«Волынские Афины» на Кременетчине

Поделиться
После того, как Речь Посполитая в результате трех разделов в конце ХVІІІ века утратила свою независимость, польская аристократия в основном сосредоточила свою деятельность на культурно-образовательной сфере...
Тадеуш Чацкий

После того, как Речь Посполитая в результате трех разделов в конце ХVІІІ века утратила свою независимость, польская аристократия в основном сосредоточила свою деятельность на культурно-образовательной сфере. Это был один из путей самосохранения польского этноса. Неудивительно, что аристократы принимают активное участие в создании польских или пропольских учебных заведений, научных, культурно-просветительских институтов и тому подобное, особенно на территории Российской империи.

Одним из таких деятелей был Тадеуш Чацкий (1765—1813), который принадлежал к полонизированным украинским аристократам. Родился он на Волыни, в городке Порицке (теперь село Павливка), имел поместье на территории этого края. Владел большой библиотекой из 20 тысяч томов, среди которых было 8508 старопечатных книг, 1558 — рукописных. Также там хранились 146258 разнообразных исторических документов. Чацкий изучал историю, право, экономику и сельское хозяйство Польши, предложил польскому сейму ряд проектов хозяйственных реформ. Был одним из организаторов Общества любителей наук в Варшаве (1800) и Коммерческого общества (1803); опубликовал ряд произведений исторического, экономического и юридического характера.

С 1803 г. и вплоть до смерти в 1813 г. Чацкий работал «визитарем» (инспектором) школ Волынской, Киевской и Подольской губерний. Благодаря его деятельности была расширена сеть школ и созданы новые учебные заведения в этих губерниях. Наиболее удачным эпизодом в его организационно-педагогической деятельности стало создание Высшей Волынской гимназии в Кременце, со временем преобразованной в лицей.

Гуго Коллонтай

29 июля 1805 г. проект этого учебного заведения, составленный Чацким, утвердил царь Александр І. К организации Высшей Волынской гимназии привлекли выдающегося польского философа, юриста и общественного деятеля Гуго Коллонтая, уроженца Кременетчины (южная Волынь).

Разрабатывая учебную программу гимназии, Коллонтай и Чацкий надеялись со временем превратить ее в университет. В гимназии существовало два уровня: низший («классы»), соответствовавший тогдашним уездным школам, и высший («курсы»), приближенный к университетскому образованию. «Классы» охватывали четырехлетний период обучения, в котором преобладала гуманитарная, в частности, языковая подготовка (изучались латынь, польский, французский, немецкий, русский языки, арифметика, общая геометрия и мораль). «Курсы» разделялись на три двухлетних периода и делали акцент на изучении естественных наук и математики. Первый «курс» охватывал элементарную математику с логикой и историю с географией, второй — физику и право, третий — естественную историю, химию и литературу. Программа гимназии предусматривала овладение так называемыми «талантами» — изобразительным искусством, музыкой, фехтованием, верховой ездой, танцами, игрой в мяч, плаванием и т.п. Кроме этого, были введены дополнительные факультативные предметы преимущественно естественнонаучного цикла.

1 октября (по старому стилю) 1805 г. в торжественной обстановке была открыта Высшая Волынская гимназия. Она размещалась в помещениях бывшего иезуитского коллегиума, построенного в 1731—1745 гг. Позже, в 1807 г., гимназии были переданы здания монастыря василиан.

Под покровительством Чацкого развивалась научная библиотека. Для учебных потребностей из Европы привозились книги и научные журналы. Так что библиотека в то время стала одной из наиболее хорошо организованных и современно оборудованных во всем мире. В 1834 г. в ней насчитывалось 24379 произведений в 34378 томах, в том числе множество ценных изданий и старопечатных книг. В частности среди последних была знаменитая Острожская Библия 1581 года издания.

В гимназии функционировали прекрасно оборудованные кабинеты физики, зоологии, минералогии, нумизматики, астрономически-метеорологическая обсерватория, метеорологическая станция. Так, кабинет физики был закуплен в Париже в год основания гимназии и имел 175 разнообразных приборов. Нумизматический кабинет имел коллекцию, насчитывавшую 18682 монеты, 8 тысяч из которых составляли монеты античной Греции и Рима. Крупной была и коллекция минералов, насчитывавшая 12348 образцов. Здесь также была собрана значительная коллекция рисунков и картин. Среди них и произведения итальянских мастеров, в т.ч. работы Леонардо да Винчи.

Гордостью гимназии стал ботанический сад, ничем не уступавший ботаническим садам лучших европейских университетов. В нем насчитывалось около 12 тысяч растений и деревьев, привезенных из разных стран — Дании, Швеции, Финляндии, Австрии, Польши, России и т.д.

Среди преподавателей Высшей Волынской гимназии было много выдающихся педагогов. В частности Франциск Шайдт, учитель химии и природоведения, который выступил организатором ботанического сада; Юзеф Чех, философ и математик; Виллибальд Бессер, известный в Европе ботаник, член множества научных обществ; Эузебиуш Словацкий, филолог, отец знаменитого польского поэта-романтика Юлиуша Словацкого... Фактически, это было интернациональное сообщество. Видим здесь поляков, англичан, австрийцев... Тем не менее этот интернационализм не «вредил» польской ориентации гимназии (а затем лицея).

Образование в гимназии могли получить как потомки аристократических родов, так и дети шляхтичей, мещан и даже иудеев; обучение было бесплатным. Только за овладение предметами эстетического и физического цикла вносилась плата.

Чацкий заботился о том, чтобы все ученики имели одинаковые условия для учебы. Для бедных молодых людей, которые хорошо учились, он старался организовать стипендии, места в бесплатных или льготных пансионах. Создатели гимназии и их преемники организовали школы механиков, геометров, садовников, ветеринаров, семинарию для сельских учителей, частный образцовый женский пансион.

Покровительство Чацкого содействовало развитию Высшей Волынской гимназии. В 1819 г. российские власти превратили школу в лицей, учебное заведение повышенного типа с правом предоставления низших научных степеней (действительного студента и кандидата наук).

Это учебное заведение создавало в Кременце неповторимую духовную атмосферу. Неудивительно, что среди его воспитанников немало выдающихся ученых, писателей, поэтов. Наиболее известный среди них — поэт-романтик Юлиуш Словацкий.

Кременецкий лицей фактически просуществовал до 1834 года. Формальным поводом для его закрытия стало Польское восстание 1830—1831 гг. После него в империи Романовых ликвидировали польские учебные заведения. Своеобразным «заменителем» лицея стал основанный в 1834 году Университет святого Владимира в Киеве, куда из Кременца перевезли библиотеку, оборудование и т.п.; туда же перешли работать преподаватели лицея.

Есть все основания утверждать, что Кременецкий лицей находился на уровне лучших учебных заведений Европы. Его выпускники имели прекрасную подготовку и проявляли себя в разных сферах деятельности.

Несмотря на то, что и Высшая Волынская гимназия, и Кременецкий лицей были учебными заведениями, в которых господствовал польский дух, они все же имели отношение к Украине и украинской культуре. И дело не только в том, что эти учебные заведения существовали на украинской земле и были созданы на средства, добытые тяжелым трудом украинцев. У истоков Высшей Волынской гимназии стояли люди, в чьих жилах текла украинская кровь. Другое дело, что они не осознавали себя украинцами. Такими были и Т.Чацкий, и Г.Коллонтай. Правда, иногда в них звучал и украинский голос. Например, Т.Чацкий написал исследование «Про назву Україна й початки козаків».

В Высшей Волынской гимназии и Кременецком лицее, независимо от воли их организаторов, происходило формирование украинской национальной идеологии. Именно Кременец стал одним из центров так называемой «украинской школы» в польской литературе. Воспитанником Кременецкого лицея был ее видный представитель Тимко Падура. Украинские мотивы очень четко звучали и в произведениях Юлиуша Словацкого.

В определенном смысле можно утверждать, что украинофилы, связанные с Кременецким лицеем, стояли у истоков современного украинского национального движения. Поэтому не случайно Тарас Шевченко в повести «Варнак» с теплотой пишет об этом учебном заведении и его создателе Т.Чацком: «Мир праху твоему, благородный Ч а ц к и й! Ты любил мир и просвещение! Ты любил человека, как нам Христос его любить заповедал!»

В октябре нынешнего года исполнилось 200 лет со времени основания Высшей Волынской гимназии. Эта дата прошла почти незамеченной в Украине. О ней больше говорили в Польше. А жаль. Ведь опыт этого учебного заведения для нас уникален и поучителен.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме