Наука: реорганизация или маргинализация?

Поделиться
Наука: реорганизация или маргинализация?
Президент НАН Украины Борис Патон и президенты отраслевых академий обратились к премьер-министру Арсению Яценюку с предложением повысить роль Госинформнауки, создав на его основе орган со специальным статусом, подчиненный непосредственно руководству правительства.

На заседании правительственного комитета по вопросам регионального развития 23 мая принят за основу проект постановления, предполагающего на базе Государственного агентства по вопросам науки, инноваций и информатизации, которое фактически ликвидируется, образовать новое Государственное агентство по вопросам электронного управления в сфере ведения Минрегионстроя. Остальные структуры Госинформнауки, занимающиеся вопросами собственно науки и инноваций, предусмотрено влить в состав МОН, как это и было до 2010 г.

Формально такое решение кажется логичным. В частности, оно преодолевает искусственный разрыв, возникший при создании Госинформнауки между университетской наукой и государственными научно-техническими программами, и сводит под одной ведомственной крышей вопросы международного научно-технического сотрудничества (трудно понять логику, по которой сегодня вопросами взаимодействия в рамках программы ЕС "Горизонт-2020" занимается МОН, а аналогичными вопросами в рамках проектов Европейского центра ядерных исследований - Госинформнауки).

Но дьявол скрывается в деталях. В течение десятилетия научный департамент МОН был фактически автономным "государством в государстве", которое последовательно возглавляли такие каждый по-своему яркие фигуры, как Ярослав Яцкив, Андрей Гуржий и Максим Стриха. Они были весьма разные, но их объединяло одно: сосредоточенность исключительно на интересах научной сферы и готовность в случае необходимости решительно отстаивать эти интересы. Совершенно иные интересы двигали чиновниками этого ведомства в период руководства сферой просвещения Д.Табачника, при котором наука, как метко отмечали ученые, осталась только в названии министерства.

Сегодня, в условиях сокращения чиновничьего аппарата, Министерство образования и науки не имеет возможности ввести должность специального "научного" заместителя министра. Следовательно, сфера науки, которой в МОН в 2000–2008 гг. неизменно занимался именно первый заместитель, сегодня окажется довеском к многочисленным обязанностям одного из действующих заместителей министра Сергея Квита, скорее всего - 30-летней Инны Совсун, отвечающей за весь комплекс вопросов высшей школы (другие два заместителя от вопросов науки еще дальше: Павел Полянский занимается средней школой, а Алексей Днипров - работой аппарата). Едва ли останется много времени у Инны Романовны на эту сферу. А в чем-то, очевидно, ей критически будет не хватать и опыта.

Следовательно, наука, бюджет которой в т.г. был резко секвестрован (и здесь ничего не поделаешь - такое уж наследство нам досталось), фактически окажется на маргинесах интересов новой власти.

Предусматривая такую опасность, президент НАН Украины Борис Патон и президенты отраслевых академий обратились к премьер-министру Арсению Яценюку с предложением повысить роль Госинформнауки, создав на его основе орган со специальным статусом, подчиненный непосредственно руководству правительства. "Сегодня в системе центральных органов исполнительной власти проведение научных исследований и разработок распорошены среди более 20 распорядителей бюджетных средств. При этом фактическая координация деятельности этих органов в сфере науки отсутствует уже в течение многих лет. В этих условиях роль центрального органа, наделенного реальными полномочиями для обеспечения формирования и реализации государственной политики в сфере науки и инноваций, должна стать ключевой", - говорится в обращении. С аналогичным предложением вышла и рабочая группа, образованная при председателе комитета Верховной Рады Украины по вопросам науки и образования Лилии Гриневич.

Но вместе с тем с очевидным нарушением действующей процедуры (вопрос ликвидации Госинформнауки рассматривался правительственным комитетом по региональной политике, хотя должен был - профильным по гуманитарной политике, и представителей Госинформнауки на это рассмотрение вообще не пригласили) было принято совершенно противоположное решение. Почему? Четкого ответа пока нет.

Очевидно, многие помнят, что вывод Госинформнауки из состава МОН в 2010 г. носил выразительные признаки лоббистских усилий по созданию нужных мест под нужных людей. Если возникли проблемы, их надо решать, но так, чтобы с водой не выплеснуть дитя.

Так, может, пока не поздно, следует отложить ликвидацию Госинформнауки и вернуться к вопросу уже после принятия новой редакции закона "О научной и научно-технической деятельности"? Ведь все имеющиеся на сегодня проекты предусматривают существование именно специального органа исполнительной власти в сфере науки, а, следовательно, отрасль, которая и так является пасынком у государства, вслед за нынешней может вскоре ожидать еще одна реорганизация. А это означает, что реально наукой на уровне руководства государства еще в течение длительного времени вообще никто не будет заниматься.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме