Закон об отмене льгот и привилегий — смесь правильных решений и популизма

Илона Сологуб 30 января 2015, 00:00
монета льготы

Читайте также

 

Принятый в рамках бюджетного процесса Закон "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины" — это несколько шагов в правильном направлении. Но эти шаги должны быть более решительными.

 

Ключевые нововведения закона и их главные положительные и отрицательные черты.

1. Установление "порога доходов" для многих категориальных льгот — с 2015 г. право на такие льготы, как бесплатные лекарства, зубопротезирование, скидки на коммунальные услуги и пр., будут иметь только домохозяйства с уровнем дохода на человека менее 50% прожиточного минимума (до сих пор этими льготами пользовались все лица определенной категории). Отмена с 1 июня транспортных льгот для отдельных категорий льготников.

Позитив: сокращение бюджетных расходов на предоставление льгот.

Негатив: Система льгот в нынешнем ее виде — это выбрасывание денег на ветер. Как правило, противники отмены льгот начинают "плач Ярославны" о бедных инвалидах, которые не смогут доехать до больницы. Но, как видно на рисунке, больший объем немонетарных льгот (среди которых и бесплатный проезд) получают более богатые домохозяйства. А общий объем льгот, получаемый самыми богатыми домохозяйствами, только на 20% меньше получаемого самыми бедными, хотя доход первых в четыре раза (!) выше.

Следовательно, предоставление льгот только бедным домохозяйствам является правильным, но недостаточным шагом. Самым эффективным использованием бюджетных средств была бы полная отмена льгот с их заменой адресной помощью.

2. Сокращение количества работников МВД (кроме Нацгвардии) с 245 до 210 тыс., прокуратуры — с 20 до 15 тыс. с одновременным повышением зарплат оставшимся. Сокращение аппарата судов.

Позитив. Надеемся, что сокращение количества силовиков вместе с повышением их качества и, соответственно, зарплат будет способствовать превращению этих органов из "государственного рэкета" в правоохранительные.

Негатив. Даже после сокращения количество работников МВД и прокуратуры останется высоким по сравнению с европейскими странами. Для достижения среднемировых показателей (300 милиционеров на
100 тыс. населения) количество работников МВД нужно сократить вдвое. Для достижения среднеевропейских показателей (10 прокуроров на 100 тыс. населения) в Украине должно остаться 4500 прокуроров. Сотрудники МВД и прокуратуры, оставшиеся на должностях, должны были бы пройти тщательную проверку на служебное соответствие и непричастность к коррупции (возможно, проверка покажет, что проще их уволить и набрать новых).

Следовательно, запланированное сокращение силовых органов является явно недостаточным.

3. Ограничение зарплат судей, народных депутатов, государственных служащих (кроме членов новообразованных антикоррупционных органов и тех, кто принимает участие в боевых действиях) 7 или 10 минимальными зарплатами. Сокращение госаппарата на 20%, возможность отправлять государственных служащих в неоплачиваемые отпуска или на неполный рабочий день и, в качестве компенсации, отмена запрета совместительства.

Позитив. Сокращение расходов бюджета.

Негатив. Такие ограничения способны окончательно развалить государственный аппарат. На протяжении двух десятилетий государственная служба деградировала по той причине, что из-за низкой зарплаты работа там становилась непривлекательной для профессионалов. Но для многих людей государственная служба была своего рода синекурой, где можно, особенно не напрягаясь (но при этом особенно и не зарабатывая), досидеть до (повышенной) пенсии. Предложенное ограничение зарплат ничего не изменит для таких "работников". Но "вымоет" с государственной службы новых людей, которые недавно пришли туда из бизнеса или неправительственных организаций и пытаются что-то изменить. Разрешение на совместительство в целом противоречит всем антикоррупционным принципам.

Надо понимать, что государство, как и любое предприятие, нуждается в компактном, но эффективном (и поэтому хорошо оплачиваемом — на уровне, сопоставимом с рыночным для специалистов соответствующей квалификации) менеджменте, и ни в коем случае трудоустройство на госслужбу не должно выполнять функцию борьбы с безработицей или социальной помощи.

Аналогичные аргументы и относительно ограничения зарплат судьям — да, нужно заменить судей, дискредитировавших себя, на более достойных людей, но этим достойным людям следует платить достойную зарплату.

4. "Специальные" пенсии снижаются с 70–80 до 60% зарплаты и прекращают увеличиваться вместе с ростом соответствующих зарплат. Уже начисленные пенсии снижаться не будут — последствия этого закона ощутят только "новые" пенсионеры. Но, по новому Налоговому кодексу, сумма, на которую пенсия превышает две минимальные зарплаты, будет облагаться налогами. Кроме того, перечень оснований для лишения спецпенсий расширяется за счет коррупционной деятельности.

Позитив. Сокращение расходов государственного бюджета на выплату спецпенсий. Правда, более ощутимым оно станет через 3–5 лет.

Негатив. Это снова полшага в правильном направлении. По большому счету, стоило бы полностью отменить спецпенсии (для лиц, имеющих особые заслуги перед Украиной, уже установлены соответствующие надбавки к пенсиям). В перспективе, конечно, надо внедрять второй уровень пенсионной системы, чтобы каждый зарабатывал себе пенсию самостоятельно.

5. Питание в школах и ПТУЗ, школьные учебники, обучение в ПТУЗ и спортивных школах будут бесплатными только для уязвимых категорий детей (малообеспеченных, сирот, инвалидов).

Позитив. Предоставление бесплатных завтраков в школах было фактически выбрасыванием денег на ветер (точнее, в карманы фирм — поставщиков этого питания), поэтому такую инициативу можно только приветствовать. С учебниками ситуация непонятная, ведь сейчас ученики не получают учебники в собственность, а только пользуются ими на протяжении учебного года. Очевидно, по этому поводу следует ожидать дополнительных решений Минобразования.

6. Местным советам предоставляется право своими решениями закрывать местные учреждения культуры, школы, в том числе спортивные, внешкольные заведения.

Позитив. По новому Бюджетному кодексу учреждения культуры, внешкольное образование, спортивные школы передаются на баланс местных бюджетов. Поэтому логично предоставить местным органам власти право решать их судьбу.

Негатив. Поскольку общеобразовательные школы будут финансироваться за счет образовательных субвенций из госбюджета в зависимости от количества учеников, то если местный совет примет решение закрыть школу, он потеряет право на эту субвенцию и не сможет, например, организовать подвоз учеников к соседней школе. В свою очередь, соседняя школа не примет учеников из закрытой школы из-за того, что у нее не будет на них финансирования.

Следовательно, в наличии еще один половинчатый шаг — вместо того, чтобы возложить полную ответственность за среднее образование на местную власть самого низкого уровня (как, кстати, предусмотрено концепцией о децентрализации), местным советам предоставляются полномочия без возможности их применять на практике.

7. До июля 2015 г. проверки предприятий и предпринимателей контролирующими органами (кроме фискальной службы и Госфининспекции) будут осуществляться только с разрешения Кабмина или "по просьбе" самого предприятия.

Позитив. Сокращение количества проверок — это всегда облегчение для предприятий как в моральном, так и в материальном плане.

Негатив. Облегчение будет не очень ощутимым, поскольку остается возможность налоговых проверок, и, очевидно, этой возможностью ГФС будет активно пользоваться. Так, за прошлый год, несмотря на аналогичный мораторий, ГФС провела свыше 33 тыс. проверок и доначислила налогов на почти 8 млрд грн.

В целом сокращать количество проверок надо не с помощью временного моратория, а навсегда — путем упрощения законодательства (дерегуляции) и радикального сокращения контролирующих органов. И начать следует именно с налоговой.

Выводы

1. Льготы всегда очень легко предоставить (чем занималось большинство предыдущих правительств и парламентов) и очень трудно забрать — с большой вероятностью это приводит к росту протестных настроений патерналистски настроенной части общества (а такая в Украине составляет почти три четверти). Очевидно, поэтому правительство решило идти не радикальным путем монетизации льгот, а лишь немного ограничить их.

2. Механическое сокращение количества госслужащих и ограничение их зарплат вместе с отменой запрета совместительства способно, скорее, навредить, чем принести пользу. Вместе с тем необходимо было бы начать пересмотр функций государственных органов и отмену ненужных. Это позволило бы одновременно убить двух зайцев — сократить госаппарат и упростить ведение бизнеса.

3. Местным советам даются полномочия по оптимизации сети учебных и культурных заведений и предоставлению некоторых дополнительных льгот ученикам и студентам. Поэтому, очевидно, следует серьезно отнестись к запланированным на этот год местным выборам с тем, чтобы избрать в местные советы лиц, которым доверяет общество и которые будут ответственно относиться к своим обязанностям.

Теги:
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
9 комментариев
  • Валерий Ткаченко 20 сентября, 09:56 В пункте 4 этой статьи наверное опечатка. Сумма пенсии превышающая три . а не две, как они пишут минимальных зарплаты будет облагаться подоходным налогом. На вчерашний день эта сумма была равна 3654 гривны. Вопрос минимальная зарплата выросла с 1218 до 1378 и на сегодняшний день три минимальных зарплаты это 4134 гривны.Когда будут удерживать подоходный с пенсий не работающих пенсионеров инвалидов второй группы по новому исходя с новой величины минимальной зарплаты. А по большому счету когда вообще отменят взимания незаконного подоходного налога и военного сбора.Ну как можно грабить бедных пенсионеров беря с их обесцененных пенсий эти деньги.Которых катастрофически не хватает на жизнь в связи с поднятием тарифов, цен на все.А в то же время подонки олигархи жируют пополняя свои доходы, налоги не платят. А считают наши пенсии выискивая как и сколько из этих копеек еще урвать.А правительство во главе с премьером этому потыкает. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Yuri Koval 15 июля, 00:45 Пидр на майдане народ замутили и обвели вокруг пальца, власть к рукам прибрали, ни чего толкового не сделали. Государство нищает, ресурсов нет, грабят народ (гривну обвалили - удешевили содержание бюджетников и пенсионеров), а про свой интерес не забывают, всё "Наближаються до Евро цін", чтоб не потерять свои доходы. Не зря на западе п.сектор пытается и себе оторвать "кусочек счастья" ввиде перераспределения нелегальных потоков. Так и живем: "Грабь наргабленное!". Когда это уже сук... кончится. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Валерий Ткаченко 23 марта, 15:31 А почему не кто не предлагает индексировать пенсии и зарплаты людей? Ведь не люди виноваты, что их всех кинули примерно 4-4.5 раза, то есть ихние пенсии уменьшились и зарплаты тоже.Покупательная способность упала. И вто же время хватает цинизма ввести подоходный налог и военный сбор без указания времени действия на пенсии превышающие три (а по новому им мало они еще уменьшили две минимальные зарплаты). На сегодняшний день это, что много денег на жизнь, эти пенсии тоесть ихний размер был актуален 2-2.5 года назад.На фоне космического поднятия тарифов на все, цен на еду, лекарства, транспорт и т. д.надо всем подымать и пенсии и зарплаты ,а они отбирают, какой то целенаправленный геноцид народа , под руководством запада и америки. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Сашуля Доброта 1 февраля, 17:58 Давайте начнем с того, что разберемся в терминологии. ***правительство решило идти не радикальным путем монетизации льгот*** Монетизация льгот – это замена натуральных льгот денежными компенсациями, позволяющими их получателям самостоятельно оплачивать соответствующие услугу и получать их в том же (или практически в том же) объеме. Вы хоть приблизительно представляете себе число граждан, формально имеющих право на санаторно-курортное лечение и бесплатные лекарства? Огромная величина гос. обязательств по этим пунктам компенсировалась наплевательским отношением к их выполнению. Также держава нехило экономила на огромном числе пенсионеров, проживающих в сельской местности и никогда не пользовавшимся правом на бесплатный проезд, допустим. «Монетизировать» все это и предоставить людям средства, на которые они могли бы получать соответствующие услуги в том же объеме, нам не по карману – ни сейчас, ни в какой-либо обозримой перспективе. Так что пусть автор забудет это слово "монетизация". Можем говорить только об отмене, полной или частичной, но исключительно об отмене. Теперь давайте поговорим о целесообразности отмены отдельных льгот. Логика автора мало кого может оставить равнодушным :«больший объем немонетарных льгот (среди которых и бесплатный проезд) получают более богатые домохозяйства» (сопровождается графиком без ссылки, между прочим, на источник информации)… Если бесплатный проезд - натуральная льгота, то все (или подавляющее большинство) натуральных льгот существуют в пользу богатых домохозяйств. Дураком, извините, нужно быть, чтобы считать, что представители богатых домохозяйств «набирают» сумму, указанную на графике, используя право на бесплатный проезд в общественном транспорте. Как это делаю, допустим, пенсионеры. Поэтому натуральные льготы нужно разделять. Так вот что касается общественного транспорта, то маниакальная настойчивость, с которой большинство экспертов хочет эту льготу «монетизировать» вызывает удивление. Во многих странах право на льготный (бесплатный или более дешевый) проезд в общественном транспорте имеют пенсионеры, школьники студенты. Считается, что первые практически не пользуются общественным транспортом в «час пик» (иногда оговаривается, что могут ездить, но тогда это не бесплатно), а если ездят в другое время, то данное общественное благо от такого пользования не очень то убывает. А что касается школьников и студентов, то во всех нормальных государствах считается, что мобильность (а это в том числе возможность получать нормальное образование) этих еще не зарабатывающих на себя категорий граждан не должна зависть от материальных возможностей их родителей. Теперь о лекарствах. В Украине огромное количество людей (преимущественно пенсионного возраста), которые не могут покупать необходимые лекарства и получают их сейчас от государства. Любой рационально мыслящий человек понимает, что при отсутствии коррупционной составляющей размещать крупный гос. заказ на препараты с последующим распределением среди тех, кто в них нуждается, дешевле, чем давать людям деньги на которые они ТО ЖЕ количество лекарств должны покупать по рыночным ценам. Те унижения, которым подвергаются получатели этих препаратов в поликлиниках, практически исключают проникновение в их ряды граждан из богатых домохозяйств. Отдельно хотелось бы поговорить о питании школьников. Младшие школьники находятся в школе целый день – работающие родители не могут оставлять детей такого возраста дома без присмотра. Раньше государство оплачивало для них один прием пищи (завтрак или обед, в зависимости от решения администрации школы). Тем не менее, второй прием пищи стоил родителям около 300 грн. Теперь, когда это сумма удвоилась, с нашими нынешними зарплатами целесообразность ходить на работу обоим родителям во многих семьях реально можно поставить под сомнение. Лучше уж маме ребенка дома кормить, а лучше кормить в школе, но получать на это субсидию как малообеспеченные граждане. Заодно и субсидию на оплату коммунальных получать. Не ставя под сомнение важность того, что делают участники АТО, и уж тем более их героизм, хочется отметить, что циничность государства, которое сокращает льготы для одних одновременно предоставляя их другим, поражает до глубины души. Когда от граждан что-то нужно: вот вам статус, вот вам льготы. А когда доходит дело до предоставления – категориальный статус «не катит». Пусть самые бедные из вас придут в соответствующие органы с протянутой рукой за своими «монетами», которыми будет измеряться величина их заслуг пред Родиной после очередной «монетизации».
    lesya 1 февраля, 23:33
    Цинизм ситуации в том, что все отбирают у людей, которые уже ничего не могут. За то, что положено - теперь надо бороться, но кто будет. Никакой монетизации не будет. Если и дадут людям жалкие копейки, то на них ни ездить , ни лекарства купить, ну разве что аспирин и аналгин отечественный. Все это просто способ отказать в необходимом и ничего не дать взамен, и все это понимают. Компенсации и увеличение зарплаты себе сделали депутаты и все. Никаких реформ экономических не предвидится. Система обогащает власть имущих и делает богаче нуворышей. Вот и все реформы. А потуги убрать льготы нужно читать так - мы Вам ни за что платить не будем. Понятно, что транспорт не развивается из-за маршруток, которые не платят, но своих не трогаем, "тож свое", у нас делается что-то такое, которое никто в нормальных странах не сделал бы, и используют фразу - мы субсидируем богатых, вот это и правда, себе сделаем, а Вы как хотите, свиньи у корыта , им всегда мало будет, потому что эти люди перешли барьер, когда какие-то нормы их сдерживали, их лозунг - "после нас хоть потоп".
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Ян Ив 1 февраля, 17:52 "Аналогичные аргументы и относительно ограничения зарплат судьям — да, нужно заменить судей, дискредитировавших себя, на более достойных людей, но этим достойным людям следует платить достойную зарплату". - Цікаво , яку зарплату автор вважає достойною ??? Скажемо так - Скільки , наприклад, мінімальних зарплат потрібно платити , судді щоб він вважав її достойною ??? -10? , 20 ??? Скільки ??? І хто ж , таки , має заробляти ті кошти в б'юджет щоб платити суддям таку зарплату ? А зарплата більша в 2-3 рази не достойна ???? І якщо дати суддям зарплату в 20 разів більше мінімальної то чи буде суддя брати хабар. Буде !!! Тільки не буде брати хабар в розмірі мінімальної зарплати , а , відповідно , в 20-40 разів більше . А якщо дати йому зарплату в 50 мінімальних зарплат , значить і розмір хабара виросте відповідно . Зрозуміло , якщо і надалі залишиться не втіленою система невідворотності покарання . Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Liza_UA 31 января, 22:27 Автор дуже перчеться про гідну ЗП держслужбовців і суддів, а як щодо гідної зарпдати усіх інших? Чи автору невідомо, що в Україні ЗП і пенсії НАЙНИЖЧІ!! у Європі а може і у світі. Тому держслужбовці нехай спочатку докажуть, що гідні високих ЗП - чесною працею і кваліфікацією змінять державу а потім вимагають за це гідну плату. Тим більше, що вона і так має зрости при чому у всіх, якщо вони і судді будуть людьми, а не корупціною наволоччю як зараз. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Pravo 31 января, 12:21 Головне правило - дай, а потім бери. Бо, якщо нема доходу - звідкеля брати. Нічого не робиться, щоюб дати людям гідне робоче місце, сучасне, гідну ЗП, чи навчити та консультувати по справі, по кредитам, тобто держава - що дає сервіс, допомагає. Замість думати про ці питання у службах соціального захисту та зайнятості - вони нишпорять з держупралінцями, де б все поскорочувати, забрати, брещуть, що шось корисне роблять, гроші "їдять". В нас економічна агресія проти громадян, бо 23 роки гнали вилами громадян, щою нічого не мали та не скаржились та й самі забули , як це, та для чого взагалі держава. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Владимир Зинченко 31 января, 09:52 "Предоставление бесплатных завтраков в школах было фактически выбрасыванием денег на ветер"- У автора нету либо совести либо мозгов. У меня дочь в школе питалась. Первое, второе, чай. А теперь думай, что ей с собой дать. Бутерброд или еще что. А если у меня с финансами туго после оплаты коммунальных. Хорошо рассуждать когда тебя это не касается на прямую. Ответить Цитировать
Реклама
Последние новости
Курс валют
USD 25.83
EUR 28.98