Миллионы из мусора: между светом и тенью

мусор

Читайте также

Пока широкая общественность поражается масштабам и роскоши сфотографированного журналистами дома-крепости экс-министра экологии Злочевского, а общественные активисты безуспешно добиваются от Генпрокуратуры возбуждения против этого одиозного персонажа уголовного дела, в отставку вместе с другими "свободовскими" министрами на нынешней неделе подал его сменщик Андрей Мохник. Но за почти девять месяцев, проведенных "правительством камикадзе" у руля исполнительной власти, принципиально не поменялась ситуация ни с тотальным замусориванием Украины бытовыми отходами, ни с циркулирующими в "мусорной" сфере теневыми потоками. Видимо, очень даже сладко пахнущими для их контролеров.

Одной из неприметных для широкой общественности лакмусовых бумажек реформ, ожидаемых от послемайданной власти, является сфера обращения с отходами упаковки. Тут тебе и евроинтеграция — в ЕС этот вопрос давно урегулирован соответствующей директивой. И конкуренция — согласно правительственному постановлению, производители и импортеры товаров в упаковке имеют право заключать договоры на оказание услуг в этой сфере с государственным предприятием "Укрэкоресурсы", непосредственно подчиненным Кабинету министров Украины, либо самостоятельно заниматься сбором, переработкой и утилизацией таких отходов. И борьба с коррупцией — ведь при ГП "Укрэкоресурсы" развелось огромное количество фирм и фирмочек, которые сделали плату за предоставление подобных услуг обязательной. И охрана окружающей среды — по данным Украинской упаковочно-экологической коалиции (УКРПЭК), в стране перерабатывается только 3,65% бытовых отходов (в ЕС — до 85%), а потому не только мусорные полигоны, но и придорожные канавы вкупе с пригородными лесами завалены отходами.

За сотни миллионов "мусорных" гривен схлестнулись руководители "Укрэкоресурсов", Минприроды, секретариата Кабмина, с одной стороны, и главы Минэкономики и Госпредпринимательства, с другой. Первые доказывают, что по прежним схемам жить можно. Вторые в итоге не смогли ничего доказать, поплатившись своими постами.

Схемы, связанные с утилизацией тары и упаковки, оказались в эпицентре большого политического скандала в сентябре 2014 г. Тогда руководитель Госслужбы по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства Михаил Бродский (позднее он будет уволен в рамках процедуры люстрации) успешно оспорил в Окружном административном суде Киева иск о роспуске этого органа власти. Более того, в ходе скандала всплыл текст протокола заседания правительства Украины, где министр Кабинета министров Остап Семерак прямо говорит: "Мы ликвидируем орган, где не можем заменить руководителя, и создаем другой орган, который будет выполнять те же функции". Реакция премьер-министра Арсения Яценюка емкая: "Топорно работаете".

Чуть ранее Бродский пишет письмо на имя генпрокурора Виталия Яремы, в котором поясняет, что Семерак "крышует" деятельность прежней системы на рынке сбора, заготовки и утилизации тары и упаковочных материалов. А ликвидация Госпредпринимательства преследует единственную цель — "убрать меня (Бродского) как руководителя указанного органа с дальнейшего пути "успешного процветания" коррупционной деятельности компании и лиц, которые за ней стоят".

Масла в огонь подлил бывший министр экономического развития и торговли Павел Шеремета, заявивший на саммите YES следующее: "Есть компания "Укрэкоресурсы". Она официально утилизирует упаковку. Я четыре раза пытался уничтожить эту компанию. Один раз мне сказали, чтобы не трогал ее, потому что эта компания нужна для потока денег для избирательной кампании одной из партий. В другой раз мне сказали, чтобы не трогал ее, потому что уже две партии получали финансирование через нее". Шеремета прозрачно намекал на "правительствообразующую" партию — "Народный фронт", от которой баллотировался Остап Семерак, а также ВО "Свобода", чей ставленник Андрей Мохник возглавлял Министерство экологии и природных ресурсов Украины. Именно этому министерству подчиняется экоинспекция, без которой схема "Укрэкоресурсов" невозможна в принципе.

Изломы учета

Что собой представляет на сегодняшний день рынок обращения с отходами упаковки в Украине? Вся упаковка, производимая в стране или импортируемая, фактически облагается специальным налогом, который именуется "тарифами на услуги по сбору, заготовке и утилизации использованной тары и упаковочных материалов". Согласно постановлению КМУ №915 от 26 июля 2001 г. и совместному приказу Минэкономики, Минэкологии и Гостаможслужбы №789/414/709 от
30 июля 2009 г., функции по созданию системы сбора и утилизации возложены на госпредприятие "Укрэкоресурсы". То есть внутренние производители и импортеры (при производстве товаров в упаковке или в случае ввоза на таможенную территорию Украины) должны заранее заплатить "Укрэкоресурсам".

Расценки такие: 350 грн за тонну бумажно-картонной упаковки, 150 — стеклянной, 200 — деревянной и текстильной, 400 — жестяной, 850 — пластмассовой, 1100 — из алюминия или фольги, 1250 грн — из комбинированного материала. Тарифы утверждены свыше десяти лет назад, однако до сих пор их экономического обоснования никто не видел. А они — мегазавышенные. С того времени гривня девальвировала по отношению к евро в три раза, однако украинские расценки и сегодня выше европейских аналогов. К примеру, на услуги по сбору и утилизации отходов из стекла — втрое выше, чем во Франции, и в пять раз — чем в Польше.

Это отнюдь не означает, что на практике "Укрэкоресурсы" обязуются вывезти, отсортировать и переработать/утилизировать 100% такой упаковки. Как свидетельствует отчет госпредприятия за 2011 г., из 302,2 тыс. тонн упаковки, полученной по импорту, заключены договора на утилизацию лишь 12% такой упаковки. О том, как выполняются такие договора, открытой информации вообще нет.

Контроль над уплатой "тарно-упаковочного сбора" осуществляет Государственная экологическая инспекция. Такой инспектор — не менее уважаемый человек, чем работник налоговой, ведь он может выдать предписание о нарушении экологических стандартов, что остановит работу любого предприятия.

Однако правительство в 2001 г. предусмотрело, что предприятия, организации и учреждения всех форм собственности могут также самостоятельно заниматься переработкой и утилизацией упаковки. В частности, крупные торговые предприятия и склады собирают такую упаковку, сортируют и поставляют ее на перерабатывающие предприятия, например картонно-тарные или стеклодувные производства. Денежные средства, полученные от переработчиков, в значительной мере компенсируют себестоимость упаковки. Но вообще-то за ее переработку и утилизацию предприятия-производители изначально рассчитались с "Укрэкоресурсами", которые в данной схеме переработки отходов могут даже не участвовать.

Аналогичная ситуация и на бытовом уровне. Будущая утилизация всей тары и прочих упаковочных материалов, которые мы покупаем в магазине, уже оплачена заранее — еще на уровне производителя или импортера и включена в отпускную цену такого товара. Тем не менее мы вынуждены оплачивать дополнительные услуги по месту жительства за вывоз и размещение этих отходов на свалках и полигонах. При такой системе нет смысла добиваться переработки, а потому зачастую ценные отходы упаковки попадают не на перерабатывающие предприятия, а на ставшие притчей во языцех свалки.

Иными словами, плата за сбор, заготовку и утилизацию тары и упаковочных материалов взимается в украинской экономике несколько раз. Причем система выстроена так, что ни на одну из структур нельзя возложить конечную ответственность за горы отходов, в том числе пригодных к вторичной переработке.

Дыры на границе

Еще более любопытная ситуация сложилась с ввозом упакованных товаров из-за рубежа. В годы правления Януковича закрепилась следующая схема. На каждой таможне работают несколько структур, которые уполномочены брать плату за будущую сортировку, переработку и утилизацию тары. Экологический инспектор, работающий на такой таможне, как правило, настоятельно рекомендует фирму, на счет которой импортер и должен заплатить по тарифам, установленным Кабмином.

Совсем необязательно, что это будут "Укрэкоресурсы". Согласно информации Государственной экологической инспекции за 2013 г., это госпредприятие получило лишь 36,3% экологических платежей на границе на сумму около 99 млн грн: оформлена будущая утилизация 210 тыс. тонн упаковки из общего объема ввоза 578 тыс. Остальные платежи получили десятки частных структур. Самые крупные среди них — ООО "Вип консалт Лтд", ООО "Антос-петроль", ООО "Орлан", ООО "Эко-Энергопром". Как рассказали ZN.UA таможенные брокеры, многие из таких структур утилизацией "не парятся", однако любые проверки обходят их стороной, так как за ними стоят влиятельные депутаты и бизнесмены.

Майдан изменил ситуацию лишь в том плане, что на таможне стали вовсю использоваться электронные таможенные декларации. Сейчас таким образом оформляется около 93% ввозимых грузов. Именно на печатных бланках грузо-таможенных деклараций экологические инспекторы ранее и проставляли штамп об уплате сбора на утилизацию упаковки. Минприроды неоднократно просило таможенников продумать порядок электронной отметки экологическими инспекторами, но Государственная фискальная служба, вынесшая на свое знамя упрощение таможенного оформления товаров, эти предложения проигнорировала.

В результате сегодня многие импортные товары впускаются на таможенную территорию Украины вообще без соответствующего разрешения экологических инспекторов. Уплата сбора на утилизацию стала добровольным явлением. Импортеры не видят смысла платить, так как в дальнейшем они все равно самостоятельно занимаются вопросами сбора, сортировки и утилизации тары и упаковки. Как это принято в тех странах, откуда поставляется товар.

Значительная доля импорта поставляется в Украину из стран Евросоюза, где действует система расширенной ответственности производителя, обеспечивающая переработку и утилизацию значительной части отходов упаковки. Согласно директиве 94/62/ЕС, этот показатель был установлен на уровне 50–65% (в зависимости от типа материала), а директивой 2004/12/ЕС нормы переработки еще больше ужесточены и колеблются от 55 до 80%. Такие требования действуют в Европейском Союзе уже десять лет.

Если мы идем в Европу, то рано или поздно эти требования Киеву придется выполнять. Однако в Украине этот показатель не превышает и 15%, так что систему однозначно придется менять.

Европейский подход к "мусорному вопросу" означает, что производитель или импортер упаковки совместно с местными органами власти организовывают сбор, переработку и утилизацию подобных отходов. При этой системе невозможна работа непрозрачного монополиста, а внутренние производители и импортеры продукции оказываются в равных условиях работы на рынке.

При этом в Евросоюзе также работают специально уполномоченные компании (Recovering Organizations), ответственные за выполнение установленных норм переработки и утилизации. Однако за их деятельностью, в отличие от ситуации с "Укрэкоресурсами", ведется очень тщательный государственный и общественный контроль. Услуги оплачиваются лишь по факту утилизации упаковки, а не в виде 100-процентной предоплаты. В том числе за несуществующие услуги, как это сложилось в Украине. Куда строже на Западе обстоит дело и с учетом утилизируемой упаковки: двойной учет почти невозможен.

Коррупционный бизнес
от Минприроды

Казалось бы, чего проще — сделать практику работы с отходами такой же, как принято в странах — членах ЕС? С такой идеей в правительство обратились Совет предпринимателей при Кабмине, Американская торговая палата, а также руководители профильных промышленных ассоциаций. В своих обращениях предприниматели акцентируют внимание премьер-министра на коррупционной составляющей, сложившейся в экономике в связи с деятельностью госпредприятия "Укрэкоресурсы". В качестве решения они предлагают поддержать от имени правительства законопроект "Об упаковке и отходах упаковки" (№4266а, подан в Верховной Раде VII созыва народными депутатами К.Ляпиной, Ю.Деревянко, А.Мирным, О.Продан и Ю.Шаповаловым). Этот проект разработан рабочей группой при Минприроды с привлечением общественных организаций и промышленников и призван как раз ввести систему обращения с отходами упаковки на основах рыночной экономики и европейского законодательства. Это лишает госпредприятие "Укрэкоресурсы" его привилегированного положения на рынке.

Премьер-министр Яценюк 16 июня с.г. накладывает визу: "Прошу принять меры по демонополизации. Сделайте модель, как в ЕС" и поручает ряду подчиненных (включая тогдашних министров Шеремету, Мохника, Шлапака, Гройсмана и Петренко) проработать эти обращения и проинформировать Кабмин.

Однако через полтора месяца, 29 июля, появляется поручение вице-премьера Гройсмана, в котором он "обращает внимание на формальный подход к исполнению поручения премьер-министра".

Как удалось выяснить ZN.UA, гнев вице-премьера вызвала позиция Минэкологии и природных ресурсов, которое заблокировало процесс реформ в этой сфере, несмотря на усилия Минэкономики и Госпредпринимательства. Глава ведомства Мохник написал в МЭРТ письмо, в котором сослался на целый ряд судебных решений, призванных сохранить старый порядок в области утилизации упаковки. При этом министр экологии не забыл пролоббировать инициативу разрешить его подчиненным ставить личную печать не на таможенную декларацию, раз это теперь невозможно, а на товаросопроводительные документы. И запретить осуществлять растаможивание товара без такой визы экологов.

В другом письме заместитель Мохника А.Настасенко уточняет, что есть решение Окружного админсуда Киева, которым постановление Госпредпринимательства №21 от 21 февраля 2014 г. (предполагало отмену прежнего порядка обращения с отходами упаковки, утвержденного постановлением КМУ №915 от 26 июля 2001 г. и совместным приказом Минэкономики, Минэкологии и Гостаможслужбы от №789/414/709 от 30 июля 2009 г.) признано недействительным.

Настасенко, который вошел в новый состав наблюдательного совета "Укрэкоресурсов", также информирует коллег из Минэкономики, что законопроект "Об упаковке и отходах упаковки" возвращен на доработку, несмотря на прохождение еще в 2013 г. согласования в Минюсте. Повод — смена руководителей государственных органов, которые тогда согласовали законопроект.

Впрочем, законопроект "Об упаковке и отходах упаковки" был отозван не в феврале (сразу после смены власти), а лишь в июле, когда ускорить процесс введения европейских норм утилизации упаковки поручил премьер Яценюк. Как выяснилось, документ был возвращен на доработку секретариатом Кабмина. Руководит же этим органом министр Кабинета министров Семерак.

В мае госпредприятие "Укрэкоресурсы" возглавил Ара Сафарян, до этого реализовывавший проект в Дзержинске (Донецкая обл.) по реконструкции котельной за счет "зеленых" инвестиций в рамках средств Киотского протокола. Это те самые суммы от продажи Украиной квот на выброс парниковых газов, которые были получены в период премьерства Тимошенко. И которые, по мнению прокуратуры, были израсходованы нецелевым образом.

Любопытно, что пролоббировавший кандидатуру Сафаряна Семерак в годы "киотского скандала" был народным депутатом от БЮТ и членом политсовета партии Тимошенко. Теперь он в списке возглавляемого Яценюком "Народного фронта".

В предыдущие два года ГП "Укрэкоресурсы" возглавлял Дмитрий Радионов, который являлся креатурой сына экс-генпрокурора Пшонки. Против Радионова открыто не одно уголовное дело — об этом не преминул лично сообщить на недавней пресс-конференции Сафарян. Однако Радионов неожиданно "всплывает" на посту руководителя другого государственного предприятия "Украинские экологические инициативы", непосредственно подчиняющегося Минприроды.

Простаивающие мусоровозы

Аудиторы Счетной палаты еще в 2011 г. пришли к выводу, что госкомпания "Укрэкоресурсы" не обеспечивает выполнение функций по разработке и организации внедрения системы сбора, заготовки и утилизации отходов. "Полный сбор, перевозка, утилизация, уничтожение и захоронение бытовых отходов и ограничение их вредного воздействия на окружающую природную среду не обеспечиваются, что приводит в конечном счете к дополнительной нагрузке на Государственный бюджет Украины", — значится в решении коллегии Счетной палаты.

Руководитель ГП "Укрэкоресурсы" Сафарян признал, что целевые средства, получаемые этим предприятием в последние годы, использовались крайне неэффективно. Так, 27 единиц взятой в лизинг спецтехники на сумму 40,3 млн грн простаивают. Ара Сафарян согласен с тем, что его предшественники не предпринимали эффективных шагов для решения проблемы обращения с использованной упаковкой ни в одном населенном пункте, а практически вся работа предприятия была направлена на "отмывание" средств. Так, по данным бухучета, общая стоимость приобретенного, но не введенного в эксплуатацию имущества и оборудования по состоянию на 1 июля 2014 г. составляет 136,2 млн грн (без НДС).

В качестве основной деятельности предприятия в последние годы глава "Укрэкоресурсов" указывает: передачу в аренду имущества приближенным частным предприятиям и предоставление им финансовой поддержки, закупку оборудования по завышенным ценам, перечисление значительных сумм средств за услуги утилизации, которые на самом деле не влияют на увеличение объемов вторичной переработки материалов, из которых сделана тара и упаковка. О том, что принципиально изменилось в деятельности госкомпании в последнее время, Сафарян предпочитает не уточнять, ограничиваясь войной с "папередниками".

В развитых странах перерабатывается львиная доля твердых бытовых отходов. Эта сфера служит бесперебойным поставщиком дешевого вторсырья и призвана приносить дополнительные доходы в госбюджет, а не быть коррупционной кормушкой для чиновников Минприроды и прочих служб. И дело здесь не в именах конкретных чиновников, а в механизме работы системы утилизации отходов упаковки — она должна быть европейской, то есть прозрачной и высококонкурентной. Иначе не стоит удивляться дорогой упаковке и огромным залежам мусора на уникальных украинских черноземах.

***

В разъяснении, адресованном ZN.UA после публикации "Топорно работаете" (№33 от 19 сентября 2014 г.), вместе с требованием об опровержении отдельных якобы неправдиво изложенных фактов Министерство экологии и природных ресурсов Украины сообщило, что хотело бы перевести ГК "Укрэкоресурсы" (в письме они его по старинке именуют "Укрэкокомресурсами") в собственное подчинение. Теперь уже бывшее ведомство Мохника предложило это сделать с благой
целью "учета общественного мнения и для предупреждения и недопущения функционирования возможных коррупционных схем". Как заявили в Минприроды, это решение якобы согласовано со всеми центральными органами исполнительной власти. Однако нам известно, что ни МЭРТ, ни Минрегионразвития своего согласия на перевод "Укрэкоресурсов" из сферы подчинения Кабмина не давали.

В своем письме ZN.UA Минприроды также пишет, что выступает за отмену совместного приказа №789/414/709. "Этот документ как не обеспечивающий прозрачной и конкурентной процедуры хозяйствования, по инициативе Минприроды совместно с Минэкономразвития и Миндоходов, недавно был отменен, но вскоре, вопреки мнению профильных министерств и общественности, суд восстановил действие этого приказа", — жалуется госведомство. Однако тут профильное министерство забывает добавить, что вообще-то оно… поддержало то судебное решение.

Речь идет о постановлении Окружного административного суда города Киева от 13 мая
2014 г. по иску, поданному ГК "Укрэкоресурсы" к Госпредпринимательства. Минприроды было определено третьей стороной этого судебного разбирательства, однако, как указано в материалах суда, его представители на судебное заседание не явились, хотя о дате, времени и месте судебного заседания были уведомлены. Более того, Окружной админсуд в своем решении сообщает, что министерство предоставило свои письменные пояснения, где попросило суд… удовлетворить исковые требования. То есть отменить решение Госпредпринимательства о признании ничтожным совместного приказа №789/414/709.

Как удалось выяснить ZN.UA, на сегодняшний день крайним судебным решением является постановление Высшего административного суда Украины от 28 октября 2014 г., которое частично удовлетворило жалобы Министерства юстиции и "Украинской упаковочно-экологической коалиции" и направило дела на рассмотрение в суд первой инстанции. Так что борьба за контроль над схемами в сфере сбора, сортировки и утилизации отходов развернется с новой силой, как только будет сформировано новое правительство.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
2 комментария
  • Alexander Kravchuk 17 ноября, 00:14 Проблема по сути даже не в воровстве, а в менталитете. Какая утилизация если население тяжело приучить к сортировке отходов хотябы на органические и неорганические? Сама по себе переработка мусора не выгодна - это скажет любой немец, но как инвестиция в экологию. Поэтому даже если бы и не воровали, что по сути невозможно, то начинать следовало бы с мощной социальной рекламы по сортировке мусора, а потом уже и о воровстве задумываться и постройке заводов по переработке мусора. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Metal LTD 15 ноября, 21:39 ТОВ "Метал", як і багато інших українських комерційних підприємств з радістю платять за всі ці відходи. Тобто ми закуповуємо. За гривню. Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
Киев 25 °C
Курс валют
USD 25.10
EUR 28.03