Социальная защищенность "длиной" в 25 лет: ходьба по кругу или путь назад?

Владимир Петровский 22 апреля 2016, 00:00
соц

Читайте также

 

Заступая на должность министра соцполитики Украины, каждый из руководителей обещает сделать все возможное, чтобы обычный гражданин наконец-то начал жить лучше. 

Ведь, как не крути, Минсоцполитики — это государственное учреждение, на которое возложена ответственность за благосостояние украинских граждан: занятость и трудоустройство, социальное и пенсионное обеспечение, равные права и возможности мужчин и женщин и т.п. А тем временем украинские граждане с инвалидностью, как и другие социально незащищенные слои населения, годами пытаются понять целесообразность государственного устройства, которое их не защищает, не создает условий для превращения бедных в зажиточных, а наоборот — одним способствует в обогащении, другим — в обнищании, попирая равенство и верховенство права. Этим гражданам хотелось бы видеть собственное место и роль в формировании государствообразующих процессов, поскольку ни их в частности, ни общество в целом не устраивает нынешнее положение дел в украинском государстве. Кто-то, вероятно, возразит: "Если можно, давайте без тенденциозных высказываний!". Давайте. Лучшим показателем состояния дел является фактический результат, тем более — сроком в 25 лет. 

Именно такой, серебряный юбилей отметил в этом году Закон Украины "Об основах социальной защищенности Украины". Первый законодательный акт, призванный защищать интересы украинских инвалидов, был принят, между прочим, еще во времена СССР. Сейчас уже мало кто помнит, что этот законодательный акт вполне мог бы называться "Государственная и социальная забота об инвалидах" в УССР". В свое время такое название забраковали народные депутаты, настаивавшие на том, что в законе речь идет о социальной защите инвалидов, а значит, и название должно быть соответствующее. 

Законопроект обсуждался на протяжении сессионного дня, и практически каждая его статья вызывала оживленные дискуссии, особенно по поводу льгот, которые государство предоставляет инвалидам. Практически в каждом случае вместо определения "бесплатно" (если речь шла, к примеру, о льготном проезде) депутаты настаивали, чтобы в законодательном акте содержалось четкое определение источников получения средств. То есть окончательным вариантом было не "бесплатно", а, например, "за счет средств Фонда социальной защиты" и т.п. В целом, не идеализируя этот законопроект, можно сказать, что для своего времени он был весьма прогрессивным и, безусловно, первым. Именно на нем базировались все другие законы, призванные облегчить жизнь украинских инвалидов. 

Подчеркну, что уровень пенсионного обеспечения и предоставления льгот в СССР на время принятия этого законодательного акта (сравниваем исключительно в аспекте материального обеспечения — соотношение между ценами и зарплатой и уровнем жизни в целом) — несомненно, в пользу обычного инвалида. Лица с инвалидностью не были нищими и имели достаточное обеспечение жизнедеятельности. К сожалению, сегодня они с горечью вынуждены констатировать, что за годы независимости, особенно на протяжении последних нескольких лет, вопреки обязательствам, взятым Украиной перед мировым сообществом, и ратификации ею ряда международных законодательных актов, гарантирующих выполнение стандартов цивилизованного сообщества в отношении людей с инвалидностью, положение последних ухудшается с каждым днем, будучи при этом еще и законодательно закрепленным. 

Однако хватит истории. Попытаемся очертить ключевые достижения (или откровенные провалы), совместно приобретенные как в сфере социальной защищенности людей с особыми потребностями, так и в социальной политике в целом. Именно это пытались сделать участники круглого стола, проведенного ГО "ВГО "Всеукраинский парламент трудоспособных инвалидов" 21 марта 2016 г. В мероприятии приняли участие представители всеукраинских общественных организаций инвалидов, благотворительных фондов, заинтересованные граждане Украины с особыми потребностями. На протяжении трех часов участники обсуждали самые важные и болезненные вопросы соцзащиты инвалидов в Украине. Выводы, сделанные по итогам мероприятия, к сожалению, неутешительные: до тотального обнищания доведены не только лица с инвалидностью, но и подавляющее большинство граждан; отсутствует системная, прогнозируемая, сбалансированная социальная политика как таковая; на законодательном и исполнительном уровнях созданы искусственные барьеры для комплексной эффективной реабилитации лиц с инвалидностью; отсутствуют механизмы и системное видение путей имплементации в законодательное поле и практическую плоскость ратифицированных Украиной международных актов, в частности Конвенции о правах инвалидов, защищающих права и свободы лиц с инвалидностью; в конце концов, по сути,  в стране сложилась ситуация, предшествующая социальному взрыву.

Так, согласно официальной статистике (по состоянию на декабрь 2015 г.), уровень инфляции в государстве составлял 143,3%. Цены выросли практически на все, прежними остались только пенсии и социальные выплаты инвалидам. В широко разрекламированной кампании начисления субсидий малообеспеченным слоям населения Минсоцполитики торжественно обещало, что в результате повышения цен на коммунальные услуги не пострадает ни один гражданин, тем более — инвалид. Но к нам обращаются инвалиды — члены нашей организации, которых управления соцзащиты на местах признали настолько зажиточными, что лишили права на субсидии. Некоторые инвалиды действительно живут в семьях, общий достаток которых превышает средний, и субсидии им не нужны. Но вот вопиющий случай: инвалид второй группы присматривает за больной матерью, которая несколько лет не встает с постели. У обоих — минимальные пенсии. Работать он не может — мать нуждается в постоянном уходе. Подал все документы на субсидию, но получил отказ. Такие случаи вовсе не единичные. 

Украинским инвалидам обещают до конца т.г. повысить пенсии и соцвыплаты аж на 12%, забывая, что уровень инфляции составляет 143,3%. Покупательная способность обычного инвалида неуклонно падает. В письмах и жалобах речь идет о том, что инвалиды ходят в супермаркеты и аптеки (не говоря уже о магазинах одежды и обуви), как в музеи. 

Нам возразят: далеко не все инвалиды такие беспомощные, они могут и должны работать, приносить пользу государству. Это так и не так. Во-первых, система профориентации, профобучения и переквалификации инвалидов так и осталась на уровне СССР. То есть инвалидам предоставляют определенные специальности, профессии, которые фактически не нужны. Во-вторых, даже имея профессию и знания, инвалид часто не может трудоустроиться. К тому же изменения в некоторые законодательные акты, согласно которым пенсия работающего инвалида уменьшается, привели к тому, что гражданам с ограниченными физическими возможностями стало просто невыгодно работать. Не говоря уже о том, что для каждого работающего инвалида, согласно Закону "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине", должно быть создано индивидуальное рабочее место. Кто-то когда-то видел такое место? Представляет, как оно выглядит (речь не о рабочих местах на предприятиях системы УТОС или УТОГ, оборудованных еще в советское время)? 

Думаю, никого не удивлю, если скажу: на сегодняшний день рабочее место инвалида создано по всем правилам только для одного человека в Украине. То есть даже если человек получил профессиональное или высшее образование, он не трудоустроится по всем правилам, ведь определения рабочего места инвалида до сих пор нет. Даже в системе Минсоцполитики главные принципы его создания не разработаны. Следовательно, вопреки периодическому созданию и утверждению на высшем уровне различных программ трудоустройства лиц с ограниченными физическими возможностями, под которые выделяются большие средства, реальное трудоустройство инвалидов — это до сих пор лишь покупка их трудовых книжек. 

Возвращаясь к Закону "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине", нельзя не вспомнить его ст. 19 и 20, предусматривающие отчисления на создание рабочих мест для лиц с ограниченными физическими возможностями. По сути, все эти средства идут на содержание государственных реабилитационных центров, которые сегодня неэффективны и, предоставляя инвалидам определенную профессию, вовсе не гарантируют им реального трудоустройства. 

Таким образом, в государстве, вопреки декларативным заявлениям, созданы все условия для того, чтобы его граждане с ограниченными физическими возможностями оставались нищими, вместо того, чтобы реально зарабатывать деньги и чувствовать себя равными среди равных. Более того, фактически лиц с ограниченными физическими возможностями (как, впрочем, и других малообеспеченных граждан) искусственно загоняют в ситуацию, в которой они вынуждены претендовать на получение субсидий. Основные средства которых на самом деле получает не гражданин, а поставщик услуг. Следовательно, с одной стороны, зачем экономить, если денег как не было, так и нет? С другой — все равно плачу не я. 

Стало быть, современная соцполитика направлена не на то, чтобы сделать человека максимально равным и обеспеченным, а, фактически, на то, чтобы он стал нищим, тем самым подталкивая его к получению субсидии и при этом обогащая олигарха. Вместо того, чтобы бороться с  таким позорным явлением, как система субсидий, деятельность нашего социального блока направлена на то, чтобы ее сохранить и развивать.

Но и это еще не все. Чтобы система обслуживания и оформления субсидий работала, необходимо увеличивать количество работников, занимающихся обслуживанием этих нужд и, соответственно, — средств из госбюджета на их содержание. Т.е. средства государства направляются не на нужды инвалидов, пожилых людей, детей, а на потребности чрезмерного бюрократического аппарата. 

Напомню: когда принимали Закон "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине", народные депутаты настаивали, чтобы в статьях, где речь идет о госльготах, были указаны источники поступления средств. Инвалиды постарше еще помнят, что до 1999 г. они имели право на проезд в поездах и автобусах междугородного сообщения в сумме 50% от стоимости проезда на протяжении всего календарного года. Для инвалидов первой группы льгота также распространялась и на сопровождающих. Эти льготы, кстати, были закреплены соответствующей статьей упомянутого закона. Но в 1999 г. временно (в наших условиях — не навсегда ли?) право на льготный проезд сократили: теперь оно действует с 1 октября по 15 мая каждого календарного года. И значительное количество инвалидов об оздоровлении и отдыхе в летние месяцы и в т.н. бархатный сезон могут забыть. 

Да, мы хорошо понимаем, что система льгот в том виде, в котором она существует в нашем государстве, далеко не лучшая. Практически во всех странах мира нет самого понятия "льгота". То есть, например, путешествуя, инвалид платит за себя сам. Что касается пенсионеров по возрасту, то у них действительно проезд льготный — 50% от общей стоимости билета. Но данная ситуация возможна за счет того, что в таких странах пенсионное обеспечение (соцзащита) граждан — на надлежащем уровне, что дает возможность людям ездить за собственные средства, посещать музеи, получать образование, заниматься реабилитацией, наконец — отдыхать раз-два в год. 

Поддерживая желание государства (по крайней мере, задекларированное), чтобы все его граждане находились в равных условиях, нельзя не отметить, что нынешнюю систему льгот можно ликвидировать только тогда, когда пенсионное обеспечение и соцгарантии у нас достигнут международного уровня. Кроме того, даже когда в европейских странах существует система социальных гарантий и надлежащего пенсионного обеспечения, все равно три категории общества — люди пожилого возраста, лица с инвалидностью (а также их сопровождающие), дети — бесплатно посещают музеи и пользуются услугами государственных учреждений. 

Конечно, есть и исключения. Например, в Великобритании инвалид должен заплатить за вход в музей, а сопровождающий, выполняющий функции помощника, проходит бесплатно. Но все это — лишь детали, не отменяющие самого главного: госльготы должны быть подкреплены финансово, или же система государственного пенсионного (социального) обеспечения должна находится на таком уровне, чтобы эти льготы просто были не нужны. Третьего здесь не дано. 

И последнее. В конце прошлого года значительное количество наших сограждан (в частности и инвалиды), затаив дыхание, следили за "бюджетными баталиями" народных депутатов. В сессионном зале много говорилось о децентрализации, передаче госсредств на места, звучали и другие интересные предложения. 

 В процессе принятия бюджета на т.г. ВР Украины приняла Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (по стабилизации финансового состояния государства и усовершенствования отдельных положений социальной политики)". Главное его новшество — передача органам местного самоуправления полномочий принимать решения о предоставлении отдельных видов льгот для ряда категорий граждан, которым ранее эти льготы обеспечивало государство. В частности, речь идет о бесплатном проезде в общественном транспорте, льготах на оплату жилищно-коммунальных услуг, пользование квартирным телефоном и т.п. 

Парламентарии и члены правительства почему-то решили, что этот закон будет способствовать "стабилизации финансового состояния государства". Однако ни к чему хорошему эта идея не привела и не может привести. Потому что бюджет местных советов фактически зависит от местных депутатов, и только они могут найти или нет средства на компенсацию соцльгот. Не буду останавливаться на таких, с точки зрения высокого должностного лица, "мелочах", как, например, отказ некоторых кассиров на местах продать билет со скидкой 50% сопровождающему инвалида первой группы, бунты перевозчиков в некоторых городах Украины, которые вообще отказались перевозить льготников, и т.п. Перейдем к обобщениям. 

Как известно, Украина — унитарное государство. Закон "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" и другие должны выполняться на всей ее территории. Процессы децентрализации предусматривают передачу на места как прав, так и обязанностей, в частности финансового ресурса, который подкрепляет эти права и обязанности, в том числе и обязанность защищать незащищенные слои населения. Если же местная власть начинает создавать свои законы и предоставлять или отменять льготы по своему усмотрению, то имеем дело с принципами феодализма и признаками отдельного государства, работающего по собственным законам. Следовательно, либо государство принимает меры для выполнения собственных законов на местном уровне, либо мы вынуждены констатировать, что Украина вступает в процесс феодальной раздробленности, т.е. происходит фактический распад унитарного государства. И далеко не последним фактором, позволяющим сделать такие выводы, является государственная социальная политика, точнее ее полное отсутствие. 

Мы призываем президента и правительство Украины положить конец перекраиванию социального законодательства государства по своему усмотрению. На всей территории Украины, от Киева до Донецка и от Одессы до Закарпатья, должны действовать одинаковые законы, принятые парламентом. Помимо всего прочего, это позволит обеспечить инвалидам и другим малообеспеченным слоям населения социальные гарантии, предусмотренные международным законодательством, в частности "Конвенцией о правах инвалидов". Игнорирование соблюдения социальных норм и стандартов — это прямой путь к социальному взрыву в стране, угроза как территориальной целостности государства, так и его существованию в целом.

Теги:
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
1 комментарий
  • Богдан Дівнич 23 апреля, 10:27 В цій статті фактично поставлений ДІАГНОЗ нинішній владі щодо турботи про громадян.Порада ознайомитись з цим діагнозом як соціально незахищеним,так і їхнім дітям та внукам,аби вони побачили справжню картину наслідків "турботи" обраних ними сповідувачів дикого капіталізму. Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
USD 26.67
EUR 28.94