Социальная энергия на службе социума

Ирина Кириченко 4 июля 2014, 18:10
фото

Читайте также

Энергия взаимосвязей людей в социуме, каждый из которых наделен своим собственным опытом, знаниями и умениями, не прибавляется механически, находя разрешение в законченном действии, в новом социальном явлении или процессе. Но значительно преумножается совместной инициативой или продуктивной деятельностью.

Социальная энергия — тема исследования доктора экономики и социологии, профессора, заведующего отделом социальных экспертиз Института социологии НАНУ Юрия САЕНКО

— Организация в сообщества — на уровне инстинкта. Следовательно, самосохранение социума — в крови каждого из нас?

— "Все течет, все меняется" — это означает, что мы переходим из одного состояния социума в другое: лучшее или худшее. Но если изменение произошло, значит, была приложена сила, все изменившая. Сила, как правило, действует во времени — это работа или энергия выполнения задачи. 

Изменения бывают как материальные, так и духовные. Беда науки и всей нашей жизни в том, что мы зациклились на материальной энергии. Даже в школьных уроках истории акцент делается на передвижениях войск, захватах территорий, материальных выигрышах или потерях. А ведь Александра Македонского стать властелином мира подвигла волевая энергия. После его смерти она исчезла, и завоеванная им империя рухнула.

В сообществе людей возникает социальная энергия, организующая все другие виды энергии. И тут мы приходим к такому понятию, как национальный или общественный потенциал. Одно время психология в нашей стране была зациклена на индивиде и не обратила внимания на то, что весь животный мир имеет инстинкт организовываться в сообщества. Это совсем другой вид выживания — социальная энергия сообщества, преодоления, принятия решений, — связанный с понятием эмерджентности. 

В животном мире волки выходят на охоту, объединяясь в стаю, а выполнив работу, расходятся по своим семьям. Львы стабильно живут прайдами, слоны — сообществами. Каждый вид выбирает свой способ общения.

В человеке точно так же заложен инстинкт объединения, реализующийся вне рационального, сознательного мотива. Это означает, что в обществе формируется некий потенциал — появляется какая-то идея, имеющая нематериальную форму. Чтобы ее реализовать, нужно оценить ситуацию, собрать факты, проанализировать их и увидеть будущее, которое возникнет в результате решения реализовать идею, то есть обязательно спрогнозировать последствия. На этих этапах работает волевая энергия. Далее нужно найти метод, ресурсы — материальная энергия. И тут в дело снова вступает волевая энергия, уже чтобы довести до намеченного конца. То есть действует цепочка: энергия волевая, материальная и снова волевая. Потенциал — это энергия, долженствующая превратиться в кинетическую. Это движение, действие, и в социальном плане тоже.

Национальный потенциал состоит из энергии волевой. А также духовной: из понятий, что хорошо и что плохо, есть ли у человека силы находиться в рамках норм, традиций. Ведь чтобы удерживать себя в их русле, также нужна энергия. Третьим по значимости в структуре потенциала выступает интеллект — опыт, знания, технологии, как делать то или иное дело. Если чего-то не хватает, человек может придумать новую технологию. Это интеллектуальная энергия. За ней идет информационный потенциал — мы живем в информационном обществе, и это требует от нас расширять информацию по радиусу нашего действия и уметь ее обрабатывать. А дальше ресурсы: помимо материальных, человеческий капитал, образование, профессионализм. Вот из чего состоит национальный потенциал.

Но если нет потенциала волевого, то грош цена всем остальным. Он сводится к умению поставить задачу, использовать идею или инновацию, к умению разработать план осуществления этой задачи, привлечь людей, ресурсы — и, в конечном счете, в умении довести все это до конца.

В 1990-м году, по оценке "Дойче-банка", Украина была на первом месте по всем показателям среди советских республик. Но поскольку волевого потенциала не было, все было разграблено и обнулилось. 

— Как работает социальная энергия в общественных процессах?

— В свое время Кучма затеял пустую дискуссию: одновекторность или многовекторность? Многовекторность напоминает усилия Лебедя, Рака и Щуки, где сумма приложения всех векторов равна нулю. Поэтому основная задача волевого потенциала и призванной им к жизни социальной энергии, объединяющей все потенциалы, — выбрать, как для человека, так и для общества, единый базовый вектор. А уже потом, на основании реализации этого вектора, строятся многовекторные связи. Беда Украины в том, что 23 года ей не хватает воли выбрать этот базовый вектор

Основная задача социальной энергии — направить развитие сообщества в главное русло, выбрать направление. А многовекторность означает уже реализацию этого вектора, обеспечение самого русла, базисного направления, выбираемого нами. 

— Приобрели ли особый вид общественные инновации в связи с тем, что у нас возникли новые формы народовластия?

— В нашей ситуации это только принятие генерального, базового направления — на Европу. 

Представьте себе направление, по которому развиваются цивилизованные страны, и отметьте, что там есть и обочины — слева и справа. Мы находились на коммунистической обочине, потом перешли дорогу и свалились на криминально-олигархическую. Россия же свалилась в неоимпериализм. А Беларусь и Казахстан — в диктатуру. В итоге — мы снова на обочине. Вот в чем проблема.

— Новые формы общественной жизни, возникшие в нашей стране после Майдана, будут угасать или развиваться?

— Самоорганизация не может возникать сама по себе надолго. Майдан — явление временное. Вопрос в том, как превратить его в гражданское общество, работающее не только в столице, но и в каждом городе, селе. Гражданское общество избирает власть, ставит перед ней задачи. Власть согласовывает с ним свои идеи, а затем отчитывается. Это может превратиться в систему Вече, когда ежемесячно или раз в полгода власть отчитывается перед народом. Основные направления бюджета вполне можно согласовывать с Майданом. 

Энергию Майдана сможет преобразовать средний класс. Тот средний класс, который у нас есть и составляет четыре-пять процентов населения. Он независим, а ведь первая форма независимости человека — это собственность. И государство должно создать условия для развития среднего класса. И Кучма, и особенно Янукович его давили — поскольку он является главным гробовщиком диктатуры и криминально-олигархической системы.

Средний класс создает гражданское общество. На Майдане были многие представители среднего класса, 43% — с высшим образованием. Это люди, которые понимают, в чем будущее Украины, у них сознание и социальная энергия среднего класса.

То, что происходило на Майдане, — это создание условий для высвобождения социальной энергии — воля к инновациям, отказ от патернализма, принятие на себя ответственности, и, следовательно, создание новых общественных организаций.

— Как изменится социальный порядок в этих условиях?

— Произойдет передача многих полномочий на места. Возникнет муниципальная полиция, которая будет избираться и оплачиваться из местного бюджета города или района. Люди станут контролировать власть реально.

Каждому голландцу, например, ежемесячно приходят счета, где указано, на какие нужды идут его налоги: отдельно расписаны статьи расходов на полицию, здравоохранение, дороги, на чиновников…

— Как в вашей теории социальная энергия связана с пороговыми значениями социальных изменений?

— Социальная энергия является положительной, когда держит общество в гармоничном колебании. Общество всегда пребывает в каких-то кризисных состояниях, но если эта флуктуация в норме, то речь идет о положительной социальной энергии. Социальная энергия, организованная в Донецкой и Луганской областях, выходит за пределы нормального колебания. Это разрушительная энергия, выходящая за пределы разумного, нормативного существования.

Например, если безработица в Америке (по мнению местных аналитиков) колеблется в пределах 4–8%, это считается нормой. Если опускается ниже 4% — это плохо, потому что тогда исчезает конкуренция. А если превышает 8% — начинаются социальные протесты и рождается негативная, разрушительная, деструктивная социальная энергия.

— В обществе на два полюса разведены различные прогрессивные и регрессивные явления. С одной стороны, трансформация и модернизация — большей частью, на уровне намерений социума. С другой — вполне реальные стагнация и неопределенный дрейф в будущее.

—Украина вообще находится на полюсе неопределенности, поскольку не выбрала главный вектор своего развития. Трансформация и модернизация представляют собой полюс определенности. Что такое трансформация? Это когда вы движетесь из начального положения в конечное, пользуясь неким определенным оператором программ, своеобразным проектом перевода из начального пункта в конечный. А модернизация — это когда в будущей модели используются все новейшие достижения науки и практики. Самое последнее и лучшее содержится именно в операторе перевода, в проекте, в выбранной прогрессивной программе. В проекте перевода работает волевое начало, организующее все виды энергии, дабы перевести их в "рабочее" состояние для достижения цели.

— Обозначает ли нахождение социума в точке бифуркации накопление социального и гражданского обезволивания?

— Или социум впадает в безволие, или просто не знает, что делать с будущим. Или же все нормально, но в этой ситуации есть столько вариантов развития, что люди не могут выбрать самый подходящий. В математике и теории вероятностей это называется проблемой "буриданова осла", который погиб, не сумев сделать выбор, а значит — продуктивно приложить энергию. Это и есть проявление действия точки бифуркации. Но сила волевой энергии в том и заключается, что даже из точки бифуркации она выводит общество в новое нормальное перспективное русло. 

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Реклама
Последние новости
USD 27.12
EUR 29.45