Сможет ли Турция воспользоваться ослаблением России?

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Сможет ли Турция воспользоваться ослаблением России? © Depositphotos/zeferli@gmail.com
Центральноазиатское окно возможностей: о пантюркизме, прагматизме и новой региональной политике Анкары

Война в Украине не только ускорила формирование нового мирового порядка, но и привела к возникновению новых альянсов на региональном уровне.

За восемь месяцев «трехдневной спецоперации» Путина эхо успехов ВСУ достигло кавказских гор и центральноазиатских степей.

Истощение людских и материальных ресурсов в Украине, обескровливание российской экономики вследствие санкций и все большая международная изоляция Москвы вызвали медленные, но необратимые изменения в восприятии России в регионе.

Убедительная победа Азербайджана при активной поддержке Турции во второй Карабахской войне еще в 2020 году и фактическое нереагирование Москвы на недавнее обострение вокруг Лачинского коридора заставили задуматься не только о целесообразности дальнейшего пребывания так называемых российских «миротворцев» в Карабахе, но и о будущем России в регионе в целом.

В случае подписания мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией следующим шагом после решения «карабахского вопроса» могут стать договоренности о восстановлении диалога между Ереваном и Анкарой. Обе стороны активизировали усилия по нормализации отношений еще в прошлом году, но после «исторической» встречи Пашиняна, Алиева и Эрдогана в Праге на полях саммита Европейского политического сообщества в октябре этого года перспектива открытия границ и по крайней мере частичного восстановления контактов близка как никогда.

В условиях изоляции России и усиления санкций против Ирана южнокавказский коридор имеет все шансы стать важной транспортной артерией. Большую роль играет и энергетический фактор. В Турции хорошо понимают, что переговоры с Азербайджаном и Туркменистаном о наращивании поставок газа в Европу через Трансанатолийский газопровод TANAP, как и перспектива новых региональных маршрутов, реальный шаг к преобразованию страны в газовый хаб, в отличие от российских басен об «изменении ориентации» «Северного потока».

Реализация долгосрочных проектов может принести в бурный регион долгожданную стабильность, которая в свою очередь поставит под вопрос присутствие не только де факто небоеспособного «миротворческого» контингента России в Карабахе, но и российской военной базы в Гюмри, которая формально служит гарантией ненападения на Армению со стороны Турции.

Последние события окончательно подорвали и без того шаткое доверие региональных союзников к «надежности» безопасностных гарантий Кремля.

И, пока Никол Пашинян не исключает сценарий, по которому Армения может выйти из ОДКБ, другие участники Договора о коллективной безопасности с Россией «коллективно» начали искать альтернативных партнеров для обеспечения безопасности. Не в последнюю очередь, и от самой России.

Не добавляют уверенности в «партнерстве» с Кремлем и периодические напоминания российского руководства о «конце парада суверенитетов» среди бывших советских республик и намерения Москвы «вернуть утраченные территории». Очевидно, что в случае обострения «бункерного синдрома» его первой жертвой на территориях Центральной Азии может стать Казахстан по кремлевской методичке названный Медведевым «искусственным государством» и «бывшей российской территорией», где происходит «геноцид россиян».

Можно предположить, что известные заявления президента Касима-Жомарта Токаева на экономическом форуме в Санкт-Петербурге о непризнании «ДНР» и «ЛНР» были вызваны не столько любовью к Украине, сколько нежеланием получить для себя проблему в виде «ЮНР». О создании «Южноуральской народной республики» в Северном Казахстане откровенно говорили российские пропагандисты во время зимних протестов против тогдашнего руководителя страны Назарбаева.

Не менее символичным была и дипломатическая пощечина Путину от президента Таджикистана Эмомали Рахмона, который на саммите «Центральная Азия — Россия» призвал российского лидера с уважением относиться к своим партнерам и не проводить в отношении стран Центральной Азии политику «как к бывшему Советскому Союзу». Следует напомнить, что Таджикистан и Россия — близкие стратегические партнеры. Именно в Таджикистане размещается самая большая российская военная база за рубежом, и именно туда Путин осуществил свой первый после вторжения в Украину зарубежный визит. Так что такой «каминг-аут» таджикского лидера явно сигнализирует, что Кремль быстро теряет позиции не только на евроатлантическом, но и на евразийском пространстве.

Еще одним доказательством этого стал и отказ Кыргызстана от участия в учениях ОДКБ «Рубеж-2022» в Таджикистане. Раньше Бишкек утвердил решение отменить учения ОДКБ на своей территории, которые должны были пройти в октябре под красноречивым названием «Нерушимое братство-2022», с привлечением военной техники, самолетов и БПЛА.

Кстати, по вопросу беспилотников Кыргызстан уже успешно сотрудничает с Турцией. В прошлом году страна первой из членов ОДКБ приобрела турецкие ударные дроны «Байрактар TB2», а в сентябре нынешнего года Таджикистан заявил об их использовании в столкновениях на киргизско-таджикской границе. Это первое упоминание о боевом применении «Байрактаров» в Центральной Азии.

Арсенал турецких БПЛА на службе у киргизских вооруженных сил расширится за счет турецких «птичек» новой генерации. «Байрактар Акынджи теперь наш. Благодарю наш братский народ!» — недавно написал на своей фейсбук-странице председатель Госкомитета нацбезопасности Кыргызстана Ташиев.

Сотрудничество на почве «Байрактаров» стало результатом договоренностей, достигнутых в рамках визита президента Кыргызстана в Турцию еще в июне 2021 года. Тогда же, в июле 2021-го, через два месяца после киргизско-таджикского конфликта, турецкий министр обороны Хулуси Акар посетил Таджикистан. В апреле 2022-го стороны подписали Рамочное соглашение о военном сотрудничестве. Таким образом, Анкара не только получила клиентов для национального ВПК с обеих сторон баррикад, но и выровняла военный дисбаланс между странами, заодно создав возможность стать посредником в потенциальном переговорном процессе между Бишкеком и Душанбе.

Постепенно, на фоне успешного использования в Сирии, Ливии, Нагорном Карабахе и Украине, новейшие разработки турецкого оборонпрома превратились в фактор геополитического влияния. Наивно было бы утверждать, что несколько десятков беспилотников могут «конкурировать» с российским военным присутствием в регионе. Однако их эффективность в локальных конфликтах ХХІ века трудно отрицать, как и то, что развитие сотрудничества с Турцией в чувствительной сфере военных технологий свидетельствует об окончании российской монополии на региональную безопасность.

После 24 февраля Анкара ускорила развитие безопасностных партнерств на двусторонней основе. В частности была подписана общая декларация об углублении стратегического партнерства с Казахстаном и меморандум о сотрудничестве между военными разведками двух стран, а также соглашение о военном сотрудничестве с Узбекистаном.

В современных реалиях заинтересованность центральноазиатских государств в энергетическом, оборонительном и военно-техническом сотрудничестве значительно превышает интерес к общему культурному или историческому наследию, а тем более к покрытым пылью идеям пантюркизма. И в Анкаре это хорошо понимают.

В отличие от России, в Турции хорошо учат историю и умеют делать выводы из прошлых ошибок. В 1990-х годах мечты турецких националистов о создании «Большого Турана» от Адриатики до Великой китайской стены разбились о реалии межэтнических и межгосударственных конфликтов в регионе, слишком мало собственных экономических ресурсов, а также (перефразируя Рахмона) требования региональных стран «уважать их и не проводить в Центральной Азии политику как в бывшей Сельджукской империи». К тому же тюркский фактор автоматически исключал из зоны турецкого влияния такие страны как Таджикистан или Афганистан, где Турция тоже имеет свои интересы.

Поэтому, параллельно с многолетними дискуссиями вокруг «армии Турана», свою нынешнюю политику в регионе Анкара базирует на вполне прагматичных экономических и безопасностных интересах, хотя и интегрирует отдельные элементы пантюркистской, панисламистской или евразийской риторики, в зависимости от поставленных задач и целевой аудитории.

С одной стороны, лидерство Турции в организациях, основанных на принципах тюркского единства (вроде Тюрксой или недавно реформированной Организации тюркских государств), позволяет и в дальнейшем использовать «общее наследие», скажем, для введения единого алфавита среди тюркоязычных государств или принятия Концепции развития тюркского мира до 2040 года. С другой — Анкара все чаще использует такие «гуманитарные» площадки для обсуждения конкретных проектов в сфере энергетики, инфраструктуры, безопасности и обороны, уверенно вытесняя из этих сфер значительно ослабевшую Россию.

Впрочем, присутствие в регионе интересов Ирана и Китая не обещает Анкаре легкой реализации геополитических амбиций.

Несмотря на «семейные» фото Эрдогана с Путиным и Хаменеи, турецко-иранские отношения все больше приобретают характер жесткой конкуренции. Имиджевые потери Тегерана на Южном Кавказе и усиление турецко-азербайджанского военного альянса явно беспокоят иранский режим. Свидетельство этого — демонстративное проведение учений на границе с Азербайджаном, угрозы в адрес Баку, нежданное открытие иранского консульства в армянском городе Капан (в непосредственной близости к Лачинскому коридору) и иранские «шахеды» в Украине.

С углублением азербайджано-израильского военно-технического сотрудничества и нормализацией отношений Израиля с Анкарой новый региональный порядок начал приобретать четкие очертания противостояния двух блоков: ТурцииАзербайджанаИзраиля, с одной стороны, и РоссииАрменииИрана — с другой. Во время недавнего визита министра обороны Израиля в Турцию, который он назвал «историческим», страны договорились укрепить «официальные оборонительные связи» — еще один шаг к консолидации альянсов.

Самостоятельную партию на региональной шахматной доске играет Китай.

Осуществив свой первый с начала пандемии зарубежный визит в Астану, Си Цзиньпин уже заявил, что Китай «решительно будет поддерживать независимость и территориальную целостность Казахстана» и «категорически будет выступать против вмешательства каких-либо сил во внутренние дела страны» — очевидный месседж России. Вместе с тем, озвучивая намерения «формировать новую парадигму развития двусторонних отношений, ориентируясь на сообщество единой судьбы Китая и Казахстана», Пекин явно играет на поле Анкары.

Со своей стороны, Турция с присущим ей прагматизмом старается избегать прямого столкновения интересов, проявлять гибкость в защите тюрков-уйгуров и сосредоточиваться на поисках общих точек соприкосновения и с Китаем, и с Россией, в частности в продвижении адженды многополярного, «постзападного» мира.

Удастся ли ей достичь в этом успеха и сможет ли страна — член НАТО получить свой, особый, статус в ШОС, в большей степени зависит от того, какой видит будущую конфигурацию сил в Центральной Азии Пекин.

Больше статей Евгении Габер читайте по ссылке.

Поделиться
Смотрите спецтему:
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме