Почему Кличко нужен тренер?

Иван Сикора 17 октября 2014, 21:35
Кличко

Читайте также

Немного больше 100 дней прошло со времени назначения Виталия Кличко главой КГГА и, соответственно, получения им всей полноты исполнительной власти, что при "ударовском" контролируемом большинстве в Киевсовете должно было бы запустить кардинальные реформы в Киеве.

Тем временем, если судить по реальным делам, а не только задекларированным намерениям, и мэр, и его команда находятся далеко не в лучшей управленческой форме.

Вместе с Кличко к власти пришла и команда "промоутеров", тем или иным образом связанных с рядом известных компаний-застройщиков. Их активный интерес к управлению делами общины определяется тем, что традиционно для столицы самые большие деньги получались за счет строительства жилья и объектов коммерческой недвижимости, "освоения" бюджетных средств на строительство и ремонты жилья и дорог, "отмывание" бюджетных средств через работу коммунальных предприятий. Однако, кроме интересов застройщиков и владельцев коммерческой недвижимости, существуют еще и интересы общины. А последние заключаются в комфортном обитании в городе и наличии рабочих мест не только в торгово-развлекательных центрах. Следовательно, в умении согласовывать интересы "промоутеров" и общины и заключается, среди прочего, мастерство городского головы.

Медленное вхождение в "форму"

Как бывший спортсмен, В.Кличко знает печальную историю талантливого боксера Майка Тайсона, который из мультимиллионера стал должником "благодаря" действиям промоутера Дона Кинга. Преимущественно промоутеры заинтересованы в удовлетворении собственных бизнес-интересов и умный спортсмен старается к сбалансировать их влияние с помощью тренера и команды врачей, психологов. Первым серьезным тренером в профессиональном спорте, вместе с которым Виталий достиг мировых вершин и славы, был Фриц Здунек. Сегодня тренером, который должен был бы уравновешивать интересы "промоутеров" и следить за "формой" и здоровьем Кличко как политика и должностного лица, должна стать общественная экспертная среда. И если он не хочет повторения судьбы Тайсона на своем нынешнем политическом ринге, Кличко важно сбалансировать влияние, найдя компромисс между общественными и коммерческими интересами.

Среди немногочисленных успехов общины за 100 дней председательства нового мэра, кроме запуска обновленной городской электрички, следует отметить разве что отмену некоторых резонансных решений относительно скандальных застроек (например, на Контрактовой площади), незначительный прогресс с пока не понятным конечным результатом в деле Беличанского леса, обжалование почти десятка объектов скандального строительства в судебном порядке. Однако из-за избирательности таких действий, их можно рассматривать скорее как попытку "обозначить сферы влияния", ведь многие скандальные объекты так и продолжают стоять и, более того, с арендаторами некоторых из них планируют возобновить договоры аренды земельных участков.

И здесь община Киева в который раз сталкивается с конфликтом интересов. С одной стороны — жителей соседних домов или микрорайона, которые хотят комфортно проживать в пределах существующей застройки без "свечек" в собственных дворах, а с другой — коммерческих выгод застройщиков, которые уже потратили средства (преимущественно на теневое финансовое сопровождение решений горсовета по землеотводу и других действий) и не хотят терять уже сделанные "инвестиции". К тому же застройщики и владельцы коммерческой недвижимости не готовы платить больше в городской бюджет за пользование земельными ресурсами. Вместе с тем, именно В.Кличко констатировал потери бюджета от земельных махинаций в размере 50 млрд грн (напомним, что весь годовой бюджет Киева составляет около 20 млрд грн). Таким образом, вопрос налогообложения земли и оформления правоотношений с ее владельцами может стать камнем преткновения.

Детальнее на этом остановимся дальше, а пока следует отдать должное В.Кличко и руководителю бюджетной комиссии Киевсовета А.Странникову, что они, по крайней мере смогли, предварительно прислушавшись к голосу общественности и экспертов, инициировать обсуждение бюджета Киева на 2015 год уже в октябре. Однако открытым остался вопрос организации такого обсуждения. В имитации диалога с общиной власть у нас продвинулась довольно далеко…

Качество общественного обсуждения бюджетных вопросов и готовность большинства депутатов из "команды" действующего городского головы прислушиваться к голосу общины является основным. Ведь это и вопрос поступления миллиардов гривен от платы за землю (как уже отмечалось, увеличение ставок по этой статье противоречит интересам застройщиков и владельцев коммерческой недвижимости),поступлений от долевого участия (опять же, это затрагивает интересы застройщиков и владельцев приблизительно 24 тыс. киевских МАФов), уменьшения коррупционной составляющей и оптимизация работы коммунальных предприятий (а это идет вразрез с интересами тех должностных лиц, которые "крышуют" и контролируют миллионные теневые потоки от бесчисленных рекламных конструкций, автомобильных парковок и пассажиров в метро, зарабатывают на фиктивной численности работников КП, в частности в КП "Киевводоканал", о чем уже не раз публично говорил экс-председатель КГГА В.Бондаренко).Поэтому любая дискуссия относительно вопросов, касающихся бизнес-интересов "промоутеров" действующего городского головы Киева, может иметь последствием повторение скандального учредительного заседания Общественного совета при КГГА еще при Попове, которое было сорвано последователями Аделаджи и молодыми людьми "спортивной внешности".

Чтобы не повторять ошибок "папередников", важно подойти квалифицированно и прозрачно к формированию программы обсуждения, отбору спикеров и участников таких мероприятий. Как минимум, относительно компетенции последних должны существовать квалификационные требования, необходимо публичное декларирование ими отсутствия бизнес или частных интересов во взаимодействии с действующей городской исполнительной 
властью, в получении земельных участков или продлении договоров аренды, отсутствия заказов и платежей от предыдущей или действующей власти. Формирование списков участников таких общественных слушаний должно происходить публично, с указанием квалификации, подтвержденного опыта работы в сфере, которая будет предметом обсуждения, и опыта общественной активности.

 

Кадры "решают", а депутаты прячутся

На протяжении первых 100 дней после получения должности главы КГГА Виталий Кличко не спешил выполнять свои предвыборные обещания, четко определять приоритеты, ключевые коррупционные риски и наконец переломить критическую ситуацию с источниками поступлений в городской бюджет.

Самой большой проблемой является непрозрачная и непубличная кадровая политика нового мэра. Руководители подразделений КГГА с высокими коррупционными рисками, несмотря на невыполнение поставленных задач при предыдущей власти, продолжают занимать руководящие должности. Например, заместитель директора Департамента градостроительства и архитектуры, начальник Службы градостроительного кадастра Андрей Вавриш, которого безуспешно почти 100 дней пытался снять бывший постмайданный глава КГГА В.Бондаренко. По мнению Бондаренко, "новая" власть так и не уволила коррупционеров. По его словам, также легализованный новой командой Вавриш, который был назначен Л.Черновецким на должность заместителя главного архитектора столицы, даже не имеет надлежащего образования. Это должностное лицо "отметилось" при "папередниках" отстаиванием Генплана-2025 в интересах фактической легализации незаконных застроек. Удивляют и другие назначения по партийным квотам, а именно певцов и родственников "папередников", бизнес-партнеров застройщиков на должности в КГГА и в РГА. Где же прозрачные и публичные конкурсы на должности и выполнение требований Майдана? Риторический вопрос.

В конце концов, именно Кличко несет репутационные риски за неудачную кадровую политику и именно ему придется отвечать и за эти просчеты "промоутеров". 

Открытость депутатов горсовета также вызывает вопросы (не всех, но большинства). Несмотря на то что представители общественности получили возможность принимать участие в работе комиссий горсовета, до сих пор, за редкими исключениями, избиратели не знают, как обратиться к депутату. Удивительно, но на персональных страницах многих народных избранников на сайте горсовета нет контактной электронной почты и номеров телефонов. Поэтому связь с избирателями часто ограничивается работой общественной приемной. В условиях распространения информационных технологий такая "открытость" депутатов, получающих из городского бюджета средства на организацию работы с избирателями, кажется довольно странной. 

Да и самому мэру, чтобы быть "на связи" с общиной, не помешает чаще проводить встречи (не только в ходе выборов) с разными группами общественности города. На которых можно узнать много интересного об "отписках" чиновников, скандальных застройках и многом другом. И здесь не стоит городскому голове полагаться на службу 1551, а хотя бы несколько раз в месяц лично принимать общественных активистов и экспертов. Сейчас, к сожалению, ни Кличко, ни его заместители фактически не ведут личных приемов граждан. Возможно, есть смысл вернуться к прежнему разделению районов в Киеве, чтобы разгрузить городского голову? 

 

Земельное дежавю 

Вопрос поиска источников пополнения городского бюджета возникает перед каждым мэром города после выборов. Но далее констатации потерь от земельных махинаций в размере 
50 млрд грн, пересмотра нормативно-денежной оценки земли в июле 2014 года (который начался еще при предшественниках и был фактически требованием действующего Земельного кодекса Украины), выставления на земельный аукцион 6 земельных участков и проведения проверок части коммунальных предприятий с выявлением сравнительно незначительного ущерба (50 млн грн) дело не продвинулось. Более того, так же констатировал злоупотребления предшественников и экс-председатель КГГА А.Попов, который во время выступления на сессии Киевсовета в 2011 году оценивал убытки от неправомерного отчуждения 3500 гектаров киевской земли при Черновецком в более чем 70 млрд грн. Но это так и не повлияло кардинальным образом на ситуацию с поступлениями в бюджет от платы за землю.

Как и в прошлые годы, критическим является невыполнение поступлений в городской бюджет от аренды земли. А именно в земельных вопросах, как известно, кроются основные коррупционные риски. По состоянию на 01.09.2014 г. годовой план поступлений от аренды земли выполнен только на 23%, и бюджет недополучил свыше 2,8 млрд грн. В прошлом году план был выполнен на 52,7%, и бюджет недополучил 1,7 млрд грн. Основные должники (1,6 млрд грн) — юридические лица. С кем они связаны, не так уж трудно догадаться. 

Возможно, проблема в завышенных планах со сбором налога на землю? Именно к этому аргументу уже не раз апеллируют руководители городской власти. И утверждение первого заместителя председателя КГГА И.Никонова (который, кстати, тоже представляет застройщиков в лице "КАН Девелопмент" и других связанных структур) о завышенных планах сбора платы за землю в Киеве в условиях многократно заниженной стоимости земли, с которой платятся налоги, является в этом смысле вовсе не оригинальным. На самом же деле основная проблема не в завышенном плане, а в нежелании ответственных должностных лиц КГГА (в частности департамента земельных ресурсов) серьезно пересматривать договоры аренды, в которых преимущественно фигурируют заниженная стоимость аренды и коэффициенты. Со значительным количеством арендаторов вообще не оформлены никакие правоотношения, и, соответственно, средства в бюджет не поступают. Но от этого пользователи земли в форме самовольных застроек и парковочных площадок без документов никуда не исчезают. Просто деньги идут вне бюджета. Кто за это, как и за невыполнение должностных обязанностей руководителями профильных департаментов, должен отвечать?

До сих пор не сделано ни единого шага для пересмотра профильных программ, регулирующих вопрос земельных отношений и градостроительства. Хотя такие предложения были в общественной "Дорожной карте" еще в июне этого года. Не проведена оптимизация в департаментах КГГА и в коммунальных предприятиях, которые ежегодно не выполняют запланированные показатели поступлений в городской бюджет. И это при том, что в департаменте земельных ресурсов работают почти 150 сотрудников и есть целых 2 коммунальных предприятия.

До сих пор нет публичных списков тех юридических лиц, которые хотят и в дальнейшем "снимать сливки" за счет мизерных платежей в городской бюджет? Что сделано с "садовыми участками" на территории Киева, которые уже давно стали комфортным местом элитного проживания, но их владельцы платят по далеко не киевским тарифам? Уменьшилась ли 75-процентная доля киевской земли, которая находится в тени, и какие перспективы на следующий год? И это только некоторые из вопросов, на которые надо найти ответы при обсуждении проекта городского бюджета на следующий год. 

 

Генпланы: снова старая песня

Идя на выборы, В.Кличко обещал не поддерживать Генплан-2025, но почему-то забыл об этом. Тогда будущий мэр говорил, что Генплан является средством легализации незаконных застроек. По разным оценкам, в Киеве насчитывается 270 скандальных застроек. Часть из них возводится по поддельным документам и, конечно, никто не хочет нести за это ответственность.

Но вновь слышится повторение старой песни — теперь уже в исполнении Кличко и его окружения. Идет и "разъяснительная кампания" главного архитектора Киева С.Целовальника о преимуществах нового Генплана. А как же с привлечением к ответственности тех, кто давал разрешения и освящал уничтожение зеленых зон? А как относительно компенсации ущерба со стороны застройщиков, которые часто уже и сдали и продали квартиры в незаконных застройках? 

В связи с неоднозначной реакцией общественности, а также выявленными и обнародованными общественными экспертами несогласованиями в Генплане-2020 и 2025 широкое публичное обсуждение профильных целевых программ в сфере градостроительства и архитектуры, проекта Генплана Киева-2025 и плана земельно-хозяйственного устройства в рамках подготовки проекта столичного бюджета является чрезвычайно важным. Не менее важно и вернуться к обсуждению между Киевом и областью вопросов границ, размещения объектов ЖКХ, промышленности и общественного обслуживания, осуществлять согласование генеральных планов и проектов землеустройства близлежащих к столице населенных пунктов с обязательным информированием об этом общественности.

Теневая занятость, убыточные коммунальные предприятия и "шаровики"-пайщики

Путем детенизации налога на доходы физических лиц (НДФЛ) можно получить еще 5—10 млрд грн. И даже не надо долго искать. Например, свыше 100 млн грн в год НДФЛ можно было бы получить в бюджет за счет официального трудоустройства только работников 24 тысяч столичных МАФов. А еще отдельно можно посчитать автостоянки, которых, по разным оценкам, в столице приблизительно тысяча, хотя только 234 заключили договоры с городом.

Вывод оборота коммунальных предприятий из тени является серьезным фактором уменьшения расходов бюджета. Например, в соответствии с предварительными расчетами, только за счет надлежащего учета пассажиров и оптимизации затрат в КП "Киевский метрополитен" можно было бы отказаться от повышения платы за проезд и выйти хотя бы на отсутствие убытков (а это свыше 300 млн грн ежегодно). И это — только одно коммунальное предприятие. Следовательно, по крайней мере несерьезными являются оценки в 50 млн грн убытка, которые были выявлены новой властью во время проверки работы 38 КП. Кстати, общественности было бы интересно ознакомиться с результатами аудита всех КП в открытом доступе.

Не меньшей проблемой является сбор паевых взносов с застройщиков. Мы уже не говорим здесь об упомянутых МАФах, очередная эпопея вокруг которых уже давно начала напоминать бесконечные мексиканские сериалы. Существует несколько сотен долгостроев в столице (по разным оценкам, почти 500). Как следствие, не выполняются запланированные поступления от паевых взносов (при плане 330 млн грн собрано только 116 млн грн). По информации секретаря горсовета Алексея Резникова, подготовлены исковые заявления и обращения в Генпрокуратуру относительно взимания почти 736 млн грн долга за аренду земли и коммунального имущества с 132 инвесторов. Следовательно, здесь вроде бы "лед тронулся", правда, хотелось бы знать, кто эти 132 горе-инвестора, в открытом доступе на сайте горсовета. Вопрос здесь еще и в том, насколько Генпрокуратура будет готова оперативно и не выборочно работать по этим делам. Учитывая то, что в Киеве скандальные застройки, например, фонтан на Львовской площади, ставший торговым центром, связаны с интересами очень влиятельных высоких должностных лиц уже новой власти, можем прогнозировать начало очередного мексиканского сериала без конца, если не состоится действенная люстрация. 

***

Общественные активисты и эксперты заинтересованы в политическом здоровье и хорошей спортивной форме Кличко-мэра больше, чем промоутеры. Причина — общественный интерес жить и работать в современном и комфортном городе, который до сих пор, несмотря на многолетнее своеволие чиновников и их "деловых партнеров", может называться одной из самых красивых европейских столиц. 

Преимуществом Кличко является возможность вместе с общественностью организовать не для "галочки" обсуждение бюджета Киева на следующий год. И здесь экспертное сообщество не только подготовило упрощенный и визуализированный бюджет столицы, но и готово содействовать пересмотру земельной и градостроительной целевых программ, которые станут основанием для закладки прогнозируемых показателей поступлений от платы за землю, паевых взносов. Именно от общественности Киева зависят поступления в бюджет столицы и ее будущее лицо. Поэтому хотелось бы иметь в лице мэра-чемпиона спарринг-партнера, а не одиозного противника, идущего на поводу у промоутеров, интересы которых далеко не всегда совпадают с общестенными.

Ведь после 100 дней начинается новый цикл — ожидание реальных результатов от принятых решений. И если ожидания не оправдаются, то становятся неминуемыми падение доверия и судьба "папередникив".

Материал подготовлен на основе исследований Фундации "Открытое общество" www.osf.org.ua

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
1 комментарий
  • Виталий Левицкий 21 октября, 10:19 Добрый день. А почему ничего не сказано про медицину нашей столицы? Идет развал здрава, очередная мед.реформа и другие прелести улучшения...да и не верится, что у столицы Украины такие низкие поступления по налогам. Сколько бизнеса сосредоточено в Киеве, а с каждым годом все хуже и хуже... Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
Курс валют
USD 25.33
EUR 28.60