Народный проект Prometheus

Оксана Онищенко 16 октября 2015, 00:00
примаченко_1

Читайте также

 

 

Учиться можно и нужно в любом возрасте. И необязательно в аудитории университета. 

Это убедительно доказали уникальные бесплатные массовые онлайн-курсы Prometheus. За довольно небольшой период существования (14 октября проекту исполнился лишь год) платформа курсов собрала 100 тыс. слушателей. И это обучение не ради бумажки или галочки в дипломе, а для собственного будущего. 

Проект Prometheus называют народным, волонтерским, революционным. Созданный энтузиастами и волонтерами, он быстро приобретает популярность не только среди студентов, но и среди тех, кто давно и успешно работает в определенной профессии. 

Идею массовых бесплатных онлайн-курсов заметили и оценили. Учредитель Prometheus аспирант КНУ им. Шевченко Иван Примаченко вошел в список
30 успешных украинцев в возрасте до 30 лет, составленный журналом Forbes. 

С ним ZN.UA обсуждало нынешнее состояние дел и будущее уникального проекта.

— Иван, расскажите о своем проекте.

—Prometheus — неприбыльный волонтерский проект массовых бесплатных онлайн-курсов. Эти курсы читают преподаватели Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, Киево-Могилянской академии, КПИ, Украинского католического университета и других ведущих вузов и организаций. Такой формат объединяет в себе несколько важных аспектов. Первый — заранее записанные лекции, которые можно пересмотреть в удобное для слушателя время. Второй — интерактивные задания, позволяющие проверить, как слушатели усвоили содержание лекции. Третий — у нас есть форум, на котором слушатели могут задавать вопросы, а преподаватели или другие слушатели отвечать на них. Почему важно, чтобы отвечали и слушатели? Потому что на наших форумах создается этакое сообщество, комьюнити, где люди помогают друг другу. Довольно часто слушатели отвечают на некоторые вопросы быстрее, чем преподаватель. Причем абсолютно правильно. Четвертый аспект — успешно завершив курс, можно получить сертификат за подписью преподавателя. И пятый — нет никаких ограничений для того, чтобы стать слушателем курсов. За исключением разве что сложных курсов, для изучения которых нужны определенные предварительные знания. Но чаще всего — никаких требований.

— Чем отличается украинский проект от аналогичных в мировой практике?

—Prometheus взял формат курсов Coursera, ЕdХ и других ведущих онлайн-платформ западных университетов. Но язык наших курсов — украинский. Это важно не только потому, что не так много людей владеют английским, но и потому, что именно на украинском мы подаем некоторые специфические курсы, такие как история Украины, украинское право. Но планируем запустить и бизнес-английский для украинцев. 

Есть еще одно большое отличие Prometheus от Coursera и других. Coursera не создает курсов — университеты просто приносят готовые лекции, а платформа их размещает. Тех, кто администрирует платформу, не интересует, как готовят, снимают и монтируют лекции. Мы же почти полностью производим эти материалы сами — от поиска преподавателей, создания плана лекции, съемки, монтажа, иллюстрирования, дизайна до размещения. К сожалению, украинские университеты пока что не могут взять на себя весь цикл производства, как и не могут поддерживать его в нужных масштабах.

— Кто ваша аудитория? 

—Она весьма разнообразна. Самому молодому слушателю 13 лет, самому старшему — 74. Есть школьники, студенты, пенсионеры. Даже воины АТО (несколько человек проходят курс информационной безопасности). Полезны наши курсы и для людей с ограниченными физическими возможностями. Например, есть слушатель — учитель истории, преподающий в школе для детей с недостатками зрения. Он не может смотреть видеолекции, он их прослушивает. Проходит уже третий курс. Говорит, что использует наши материалы на практике. И таких примеров очень много. 

Скажем, у нас учится учительница из села, которая пишет, что в их местности одна школа на три населенных пункта. У нее чрезвычайно много работы, и она не может поехать в ведущий университет, чтобы повысить квалификацию. А то, что предлагают на специальных курсах для учителей, — зачастую имитация деятельности.

Или, например, слушательница-госслужащая из небольшого городка изучала курс экономики, чтобы разобраться, как оптимизировать финансы на муниципальном уровне. 

Кандидат в депутаты из Луцка слушает курс экономики, чтобы ориентироваться, какие решения принимаются на городском уровне, и за что именно он будет голосовать.

Наши слушатели — люди, которым интересно углубить знания после выпуска из университета. Это необходимо им для работы и саморазвития, потому что немало наших курсов являются мировоззренческими. Например, "Экономика для всех" простыми словами рассказывает об основах экономики всем желающим. В этом курсе нет сложной математики, но он позволяет видеть экономику в простых вещах (в том же домашнем хозяйстве), планировать семейный и личный бюджет. 

Есть у нас и сверхцель — помочь гражданам стать образованными настолько, чтобы они могли рационально голосовать на выборах, понимать, что реально происходит в стране, какие обещания и выступления политиков являются профессиональными и реальными, а какие — наоборот. Экономический популизм наносит нашему государству, возможно, не меньше убытков, чем война. 

Есть также цикл курсов о том, как раскрутить собственный бизнес с нуля — начиная с создания предприятия и заканчивая маркетингом, юридическими основами ведения дела. Второй цикл — гражданское образование: урбанистика, борьба с коррупцией, гендер. Третий — ІТ. В ближайшие месяцы мы серьезно его расширим: планируем сделать цикл курсов по анализу данных. Недаром говорят, что данные — это новая нефть. Но мы не умеем их собирать, анализировать и использовать на практике. Курс будет полезен всем госслужащим, журналистам, любому гражданину. Украина станет второй страной в мире, у которой есть такой цикл бесплатных онлайн-курсов. Подобное уже есть в США.

Массовое онлайн-образование может быть интегрировано в учебный процесс университетов. Классическая, уже апробированная на Западе схема, когда один курс читают во многих университетах. У нас это может быть, например, история Украины. Помните, была весьма непростая дискуссия о качестве и обязательности преподавания в вузах гуманитарных предметов. Мы можем сделать, например, один качественный бесплатный онлайн-курс "История Украины" для всех университетов. Тогда не надо будет читать лекции в университете, студенты будут смотреть курс на нашей платформе, и у нас же будут проходить текущий контроль. А университет может давать личные консультации, проводить семинары, практикумы, принимать зачеты или экзамены. К тому же размещенные нами курсы читают лучшие преподаватели ведущих украинских университетов. К каждому курсу мы готовим много иллюстраций, инфографики, карт, изображений. У преподавателя университета не всегда есть время и возможность на таком уровне готовить каждую лекцию. Мы об этом разговариваем с Министерством образования, и оно поддерживает наше решение. Надеемся, проект запустим весной. 

— Сколько слушателей на Prometheus?

—Более ста тысяч. С одной стороны, кажется, что 100 тыс. слушателей — это  много. А с другой — так ли уж и много для страны с 45–46 млн граждан? Тенденция не сугубо украинская. Мировая. Coursera объединяет более 100 ведущих мировых университетов и имеет
13 млн зарегистрированных слушателей. Как будто и много, но при 7 млрд населения мира не так уж и впечатляет. 

— На какие средства существует ваш проект? 

—Я всегда шучу, что с самого начала у нас было три источника финансирования: моя аспирантская стипендия и две зарплаты соучредителей. Сейчас наше финансирование — это прежде всего грантовая поддержка Международного фонда "Відродження" и посольства США в Украине. Активно работаем над привлечением других организаций. 

Еще один источник — продажа верифицированных сертификатов после окончания курса. У нас есть бесплатные сертификаты. Но если человек хочет подтвердить, что именно он проходил курс, а не кто-то другой (можно ведь зарегистрироваться под другим именем и на него получить сертификат), он может получить особый, верифицированный сертификат. Для этого нужно прислать нам отсканированные страницы своего паспорта и фото с вебкамеры во время прослушивания лекции. 

Поддерживают нас финансово также слушатели и преподаватели. Первые полгода нам реально помогли продержаться их пожертвования. Это действительно народный проект.

Слушатели помогали не только деньгами. Например, у нас была проблема с электронной рассылкой (наши письма не доходили до слушателей). Сами мы не разбираемся в технических характеристиках почтовых ящиков, но нам начали писать специалисты в этой сфере, зарегистрированные на наших курсах, и за двое суток проблему решили. Еще один пример — слушательница нарисовала карты для нашего курса "История Украины". 

— Ваши курсы не является аналогом университетского образования. А ваш сертификат может заменить диплом?

—Само по себе то, что у тебя есть сертификат онлайн-курсов, не гарантирует работы, но будет одним из преимуществ на собеседовании. Мы разговаривали с айчарами (спецами по рекрутингу специалистов по заказу фирм), и их мнение таково: сертификат онлайн-курса воспринимается положительно не только потому, что человек получил знания, но и потому, что обучение на дистанционных курсах свидетельствует о желании человека расти, наличии у него силы воли и способности самоорганизоваться. 

— Кто ваши преподаватели?

—Университетская профессура и практики — специалисты в определенных профессиях. Один из наших популярнейших курсов читает преподаватель Могилянки Алексей Геращенко. С другой стороны, он практик — имеет многолетний опыт управления финансами украинских компаний. Специалисты-практики читают у нас курсы программирования.

— Вы часто подчеркиваете в своих лекциях и интервью, что Prometheus — это революционный шанс для Украины. Почему?

—Крупнейшей образовательной революцией в истории была революция Гутенберга в 1440 г. Тогда в Европе было примерно 30 тыс. книг. Гутенберг изобрел печатный станок, и за 50 лет количество книг в Европе увеличилось до 10 млн. Книги стали, во-первых, доступными, во-вторых, дешевыми. Книжные знания наводнили Европу. Новые онлайн-курсы повторяют революцию Гутенберга, только уже не для книг. Система обучения в университетах за много лет не изменилась вообще. Как университетский преподаватель стоял за кафедрой и рассказывал студентам в Болонье в XI в., так и по сей день стоит. Благодаря дистанционным курсам мы можем распространять знания необычайно быстро, массово и дешево. 

Например, в Великобритании была проблема с защитой информации, поэтому правительство обязало всех госслужащих пройти массовые бесплатные онлайн-курсы по кибербезопасности. Государство благодаря этому неплохо сэкономило. 

Могу поделиться полуинсайдерской информацией. Мы ведем разговоры с Министерством экономики о создании спецкурса. Недавно была создана новая открытая электронная система государственных закупок ProZorro. Но есть некоторые проблемы. Главная — и заказчики (организаторы тендеров), и участники (бизнес, который будет участвовать в торгах) не знают, как с ней работать. А чем меньше участников принимают участие в тендерном конкурсе, тем меньше экономия. Минэкономики хочет сделать курсы как для госслужащих, так и для предпринимателей, чтобы последние могли массово участвовать в конкурсе. Это поможет государству сэкономить десятки миллионов гривен. Это и есть революция. 

— Говорят, вы не просто учите, но еще и исследуете среднюю температуру по палате?

—Да. Полушутя. Накануне Дня знаний платформа массовых бесплатных онлайн-курсов Prometheus и проект "Научные пикники в Украине"/Scientific Fun провели среди киевлян и гостей столицы опрос на знание базовых фактов из школьной программы. Оказалось, менее 40% украинцев могут ответить на вопрос "Почему дует ветер?", а 40% опрошенных не смогли вспомнить, в каком веке жил Тарас Шевченко. Лишь 57% респондентов помнят, с какого события началась Вторая мировая война. И только 25% смогли вспомнить, что стресс не только отрицательно влияет на человека, но и выполняет важную положительную функцию регуляции внутренних процессов в организме. Граждане оказались лучше осведомлены в основах экономики. Но 30% опрошенных не смогли объяснить, что такое инфляция, несмотря на то, что этот термин сейчас, когда в стране экономический кризис, постоянно на слуху. 

28 августа в трех районах Киева волонтеры опросили
75 чел. в возрасте от 13 до 69 лет. Этот результат не является профессиональным репрезентативным социологическим исследованием, но довольно выразительно иллюстрирует проблемы современного украинского образования. Мы призываем всех украинцев не прекращать обучение в течении всей жизни и пользоваться бесплатными образовательными возможностями, которые предоставляют массовые открытые онлайн-курсы и публичные научные лекции.

— Как учредитель Prometheus вы попали в список 30 успешных украинцев в возрасте до 30 лет, составленный журналом Forbes.

—Да, я считаю это наградой всей нашей команде. Относительно рейтинга Forbes — мне понравилось то, что попасть в список успешных людей уже могут не только бизнесмены, но и люди, занимающиеся nonprofit-проектами,  направленными на развитие общества, а не на получение прибыли. Думаю, это некий индикатор изменений в общественном сознании. Раньше, до Революции достоинства, до того, как волонтеры стали некой социальной прослойкой, это было бы невозможно.

Еще год назад многие называли нашу идею фантастикой. Но мы растем и развиваемся. Впереди еще больше работы, и уже в скором времени вы увидите новые интересные проекты. Спасибо за аванс доверия: мы сделаем самое лучшее образование доступным каждому в Украине!

 

 

Теги:
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
1 комментарий
  • Yosip Savruk 2 ноября, 19:40 Вважаю Народний проект Prometheus (он-лайн курси) блискучим практичним рішенням з реформи освіти. Хто не лінується, може отримати досить непогані знання з різноманітних галузей науки і техніки, а також визначитися з профорієнтацією. Важливо те, що лекторами являються досвідчені викладачі провідних ВНЗ України. Багатьом людям відкрилась можливість доступу до навчання, незалежно від місця проживання та часу прослухування лекцій, бо відеолекції можна дивитися в будь-який час доби. Примітно, що мова викладання - українська, і ніхто не ремствує, що її не розуміє. Це великий крок для підняття авторитету державної мови. Але треба багато зробити для популяризації Проекту, починаючи з реклами і закінчуючи добровільними внесками коштів. На голому ентузіазмі засновників далеко не заїдемо, дай їм, Боже, здоров*я і ентузіазму. Прошу всіх підтримати цю святу справу! Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
USD 26.67
EUR 28.94