Над чьими головами занесен топор?

Максим Стриха 19 апреля 2013, 19:15
Образование
siryx.ru

Читайте также

 По украинским вузам ползут зловещие слухи о предстоящих массовых сокращениях профессоров и доцентов. Основание для этих слухов — серьезнее не бывает. 12 марта этого года был подписан указ президента Украины №128/2013 "О Национальном плане действий на 2013 г. по внедрению Программы экономических реформ на 2010–2014 гг. "Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство". Пунктом 39.2 указа предусмотрено, в частности, следующее: "Подготовка нормативно-правовых актов по приведению в соответствие с европейскими стандартами норм учебной нагрузки преподавателей высших учебных заведений, увеличение показателя количества студентов на одного преподавателя до 18".

Любому хоть немного сведущему человеку сразу бросается в глаза: первая часть этого предложения коренным образом противоречит второй. Ведь европейские стандарты норм учебной нагрузки предусматривают 4–6 студентов на одного преподавателя, и для приведения в соответствие с ними украинской ситуации (9–13 студентов на преподавателя в разных вузах) надо бы говорить о существенном уменьшении показателя учебной нагрузки.

А вот ректоры и деканы уже подсчитали, к чему приведет реализация требования об увеличении показателя количества студентов на одного преподавателя до 18. Де-факто это будет означать необходимость увольнения более чем половины преподавателей ведущих факультетов физического и физико-технического профиля в вузах Украины. Аналогичной окажется ситуация и с подготовкой специалистов по другим естественным и техническим дисциплинам, определяющим научно-технологический прогресс. Не намного в лучшем положении окажутся гуманитарии, — но и здесь об индивидуальном подходе к студенту придется забыть.

Потому половину курсов просто некому будет читать. Чтобы хоть как-то залатать дыры, уже подумывают о том, чтобы одновременно увеличить доцентскую нагрузку до 1600 "горловых" часов в год. Как после этого (написав к тому же многочисленные программы, планы, карточки и отчеты) преподаватель сможет заниматься еще и наукой — никого не волнует. Реалисты понимают: если при сегодняшней нагрузке в 900 часов (нигде больше в цивилизованном мире невиданной) это делается на грани человеческих сил, то при нагрузке в 1600 — университетскую науку можно будет окончательно похоронить. 

Таким образом, реализация "реформы" приведет к фактическому разрушению высшего образования в государстве, окончательному упадку научных исследований (сначала — в университетах, а вскорости — и в академических институтах), деградации преподавательского корпуса (ведь, кроме всего, преподаватель должен самосовершенствоваться, обновлять свои знания — а времени на это уже физически не будет), резкому усилению социального напряжения, связанного с появлением огромного количества новых безработных. 

Так чем именно обусловлено появление пункта 39.2? Можно было бы легко объяснить все в рамках "теории заговора" — как проявление коварства тех, кто сознательно хочет окончательно и бесповоротно уничтожить образование и науку в Украине. Однако люди осведомленные приводят куда более простое объяснение: в условиях кризиса нынешние властные элиты (готовые ограничить все, кроме собственных аппетитов) просто ищут какие угодно способы бюджетной экономии за счет тех, значения которых они не понимают и с кем в реальной жизни не сталкиваются. К сожалению, преподаватели вузов принадлежат именно к этой категории, — ведь наши "мажоры" сегодня отдают предпочтение образованию за рубежом.

Но как пункт 39.2 "пропустило" руководство МОН, которое, согласно действующей процедуре, должно было визировать этот проект указа? Если бы (гипотетически предположим такую возможность!) что-то подобное готовилось при предыдущем правительстве — как минимум последовало бы острое политическое заявление министра Ивана Вакарчука. Однако министр Дмитрий Табачник до сих пор никак не прокомментировал ситуацию, — а практическая обязанность выполнять новую норму нагрузки (после того, как ее разработают ведомства социально-экономического и фискального блоков) ляжет именно на его министерство.

Не могу не сказать еще об одном. Хотя с момента подписания указа №128/2013 прошло больше месяца, почти все заинтересованные стороны упрямо пытаются не замечать проблему. Только общественные Академия наук высшей школы Украины и Украинское физическое общество обратились к президенту с просьбой внести в злосчастную норму коррективы. Да еще председатель Комитета по вопросам науки и образования Верховной Рады Лилия Гриневич старалась доходчиво объяснить массе, чем именно угрожает реализация этой нормы и высшему образованию, и обществу в целом.

Но до сих пор молчат Союз ректоров Украины, Национальная академия педагогических наук, которые, по логике, уже давно должны были бы бить во все колокола. Да и преподаватели хотя бы киевских вузов до сих пор не вышли на Банковую и под Кабмин. (А зря, — походы их коллег из профсоюза НАН Украины иногда помогали "выторговать" у власти хоть что-то для академической науки).

Опыт свидетельствует: общественности иногда удается заставить власть пересмотреть свои самые одиозные решения. Но при одном условии: если находятся люди, готовые перенести защиту общественных интересов в публичную плоскость. А надеяться, что ситуация как-то "рассосется сама собой", и что правительство не выполнит четкого президентского поручения, — по крайней мере, наивно.

Сегодня над украинскими университетами занесен топор. Опустится ли он — зависит от позиции этих же университетов и всего украинского сообщества. 

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
325 комментариев
  • Вуз 16 мая, 10:01 Почему-то здесь не говорят о крахе образования и науки, приближающемся стремительно с каждым годом. После нововведений по нагрузке мы имеем: 4 часа на руководство магистерской работой, 0,5 часа на курсовую, 0,45 часа современный русский язык, 2 часа на введение в языкознание, 7 часов на латинский язык, 40 часов (35 человек) на руководство 3-недельной практикой в школах (на заполнение бумаг и то не хватит, что уж говорить о посещении и анализе уроков практикантов!). О сокращении не говорят: не хотите уходить (а куда и почему? бросать родину, семью, квартиру?) - работайте на 0,5 ставки. И это касается всех: от профессоров до ассистентов. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • іксперт 26 апреля, 21:31
    Гість Сьогодні, 19:24 Ну то вчіть юридичну термінологію, математики з фізиками давно вивчили і не скиглять по форумах
    математикам з фізиками простіше в тому сенсі що інтеграл він й в Африці інтеграл, а слово "прибуток" в різних країнах має зовсім різний сенс. Навіть слово "адвокат" перекласти - це дуже окрема тема.
    Lawyer 26 апреля, 22:42
    Плюс, ніхто "не скиглить по форумах":) Питання стосувалося того, де саме юристам публікуватись (імпакт-фактор, пам'ятаємо?) - можливості дещо не ті, ніж у "математиків з фізиками".
    Гість 26 апреля, 23:26
    Ну якщо математика, по вашому, набагато простіша за юриспруденцію то не мучтеся і пишіть щось математичне
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • іксперт 26 апреля, 15:15 А хто така спілка ректорів і яке значення має її ухвала? Це струс повітря. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Алексей 26 апреля, 01:04 Студент, не берите в голову. Просто tty и иже с ним "великие ученые" - форумные провокаторы. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • іксперт 26 апреля, 00:37
    Lawyer 23 квітня, 22:07 Люди, підкажіть: де можна в зарубіжних виданнях з ненульовим імпакт-фактором друкувати статті з права? Бо з точних наук багато таких, з економіки є, а з права - проблемка.
    А хто і де з юристів вимагає імпакт-фактори? Вимагається ж публікація в довільній зарубіжній мурзилці АБО в українському журналі з імпакт-фактором. Для вас вісник якогось російського університету підходить. Або фіктивне платне видання в Німеччині чи США - росіяни їх повно настворювали для публікацій їхніх здобувачів. Паперовий екземпляр висилають.
    Lawyer 26 апреля, 14:01
    Дякую, можливо так і зроблю. Просто часто закидують, що без імпакт-факторів - не науковці і т.д. Так ми ж тільки за - і так постійно публікуємося у т. зв. "фахових". А тут хоч можна буде хороші бали заробити для рейтингу, реклами ВНЗ тощо. Бо починаєш питати про конкретні видання (куди подати в суто юридичні) - розводять руками...
    іксперт 26 апреля, 15:19
    Юристам таки складно. І навіть не тому, що наші юридичні питання нікого не цікавлять. А тому що добре вивчити англійську на юридичному рівні дуже складно, бо це означає знання не тільки англійської, а й правових систем англомовних країн, інакше читачі вас просто не зрозуміють. Прості переклади за словниками практично не мають сенсу, треба знати юридичний зміст який стоїть за словами. Але може й варто те знати щоб не нести нісенітниці про використання європейського досвіду не знаючи нічого про цей досвід.
    іксперт 26 апреля, 15:22
    З публікаціями російською на юридичні теми до речі проблеми абсолютно ті ж - правова система там відрізняється, і російський читач вашу статтю російською без спеціальних зусиль з вашого боку правильно не сприйме. Хоча науковець таки має знати про іноземні правові системи.
    Гість 26 апреля, 19:24
    Ну то вчіть юридичну термінологію, математики з фізиками давно вивчили і не скиглять по форумах
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • удав 25 апреля, 21:44 Хочу отметить, после Совета ректоров, в начале недели и комментариев м-ра Табачника к злополучному решению 39.2, заметна активность форума. Еще раз возвращаюсь к методологии собственного подхода (от 20.04.18.37) к сути вопроса. Обратите внимание, Табачник не настаивает на жесткой пропорции 1:18. Решение за ректорами, и.т.д, ранее озвученное. В любом случае, сокращение неизбежно, мотивацию МОН обеспечит. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • студ. 25 апреля, 17:16 Викладачі, ви мазохісти.
    tty 25 апреля, 18:16
    А что, надо идти на баррикады? Нет уж, в крайнем случае проще в дальнем зарубежье что-то подыскать. А стар.препы, ассистенты и прочие защитившиеся по публикациям в "мурзилках" могут митинговать, хотя они никогда не станут это делать, ибо знают, чего они стоят как специалисты.
    студ. 25 апреля, 20:06
    Подолати страх і висловлювати колективну позицію здорового глузду. Всі ж розуміють, куди веде покращення освіти.
    Брасид 25 апреля, 20:45
    А где специалисты есть?
    Читатель58 26 апреля, 23:28
    Прав был Владимир Ильич говоря, что "интеллигенция это ...", Догадались? тото и оно.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • tty 25 апреля, 01:59 Похоже, что эту новость все пропустили. http://zn.ua/UKRAINE/tabachnik-zaveril-chto-prepodavatelyam-vuzov-ne-grozit-massovoe-sokraschenie-121266_.html "Необходимо внимательно прочитать пункт 39.2 "Подготовка нормативно-правовых актов ... увеличение показателя количества на одного преподавателя до 18 студентов". "До" - это любая цифра от 3 до 17, и это не означает, что все должны выходить на верхнюю границу. Давайте на это обращать внимание". Получается, что вузы сами решают, сколько студентов на одного преподавателя. А вообще, в другом вузе, более крупном и не на выпускающей кафедре у знакомого обычного профессора на полную ставку - 3 пары в неделю, аудиторные часы такие же как и в нашем вузе. Когда идёт сокращение, то часов не хватает, поэтому сверх нормы не грузят, иначе на всех часов не хватит, а придерживаются средней нагрузки. По крайней мере так в двух вузах, про которые я знаю. Есть одна кафедра, там нет ни ассистентов, ни старших препов, причём профессоров больше, чем доцентов, так у них действительно сверх нормы было где-то по 800 часов. Но эта ситуация возникла несколько лет назад, а сейчас у них часов не хватает из-за недостатка студентов. Также бывает, что некоторые старшие препы без степени, боясь, что они крайние, так как без степени, стараются нахватать себе побольше курсов, получая количество аудиторных часов сверх нагрузки, стонут-жалуются, но отдавать курсы не хотят - свою незаменимость показывают. Вообще, даже внутри вуза всё может отличаться, каждый конкретный случай надо рассматривать отдельно.
    Алексей 25 апреля, 04:56
    Надо знать русский язык. Когда говорят "до", это означает, что поднимать собираются от текущего до 18, то есть от.. до.. Не надо мозги замыливать...
    tty 25 апреля, 17:57
    Не надо ныть в духе кафедральных пожилых тёток на должностях стар.препа и ассистента.
    Брасид 25 апреля, 08:04
    tty 25 апреля, 18:08
    Что "чепуха"? То, что лично Вас, доцента, почему-то на 1000 часов грузят? Откуда кому знать, какие лично у Вас внутри вуза проблемы, что Вас так грузят. Никогда на должности доцента меня сверх средней нормы не грузили, максимум, что я помню - 780 часов учебной нагрузки при аудиторных 4-5 пар в неделю. Так что я точно так же имею полное право воскликнуть "Полная чепуха" на ваш счёт.
    Брасид 25 апреля, 20:47
    у нас всех так грузят, бывает и хуже
    Орест Нео 25 апреля, 15:35
    Та что ж такие муки-то? Идите в НАНУ. Старпера без степени с радостью возьмут в инженеры на 1500 (грязными). А там работать, работать и еще раз работать настоящим образом.
    tty 25 апреля, 18:02
    У кого муки-то, это вы о себе что ли - без степени, звания и старпёр? LOL Меня удивляют местные нытики, которые пишут, как их грузят. Так у них как раз и нет ни степени, ни звания. А если и есть, то это какие их внутривузовские проблемы.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Наталья 24 апреля, 21:19 Работаю старшим преподавателем в Киеве. На полную ставку - зарплата "чистыми" - 1800 грн (ха-ха-ха). Чтобы не протянуть ноги, преподаю еще где только можно (курсы, репетиторство и т.д., и т.п.). Осталось только добавить нагрузку на ТАКИЕ деньги (еще раз ха-ха-ха). Конечно, зачем ЭТИМ грамотные граждане? Еще взбунтуются. Все -на пальмы (жаль, не растут).
    Роман 25 апреля, 09:43
    Грамотных граждан должны готовить средние школы, а если 334 вуза 3-4 уровня готовят 1 млн 800 тыс. только "грамотных", а не специалистов, то и место им в киосках, в копанках и на базарах.
    для Роман 25 апреля, 18:39
    Это вам в киоск, причем немедленно. Вы, который не сумел опубликовать хотя бы одну статью в журнале с ненулевым импакт-фактором, не должны преподавать в университете, разве что физкультуру. И вы не имеет правасудить о степени грамотности кого-либо, ибо сами неграмотны.
    Роман 25 апреля, 20:10
    Ну давай ссылочку на твои, а я в ответ на свои
    Брасид - неизвестному 25 апреля, 20:48
    тролик пишет очередную чушь, приведи ссылки на свои статьи, действительно. Вместе посмеемся
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Провизор 24 апреля, 16:27 Работаю старшим преподавателем (органическая химия) в одном из вузов Украины,мне 32, кандидат наук. Работаю на "не выпускающей кафедре", "горловая" нагрузка больше 1000 часов (из них треть на английском) в год ("негорловые" часы это удел доцентов и профессоров), пытаюсь с переменным успехом делать докторскую. Мой обычный рабочий день: в 7-30 в лаборатории, прихожу раньше что-бы поставить синтез, благо многие можно оставлять без присмотра, дальше с 8-30 до 16-05 группы (иногда до 14-10) потом обратно в лабу доводить до ума вещества. Бумажную работу стараюсь делать прям на паре (хожу туда с ноутбуком) пока студенты пишут самостоятельные или практику. С работы ухожу обычно в 19-00 иногда позже. Много работы беру домой. Есть статьи в приличных журналах IF от 1 до 3. Если увеличат нагрузку до 1600 скорее всего уйду, по специальности я фармацевт, с голоду точно не умру. А работать с такой нагрузкой глупо и бесперспективно, докторскую все равно не сделаю, ведь заниматься наукой некогда, а просто до конца жизни ходить в группы (за такую зарплату) как-то не очень хочется. Я смело могу сказать что сейчас работаю на гране своих возможностей. Сын (1,5 года) папу видит полчаса утром и пару часов вечером. Где-то так. Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
Курс валют
USD 24.82
EUR 27.64