"Семерка" — Путину: не нужно нас дурачить

Поделиться
"Семерка" — Путину: не нужно нас дурачить
Главным итогом саммита по "украинскому вопросу" было единодушное заявление лидеров о том, что аннексия Крыма противоречит нормам международного права. А отказ от выполнения Минских соглашений открывает для Путина лишь перспективы усиления санкций в отношении России в случае новой эскалации конфликта в Донбассе. Таким образом, лидеры G7 возложили ответственность за "украинский кризис" именно на Россию, дав четкий ответ на обвинения Кремля в том, что угрозой миропорядку была якобы "поддержка Европой и США смены власти на Украине".

ЧТО ДАЕТ КИЕВУ ПОДДЕРЖКА ЛИДЕРОВ КРУПНЕЙШИХ ДЕРЖАВ

Мировые лидеры, собравшиеся 7–8 июня в Германии в баварском замке Эльмау на саммит "Большой семерки", ясно дали понять не приглашенному на эту встречу Владимиру Путину: ему не следует дурачить всех, рассказывая о своей заинтересованности в установлении мира в Украине.

Главным итогом саммита по "украинскому вопросу" было единодушное заявление лидеров о том, что аннексия Крыма противоречит нормам международного права. А отказ от выполнения Минских соглашений открывает для Путина лишь перспективы усиления санкций в отношении России в случае новой эскалации конфликта в Донбассе. Таким образом, лидеры G7 возложили ответственность за "украинский кризис" именно на Россию, дав четкий ответ на обвинения Кремля в том, что угрозой миропорядку была якобы "поддержка Европой и США смены власти на Украине".

Путину говорят "STOP!"

России, по-видимому, надолго закрыли двери в политический клуб "больших" держав. Речь на саммите шла о том, какие ценности современного мира должна защищать и отстаивать группа стран, позиционирующих себя как поборники демократии, свободы и прав человека. С этой точки зрения, даже урегулирование ситуации в Украине не даст России никаких шансов сесть в обозримом будущем за один стол с "семеркой".. Все лидеры согласились, что действия России в Украине стали самым существенным вызовом мировому порядку за последние 25 лет с момента окончания холодной войны. Это также означает, что на данный вызов следует искать адекватные ответы. Саммит не был призван их обсуждать, но их поиск ведется как отдельными странами, так и Евросоюзом (несколько лидеров которого также участвовали в саммите G7) и НАТО.

Напомним, что в июне прошлого года саммит "Большой семерки" в Брюсселе (собравшийся там вместо Сочи) вообще не упомянул в резолюции по Украине тему Крыма. Некоторые обозреватели поспешили тогда заявить, что Запад "проглотил" эту выходку Путина просто потому, что не смог найти адекватных мер противодействия. Соединенные Штаты тогда чуть ли не в одиночку выступали с идеей изоляции России, в то время как вопрос введения экономических санкций для европейских политиков был очень болезненным. Они не были уверены, что санкции - это та мера, которая заставит лидера России изменить свое поведение, и боялись, что от санкций пострадают европейские государства.

Через год стало очевидно, что потери от санкций против России европейцы на себе таки ощутили (хотя их масштабы зачастую сильно преувеличиваются). Но Европа осознает: такую цену она должна заплатить хотя бы для того, чтобы сегодня иметь право говорить, что у нее есть определенные ценности, которые она намерена и впредь отстаивать и защищать. России же в свое время просто подыграли, формально признав ее "великой державой" и расширив "семерку" до "восьмерки".

Лидеры "семерки" признали, что из-за агрессии России и действий Кремля по систематической дестабилизации ситуации в Украине "украинский кризис" из внутриполитического стал международным и имеет глобальные последствия. Ряд немецких СМИ, политиков и экспертов критиковали участников нынешнего заседания, отмечая, что поскольку Россия является первопричиной вооруженного конфликта в нашей стране, то бессмысленно обсуждать проблемы Украины и мира без участия России. Другие парировали: присутствие Путина превратило бы G8 в форум для обсуждения проблем, которые Россия создает в отношениях с соседями.

Вес России в мировых делах ранее во многом базировался на том, что ее пытались понять и услышать, привлечь к совместным проектам. Сегодня глобальное влияние России, оказавшейся под действием санкций, резко сокращается. Попытка Путина восстановить величие советской империи приведет к краху российской экономики, а попытка нанести ущерб Украине - обернется еще большим ущербом для России, предупредил американский президент Обама.

Но санкции действительно работают там, где есть какие-то законы и логика, существуют зависимости и обусловленности. В экономике России все это есть, в политике Путина - нет. В дни перед саммитом Владимир Путин дал большое двухчасовое интервью для европейских газет, где пытался защищаться и, в целом, апеллировать к европейцам, правда, в свойственной ему манере. "Мы никогда не относились к Европе, как к любовнице, - сказал российский лидер, добавив, что его отношения с Европой были серьезными. - Но если наш партнер не соблюдает своих обязательств, то какое право он имеет требовать такого соблюдения от нас?" При этом Путин снова дал понять, что Россия стала жертвой экспансии НАТО, и против нее направлены действия американцев, которые якобы хотят сохранить свою гегемонию. Действия России в Украине, по его словам, были "реакцией" на ситуацию, которая "вышла из-под контроля", после того как "беспорядки" поддержали европейские и американские партнеры. Но, пожалуй, самая интересная фраза этого выступления Путина, которую Corriere della Sera отметила особо, была в ответе на вопрос "Есть ли что-то такое, о чем вы сожалеете или считаете ошибкой?" Российский лидер ответил: "Я буду честен с вами. Я не могу сейчас вспомнить ничего такого. Видимо, Господь предопределил мою жизнь так, что я ни о чем не должен жалеть".

В Европе и США не могут найти ответ на мучающий всех вопрос - "Как далеко пойдет Путин? Где он остановится?" Но он очень прост: Путин способен зайти настолько далеко, насколько ему позволят. Это не только лидеры "семерки", но и ЕС, ОБСЕ, ООН, российские граждане, украинские воины и, не в последнюю очередь, каждый из нас.

Единение взглядов участников "семерки" вокруг этой простой идеи будет означать, что Меркель с Олландом теперь не будут вдруг срываться из своих столиц и лететь в Киев, или Москву или Минск, чтобы убедить украинского президента подписывать то, что подсунул им Путин, пусть и в несколько переработанном виде. Хочется верить, что лидеров "семерки" больше не удастся водить за нос по поводу присутствия российских войск на украинской территории. Что впредь у сильных мира сего в Европе, Америке и Азии будет меньше поводов обманываться, строить иллюзии по поводу Путина, его желаний, намерений, искренности его заявлений и действий. А у Путина больше не будет возможности шантажировать весь мир началом "большой" войны из-за Украины. И у международного сообщества найдутся достойные ответы и на такие угрозы.

Домашнее задание для Киева

Украина от "Большой семерки" получила максимум, на который могла рассчитывать - "трансатлантическую солидарность", как охарактеризовал это глава украинского МИД Павел Климкин. В дипломатическом плане, наверное, даже больше - еще и поддержку из Азии. Два участника саммита - премьер-министр Японии Синдзо Абэ и Канады Стивен Харпер - накануне встречи "семерки" посетили Украину и заверили украинское руководство в своей решимости помогать Киеву на практике. При этом глава японского кабинета впервые четко заявил, что у Токио с Киевом теперь общие проблемы - территориальные споры с Россией - и в этом вопросе нам предлагается поискать точки соприкосновения. Кроме того, Украине от Японии обещана финансовая и материальная помощь, в частности, в реформе правоохранительных органов.

Киев на словах старался убедить Запад, что Украина не является "несостоявшимся" государством в том виде, как его сейчас пытается изобразить российская пропаганда. Кремль же пытается доказать лидерам крупнейших стран, что "Украина не стоит того, чтобы из-за нее портить отношения с Россией". Но лидеры решили иначе. В итоговой декларации саммита значится пункт о создании послами стран G7 в Украине "клуба реформ" с целью мониторинга расходования украинской властью западных денег на проведение реформ. Возможно, из Украины попытаются создать не буферную зону, а "витрину" западного демократического мира, обращенную лицом к путинской России, чтобы апологеты "русского мира" и евразийской интеграции могли бы почувствовать разницу. Главное, чтобы эту разницу почувствовали простые российские граждане. Но это задача отдаленного будущего.

Пока же Киев, по мнению G7, должен реализовать Минские соглашения. Как заявила Ангела Меркель на саммите "семерки", "минский процесс должен быть продолжен". Позитивом для Киева можно считать то, что лидеры "семерки" готовы принимать во внимание "киевскую логику" имплементации "Минска-2". То есть сначала прекращение боевых действий, вывод вооружений, боевиков и российских наемников с Донбасса, восстановление контроля Украины над своими границами на Востоке, и затем уже выборы в Донбассе (по украинским законам и под международным контролем по нормам и стандартам ОБСЕ). И уже только потом обсуждение с новыми легитимно избранными властями Донбасса того, как будет проходить децентрализация, какие будут изменения в Конституции и, главное, какую степень бремени по восстановлению всего разрушенного войной возьмет на себя Киев, а что сможет "перекинуть" Москве.

Российская логика и трактовка процесса выполнения последних Минских соглашений, как известно, абсолютно иная - начиная с того, что Киев должен сначала признать легитимность нынешних донецких правителей и сесть за стол переговоров с ними о децентрализации и изменениях в Конституцию Украины. Заставив Киев поступить таким образом, Москва снимет с себя всякую ответственность за происходящее в Донбассе, и привлечь ее к ответу за содеянное будет невозможно. "Большая семерка" это хорошо понимает, но сегодня "предъявить" России она может только аннексию Крыма. (Малазийский "Боинг", видимо, еще ждет своего часа).

То, что на сегодня в минском, да и в нормандском формате обсуждаются лишь вопросы обмена пленными и поставок гуманитарной помощи в Донбасс, свидетельствует о том, что Москва по-прежнему действует исключительно согласно своей логике и не намерена выполнять взятые на себя обязательства.

Слабость же позиции украинского руководства сегодня заключается в том, что на переговорах с Москвой оно действует без четкой стратегии и тактики, фактически ведет себя с Россией не как со стороной конфликта и агрессором, а как с "партнером", с которым все еще возможно закулисно решать дела, договариваться о Донбассе и даже о конституционном устройстве Украины. За эти ошибки Киев каждый раз платит дорогую цену.

Итоги саммита "Большой семерки" и слова поддержки ключевых мировых лидеров не снимают и не умаляют необходимости для украинских властей выполнения своего "домашнего задания" по заявленным уже давно реформам. Руководству страны на данном этапе необходимо более жестко настаивать на соблюдении не только международных правовых принципов, но и собственного национального законодательства, укреплении армии, реформе правоохранительной системы, борьбе с коррупцией.

Было бы большой ошибкой и дальше полагаться лишь на сочувствие мира из-за того обстоятельства, что Украина стала жертвой российской агрессии. Лидеры ведущих стран готовы видеть в Украине самостоятельного и решительного партнера, которому будет воздано по заслугам за старания и усилия по реформированию и формированию нового порядка отношений в этой части континента.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме