Зачем вузу депозитный счет?

Поделиться
Процедуру размещения "свободных денег" вузов на депозитных счетах в коммерческих банках необходимо тщательно "выписать". А желательно - объективно разобраться: откуда у вузов "свободные деньги", и не лучше ли их использовать на что-то путное.

Министр образования и науки Сергей Квит, позитивно оценивая новый Закон "О высшем образовании", уже несколько раз заявил, что вузы получат настоящую автономию. Возможность "автономизации" воспринимается и министром, и некоторыми экспертами как важный элемент демократизации всей системы. Но приведет ли этот процесс к положительным результатам?

В демократическом обществе расширение прав и свобод всегда тянет за собой увеличение обязанностей и ответственности. Если высшим учебным заведениям дается больше прав и свобод - пропорционально должна возрастать и мера ответственности этих заведений за позитивные результаты деятельности. Но почему-то об ответственности вузов и их руководителей перед государством и обществом говорится крайне мало, а о том, что высшим учебным заведениям необходимо "дать" больше автономии, - достаточно много. При этом ни один украинский вуз не входит в мировые академические рейтинги, а значит работает некачественно (по мировым меркам). Нужно ли давать широкую автономию субъекту, который не способен продемонстрировать качественный результат работы - большой вопрос.

Из года в год качество подготовки специалистов с высшим образованием падает - это подтвердит любой работодатель. В прессе регулярно появляются заметки о том, что выпускники вузов не могут возвести девять в квадрат. Думаю, ни для кого не секрет, что во многих вузах нерадивым студентам двоек уже давно не ставят - дабы не было оснований для отчисления такого студента (и уменьшения объема дохода). Студента исключают в основном за то, что он или его родители не оплатили учебу (а точнее сказать - получение образовательных услуг). Возникает закономерный вопрос: если качества образования не было раньше, в "жесткой" системе, откуда же оно, это качество, появится в "мягкой"?

Новый Закон "О высшем образовании" дает такое толкование: "автономия высшего учебного заведения - самостоятельность, независимость и ответственность высшего учебного заведения в принятии решений относительно развития академических свобод, организации образовательного процесса, научных исследований, внутреннего управления, экономической и прочей деятельности, самостоятельного подбора и расстановки кадров в пределах, установленных этим законом".

Министр образования и науки Сергей Квит разъяснил, что автономия вузов имеет несколько составляющих: академическую, организационную, финансовую. Попытаемся вкратце объяснить, о чем идет речь. Академическая автономия - это возможность вузам самостоятельно определять содержание образовательных программ, а также присуждать научные степени. Организационная автономия - это самостоятельность в решении вопросов организационного развития (структура управления, мотивация сотрудников, взаимодействие подразделений, организационная культура). Финансовая автономия - это независимость в решении финансовых вопросов. С.Квит особо подчеркнул, что теперь вузы смогут принимать любые финансовые решения - например открыть в банке депозитный счет и положить на него "свободные деньги". Кстати, автору этих строк доводилось несколько раз слышать заявления ректоров о том, что они не могут эффективно управлять вузовскими финансами; дескать, есть "свободные деньги", которые можно было бы положить на депозит и заработать, а государство запрещает это делать.

Стоп. Давайте разберемся. Частные вузы и раньше могли делать со своими деньгами все что угодно, в том числе положить деньги в банк на депозитный счет. Государственные и коммунальные вузы этого делать не могли (и пока еще не могут), потому что они получали средства из бюджета, а значит - считались бюджетными учреждениями и были обязаны хранить свои деньги в казначействе.

Через месяц после обнародования нового Закона "О высшем образовании" ситуация изменится. В п. 2 ст. 70 сказано, что собственные поступления государственных и коммунальных высших учебных заведений, научных учреждений, полученные от оплаты услуг, предоставляемых в соответствии с образовательной, научной и учебно-производственной деятельностью, благотворительные взносы и гранты… зачисляются на специальные регистрационные счета, открытые в территориальном органе казначейства, или на текущие и/или вкладные (депозитные) счета в учреждениях государственных банков. Эти доходы, а также проценты, полученные от размещения средств на вкладных (депозитных) счетах, включаются в финансовый план (смету) и могут использоваться на приобретение имущества, капитальное строительство и ремонт помещений, улучшение материально-технического, учебно-лабораторного, учебно-методического обеспечения образовательного процесса в пределах уставной деятельности.

Однако для того, чтобы вуз имел право положить деньги на депозитный счет в коммерческий банк, как мне представляется, только лишь Закона "О высшем образовании" и мнения министра совершенно недостаточно. Необходимо вносить системные изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы, а также менять подзаконную нормативную базу.

Не будем сейчас обсуждать юридические нюансы "депозитного бизнеса". Попробуем разобраться в ситуации с точки зрения здравого смысла.

Все бюджетные учреждения расходуют ассигнованные им суммы не как им вздумается, а на основе требований бюджетного законодательства - согласно договорам, сметам, бюджетной росписи и т.д. Государственные организации должны тратить государственные средства только на достижение уставных целей. Вузы действительно не могли (и не могут) класть деньги на депозитный счет, ибо они создавались совсем не для этого. Вузы создавались для организации подготовки специалистов, проведения научных исследований и реализации инновационной деятельности. Вот на подготовку специалистов, очевидно, вузы и должны тратить "свободные деньги".

Все государственные и коммунальные высшие учебные заведения, получающие средства из бюджета, считаются организациями неприбыльными (ст. 157 Налогового кодекса Украины). Это значит, что у таких вузов якобы не может быть прибыли, поэтому они не платят налог на прибыль и не ведут налоговый учет. Возникает закономерный вопрос - откуда у вуза появляются "свободные деньги", которые можно положить на депозитный счет? Эти "свободные деньги" - не что иное как прибыль, которая остается в результате превышения доходов над расходами.

Если у высшего учебного заведения есть прибыль ("свободные деньги"), значит оно должен считаться предпринимательской структурой, вести налоговый учет и платить налог на прибыль.

Если у высшего учебного заведения есть прибыль ("свободные деньги"), выходит, что государство выделило ему больше средств, чем оно способно "переварить". Т.е. не исключено нерациональное расходование бюджетных средств.

Если у вуза есть прибыль, то вполне очевидно, что он берет за свои услуги больше, чем эти услуги стоят. С точки зрения рыночной экономики ничего зазорного в этом нет, а вот с точки зрения гарантирования доступности высшего образования - возникают вопросы. Имеет ли государственный вуз моральное право брать за свои услуги больше, чем они реально стоят, в то время как сотни тысяч граждан не могут оплатить обучение (свое или своих детей) и фактически не имеют доступа к качественному высшему образованию?..

С точки зрения здравого смысла сложно понять - откуда у вуза могут быть "свободные деньги", если у вузовского профессора зарплата меньше, чем средняя по стране?

Представьте себя на месте ректора. У возглавляемого вами заведения есть "свободные деньги", однако оно, это заведение, не демонстрирует высокого качества работы. (По мнению С.Квита, с которым нельзя не согласиться, ни один украинский вуз не работает качественно, ибо не представлен в мировых рейтингах). Что нужно делать? Ответ очевиден - нужно "свободные деньги" класть не на депозит, а вкладывать в повышение качества образования! Закупать новые компьютеры и интерактивные доски, издавать новые учебники, внедрять передовые методики обучения, обновлять лабораторную базу, ремонтировать общежития, мотивировать наиболее продуктивных преподавателей и студентов. Но на практике бывает с точностью до наоборот - в вузовских корпусах уныние и серость, здания обветшали, в кабинетах ученые сидят друг у друга "на головах", лаборатории не работают, преподаватели получают нищенскую зарплату, зато у ректора - "свободные миллионы".

В прошлые годы Министерство образования и науки, стремясь сэкономить бюджетные деньги, де-факто запрещало вузам тратить деньги на капитальное строительство, капитальный ремонт и закупку основных фондов. Естественно, это решение на качестве работы вузов не могло сказаться позитивно. Однако сейчас, когда к руководству министерством пришла новая молодая команда, есть шанс изменить ситуацию к лучшему.

Автор этих строк полностью согласен с первым заместителем министра образования и науки Инной Совсун, заявившей со страниц ZN.UA: "В сегодняшних экономических условиях вопрос рационального использования государственных ресурсов весьма актуален. Однако еще более важной стратегической задачей является обеспечение высокого качества образования как главного ресурса для развития государства… Механизм, доступный сейчас министерству, - постепенное сокращение государственного финансирования для вузов, которые не могут гарантировать необходимое качество образования… Важно, что оценивание будет проходить по показателям, действительно дающим возможность оценить уровень обучения, - в том числе по данным о международных публикациях, рейтингу цитирования и т.д…" .

Т.е. ректор должен в первую очередь думать о качестве образования, измеряемого вполне конкретными показателями, а не о том - с какого на какой счет перекинуть "свободный кэшик".

Есть еще один пикантный "момент". Положить вузовские деньги на депозит - много ума не надо. Как их потом забрать? Мне вспоминается дурно пахнущая история, как один политик объявил сбор средств на детскую "Больницу будущего", украинский народ собрал огромную сумму, потом эти деньги политик положил в банк на депозитный счет, банк прогорел, а деньги испарились. История пахнет весьма дурно еще и потому, что политик когда-то работал главой Нацбанка и о ситуации в банковской системе был осведомлен весьма подробно. Поэтому возникает непраздный вопрос: если ректорам государственных вузов разрешить класть "свободные деньги" (кстати, принадлежащие государству, ведь это деньги государственного вуза) на депозит, не будет ли у некоторых ректоров соблазна последовать примеру проворного политика?.. Оговорка о том, что депозит можно открывать только в государственном банке, серьезно не воспринимается, ибо новейшая финансовая история Украины знает немало примеров, как именно из таких банков "уплывали" налево многомиллиардные суммы.

Вузам можно давать финансовую автономию, когда будет уверенность, что все ректоры вузов работают честно и не допускают нарушений финансовой дисциплины. К сожалению, обнародованные результаты ревизий высших учебных заведений не дают оснований сделать вывод о том, что в вузовских финансах установился полный порядок. История о том, как ректор одного из столичных вузов потратил на цветы для профильного министра свыше 200 тыс. грн, - лишь "песчинка в пустыне".

Вывод очевиден: процедуру размещения "свободных денег" вузов на депозитных счетах в коммерческих банках необходимо тщательно "выписать". А желательно - объективно разобраться: откуда у вузов "свободные деньги", и не лучше ли их использовать на что-то путное.

Кстати, в п. 6 ст. 71 нового Закона "О высшем образовании" содержится такое положение: "Привлеченные средства направляются на осуществление уставной деятельности высшего учебного заведения в порядке и на условиях, определенных законодательством и уставом высшего учебного заведения". Боюсь ошибиться, но мне кажется очевидным, что "свободные деньги" вуз сможет положить на депозитный счет только в том случае, если это будет прямо разрешено Бюджетным кодексом и как минимум не противоречить уставу.

Новый Закон "О высшем образовании" содержит ряд прогрессивных новаций, касающихся организации финансовой работы в вузе. В частности, ч. 3 ст. 70 гласит, что высшие учебные заведения в предусмотренном законодательством порядке имеют право осуществлять финансово-хозяйственную деятельность в Украине и за рубежом; учредить устойчивый фонд (эндавмент) и распоряжаться доходами от его использования; создавать и развивать базу социально-бытовых объектов; направлять средства на социальную поддержку научно-педагогических работников и студентов; открывать депозитные счета в национальной и иностранной валютах; пользоваться банковскими кредитами; принимать участие в формировании уставного фонда инновационных структур и малых предприятий, разрабатывающих и внедряющих инновационную продукцию; основывать предприятия для осуществления инновационной и/или производственной деятельности.

Вузы должны будут обнародовать общественности свои финансовые отчеты. Крайне важно, чтобы в подзаконной базе механизм обнародования (перечень показателей, сроки, размещение отчета, порядок обсуждения и т.д.) был выписан максимально четко, ибо в противном случае публичная процедура превратится в профанацию.

Вузы, как и раньше, смогут предоставлять платные услуги, а перечень этих услуг определит Кабинет министров Украины (ч.1 п. 2 ст. 73). Порядок определения стоимости этих услуг будет установлен Министерством образования и науки (ч. 2 того же пункта). Размер платы за весь срок обучения между вузом и заказчиком (юридическим или физическим лицом) устанавливается в договоре (п. 6 ст. 73). Этот размер может быть изменен не чаще одного раза в год, и только на индекс инфляции (п. 7). Это значит, что вузы не имеют права каждый семестр повышать размер платы за обучение или повышать ее по своему усмотрению.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме