ГОЛУБОЙ ЛЕД КРАСНОЙ ПЛАНЕТЫ

Благодаря работе Американского космического аппарата Mars Odyssey, проработавшего у поверхности Марса всего-то около трех месяцев, появилась возможность сделать несколько важных открытий. Последнее буквально ошеломило научный мир. Гамма-спектрометр Mars Odyssey обнаружил в южном полушарии планеты на широте около 60° огромное количество связанного водорода. Специалисты не сомневаются, что в данном случае речь может идти только о замерзшей воде.

Вода на Марсе нужна была ученым не менее, чем уставшим путникам в пустыне. От ее присутствия или отсутствия зависели судьбы многих гипотез и финансирование дорогостоящих научных проектов. Искали ее с достойным упорством и, наконец, нашли. Все предыдущие попытки обнаружить вожделенную воду оканчивались неудачей. Сейчас стало ясно почему. Найденный лед прикрыт сверху наносным грунтом толщиной в несколько футов. Знаменитые марсианские пылевые бури, свирепствовавшие над планетой на протяжении многих тысяч лет, создали эту своеобразную шубу. Найти под ней лед оказалось делом не таким простым, как предполагали.

Когда несколько лет назад на Марсе были обнаружены следы промытых потоками жидкости оврагов, русла высохших рек и даже дно безводного океана, перед учеными возникла почти детективная проблема обнаружения пропавшей воды. Куда и каким образом могли исчезнуть огромные запасы воды? Сейчас вопрос о реликтовой воде решен. Если верить результатам предварительного анализа, количество льда под грунтовым одеялом таково, что в расплавленном виде он покрыл бы всю поверхность планеты полукилометровым слоем воды.

Особый интерес вызывает тот факт, что это открытие последовало за недавно сделанными сообщениями о ревизии научных результатов, полученных космическим аппаратом «Викинги» в середине 70-х годов. Как известно, одной из задач «Викингов» был поиск следов биологической жизни. Результаты оказались неоднозначными: радиоуглеродный метод — на присутствие живых организмов, а биохимические эксперименты указывали на полное отсутствие не только жизни, но даже органической материи вообще.

Спустя четверть века удалось по-новому взглянуть на старые факты и найти вероятную ошибку в методе, который отображал Марс стерильным. Теперь специалисты NASA уверены, что пересмотренные итоги работы «Викингов» следует считать запоздалым доказательством жизненоскости Марса.

Несомненно, что пересмотренные выводы и обнаружение подпочвенной воды на Марсе в сумме составят ту побудительную силу, которая вынудит администрацию NASA интенсифицировать работы по подготовке пилотируемых экспедиций, целью которых станет прямое обнаружение марсианской флоры. Еще недавно сроком начала такой марсианской одиссеи назывался 2020 год. Можно предполжить, что теперь это произойдет раньше. Как ни странно, одним из косвенных доказательств сокращения сроков стало опубликованное на страницах «Таймс» пикантное сообщение, в котором говорилось, что экипаж международной космической станции получил медикаменты для проведения тестов на беременность. Пока нет данных о том, что на Земле может родиться ребенок, зачатый в космосе. По-видимому, в данном случае речь может идти о будущих оплодотворениях в условиях невесомости. Такие эксперименты необходимы для обеспечения физиологического и психологического комфорта космонавтов, которые в составе смешанной команды будут находиться в космосе несколько лет и интимные контакты станут практически неизбежными.

Кажется, холодные льды Марса подогрели проблему земных человеческих отношений.