Добровольческие батальоны: на поле бесправия

Поделиться
Участники добровольческих батальонов после завершения боевых действий рискуют стать фигурантами уголовных дел.

Участники добровольческих батальонов после завершения боевых действий рискуют стать фигурантами уголовных дел. Ведь их статус зависит исключительно от того, какую позицию в отношении них занимает власть. Чтобы избежать такой опасности, правозащитники предлагают урегулировать статус добровольческих батальонов на законодательном уровне. Речь идет о признании того факта, что добровольцы воевали в зоне АТО, а также о вопросе соответствующих льгот и компенсаций для их семей.

"Донбасс", "Азов", "Айдар", "Правый сектор", "Шахтерск", "Киев" и многие другие - сегодня эти батальоны участвуют в военных действиях на Востоке Украины рядом с регулярными войсками. Сначала формирования вооруженных украинских добровольцев имели сомнительный юридический статус, однако затем они были частично легализованы, формально подчинившись Нацгвардии, Минобороны или МВД.

Многие из них создавались в апреле как батальоны территориальной обороны своих регионов с возможностью мобильно перебрасывать эти подразделения для поддержки и других регионов. Другие возникли как батальоны и роты патрульной службы милиции особого назначения - для защиты от преступных посягательств и охраны общественного порядка.

Однако вопрос статуса добровольческих батальонов до сих пор до конца не урегулирован. Их участники часто не хотят входить в состав Вооруженных сил, поскольку убеждены: будучи автономными, они смогут действовать эффективнее. "Если все собрать под одной крышей, будет хаос и путаница. Есть разные ведомства. Где-то координируется лучше, где-то хуже. Армия - очень громоздкая система", - считает командир батальона "Донбасс" Семен Семенченко.

Многие добровольцы не имеют опыта военной службы, но они каждый день воюют под прицелом боевиков и готовы положить жизнь, чтобы спасти страну. Так и получается: их часто бросают в атаку без надлежащей подготовки. Нехватка времени для тренировок, несогласованность координации, ненадлежащее обмундирование - эти проблемы неоднократно озвучивали воюющие в зоне АТО добровольцы. Снаряжением бойцов занимаются благотворители, тогда как государство ограничивается минимумом, который, впрочем, не всегда пригоден для боя. Но даже такой "минимум" доступен не для всех.

В то время как часть бойцов добровольческих батальонов оформляются, например, как сотрудники милиции и получают право на ношение оружия, другие по разным причинам не вступают в милицейские ряды, а потому де-юре права брать оружие в руки не имеют и формально могут быть привлечены за это к ответственности. Правозащитники из Украинской Хельсинской группы по правам человека уже фиксируют случаи, когда таких добровольцев – раненых – отказываются принимать на лечение военные госпитали, а прокуратура возбуждает криминальные дела по фактам получения телесных повреждений.

Впрочем, по возвращении домой их могут ожидать новые проблемы. Например, участникам добровольческих батальонов могут предъявить обвинение в уклонении от военной службы, поскольку по бумагам они числятся как призывники. Ведь документы на подтверждение их местонахождения не выдаются. Кабмин до сих пор не разработал порядок предоставления статуса участника боевых действий.

Адвокат практики правовой безопасности бизнеса АО "Юскутум" Ксения Проконова отмечает: "Тех, кто сейчас защищает интересы Украины, когда наступит мир, могут ожидать крайне негативные последствия. Излишне напоминать, что флюгер любви власти очень легко поворачивается в противоположную сторону. Участники бесчисленных батальонов, которые растут, как грибы после дождя, зачастую не имеют официального статуса и полномочий. В связи с этим возникает множество вопросов: от льгот и выплат до легитимности применения силы и оружия. Никто не застрахован от открытия уголовного производства после окончания войны, которую даже войной не признали".Госпожа Проконова предупреждает, что, при желании, ранение участника АТО на бумаге можно приравнять к полученному во время "поножовщины" после чрезмерного употребления алкоголя.

Добровольцы заявляют, что идут воевать не за льготы и привилегии. Однако это не освобождает государство от обязательств, возникающих у него в случае ранения или смерти участника добровольческого батальона.

Директор по стратегическим вопросам Украинского Хельсинского союза Михаил Тарахкало отмечает: "Если Украина признает на своей территории деятельность добровольческих батальонов, она должна нести ответственность за их действия как перед третьими лицами, так и перед участниками этих самых батальонов и их семьями".

Адвокат Олег Веремиенко, к которому за правовой помощью обращались бойцы батальонов, убежден, что легализировать батальоны нужно как можно скорее. Ведь сейчас у нас ситуация, когда участники батальонов не хотят воевать под руководством МВД, представители которого на местах часто имеют небезупречную репутацию. Такой отказ лишает их возможности легально получить оружие, чтобы воевать с террористами. И любой факт получения, использования или транспортировки оружия может быть использован против них.

Также, по словам Олега Веремиенко, уже возникают проблемы с доказательством факта, что боец был ранен или погиб именно во время пребывания в зоне АТО. А это означает, что никакой компенсации или лечения ни участники батальонов, ни их семьи получить не смогут.

Ксения Проконова убеждена, что власти не спешат выдавать справки людям, находящимся в зоне боевых действий, поскольку позднее это станет грузом обязанностей для государства. А это большие деньги. И на такие шаги государство идти не готово, потому и затягивает процесс.

Также правозащитники обеспокоены тем, кого и как набирают добровольцами в такие батальоны. Проходят ли они надлежащую психологическую проверку?

"Контролировать человека с оружием в дальнейшем уже намного сложнее. В армию должны идти люди с холодными головами. С другой стороны, очень много волонтеров, предоставляющих помощь, например, по перевозке оружия, де-юре могут расцениваться как банды преступных группировок", - говорит Веремиенко.

Проконова также отмечает, что есть вопрос - как потом отозвать силу: "Если участник добровольческого батальона не пребывает в четких рамках, ему потом трудно осознать, когда война закончилась".

Эксперты убеждены: со временем батальоны добровольцев, воюющие на Востоке Украины, могут стать как основой обновленной профессиональной Украинской армии, так и угрозой для коррумпированных чиновников. И во втором случае, если не состоятся радикальные реформы, вряд ли они захотят и дальше мириться с коррупцией, разъевшей изнутри систему национальной безопасности. Вопрос в том, не станут ли завтра объектом преследования те, кто сегодня, не раздумывая, готов отдать жизнь за Родину?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме