Осторожно, мошенники! Новые схемы и как от них защититься

ZN.UA Опрос читателей
Поделиться
Осторожно, мошенники! Новые схемы и как от них защититься © megaflopp / depositphotos

Вряд ли есть хотя бы один владелец мобильного телефона, которому бы не звонили или не присылали сообщения мошенники — о призах с шестью нулями, о розыгрышах, в которых вы не участвовали, о выплате социальной помощи, за которую надо сначала заплатить, и т.п. Цинизм мошенников не знает границ: взять большие деньги за эвакуацию из пылающего Мариуполя и исчезнуть вместе с деньгами — было и такое.

Банкиры, полицейские, мобильные операторы и онлайн-торговцы в очередной раз напоминают гражданам о том, как распознать мошенников и не попадаться в ловко расставленные сети. Именно этому был посвящен круглый стол в рамках уже традиционной кампании «ШахрайГудбай».

«Во время полномасштабной войны платежные мошенники никуда не делись. Более того, в 2022 году отмечался рост проявлений кибермошенничества и киберпреступности. Сумма убытков банков, торговцев, их клиентов от незаконных действий кибермошенников за прошлый год составила более 480 млн грн. Это на 46% больше, чем в довоенном 2021-м. На 8% выросло количество мошеннических действий с платежными картами», — рассказал директор департамента платежных систем и инновационного развития НБУ Андрей Поддерегин.

По словам А.Поддерегина, в прошлом году средняя сумма одной незаконной операции составляла около 2200 грн. Это на треть больше, чем в 2021-м.

Если сравнивать изменения уровня мошенничества с платежными картами по месту проведения операций, то на 1 млн грн операций сумма убытков от мошеннических действий выглядит следующим образом:

  • в торговых сетях она снизилась и очень существенно — с 40 грн в 2021 году до 16 грн в 2022-м;
  • столь же существенно она снизилась и в банкоматах: с 29 грн в 2021 году до 5 грн в 2022-м;
  • выросла в Интернете до 133 гривен в 2022 году с 114 грн в 2021-м.

В количественном измерении также больше всего случаев мошенничества в 2022 году было именно в Интернете — 86% от их общего числа. Как и ранее, более половины суммы убытков получено от того, что люди разглашают данные своей карточки, одноразовые пароли для подтверждения операций или же данные для входа в интернет-банкинг.

Впрочем, в дополнение к классическим во время войны у мошенников появились и новые сценарии. Популярна не только фальшивая благотворительность, когда мошенники просят деньги на армию, амуницию, лечение военных, но и фейковая социальная помощь от государственных или международных организаций. Мошенники, стремясь получить доступ к финансовым данным граждан, стилизуют свои сайты под правительственные порталы, «Дію», «єДопомогу», сайты украинских банков, международных организаций и известных платежных сервисов. Люди оставляют на этих сайтах информацию, которую нельзя разглашать (CVV-код карточки, пин-коды, пароли для входа в интернет-банкинг), затем злоумышленники либо крадут деньги со счетов доверчивых граждан, либо психологически давят на них, требуя сделать платеж в пользу мошенников.

НБУ уже выявил более 4 тысяч таких сайтов и около 8 тысяч мошеннических доменов. Операторами мошеннических ресурсов являются в основном российские группировки, их приблизительно две трети от общего числа.

Нацбанк и Национальный координационный центр кибербезопасности при СНБО разработали механизм, который блокирует переход пользователя на фишинговый сайт и перенаправляет его на страничку с предупреждением о мошенничестве. Благодаря этому за неполные три месяца удалось предотвратить около 2,5 миллиона переходов на фишинговые ресурсы.

Но нужно не только бдительность не терять, но и кибергигиену соблюдать «Например, недостаточная защита аккаунта в соцсети — это риск несанкционированного доступа и реализации мошеннических схем, скажем, «друг просит в долг», а также оформления на жертву мошенничества онлайн-кредитов», — предостерегает начальник департамента киберполиции Нацполиции Украины Юрий Выходец. По его словам, с начала года в его департамент поступило свыше 20 тысяч обращений граждан. Более 75% из них — от жертв мошенничеств в Интернете.

Наиболее распространенные схемы кибермошенничества: продажа несуществующих товаров, телефонное мошенничество, схемы с арендой жилья для переселенцев, эвакуационные перевозки граждан из регионов боевых действий.

Псевдопродавцы в Интернете предлагают различные товары и услуги на условиях предоплаты, а после получения денег исчезают. Но если до широкомасштабной войны мошенники «продавали», например, одежду, то теперь — каски, бронежилеты и другую военную амуницию. С фишингом та же история: подделывают сайты Красного Креста, «еПідтримки», благотворительных фондов.

«Уровень цинизма мошенников не знает границ! — заявил Юрий Выходец. — Один из примеров — псевдоэвакуация жителей Мариуполя. Фигурант уголовного производства обещал вывезти семью из оккупированного города на подконтрольную территорию за 10 тысяч гривен. Не дождавшись помощи, мариупольцы погибли. Вся семья. Сейчас дело находится на рассмотрении в суде. Мошеннику может грозить до восьми лет лишения свободы».

Что делать и чего не делать, дабы ваши деньги не оказались в карманах кибермошенников?

1. Держать в секрете коды банков и мобильных операторов, трехзначный CVV-код на обороте платежной карточки, пин-коды карточек, пароли к интернет-банкингу, электронной почте, аккаунтам в соцсетях, учетных записей Gmail/Cloud, Apple ID.

2. Проверять сайты, на которых делаете покупки онлайн, пользоваться виртуальной карточкой для таких покупок, не переходить в мессенджеры для общения с продавцом или покупателем.

3. Защитить свой финансовый номер телефона. Держать в секрете смс-коды от мобильных операторов, PUK-код и серийный номер сим-карты, зарегистрировать «симку» на свой паспорт, отключить услугу удаленной замены сим-карты, зарегистрироваться в онлайн-кабинете мобильного оператора, завести отдельный телефонный номер для взаимодействия с банком.

Самый распространенный вид мошенничества — «звонки счастья»

По данным розничного гиганта Приватбанка, наиболее распространенным видом мошенничества является так называемая социальная инженерия — «звонки счастья». Мошенники представляются сотрудниками службы безопасности банка, сообщают, что у клиента будут заблокированы счета, либо клиенту поступил перевод, либо он выиграл крупную сумму, и затем просят клиента сообщить секретную информацию: пароль, код CVV и т.п. Не стоит попадаться на такие уловки — сотрудники банков никогда не просят клиента сообщить пароль и другие секретные данные.

Кроме того, сейчас мошенники часто звонят людям, находящимся на временно оккупированных территориях, и, представляясь сотрудниками банка, предлагают помочь снять деньги со счетов. Схема следующая: мошенник предлагает жертве перечислить деньги со своего банковского счета на указанный счет, а затем якобы курьер подвезет клиенту наличные. Разумеется, курьера ждать не стоит. При этом мошенники не дают времени подумать, уверяя, что если жертва прямо сейчас не перечислит деньги на указанный счет, они «сгорят». Если вы получили подобный звонок, вам звонит мошенник. Лучше сразу прервать разговор и тут же обратиться в службу поддержки вашего банка.

Если вам звонят и сообщают об огромном выигрыше, в то время как вы ни в каких розыгрышах или акциях не участвовали, — это мошенничество. Потом вам обязательно предложат, например, оплатить налог, чтобы получить приз. «Приз» вас не порадует.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме