Есть ли шанс восстановить научный потенциал Украины?

Поделиться
Есть ли шанс восстановить научный потенциал Украины? © Радіо Свобода
Олигархической монополизированной экономике, с неразвитыми малыми и средними предприятиями, властной бюрократии, использующей государственные потоки и ренту для своего обогащения, не нужны ни наука, ни открытая наука, ни открытые инновации.

В течение 25 минувших лет, а особенно - пяти последних, научный потенциал Украины непрерывно снижался. Естественное старение научного потенциала дополнялось "утечкой мозгов", упадком исследовательской инфраструктуры. А постановление об экономии фондов зарубежных командировок и снижение оплаты труда в целом сделали невозможным участие в международных конференциях и проведение международных конференций в Украине. Наука в Украине превратилась в общество Ivory towers.

По меньшей мере с 2010 г. Украина пытается интегрироваться в Европейское исследовательское пространство (ЕИП), но даже после подписания соглашения об ассоциации с рамочной научно-технической программой "Горизонт -2020", что открывает дверь в такую интеграцию, до сих пор не разработан государственный план действий по имплементации приоритетов ЕИП. В этом вопросе Украина отстала даже от Молдовы, которая еще с 2012 г. внедряет указанные приоритеты. Как и в других областях экономики, где выполнение требований, процедур и стандартов необходимо самой Украине для их реформирования и ликвидации отсталости, - выполнение приоритетов Европейского исследовательского пространства необходимо национальной научной системе для повышения ее эффективности и конкурентоспособности.

Например, первый приоритет ЕИП предлагает использовать международную экспертизу и лучшую практику по оцениванию научных институтов и университетов для базового финансирования, а также международные принципы peer review для проектного финансирования - вместо споров о разных схемах использования библиометрических показателей, которые не могут быть адекватными для оценивания без участия соответствующих экспертов. НАН Украины совместно с Ассоциацией Лейбница уже разработала такую методику и провела ее пилотные испытания на отдельных институтах. А для университетов это может быть английская методика REF 2014, которую изучала экс-первый заместитель министра в ходе обмена опытом в Англии.

Второй приоритет ЕИП предлагает не создавать исследовательские инфраструктуры с нуля, а присоединиться к общим, строящимся в Европе инфраструктурам и совместно использовать общие экспертизу, исследование и обучение на переднем крае науки. Кроме того, предлагается совместно программировать, финансировать, оценивать и использовать результаты исследований по государственным целевым научно-техническим программам, чтобы уменьшить дублирование и повысить критическую массу исследователей для достижения конечного результата. У Украины уже есть длительная история сотрудничества с Европейской межправительственной исследовательской организацией (EIRO) ЦЕРН и электронной Европейской грид-инфраструктурой.

Третий приоритет ЕИП предлагает повысить мобильность исследователей для обмена идеями, знаниями и навыками. Для обеспечения взаимодействия науки и промышленности предлагается совместно развивать принципы и программы инновационной подготовки докторов философии. Разумеется, под мобильностью не следует понимать Brain drain, задачей для Кабмина является создание в Украине системы Brain circulation, например - путем создания программы возврата молодых ученых в Украину на должности руководителей групп молодых исследователей, заручившись финансовой поддержкой программ технической помощи Украине.

Еще один приоритет ЕИП предлагает совместно развивать цифровое исследовательское пространство, открытый доступ к публикациям и данным для их повторного использования и государственно-частное сотрудничество на основе Европейского института инноваций и технологий (ЕИT) и открытых инноваций. В Украине есть три электронные инфраструктуры (Украинский национальный грид, УАРНЕТ и УРАН), которые могут стать основой интеграции в цифровое ЕИП и обеспечить создание хот-спотов для инноваций.

Выполнение этих приоритетов должно обеспечить минимально необходимый уровень интероперабельности участников Европейского исследовательского пространства, хотя и не ограничивается ими.

В 2015–2016 гг. Европа предложила странам-членам и ассоциированным с рамочной программой странам ускорить общее использование Европейского исследовательского пространства (Лундская декларация). Европа обсуждает и начинает внедрять новую повестку дня ради использования ЕИП для инноваций: Открытые инновации (Открытые инновации 2.0), Открытая наука1 (Облако открытой науки2 и обеспечение целостности исследований и данных), Открытость миру.

Эта инициатива поддержана новой стратегией единого цифрового рынка. Для этого необходимо провести цифровизацию промышленности (новая цифровая революция) и обеспечить цифровую инфраструктуру для проведения исследований и создания экономики данных. Последняя (апрель 2016 г.) Облачная инициатива3 должна создать Единое облако открытой науки в Европе и европейскую инфраструктуру данных, которая в ближайшие 5 лет должна быть обеспечена суперкомпьютерами с мощностью на уровне экзафлопс. Такая система будет предоставлять сервисы и ученым, и промышленности, и государственным органам. Украинский национальный грид может стать хорошей стартовой платформой для вхождения в Европейское облако открытой науки через Объединенное облако EGI, которое является одной из шести базовых электронных инфраструктур Европы.

Что мешает этому? Каковы риски?

Олигархической монополизированной экономике, с неразвитыми малыми и средними предприятиями, властной бюрократии, использующей государственные потоки и ренту для своего обогащения, не нужны ни наука, ни открытая наука, ни открытые инновации. Такой экономике не нужны и равные права гражданского общества с властью, наукой и бизнесом, которые должны быть внедрены в модели открытых инноваций 2.0.

В послании президента к ВР 2012 г., в разделе, подготовленном сотрудниками Национального института стратегических исследований, содержалась констатация, что экономика Украины не способна быть заказчиком у науки. Очень странная констатация, поскольку, видимо, от института с таким названием можно было ожидать формулирования стратегической программы реформирования научной сферы в Украине. В 2015 г., после Революции Достоинства и оптимистичных ожиданий инновационного развития вместе с Европой, стратегия устойчивого развития "Украина 2020" отнесла науку и инновации в раздел "Гордость" - вместо "Развитие". Не лучшим для стратегии (?) развития науки было послание президента Украины к ВР в 2015 г. А конец 2015-го и весь 2016 г. проходят под знаком сокращения, (которое по ошибке называют "оптимизацией" - никакая реальная оптимизация невозможна без определения целей и анализа ресурсов) бюджетного финансирования науки и численности исследователей.

К сожалению, Национальной академии наук тоже не хватило воли и стратегического мышления, чтобы предложить понятную для общества и доноров Украины программу реформ научной сферы. НАН ничего не сделала для формулирования четкой концепции ее интегрирования в Европейское исследовательское пространство. Не было инициировано обсуждение в обществе способов выполнения приоритетов ЕИП и его использования для инноваций, хотя ЕС рассматривает имплементацию дорожной карты ЕИП 2015–2020 как национальный план реформ, причем вместе с приоритетами Лундской декларации 2015 г. об ускорении использования ЕИП для решения социальных проблем.

Как в такой ситуации можно кардинально изменить ход событий?

Кабинет министров, МОН и руководство НАН должны войти в жесткий "коридор" выполнения приоритетов ЕИП и контроля их выполнения со стороны общества и ЕС. К сожалению, сейчас уже очевидно, что МОН не сможет выполнить свое обещание - создать до конца года Дорожную карту интеграции украинского исследовательского пространства в ЕИП.

Программа реформирования и интеграции в Европейское исследовательское пространство должна быть утверждена Координационным комитетом Европейского исследовательского пространства при Совете министров ЕС и донорами Украины. Необходимо обратиться к Совету министров ЕС с просьбой включить Украину в систему мониторинга ЕС по выполнению индикаторов прогресса вклада нашей страны в научное и инновационное пространство согласно Европейскому семестру, который проводит подробный анализ планов стран ЕС относительно инвестиций в исследования и инновации, состояния структурных реформ национальных исследовательских и инновационных систем, а также дает странам рекомендации.

Необходимо создать Международный фонд технической помощи Украине в реализации дорожных карт интеграции в Европейское исследовательское пространство и Инновационный союз, а также участия в реализации Облачной инициативы. Такой фонд должен сыграть роль структурных фондов ЕС и обеспечить повышение навыков и знаний в вопросе организации коллективной науки и открытых инноваций.

Несмотря на формирование Национального совета по вопросам науки, который может только давать рекомендации и создавать правила игры, большая ответственность за обеспечение профессионализма в процессе создания интероперабельного с ЕИП общего исследовательского и инновационного пространства лежит на государственной власти в лице центрального органа исполнительной власти в сфере науки (ЦОИВ). Аргументы о том, что в упадке украинской науки и отсутствии стратегии ее реформирования виновна НАН Украины, вряд ли выдерживают критику. Казалось бы, что может быть проще, чем создать условия для реформирования науки в Украине через интеграцию украинского исследовательского пространства в ЕИП? ЦОИВ должны кардинально сменить старые подходы управления в централизованной экономике новыми методами оркестрирования всех главных распорядителей бюджетных средств и их научных организаций, что отвечает новой модели создания открытых инновационных экосистем, основывающейся на взаимодействии четырех спиралей (Quadruple Helix): власть, наука&образование, бизнес, гражданское общество.

Время закопать топор войны между МОН и НАН Украины, МОН и экспертным сообществом и перейти к плодотворному сотрудничеству ради общего достижения амбициозных целей. Полная ответственность, согласно законодательству, за интеграцию в ЕИП и выполнение соглашения об ассоциации с ЕС в сфере науки лежит исключительно на МОН и его руководстве.

Открытая наука - это зонтичный термин о способе исследований, которым они выполняются, распространяются, используются и трансформируются с помощью цифровых методов, сетей и медиа. Этот термин заменил термин Наука 2.0 и концепцию Цифровая наука в программе Горизонт 2020.

2 "Европейское облако открытой науки" ставит цель поддержать глобальную ведущую роль науки в Европе путем создания доверительной среды для размещения и обработки данных исследований и является одной из возможностей реализовать парадигму Открытой науки. Термин раскрывает определенный способ объединения гетерогенных электронных и исследовательских инфраструктур, что обеспечивает их интероперабельность и общее предоставление сервисов ученым, предпринимателям и госслужащим.

3 Европейская Облачная инициатива - одно из средств внедрения стратегии единого цифрового рынка, которая должна построить конкурентоспособную экономику данных и знаний в Европе.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме