Зерна знаний от плевел псевдонауки

Зерна знаний от плевел псевдонауки
Интервью с профессором С.Арбузовой ("Новые "достижения" МОН - лишь имитация борьбы с фальсификацией и плагиатом", ZN.UA, №1, 2017 г.) вызвало живейший отклик в научно образовательных и медицинских кругах. Это и не удивительно - в публикации приведены неопровержимые факты потворства имитаторам науки и их безнаказанности.

Кое-что о генетике и научной этике.

Интервью с профессором С.Арбузовой ("Новые "достижения" МОН - лишь имитация борьбы с фальсификацией и плагиатом", ZN.UA, №1, 2017 г.) вызвало живейший отклик в научно-образовательных и медицинских кругах. Это и не удивительно - в публикации приведены неопровержимые факты потворства имитаторам науки и их безнаказанности.

Редакция получила много положительных отзывов, ученые прислали новые факты плагиата с предложением сделать их достоянием гласности. О реакции Министерства образования и науки мы узнали из уст одного из ответственных работников этого ведомства, в частности, поинтересовавшегося, получила ли редакция письмо из Луганского медицинского университета. Да, в редакцию поступило письмо (копия - на имя министра образования и науки Л.Гриневич) от проректора по научной работе ГУ "Луганский государственный медицинский университет" (г. Рубежное) И.Комаревцевой, написанное "по поручению членов специализированного совета "14.01.32 - медицинская биохимия". Вместо ответа по существу (о фальшивых диссертациях, фальсификациях и подделке документов, "мертвых душах" в спецсоветах) практически все содержание письма сводится к изобличению "бурной "разоблачительной" деятельности г-жи С.Арбузовой, а также… ее научных достижений".

Приводим отрывок из письма И.Комаревцевой:

"…Я решила ознакомиться с "открытием" С.Арбузовой, на которое она ссылается в своей докторской диссертации. Прежде чем рассказать о результатах этого опыта, хочу подчеркнуть, что я 30 лет занимаюсь биохимией, столько же преподаю ее студентам, в ВАК и ГАК была экспертом по биохимии, поэтому имею право заявить, что являюсь специалистом по биохимии.

Так вот, несмотря на то, что докторская диссертация С.Арбузовой защищена по специальности "генетика", она на 80% посвящена биохимическим процессам. Именно на основании биохимических исследований и полученных результатов сделаны основные выводы и базируется новизна полученных результатов.

С.Арбузова изучала роль митохондриальной ДНК в наследственных мутациях синдрома Дауна, поставив целью доказать, что синдром Дауна является митохондриальной болезнью. Не буду дальше приводить в сложных для понимания терминах суть исследования и "открытия" С.Арбузовой. Хочу отметить лишь то, что, как "созналась" сама соискательница, результат получен на ОДНОЙ пробе, от ОДНОГО человека. А в других случаях может быть иначе. Но даже не это главное. Все доказательства ее "открытия" о роли митохондриального генома в патогенезе синдрома Дауна основываются на изучении содержимого АТФ в эритроцитах - клетках, которые не имеют митохондрий вообще!

…Каждый школьник, который изучает на уроках биологии структуры клеток, знает, что эритроциты не имеют митохондрий!"

"…Рецензенты газеты тоже не знают, что эритроциты не содержат митохондрий?" (жирным шрифтом выделил автор письма).

Обращаясь к министру образования и науки, И.Комаревцева просит

"дать оценку диссертационных работ Арбузовой С.Б. и ее учеников;

рассмотреть профессиональные и этические нормы дальнейшей работы Арбузовой С.Б. в экспертном совете по профилактической медицине, медико-биологических и фармацевтических науках; защитить честное имя десятков ученых Украины, работающих в специализированном совете "14.01.32 - медицинская биохимия" при ГУ "Луганский государственный медицинский университет", ученых-оппонентов из Украины, которые приобщались к экспертизе диссертаций в совете, и соискателей, которые на протяжении 10 лет получили ученые степени после защиты диссертаций".

Поскольку письмо содержит серьезные претензии к нашему изданию, мы решили обратиться к известным ученым с просьбой дать профессиональный комментарий относительно научного задела профессора С.Арбузовой.

Анна Ельская, директор Института молекулярной биологии и генетики НАН Украины, академик НАНУ:

-Удивляет, что вместо обоснованных контраргументов, документированных доказательств и фактов автор письма обрушила поток абсурдных обвинений на человека, поднявшего вопросы о существенных недостатках в работе специализированного ученого совета при Луганском государственном медицинском университете. Кстати, это прямая обязанность С.Арбузовой, являющейся председателем комиссии по вопросам борьбы со лженаукой и фальсификацией научных исследований при президиуме НАМН и заместителем председателя экспертного совета МОН Украины.

Что касается оценки научной деятельности С.Арбузовой, в частности ее докторской диссертации, то складывается впечатление, что проф. И.Комаревцева либо невнимательно ознакомилась с текстом диссертации, либо недостаточно осведомлена о предмете и методологии медико-генетических исследований. Метаболические процессы контролируются определенными генами, ведь биохимические показатели часто используют как маркеры активности этих генов. Поэтому не удивительно, что в диссертации есть маленький "биохимический" раздел, вся работа высокого уровня и полностью отвечает специальности "медицинская генетика".

Приятно отметить, что в 90-е годы прошлого века, именно начиная с докторской диссертации Светланы Борисовны, было сделано открытие относительно ассоциации митохондриальной дисфункции с патогенезом и этиологией синдрома Дауна и началось пионерское исследование генетических основ этой закономерности. Интересно, что эта работа, в основе которой были проведенные к тому времени клинико-генеалогические и молекулярно-генетические исследования, получила новые весомые подтверждения с развитием современных технологий. Результаты полногеномного секвенирования митохондриального генома человека подтверждают: при определенных мутациях ДНК митохондрий значительно возрастает риск хромосомных нарушений, что приводит к увеличению риска рождения ребенка с синдромом Дауна. В 2015–2017 гг. опубликованы несколько исследований, в которых авторы ссылаются на работы С.Арбузовой за 2001–2002 гг. и даже 1995–1998 гг., что свидетельствует о важности начатого ею направления в исследованиях этиологии и патогенеза генетических болезней.

Хочу также отметить весомость прикладных исследований Светланы Борисовны и ее достижений в сфере пренатальной диагностики. В начале 1980-х она создала Центр медицинской генетики, со временем ставший ведущим в Украине и единственным учреждением соответствующей отрасли, сертифицированным в Англии.

С.Арбузова и ее ученики создали школу пренатальной диагностики и внедрили скрининг беременных на разные врожденные патологии плода. Разработали несколько лучших на сегодняшний день стратегий дородового обследования и комбинаций маркеров материнской сыворотки первого и второго триместра. Они получили общее признание как наиболее эффективные подходы к профилактике врожденных и наследственных заболеваний и широко используются в мировой медицинской практике.

Результаты научной деятельности С.Арбузовой опубликованы в ведущих международных научных изданиях, и их широко цитируют другие исследователи. Так, работа, опубликованная в журнале Science в соавторстве с известными учеными в области популяционной генетики (согласно данным Scopus), цитируется в 544 публикациях других авторов. Признание С.Арбузовой как ученого высокого международного уровня подтверждается также тем, что ее (единственную из ученых стран СНГ) приглашают принять участие в написании монографий, посвященных самым весомым открытиям, фундаментальным и прикладным исследованиям в области медицинской генетики: Early Prenatal Diagnosis, Fetal Cells and DNA in the Mother; Genetic Disorders and the Fetus. Diagnosis, Prevention and Treatment; Oxidative Stress, Disease and Cancer, Fifty years of Human Genetics; Prenatal Diagnosis.

И напоследок следует ознакомить читателей с фрагментом письма известного зарубежного ученого Говарда Какла (Howard Cuckle) в НАМН Украины после успешного завершения серии общих международных исследований с участием С.Арбузовой: "Этим письмом я хочу отметить международную репутацию профессора Светланы Арбузовой в области медицинской генетики. Она внесла значительный вклад в профилактику врожденных дефектов и генетических нарушений, за счет как усовершенствования дородового скрининга и пренатальной диагностики, так и изучения этиологии наследственных заболеваний… Считаю эти исследования весьма впечатляющими. Ее работы повышают престиж Украины на международному уровне".

Сергей Комиссаренко, директор Института биохимии имени А.Палладина НАН Украины, президент Украинского биохимического общества, академик НАН и НАМН Украины:

biochemistry.org.ua

- Хорошо помню ту часть интервью С.Арбузовой, в которой речь идет о кандидатской диссертации Р.Ромак (диссертантки из Одесского медицинского университета). Так случилось, что Аттестационная коллегия МОН поручила мне возглавить комиссию по анализу апелляции Р.Ромак на решение Аттестационной коллегии о неприсуждении Р.Ромак степени кандидата наук. Мне пришлось ознакомиться с ее диссертационной работой и другими сопутствующими документами, и решение апелляционной комиссии, в состав которой входили ведущие ученые-генетики Украины, было единодушным: поддержать решение Аттестационной коллегии.

Потом случился абсурд - Одесский окружной административный суд вынес постановление обязать МОН все-таки выдать Р.Ромак диплом кандидата наук. То есть в Украине был создан юридический прецедент - присуждать ученые степени по постановлению суда, не обращая внимания на решение ведущих ученых страны - членов Аттестационной коллегии МОН.

Думаю, этот прецедент станет предметом рассмотрения Верховного суда Украины, тем более что в диссертации Р.Ромак, кроме "многочисленных научных ошибок", найдено также очень много плагиата - текста заимствований других авторов без цитирования (она даже переписала часть текста диссертации одного из моих учеников). И это в результатах так называемых собственных исследований!

К величайшему сожалению, плагиат и подделка научных данных, которую сложнее обнаружить, в нашей стране приобрели характер эпидемии летальной инфекции, охватывающей широкие контингенты псевдоученых. Не забываем: за титулами "кандидат" или "доктор" наук стоят существенные финансовые надбавки, а псевдоученые, получив ученую степень, в дальнейшем соревнуются за соответствующие должности. Они же потом продуцируют подобных себе учеников. Поэтому эпидемия плагиата является наибольшей угрозой нашей науке, и бороться с плагиатом необходимо только жесткими методами. Например, процветающий бизнес по написанию диссертаций и дипломов коммерческими фирмами следует наказывать уголовной ответственностью. По моему мнению, ответственность за плагиат должны нести не члены спецсовета, которым на защите диссертации сложно почувствовать плагиат, а руководители диссертантов, которые должны знать, как выполнялась диссертационная работа.

С членом-корреспондентом НАМН Украины С.Арбузовой я знаком относительно недавно и, без преувеличения, приятно удивлен ее научными достижениями в медицинской генетике (ученому-медику в нашей стране крайне трудно иметь публикации такого высокого уровня в профессиональных международных журналах, которые цитируют многие зарубежные ученые, и это является признанным критерием качества научных исследований. В Интернете я нашел, что даже в этом году на ее исследования ссылаются в престижных Human Molecular Genetics и Human Mutation ).

Кроме того, еще больше я ценю принципиальность и мужество профессора С.Арбузовой. Я убежден, что ее борьба за честность и справедливость в науке прибавит ей значительно больше врагов, чем приверженцев. Тем временем мы являемся свидетелями ее мужества не только на страницах публикаций, но и в реальной жизни. Так, ей удалось спасти созданный ею в Донецке самый современный центр медицинской генетики и пренатальной диагностики, - по мнению зарубежных коллег, один из лучших в этой области. Люди и оборудование были своевременно эвакуированы из Донецка в Мариуполь и Краматорск.

Здесь уместно вспомнить одну восточную мудрость. Ученик спросил учителя: "Как долго ждать лучших времен?" На что учитель ответил: "Если ждать, то долго!" Светлана Борисовна не ждет, а действует.

Профессора И.Комаревцеву я знаю давно. Она биохимик и возглавляет Луганское отделение Украинского биохимического общества (УБО). К сожалению, это отделение практически не принимает участие в работе УБО - уже более 10 лет не было ни одной работы (даже стендовой) профессора Комаревцевой на конгрессах УБО, луганские биохимики не принимают участие в конгрессах. Нам практически ничего не известно о научной деятельности И.Комаревцевой, особенно в последние годы. Поиск в Интернете ее публикаций в зарубежных изданиях или известных украинских профессиональных журналах не дал результатов. Найдена лишь одна статья за 2016 г. в "Буковинском медицинском вестнике". Возможно, существуют и другие публикации, но они недоступны в Интернете и потому не известны научному сообществу. Оценить их невозможно. В справке о кафедре медицинской химии, руководит которой И.Комаревцева, написано (наверное, лично ею), что она является членом Федерации европейских биохимических обществ (FEBS). Это - неправда, поскольку нет членства для физических лиц, а членом FEBS является Украинское биохимическое общество. Преувеличение и то, что в 1985 г. она организовала первую в Украине лабораторию радиоиммунологического и иммуноферментного анализа. Но в лаборатории иммунохимии Института биохимии им. А.Палладина АН УССР методы иммуноферментного и радиоиммунологического анализа использовались с 1975 г.

В заочной полемике с профессором С.Арбузовой профессор И.Комаревцева неадекватно толкует ее научные данные. Она ей ставит в упрек, что в докторской работе по генетике С.Арбузовой слишком много биохимии. Но такое утверждение абсурдно, ибо генетическая информация в клетке реализуется именно через биохимические реакции. Как хорошо известно, причиной болезни Дауна является трисомия 21-й хромосомы при нерасхождении хромосом при образовании гамет. Одной из главных заслуг С.Арбузовой было изучение роли митохондрий при развития болезни Дауна. Она первой предложила и обосновала собственными клиническими, эпидемиологическими и молекулярно-генетическими исследованиями возможность участия митохондриальной ДНК в этиологии хромосомной анеуплоидии, в частности синдрома Дауна. Эти исследования заложили новое направление в изучении хромосомных синдромов. Они были отмечены премией на Всемирном конгрессе по медицинской генетике и в дальнейшем продолжены совместно с учеными из Оксфорда. Поэтому, по моему мнению, таким научным результатам, которые до сих пор цитируют в самых престижных научных журналах, может позавидовать любой ученый - медик или биолог нашей страны. Припоминается, когда С.Арбузову несколько лет назад избирали членом-корреспондентом НАМН Украины, я колебался в выборе кандидата - за кого голосовать. Но меня тогда поразил перечень ее зарубежных публикаций и похвальные отзывы ведущих зарубежных генетиков.

Мы знаем о настоящем героизме врачей и ученых из Луганска, и я могу только поклоняться им. Честь таким медикам и слава! Но в интервью С.Арбузовой "Новые "достижения" МОН…" речь идет о другом - о плагиате и фальсификации, в частности в Луганском медицинском университете. И если это правда, то героизмом одних негоже оправдывать позор других, которые пользуются условиями, сложившимися в регионе, на благо псевдонауки. Поэтому крайне удивительно, что проректор Луганского медицинского университета профессор И.Комаревцева ничего не говорит по существу о проблемах в подготовке кадров в университете, о чем упоминает в своем интервью профессор Арбузова, а анализирует (неадекватно) докторскую диссертацию последней, не имеющую никакого отношения к ее интервью. Профессор И.Комаревцева еще и советует министру: "дать оценку диссертационных работ Арбузовой С.Б. и ее учеников", "рассмотреть профессиональные и этические нормы дальнейшей работы Арбузовой С.Б. в экспертном совете…" Чтобы своей критикой не мешала ("Ату ее"!).

Вот такое понимание научной этики у проректора медицинского университета страны, который стремится к европейским человеческим ценностям, европейскому стилю жизни и европейскому научному пространству.

***

На время сдачи этого номера газеты в печать официального ответа МОН на затронутые в интервью вопросы редакция не получила. Насколько нам известно, в экспертный совет МОН не поступили материалы из Луганского государственного медицинского университета относительно фонограмм защит и документации аттестационных процессов на срок полномочий спецсоветов
Д 29.600.02 и Д 29.600.03. Хотя соответствующий запрос министерства в ЛГМУ был направлен еще 3 января с.г.

Более того, по состоянию на 06.02.2017 г. зарегистрированы новые нарушения приказов МОН о сроках обязательного обнародования авторефератов диссертаций в спецсовете Д 29.600.03.