Как закончить российский ракетный террор

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Как закончить российский ракетный террор © Getty Images
Почему Украина не наладила системную борьбу с иностранными поставками комплектующих для ВПК РФ?

Борьба с российским ракетным террором на сегодняшний день базируется на двух направлениях — военном и экономическом.

Если с военным направлением все в основном понятно и зависимость от поставок иностранными партнерами соответствующих современных систем вооружений очевидна, то экономическая составляющая требует определенного освещения, поскольку Украина работу по предотвращению поставок комплектующих критического импорта для производства вооружений и военной техники в страну-агрессор провалила, а украинские чиновники занимаются еще и саботажем в этой сфере.

Для украинских граждан единственным критерием эффективной деятельности государственных структур и исполнительной власти является организация действенной системы противодействия российскому ракетному терроризму. При этом необходимо понимание и осознание того факта, что военная компонента противостояния такому террору в Украине пока не позволяет обеспечить стопроцентную защиту неба, поскольку в обозримой перспективе поставки западными партнерами современных высокоточных систем противоракетной обороны весьма проблематичны. Именно в связи с этим Украина должна стать самым мощным драйвером в этой сфере санкционной политики в мире. Санкции, особенно в сфере поставок товаров военного и двойного назначения, безусловно, не дешевый в ряде аспектов инструмент, ибо в торговле оружием наличие сверхприбылей зачастую превалирует не только над моральной стороной, но и над политической целесообразностью.

Устойчивая зависимость российского ВПК от западной элементной электронной базы формировалась достаточно долго и привела к тому, что РФ утратила на сегодняшний день практически всю научно-исследовательскую и производственную базу в сфере создания электронной компонентной базы, используемой для производства вооружений, в том числе ракет различных типов.

Расследование деятельности международной сети преступников, занимавшихся в интересах российского ВПК незаконной покупкой чувствительных военных технологий и технологий двойного назначения у американских производителей, включая передовые полупроводники и микропроцессоры, используемые в истребителях, ракетных системах, интеллектуальных боеприпасах, радарах, спутниках и других военных космических изделиях, проведенное американской межведомственной оперативной группой различных правоохранительных органов Task Force KleptoCapture, которая была создана под эгидой генерального прокурора США буквально в первые дни после широкомасштабного вторжения, завершилось приговором.

Как установило следствие, реэкспорт в РФ электронных компонентов, произведенных американскими компаниями, осуществлялся в обход экспортного контроля через частную компанию по торговле промышленным оборудованием и товарами Deutsche Industrieanlagenbau GmbH (NDA GmbH), подконтрольную российским гражданам и расположенную в Гамбурге (ФРГ).

Электронная начинка некоторых типов российских ракет и корректируемых снарядов. Conflict Armament Research
Электронная начинка некоторых типов российских ракет и корректируемых снарядов. Conflict Armament Research

В первой декаде февраля этого года прокуратура Германии провела несколько обысков в трех немецких компаниях, подозреваемых в обходе санкций на поставку для ВПК РФ электронных компонентов на многомиллионные суммы транзитом через Турцию и некоторые азиатские страны. При этом следователи установили, что продукция американских и европейских компаний поставлялась в РФ по выявленной схеме уже после вторжения в Украину. Расследование еще продолжается. Хочу надеяться, что это также завершится приговором.

Ключевым фактом, объединяющим эти две истории и еще несколько расследований по аналогичным схемам, не ставших еще публичными, является то, что некоторые из упомянутых выше электронных компонентов, приобретенных в рамках реализации преступных схем, были обнаружены в российских вооружениях, образцы которых получены в ходе боевых действий в Украине. Можно, конечно, надеяться, что система экспортного контроля и санкционная политика наших союзников обеспечат рано или поздно выявление всех подобных схем, но время для минимизации угрозы ракетного терроризма для нас, испытывающих последствия ракетных атак, — фактор выживания.

Передав экспертам британского Royal United Services Institute (RUSI) и организации Conflict Armament Research для исследования добытые в бою образцы российских вооружений, наши воины оказали нам всем неоценимую услугу, значительно сократив временной лаг для создания собственной эффективной системы борьбы с ракетным террором агрессора путем перерезания и ликвидации каналов поставки чувствительных военных технологий и технологий двойного назначения. При этом функционирование системы должно охватывать все сферы научно-исследовательских работ, инженерных, технологических и конструкторских решений, импорта конкретных материалов, комплектующих и элементной базы для российского ВПК. Сверхзадачей в этом плане является полный паралич военной промышленности страны-агрессора.

Полной неожиданностью для европейских и американских институций, формирующих санкционную политику, стал факт выявления внутри ракет и ряда систем российских вооружений (в том числе относимых к высокотехнологичным образцам) чипов и элементной базы массового производства западных компаний, США, Китая и азиатских стран, которые в ряде случаев не подпадают под экспортные ограничения и существующие режимы экспортного контроля. Использование в производстве оружия сугубо гражданских технологий требует кардинального пересмотра подходов к санкциям и, возможно, введения серьезных ограничений на экспорт или реэкспорт в РФ, в том числе технологий и товаров, не подпадающих напрямую под экспортный контроль.

Уповать на то, что обнародование отчетов британского Royal United Services Institute и организации Conflict Armament Research нанесет серьезный ущерб и полностью ликвидируют преступные схемы обхода санкций и экспортного контроля — глубочайшее заблуждение.

В материалах указанных организаций, а также обнародованных в ноябре прошлого года журналистами-расследователями агентства Reuters российских таможенных документов упоминаются компании-поставщики, чьи чипы были найдены в российских системах вооружений: американские Intel Corp, Advanced Micro Devices Inc (AMD), Texas Instruments Inc и Analog Devices Inc. и немецкая Infineon AG.

В сентябре 2022 года издание Politico опубликовало список 25 важнейших для российского ВПК электронных компонентов производства американских фирм Marvell, Intel, Holt, ISSI, Microchip, Micron, Broadcom и Texas Instruments Inc.

В январе этого года США договорились с Нидерландами и Японией о существенном ограничении поставок в Китай оборудования для производства микроэлектроники, а также внесли в санкционные списки ряд китайских компаний, осуществляющих реэкспорт электронных компонентов из ЕС и США. При этом американские и европейские эксперты оценивают объемы экспортных поставок электронных чипов в РФ в сумму до трех миллиардов долларов уже после вторжения в Украину.

Почему не заканчиваются запасы и производство российских ракет?

Являются ли санкции в отношении РФ достаточно действенным способом предотвращения экспорта технологий и товаров военного и двойного назначения для обеспечения функционирования российского военно-промышленного комплекса? Естественно нет! Как не являлись и не являются таковыми установленные в настоящее время в мире режимы экспортного контроля, существующие лишь для законопослушных экспортеров товаров военного и двойного назначения.

По заявлению Министерства торговли США, с начала вторжения в Украину доступ России к полупроводникам из всех источников был сокращен почти на 70%. Кроме того, существенное влияние на ограничение экспортных поставок электронной компонентной базы в РФ оказало значительное ограничение транзакций при проведении расчетов по договорам поставки через международные платежные системы. Это привело к более широкому использованию расчетов в криптовалюте и переходу на наличный расчет, существенно увеличив риски операций.

Для российского ВПК основным источником получения комплектующих и элементной базы стала так называемая программа параллельного импорта, сопровождаемая, как правило, ФСБ и СВР. Речь о попавших под санкции изделиях военного и двойного назначения, а также товаров, не подлежащих экспортному контролю, которые могут использоваться в производстве оружия. Для страны, ведущей захватническую войну на чужой территории, не существует никаких правил и препятствий для пополнения весьма оскудевших арсеналов. С этой целью используются все каналы с задействованием всевозможных схем с позиций действующих в составе дипломатических представительств легальных резидентур, нелегальной разведки, агентуры в преступной среде и террористических организациях.

Разумеется, и Минпромторг РФ подготовил ряд проектов решений правительства по стимулированию производства электроники на российских предприятиях в связи с тем, что выполнение заказов иностранными контрагентами практически полностью сорвано в результате введения санкций и ужесточения экспортного контроля со стороны ведущих компаний в этой сфере. В первую очередь финансовая поддержка будет направлена на обеспечение разработки и производства электроники для нужд ВПК.

Но по самым оптимистичным оценкам российского правительства, для организации серийного выпуска ракет различных типов на электронной элементной базе собственного производства российскому ВПК понадобится не меньше 10–15 лет и то при условии поставок под ключ промышленных линий западного производства.

Большинство экспертов связывает увеличение объемов производства ракетных вооружений с контрабандными поставками электронных компонентов.

Можно конечно рассчитывать на то, что российские ракетные арсеналы вот-вот опустеют, а ВПК за долгие годы недофинансирования и простоя не в состоянии производить необходимое количество вооружений и военной техники. Но это далеко не так!

Разворачивание широкомасштабных научно-исследовательских работ по замене и импортозамещению электронной элементной базы российских ракетных вооружений приходится на конец 2017 — середину 2018 года. Именно в этот период произошло ужесточение санкций со стороны США и Евросоюза, лишивших российский ВПК доступа к технологиям и товарам военного и двойного назначения.

Вопрос лишь в том, как скоро российский ВПК перейдет от малых партий к серийному выпуску электронной компонентной базы, что в свою очередь приведет к серьезному увеличению объемов выпускаемых ракетных вооружений на основе собственного производства. И это не будет совокупно 40–50 ракет разных типов ежемесячно, как сейчас, а 100 или 200 единиц, которые помимо массированных обстрелов, смогут обеспечить пополнение складских запасов.

Какова цена неэффективности украинской санкционной политики?

Пережив 17 полномасштабных российских ракетных атак, наши граждане часто слышат уверения различного рода экспертов, а в ряде случаев и руководителей украинских спецслужб, что запасы ракетного оружия у страны-агрессора на исходе. Подобная недооценка уже повлекла за собой тысячи человеческих жертв, многомиллиардные убытки от поврежденной и уничтоженной жилой, социальной, энергетической и промышленной инфраструктуры, и как результат — разрушительные процессы в экономике нашей страны, на преодоление которых даже в мирное время и при использовании международной финансовой и экономической помощи уйдут годы и десятилетия.

К сожалению, вопрос о создании системы упреждения и контроля поставок в страну-агрессор критического импорта возник в Украине лишь в июне 2022 года, когда российскими ракетами уже системно уничтожались объекты критической инфраструктуры и гибли наши граждане. В рабочую группу по реализации проекта под руководством Минэкономики как органа, формирующего политику в сфере экспортного контроля, вошли представители офиса президента, аппарата СНБО, СБУ, СВР, МО, ГУР МО, МИД, Госспецсвязи, Гостаможни, Госэкспортконтроля, Минцифры и Минстратегпрома. Войти-то они вошли, но эффективную работу никто не организовал. Воз и ныне там…

Минэкономики, уполномоченное координировать эту работу, все свои усилия сосредоточило на проведении трех рабочих совещаний, основным результатом которых стала констатация факта, что в бюджете нет средств на создание системы и обработку массивов информации, предоставленной спецслужбами. Чиновники Минэкономики до сих пор не сформулировали даже концепцию упомянутой системы, аргументируя свое бездействие тем, что это министерство не относится к сектору безопасности и обороны, и это при том, что именно к компетенции этого ведомства относится формирование политики в сфере экспортного контроля, экономики обороны и безопасности, мобилизации и мобилизационной подготовки. До сих пор министерство не подало на утверждение правительства соответствующее положение об упомянутой системе с распределением зон ответственности в сфере исполнительной власти и проекты указов президента с определением механизмов взаимодействия и компетенции министерств, ведомств и спецслужб.

Все это происходит на фоне объявления США вместе с коалицией из более 30 стран о необходимости пресечения попыток РФ нивелировать последствия введения санкций и ужесточения экспортного контроля. На самом деле Украина должна была если не возглавить, то по крайней мере занять в этой коалиции одно из ведущих мест, поскольку именно мы на сегодняшний день, в отличие от других стран-партнеров, расплачиваемся за российский ракетный террор самым дорогим — невосполнимыми потерями человеческих жизней.

Ядром системы противодействия российскому ракетному террору, кроме указанных выше нормативно-правовых актов, должен стать электронный реестр технологий, изделий, работ, оборудования, материалов и сырья для производства ракетных вооружений и военной техники с определением круга конкретных иностранных субъектов хозяйствования как производителей, так и потенциальных экспортеров, в том числе осуществляющих сделки с использованием территорий третьих стран для реэкспорта, офшорных и других юрисдикций и банковских структур, оказывающих содействие в проведении указанных операций.

При формировании информационных массивов реестра, помимо разведывательной информации украинских спецслужб и данных разведок стран-партнеров, необходимо учесть наработки и методики исследований образцов вооружений, полученных в ходе боевых действий на территории Украины, британского Royal United Services Institute и организации Conflict Armament Research.

С привлечением иностранных и украинских ученых, конструкторов, инженеров и разработчиков необходимо по каждому образцу вооружений выделить комплектующие и электронную элементную базу так называемого критического импорта, без которого невозможно как производство, так и использование ракетных вооружений и военной техники. В нашей стране, владеющей ракетными технологиями, есть специалисты подобного уровня, которых необходимо использовать в качестве экспертов по системам вооружений. Еще одним важным компонентом реестра должен стать перечень производственного и технологического оборудования, а также технологий, которые могут быть потенциально адаптированы для использования в производстве ракет.

Естественно, что полноценно данная система может работать лишь в сопровождении квалифицированных аналитиков, способных путем сопоставления и анализа санкционных списков стран-партнеров и информации из реестра выявлять цепи поставок критического импорта в РФ, а также формировать задачи по их разрыву и ликвидации. В этом плане большое значение имеет накопление в системе и дальнейший анализ массивов информации из российской таможенной базы.

Большое значение имеет наполнение реестра персонифицированными данными. Речь идет о персоналиях, причастных к разработке, созданию, производству ракетных вооружений, лицах, осуществляющих экспортно-импортные операции в этой сфере. Не исключено, что создание таких учетов может оказать существенную помощь в документировании военных преступлений и привлечении к ответственности причастных к ним лиц.

Еще в ноябре прошлого года группа Ермака—Макфола наработала документ «Мероприятия по повышению эффективности санкций», которым предложено создать унифицированный список санкций, в том числе в секторе военно-промышленного комплекса. В этом документе упомянуты более трех десятков компаний — поставщиков технологических компонентов, найденных в российских вооружениях в Украине, и указывается, что в отношении ряда этих субъектов хозяйствования прорабатывается вопрос о введении в их отношении санкций. Но список только российских компаний, осуществляющих поставки для ВПК РФ электроники и чипов, по данным российской таможенной базы, содержит более трех тысяч российских субъектов внешнеэкономической деятельности. Безусловно, рекомендации группы Ермака—Макфола необходимо использовать при создании электронного реестра технологий, изделий, работ, оборудования, материалов и сырья для производства ракетных вооружений и военной техники, расширив его до всего ВПК РФ.

Сложно сказать, дублирует ли МИД информацию, полученную нашими партнерами от группы Ермака—Макфола. Но именно от скорейшего разворачивания санкционной работы с использованием дипломатических каналов и возможностей центрального аппарата внешнеполитического ведомства во многом зависит действенность санкционных мероприятий. Не исключаю также, что спецслужбы напрямую информируют МИД по некоторым вопросам сотрудничества в сфере ВПК стран-партнеров РФ. Естественно, при наличии единого центра управления и работающего в общих целях реестра такая работа была бы намного эффективней.

Наш источник в правительстве Украины подтвердил, что украинские спецслужбы располагают более обширным списком этих изделий, а о существующих прорехах в режимах экспортного контроля по дипломатическим каналам проинформированы правительства ряда европейских стран и американские партнеры. В этом списке, например, упоминаются чипы и изделия японской фирмы Renesas, являющейся собственником американской компании IDT; немецкой Infineon AG, американских фирм Vicor и AirBorn.

Исключительно важная роль в этой сфере принадлежит спецслужбам. Прежде всего это касается добывания научно-технической информации, сведений таможенных баз и российских специализированных реестров, материалов, касающихся мероприятий по проведению импортозамещения, деятельности российских спецслужб по преодолению и обходу санкций. Все эти материалы после их тщательной отработки и наполнения электронного реестра могут гарантировать серьезный результат в довольно сжатые сроки. Кроме того, необходимо скорректировать задачи разведывательным органам Украины и сформировать своеобразный «антиракетный моссад», деятельность которого должна быть направлена на упреждение и ликвидацию любой угрозы ракетного терроризма со стороны противника.

Можно привести еще с десяток аргументов и фактов, свидетельствующих, что ракетные обстрелы нашей территории будут продолжаться, если Украина продолжит занимать в этом вопросе позицию стороннего наблюдателя, а украинские чиновники и спецслужбы не развернут активную системную работу по ликвидации и перекрытию всех возможных каналов по импорту РФ электронной элементной базы, а также других комплектующих для производства вооружений и военной техники. Может, стоит всерьез заняться делом?

Иначе благодарные подонки напишут ваши имена…на ракетах…

Больше статей Дмитрия Менделеева читайте по ссылке.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме