"Амосов понимал, что свобода нужна немногим, а уверенность в завтрашнем дне — большинству"

Любовь Журавлева 6 декабря 2013, 19:30
Амосов

Читайте также

На этой неделе отмечаем знаменательную дату. 100-летие со дня рождения гениального украинского и советского кардиохирурга, ученого-медика, литератора Николая Михайловича Амосова. Его по праву называют великим украинцем. Его имя (в контексте всевозможных опросов) стоит в одном ряду с Ярославом Мудрым, Богданом Хмельницким, Тарасом Шевченко. Жизнь Амосова — целый мир, в котором были и великие победы, и сложные драмы. Попытка прикоснуться к этому миру — в новом фильме "Амосов. Столетие" (режиссер Сергей Лысенко). Премьера картины состоялась в столичном Доме кино. И безо всякой рекламы зал заполнили сотни людей! Хранящих память об этом большом человеке. Важная миссия в создании проекта, естественно, связана с дочерью Амосова — Екатериной Николаевной, доктором медицинских наук. Вместе с супругом они — кадр за кадром — воскрешали страницы жизни Амосова, оставляя потомкам бесценные киноэпизоды. 

В эксклюзивном интервью ZN.UA Екатерина Николаевна Амосова рассказала об отце, поведала также об истории создания документального фильма "Амосов. Столетие". 

— Екатерина Николаевна, вы сами стали продюсером фильма "Амосов. Столетие", чтобы к юбилею как можно больше людей вспомнило о нем. Скажите, неужели продюсирование фильма о таком человеке не мог взять на себя какой-нибудь крупный кинематографический или телевизионный босс? Ведь тема-то какая… 

— Нас с мужем побудили к продюсированию этого фильма нечистоплотные поползновения отдельных людей. Полтора года назад нарисовался некий продюсер. Его портфель — рекламные ролики политпартий и продуктов питания. Однако на своем сайте выложил, что теперь он снимет фильм об Амосове при поддержке ЮНЕСКО, Академии медицинских наук и Союза кинематографистов. Мы спросили: "А финансирует кто?". "Деньги найду" — уверенно ответил он. На вопрос: "Сценарий есть?" я тут же услышала: "Кто вы такая, чтобы показывать вам сценарий?". 

Стало все ясно… Я оформила документ, по которому, пользуясь правами наследницы, запретила использовать в фильме имя отца. По крайней мере, до тех пор, пока не увижу сценарий. Произошел скандал. Но мы решили: нужно делать фильм самим. Мы с мужем опасались, дабы не возник, с предложением "помочь", какой-нибудь высокопоставленный чиновник или политик, желающий разыграть политическую карту "Украина—Россия" за счет Амосова. Особенно сейчас, в условиях украино-российских разборок. 

— Вы доверили создание фильма молодому режиссеру. Чем руководствовались, приглашая именно этого человека? 

— Долго консультировались. От приятелей узнали, что Сергей Лысенко прочитал все папины книги и задолго до нашего решения загорелся идеей создать фильм об Амосове. Когда человек увлечен — можно надеяться на позитивный результат. 

Выбор определила наша встреча. На вопрос, каким ему видится фильм, режиссер ответил: "Прежде всего, о человеческих ценностях". И это сходство нашего с ним видения совершенно покорило. 

Сергей сформулировал идею фильма. Информацию мы разместили на сайте Ассоциации кардиологов и сердечно-сосудистых хирургов Киева. Мой муж — хирург Владимир Мишалов (профессор, завкафедрой хирургии Национального медицинского университета им. Богомольца. — Л.Ж.) — президент этой общественной ассоциации, которая издает журналы, проводит конференции. (Все это абсолютно неприбыльно). И мы посчитали своим долгом объявить, что общественная организация занимается созданием фильма. Есть желание? Пожалуйста, присоединяйтесь. Даже не рассчитывали собрать много денег. Рассчитывали на себя. Но то, что вызвались помочь наши коллеги и два корпоративных донатора, для нас имело не так материальную ценность, как моральную. Ценность и ответственность. 

— "Донатор" — жертвователь на храм… 

— Понятие "спонсор" в нашей стране себя дискредитировало. А коллег "меценатами" не назовешь. Именно "донаторы". Ведь они поддержали идею нравственности. И это было весьма трогательно. Важна не цифра, а отношение. 

Это позволило осуществить то, что казалось нам немаловажным. То, в чем нашли понимание с режиссером: посетить знаковые для отца места. 

Единственное, что оказалось невозможным, — показать в фильме его родную деревню Ольхово. Она была затоплена еще до войны. 

Наша съемочная группа, девять человек в маленьком бусике, проехала Брянск, Череповец, Архангельск, Москву, Старый Крым. Собрали обширный материал, который в один фильм никак не вместить. 

И тут, когда черновой вариант был смонтирован, произошла уникальная история. Нам позвонил профессор Вадим Шипулин, директор музея истории медицины. И сказал, что у него в гостях — коллега, доктор из Хоробичей, села, где папа во время войны провел около 9 тыс. операций. Так мы узнали, что в селе сохранились хаты, где был развернут военный госпиталь, а в школе создан музей. Местные жители это помнят и чтят. 

Наша съемочная группа отправилась туда. Фрагмент о Хоробичах и фронтовые кадры вставили буквально за две недели до сдачи картины. 

— Одним из ярких эпизодов в фильме выглядят откровения вашего отца о том, что побудило его к написанию книги "Мысли и сердце". Николай Михайлович уже в почтенном возрасте вспоминает, как однажды на операционном столе умерла девочка. В тот день он напился, а уже на следующий — сел за книгу. И тут возникает прекрасный переход: Амосов — за письменным столом, в комнату, словно на цыпочках, входит девочка с бантами. Эти кадры из семейного архива?

— Папе было под пятьдесят, когда он сел за эту книгу. А я — поздний, долгожданный ребенок. Но это не семейный архив. Наш режиссер добыл эти кадры где-то на киностудии. Сергей собирал кинохронику повсюду, где только можно. Работал в Подмосковье, в Белых Столбах. И, увы, в большинстве случаев за папину хронику с нас брали деньги.

— Фильм пересыпан цитатами. Известно, что Амосов вел дневники, анализируя в них медицинские неудачи. Может, не только это? С какой поры у него появилась потребность "записывать"?

— Во время войны он вел амбарную книгу. Она показана в фильме. На ее основе написал "ППГ 226 (Записки полевого хирурга)". Он не систематически вел записи: с 68-го по 71-й, с 83-го по 85-й. А с 97-го — уже до конца жизни. И ничего личного, поверьте, в них не было. В основном, хирургические несчастья и философские рассуждения. 

Когда папы не стало, мы разобрали архивные документы, первые экземпляры рукописей, напечатанных на машинке. Записи и амбарную книгу сдали в национальный архив при Академии наук, чтобы все это реально сохранилось навечно. 

Мы считали чрезвычайно важным, чтобы в фильме, кроме фактов и художественных домыслов, прозвучали его мысли и идеи. Поэтому при доработке картины были включены некоторые цитаты. Я предоставила их нашему творческому коллективу. Большинство — из неопубликованных дневников. 

Ничего удивительного, что папа записывал "несчастья". Тогда умирал каждый пятый. Если не больше. И это было реально — как на войне. Ведь работаешь с коллективом в условиях недофинансирования, недостаточных знаний, потому что за железный занавес информация не проникает. Он, кстати, был единственным, кто мог себе позволить читать американский журнал "Анналы торакальной и сердечной хирургии" на английском языке, который выписывал через Москву. 

— Но он-то мог выезжать…

— Какое там "выезжать"! Делегацией? К Украине относились, как к Малороссии. Список делегатов формировала Москва. Была небольшая квота на республики. И выезжал он не каждый раз. И не каждый раз имел 10 долларов, даже когда был членом Верховного Совета СССР. Папа рассказывал, что видные профессора брали с собой кипятильник и сухие суповые пакеты. В гостинице закупоривали раковину и в ней варили суп. 

— Наверно, все-таки и сухая колбаса была при них? 

— Откуда? Папа не принадлежал к номенклатуре. Кофе и колбаса были только в пайках. У папы пайков не было! 

— В фильме прозвучала интересная фраза. Мол, Амосов навсегда отказался от операции по пересадке сердца по моральной причине. В пример приводится единственный случай, когда он пытался уговорить родственников девушки, мозг которой уже умер, а сердце продолжало работать. Уговорить на донорство. Не представляю, чтобы хирург перед операцией мог так эмоционально выкладываться на подобные переговоры. 

— Не то, чтобы у него сил не хватило… Скорее, морального права. Причем при папином авторитете, думаю, и его коллеги со мной согласятся, если бы он сказал свое веское слово, все сложилось бы. Но он не посчитал возможным воздействовать… 

Кстати, это общее заблуждение, что операция по пересадке сердца — венец кардиологии. Отнюдь. Это простая операция. Пересадить сердце — не фокус. Важно, чтобы не произошло отторжение. Тут, скорее, необходимо внимательное ведение больных после операции: анализы, иммуносупрессивная терапия для предотвращения отторжения. 

Знаю, что папа прошел этот этап. На эту тему тоже есть его цитаты. 

— Сам-то он не сразу ощутил свое призвание. Хотя его мать была акушеркой. А вас, выходит, с детства готовил. 

— Папу интересовала физиология. Функционирование систем организма. Он хотел углубленно заниматься именно физиологией, а не хирургией. И когда получил распределение в московскую аспирантуру, пытался даже перевестись на кафедру физиологии. Ему отказали. Он бросил аспирантуру и поехал в Череповец. Работал врачом-хирургом и преподавал в фельдшерской школе. Началась война. Отец сразу пошел на фронт. Там он стал уже настоящим хирургом. 

— Он скромно подытожил свои достижения: всего 20 авторских работ. Какую из них считал самой значимой? 

— Думаю, важнее всего ему было спасать человеческие жизни. Свои открытия рассматривал как приложение к этой миссии. Он предложил обшивать металлическое кольцо искусственного клапана тканью, чтобы меньше образовывались тромбы. Начал операции в барокамере, чтобы увеличить насыщение крови кислородом. Сконструировал и руководил сборкой аппарата искусственного кровообращения и прооперировал на нем 20 тыс. человек. А видел-то он этот аппарат два раза в жизни! В Америке, когда стоял в операционной в составе делегации. Журналов не было. Создал безо всяких чертежей! Это вообще фантастика! 

— Амосов был гением медицины. Наверно, на операцию к нему непросто было попасть? 

— Он был доступен. Любой мог зайти в приемную и сказать Анне Ивановне: "Я хочу проконсультироваться с Николаем Михайловичем". Пациентов пропускали без проблем. 

Другое дело, что операции выбирал сам. Брался только за самые сложные.

— В фильме определен его ритм — три операции в день. Коллеги, выступавшие после премьеры, вспоминали, что во время операции он мог стукнуть по рукам крючком, ногой под столом. Наверно, не всем это нравилось, не все могли выдержать ритм одержимого лидера?

— Ну, не каждый день по три операции. В зависимости от ситуации. Его день начинался в восемь утра. С обхода больных в реанимации. Очень быстрый обход. Потом пятиминутка — с обсуждением, что произошло за сутки. Разбор причин ухудшения состояния… План операций на день. Операции. После — осмотр больных. Один из его учеников, профессор Михаил Францевич Зиньковский, папин обход в своих воспоминаниях назвал "Королевской охотой". Его боялись, и ему все прощали, потому что видели, что к себе он относится еще строже. 

— Как отец восстанавливался? И как относилась ваша мама к тому, что он весь отдан работе? 

— Мы с мамой четко понимали: для отца главное — работа. У меня это вызывало однозначное уважение. 

Он был достаточно рациональным человеком. Ложился в десять вечера, после звонка ответственного дежурного из клиники. Один выходной оставлял сугубо для отдыха. Он и мне, девочке-школьнице, а позже и студентке, внушал: "Ночь аврала выбивает на три дня". 

В фильме есть его проникновенная речь на собрании: "Я ухожу не как потерпевший поражение хирург. Просто я исчерпал свой человеческий ресурс, не в силах больше видеть боль: заплаканные лица родственников, детей, которых выносят…".

В дневниках об этом — еще резче: "Умерла очередная больная. Через месяц. От сепсиса. В таких случаях меньше всех виноват хирург, но, тем не менее, родственники вправе сказать: "Зачем старик Амосов брался?". У меня нет на это ответа". Непобежденный? Да. Но аспект ответственности в нем был чрезвычайно силен. 

— Книга "Мысли и сердце" принесла ему всемирную известность. Это впоследствии позволило ему говорить то, что он думает? 

— В публичных выступлениях о политике он высказывался "на грани". Однозначно — не восхвалял ни линию партии, ни вождей. Но диссидентом не стал. Поскольку — работа. Ибо принесение пользы и творчество были приоритетами его жизни.

— Но Амосов мог себе позволить защищать интересы обиженных властью деятелей искусства. А как же его высказывания о том, что социализм обречен?

— Он пытался найти формулу идеального общества. Понимал гнилость социализма. Но и капитализм не переоценивал. Я помню с детства эти разговоры. Амосов понимал, что свобода нужна немногим. А уверенность в завтрашнем дне — большинству. Поскольку большинство людей в обществе — слабые или ослабевшие. Малоспособные или просто ленивые. Он пытался найти оптимальный баланс. Эти вопросы его чрезвычайно волновали. И, наверное, свои философские идеи он считал чем-то незавершенным, несвершившимся. 

— Вы говорили, что он очень хотел прийти в клинику на свой последний день рождения, но уже был не в силах. Как вам удалось на премьеру фильма собрать его коллег, чуть ли не его ровесников?

— Отец не признавал застолий с пустыми разговорами. Но дорожил ставшими традиционными встречами в свои дни рождения. Особенно, когда оставил активную работу. Дорожил встречей с коллективом своего детища, где вместе было пережито столько горестей и радостей. В свой последний день рождения, 6 декабря (через шесть дней его не стало), он хотел повидать всех… До последнего этот вопрос в семье обсуждался… 

Но он был уже тяжело болен. И не смог. Поэтому мы решили: соберем его близких и устроим им праздник, покажем кино об их молодости. На празднование 100-летнего юбилея Николай Михайловича решили пригласить, прежде всего, "амосовцев". Всех — и тех, кто вышел на пенсию или перешел на работу в другие учреждения. Бывшая папина секретарь, Анна Ивановна Телепова, помогла составить списки, снабдила телефонами и адресами. 

Мне хочется верить, что в фильме "Амосов. Столетие" нам удалось главное: показать, что можно прожить жизнь с ее многочисленными вызовами, не изменяя принципам морали, не подличая, не пресмыкаясь. И что самый эффективный путь к счастью — это возможность дарить радость другим. 

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
7 комментариев
  • Кабрин 13 декабря, 14:55 Замечательный фильм! Огромное спасибо! Как будто встретился со своим покойным отцом, который учился с Николаем Михайловичем в Архангельском мединституте. Больше всего отца поражало то, что Амосов в то несытое время одновременно учился еще и в АЛТИ (Архангельский лесотехнический институт). И как теперь видно - эта учеба была не ради диплома, а реальных научных достижений. Было бы здорово, если бы какой-нибудь российский режиссер и продюсер оценили масштаб личности Амосова и создали хороший художественный фильм. Этот фильм был бы интересен потому, что рассказал бы не только историю великого человека, но и историю великой страны. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Юрий 13 декабря, 14:28 Вечная Память глубоко порядочному человеку. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Татьяна 12 декабря, 18:11 Какое счастье,что такие люди рождаются на свет, вот , только, почему так редко? Вечная ему память. Какой великий человек был! Ответить Цитировать Пожаловаться
  • VCh 10 декабря, 13:04 В имени Амосова проявилось все величие Разума и его высших ценностей. Сейчас с трудом можно поверить, что еще не так давно царили другие нравы, нормы морали, принципы поведения, пусть и в отдельно взятых коллективах. Люди были увлечены своим делом, и стремились делать его на совесть. И, наверное, нет более высокой награды, как остаться на века в памяти благодарных потомков. Амосов заслужил эту награду всей своей жизнью. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Віталій 8 декабря, 18:55 Світла пам'ять і вічна шана цій Людині!!! Його книги для мене щось надзвичайно велике і важливе, його життя - приклад служіння Добру! Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Борис 8 декабря, 08:54 Знал этого великого Человека издали. Мне, ученику акад.Е.Ф.Чернушенко и проф.А.С.Мамолата было очень приятно видеть ее в фильме и фото Мамолата на столе у Амосова. Помню выступление Н.Амосова на 75-летии А.Мамолата - очень теплое и по-делу. Спасибо Екатерина Николаевна за очень важное дело, которое, увы, в нашем обществе "не катит". Любой популист-политик вызвал бы больше интереса. Но это нужно пережить. Нас с Вами забудут гораздо быстрее. С уважением и благодарностью Борис Пухлик Ответить Цитировать Пожаловаться
  • subdominanta 7 декабря, 20:51 Великий по доброте к людям человек! В 2008 году был прооперирован в клинике Амосова. Сужу о нем по следам, которые остались в отношении младшего медперсонала со времен Амосова к больным. Резкий контраст с Руководством: пришло проверять реанимацию и больше всего уделило внимание тумбочке не того фасона, а не лежащим вокруг больным. С Амосовым не знаком. Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
Курс валют
USD 25.65
EUR 28.65