем, сравнение классиков с самоучками-"крестьянами" в основном кажется несколько избыточным. Все внимание все равно перетягивает на себя "чистое", народное искусство. 

Исключение составляют разве что авангардисты, особенно Богмазов и Пимоненко. 

Смысловой центр экспозиции составляет блок "Архетипы" и потрясающая трехмерная видеоинсталляция "Рай" — реконструкция знаменитой хаты в Цюрюпинске (сейчас это Олешки Херсонской обл.) Полины Райко (1928–2004). В возрасте под 70 и позже, оставшись совсем одна, Райко, как известно, в течение шести лет расписывала стены и все поверхности собственной хаты сложным орнаментом с изображением райских и волшебных существ, фантастических птиц и зверей, чудесных растений. И превратила собственное жилище в подобие земного "рая". Каким сама его видела. В целом, рассказывая про народный, сельский арт-"наив", исследователь Петро Гончар отмечает: "Это — искусство любви. Народные художники рисовали то, что сами считают "красивым". В наиве нет протеста". Выставочный раздел "Архетипы" как раз исследует украинский "рай", собирая в единый живописный тезаурус архетипические образы народной живописи. Тут — олени и лебеди, голубки, "рай-село", казаки-защитники, включая Мамаев. И целый "иконостас", на отдельной стенке, портретов Тараса Шевченко: вышитых и нарисованных в разных техниках. И Шевченко, и лебеди, и "Оленки", говорит Петро Гончар, еще недавно присутствовали в каждой украинской хате. Символизируя представления "маленьких украинцев" о счастье.

И все-таки, об обратной стороне райской медали. Замирая в восхищении перед "говорящими" портретами Юхима Ющенко и портретами односельчан авторства "украинского Пиросмани" (так прозвали в последние десятилетия Панаса Ярмоленко), умиляясь пейзажам с водоемами Гната Тарасюка, обсуждая работы безымянных "сельских" художников, ты одновременно осознаешь: увидеть их в Украине — фактически негде. 

В репрезентативных количествах — чтоб хотя бы как на нынышней выставке в "Мистецькому Арсеналі". Чтобы были понятны масштабы самого явления и реальное место "народной картины" в иерархии культуры. 

Даже Марии Примаченко и Ганны Собачко-Шостак мало, так до обидного мало в постоянных экспозициях! И площади самих музеев, экспонирующих "народную" культуру, до обидного малы. Если во времена СССР такая ситуация объяснялась сознательной позицией государства, всю свою жизнь боровшегося с нашим "национализмом", сегодня подобное положение дел выглядит как минимум возмутительным. 

Символом же отношения и "государства", и, увы, самого нашего общества к искусству (причем, не только к народному — но именно "наив арт" на наших глазах поэтому гибнет) может служить та самая "райская" хата Полины Райко. Пока местные власти годами "планируют" выкупить усадьбу по улице Нижний, 74 в Олешках у новых владельцев-канадцев, и уже тогда создавать на ее базе музей, здание разрушается, фрески умирают. "За домом ухаживает местная жительница", — спокойно констатируют украинские медиа.

Отдельного, печального, разговора заслуживает отношение к наследию "народных" художников в самом "народе". Картины, скульптуру, вышитые работы не ценят. И поэтому спокойно выбрасывают, были случаи, когда холстами накрывали "ночвы" — корыта с кормом для свиней. 

Бродя фактически по залам несуществующего Музея наивного искусства Украины — а выставка "Чистое искусство", что ни говори, это и есть готовая, продуманная до деталей модель такого музея, — я с грустью вспоминала про маленькую страну Хорватию. 

В отличие от нас, у хорватов нет ни особых ископаемых, ни большой территории. (Численность населения на 1 января 2014 г. составляла меньше 4,5 млн чел.). Зато у них есть Иван Генералич. И знаменитая на весь мир хорватская школа наивного искусства. Музей наивного искусства в Загребе существует много лет. И считается одной из главных туристических достопримечательностей, ориентированной на туризм Хорватии. 

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 26.73
EUR 28.60