Новый метод исследования показал, что роскошная 5000-летняя гробница в Испании принадлежала женщине, а не мужчине Предположение ученых, как могла выглядеть женщина из гробницы, которую окрестили "The Ivory Lady" ("Леди со слоновой костью") © Nature.com
Установить пол помогло исследование зубов.

Когда археологи впервые обнаружили в Испании богато украшенную гробницу возрастом 5000 лет, они предположили, что она принадлежала мужчине. В ней хранились: кинжал из горного хрусталя, бивни из слоновой кости и другие роскошные предметы. Но теперь ученые установили, что останки принадлежат женщине - об этом рассказывается в результатах исследования, опубликованных в журнале Scientific Reports.

"Она была похоронена одна в гробнице с очень особенными артефактами. Это говорит о том, что она была особенным человеком", - сказал Леонардо Гарсия Санжуан, соавтор исследования и археолог из Севильского университета в Испании, которого цитирует Associated Press.

Исследователи использовали разработанный около пяти лет назад метод определения пола по различиям в химическом составе зубной эмали у мужчин и женщин - его можно использовать, даже когда нет возможности получить полную ДНК. Этот метод является более надежным, чем анализ скелетных останков в плохом состоянии, говорят ученые.

Гробница находится в нескольких милях к западу от Севильи, недалеко от южного побережья Испании, и была раскопана в 2008 году. Археологи полагали, что в ней находился молодой человек, основываясь на изучении плохо сохранившихся костей и на том, что несколько ценных предметов, найденных в гробнице - в том числе скорлупа страусиных яиц и янтарь, а также бивни и кинжал - указывали на то, что человек занимал высокий социальный статус.

В 2021 году в Испании археологи нашли саркофаг вестготской эпохи. Длина саркофага составляет два метра, он украшен резными концентрическими завитками и стилизованными листьями плюща.