Инвестиционно-климатические пояса Украины: между приговорами и возможностями

Поделиться
Инвестиционно-климатические пояса Украины:  между приговорами и возможностями
Именно в тот момент, когда президент Янукович одобрял перечень мер по внедрению собственной программы экономических реформ в текущем году, участники круглого стола "Инвестиционный и бизнес-климат в Украине глазами власти и инвесторов" обсуждали их основные характеристики для нашей страны.

Проблемы инвестиционного климата в Украине, из-за которых многие инвесторы обходят нашу страну хотя и не седьмой дорогой, но стороной, отдавая предпочтение отчасти ближайшим соседям, возникли не вчера. В основном они являются итогом как до сих пор не преодоленного советского наследия, так и сформированных за годы независимости "местных особенностей". И хотя поиск путей решения этих проблем является настолько частой темой для разнообразных конференций, круглых столов, слушаний, дебатов и т.п., что уже давно набил всем оскомину, это не преуменьшает актуальности самой проблемы. Ведь именно ощутимое улучшение бизнес-погодных условий в нашем государстве и могло бы способствовать открытию инвестиционных "шлюзов", благодаря которым экономика сумела бы преодолеть нынешний ступор, генерируя новые производства, рабочие места и дополнительные бюджетные поступления. Но по итогам прошлого года в стране, наоборот, произошло сокращение притока иностранных инвестиций (4,1 млрд долл. по сравнению с 5,5 млрд в 2011-м и 4,8 млрд - в 2010-м). И этот "успех" очень трудно спрятать за словами о мировом кризисе или неблагоприятной внешней конъюнктуре.

В чем же заключаются основные претензии со стороны иностранных партнеров в адрес нынешней украинской власти, и, главное, не растеряла ли еще она окончательно остатки доверия со стороны иностранных партнеров? При каких условиях эти проблемы можно было бы решить, ведется ли вообще и каким образом их поиск? И остается ли еще у Украины надежда сформировать эффективную экономическую модель, дававшую бы шанс вырваться из круга третьеразрядных экономик?

Государственные планы

На этой неделе президент Виктор Янукович в очередной раз обновил Национальный план действий по внедрению Программы экономических реформ (в дальнейшем - План действий), утвердив его редакцию на текущий 2013 г. Обновление - уже привычное. Нереализованные реформы "технически" переносятся в документе на будущие периоды.

В новой редакции Плана действий особых неожиданностей нет. Разве что из года в год документ становится толще - времени остается мало, повторяются неоднократно озвученные тезисы, а процент выполнения плана реформ уверенно не растет.

Чтобы повысить инвестиционную привлекательность Украины, власть взяла курс на уменьшение ставок налогов. Так, с 1 января 2013-го ставка налога на прибыль уменьшилась до 19%, с начала следующего года снизится уже до 16%. Также с 1 января 2014-го снизится и ставка НДС до 17%.

Есть в нацплане и пункт о "пересмотре существующих льгот при уплате налогов с целью создания конкурентной рыночной среды и равных условий для ведения бизнеса". Документ предусматривает внесение изменений в Налоговый кодекс относительно реформирования фиксированного сельскохозяйственного налога и пересмотра льгот по уплате налога на добавленную стоимость, налога на прибыль предприятий. Судя по формулировкам, очевидно, что "торги" между властью и бизнесом еще продолжаются.

Содержит документ и положение о возврате пенсионного сбора при покупке безналичной валюты субъектами внешнеэкономической деятельности, существовавшего с 1998-го до 2011 г.

Однако возобновление этого сбора может всерьез навредить дальнейшему сотрудничеству с МВФ - фонд всегда выступал категорически против валютных налогов.

С другой стороны, в документе есть и нормы, которые в случае имплементации МВФ бы одобрил. Например, "усовершенствование системы социальной защиты в сфере жилищно-коммунального хозяйства в процессе приведения тарифов и цен к экономически обоснованному уровню". Не обошлось в документе и без извечного пункта об "усовершенствовании регулирования в сфере предотвращения коррупции". Но пока, как всегда, без конкретики.

Среди мер, прямо затрагивающих интересы инвесторов, - намерения продолжить дерегуляцию в части упрощения порядка открытия бизнеса; упрощение процедуры добровольного прекращения хозяйственной деятельности (но речь идет только о физлице-предпринимателе); сокращение сроков процедуры банкротства; усовершенствование процедур получения документов разрешительного характера; упрощение разрешительной системы в сфере градостроительства; сокращение видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию.

Декларируется также необходимость повышения уровня защиты прав инвесторов; реформирования таможенных процедур (путем сокращения количества осмотров товаров, транспортных средств до 5%; сокращения количества документов, подаваемых в таможенное оформление); усиления конкуренции на рынках. Но пока - только декларируется.

Именно в тот момент, когда президент Янукович одобрял перечень мер по внедрению собственной программы экономических реформ в текущем году, участники круглого стола "Инвестиционный и бизнес-климат в Украине глазами власти и инвесторов" обсуждали их основные характеристики для нашей страны.

ZN.UA предлагает вниманию своих читателей довольно контраверсионные, как всегда, оценки ситуации с разных сторон - отдельные фрагменты, на основании которых формируется общая картина под названием "сегодняшний инвестиционный климат в Украине".

Инвестиционный климат в Украине глазами...

...министра

Александр КЛИМЕНКО, министр доходов и сборов Украины:

- Министерство доходов и сборов - стабильный и прогнозируемый партнер для бизнеса. Мы не только слушаем бизнес, мы его действительно слышим. Вы можете увидеть это на примере обсуждения законопроекта о трансфертном ценообразовании, который уже подписан премьер-министром и направлен в Верховную Раду для утверждения депутатским корпусом.

Мы провели достаточно длительные по времени и бурные по содержанию консультации и дискуссии с представителями бизнес-ассоциаций и крупнейших компаний. Приятно, что бизнес продемонстрировал свою конструктивную позицию и поддержал законопроект. Мы учли многие пожелания бизнеса, которые не противоречат интересам государства, заключающимся в том, что "точка" прибыли и уплаты налогов должна находиться там, где расположены производственные мощности.

Учитывая такой позитивный опыт при обсуждении этого законопроекта, мы заинтересованы в постоянном конструктивном диалоге с бизнесом. Именно поэтому мы инициировали создание при министерстве Инвестиционного совета. Сегодня практически все крупные корпорации, профильные ассоциации ведут с нами переговоры о том, чтобы войти в этот совет, чтобы иметь площадку, где их будут слышать и где будет возможность реализовывать все наработки. И нас очень радует то, как много сегодня представителей бизнеса желают участвовать в дискуссии, делиться своим опытом, знаниями, инновациями.

Предприниматели могут быть уверены - ни одно изменение к законодательству не будет принято без обсуждения с теми плательщиками, которых оно будет касаться.

...крупнейших институциональных инвесторов

Грэм ХАТЧИСОН, заместитель директора ЕБРР в Украине:

- Украина - третья по размеру страна, где мы работаем. На сегодняшний день мы являемся крупнейшим инвестором в Украине, наш портфель составляет свыше 4,6 млрд евро, а общий объем инвестированных средств превышает 8 млрд евро. За каждый из последних четырех лет мы инвестировали приблизительно 1 млрд евро. Поэтому Украина очень важна для ЕБРР, но мы также наблюдаем некоторые негативные явления.

В чем их причина с нашей точки зрения? В первую очередь - в коррупции и несправедливых бизнес-практиках, создающих нестабильность и неуверенность на рынке. В такой среде, очевидно, бизнес не готов инвестировать. Мы видим два главных направления коррупции. Прежде всего, это рейдерская деятельность - очень неприятное явление, наносящее серьезный ущерб как бизнесу, так и имиджу государства в целом. Но, с моей точки зрения, еще больше бизнесу вредят несправедливые практики государственных органов. Следует сказать, что нередко формулировки в профильных нормативно-правовых актах довольно расплывчатые, что делает возможными злоупотребления. А судебные споры с государственными органами часто решаются с применением административных рычагов не в пользу бизнеса, еще больше усиливая неуверенность относительно ведения бизнеса в Украине.

Что мы будем делать? Прежде всего, ЕБРР и в дальнейшем будет прилагать максимум усилий для борьбы с коррупцией. Президент ЕБРР недавно приезжал в Украину, встречался с руководством государства и очень четко акцентировал: ЕБРР не сможет продолжать оказывать поддержку Украине на таком же уровне, если не будет решен вопрос коррупции.

Нам кажется, что это послание услышали. Господин Клименко ездил в Лондон, встречался с главой нашего банка. На мой взгляд, эта встреча прошла хорошо, был достигнут ряд соглашений о продвижении дальнейших инициатив для преодоления проблем бизнес-среды. Речь идет о доработке меморандума о взаимопонимании между бизнесом и правительством для выработки ключевых шагов в борьбе с коррупцией и, кроме того, о создании платформы омбудсмена, которому представители бизнеса смогут жаловаться на несправедливое отношение к себе. Все это - предварительная концепция. Конечно, нам надо быть реалистами относительно того, чего и за какое время можно достичь, но, хочу заверить, ЕБРР и в дальнейшем будет внимательно следить за развитием событий.

Елена Волошина, руководитель деятельности Международной финансовой корпорации (IFC) в Украине:

–– На сегодняшний день IFC уже в текущем финансовом году инвестировала в украинскую экономику около 200 млн долл., а он у нас заканчивается 1 июля. Можно было бы проинвестировать гораздо больше, по крайней мере, вдвое, но есть ряд причин, почему мы этого не делаем. Называя эти причины, в целом мы полностью разделяем мнение наших коллег из ЕБРР.

Сейчас приток прямых иностранных инвестиций в экономику Украины действительно уменьшился. Более того, если из общего объема иностранных инвестиций вычесть ту его часть, которая зашла с Кипра, то этот ручеек окажется совсем маленьким.

Мы отмечаем определенное улучшение показателей Украины, в частности, она поднялась на девять пунктов и в рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума. В нашем собственном исследовании Doing Business Украина поднялась на 15 пунктов. Но в то же время она все равно находится в конце списка. И, к сожалению, по некоторым показателям, в частности, по получению разрешений на строительство, мы занимаем последнее место среди 183 стран. Речь идет о том, что осуществляемые реформы - хотя они и проводятся, и их отмечают эксперты, что находит свое отражение в рейтингах Doing Business, - тем не менее недостаточно системные, недостаточно масштабные и недостаточно радикальные. И другие страны, которые оцениваются рейтингом, делают это успешнее, чем мы.

В последнее время в украинской экономике стали отмечаться такие явления, как поддержка определенных секторов, создание и поддержка определенных индустриальных парков, что, на наш взгляд, является признаком достаточно серьезной зарегулированности экономики. У нас работает команда, которая специально занимается инвестиционным климатом и консультирует по этим вопросам правительство Украины. Она готова делать это и в дальнейшем - делиться лучшим имеющимся опытом и практикой, чтобы сделать Украину гораздо более инвестиционно привлекательной.

...иностранных послов и сотрудников дипломатических миссий

Ян ТОМБИНСКИ, посол Европейского Союза в Украине:

-Работая в Украине примерно шесть месяцев, я почти ежедневно знакомлюсь с разными комментариями по поводу как бизнес-среды в целом, так и проблем, возникающих не только для европейских, но и для украинских инвесторов и бизнесменов. Представители ЕБРР и МФК довольно четко определили факторы, ограничивающие возможности привлечения инвестиций, - несправедливая бизнес-практика, коррупция и т.п. Также, как отмечалось, показатели привлекательности Украины для ведения бизнеса хоть немного и улучшились, но все равно остаются еще очень низкими.

Украина обладает огромным потенциалом. При определенных условиях он должен привлекать все больше инвесторов из других частей Европы, и страна могла бы предложить намного лучшую отдачу от инвестиций, чем сейчас. В ходе недавнего визита в Киев заместитель председателя Европейского инвестиционного банка рассказал мне, что из всех подписанных банком с Украиной контрактов имплементирована или реализована только одна шестая часть. То есть на рынке есть деньги, но, похоже, нет воли или условий воспользоваться предлагаемым доступным ресурсом.

И я лично представляю Европейский Союз не как инвестор. Мы здесь представляем скорее общеевропейских регуляторов, устанавливающих правила для бизнеса, для экономики, так что стараемся быть не только на стороне критиков и давать не только советы, но и предложения и инструменты. И в этом контексте реализация перспектив подписания Украиной соглашения об ассоциации с ЕС и создании зоны свободной торговли как одной из ее составляющих - очень важны. Ведь комплекс условий, которые при этом необходимо выполнить, - это целостный интегральный набор инструментов для улучшения, в частности, бизнес-среды и инвестиционного климата. Речь идет об изменениях, которые произойдут благодаря созданию более прозрачных, стабильных и лучше приспособленных к ситуации правил ведения бизнеса.

Почему настоящее соглашение так важно прежде всего для Украины? Украине хватает рынков, но недостает инструментов доступа к ним. Как быть конкурентоспособной, как использовать потенциал украинских товаров для того, чтобы развивать местную экономику, как использовать внутренний рынок из
46 млн чел. так, чтобы сюда пришли инвесторы и дали импульс экономическому росту?

И соглашение об ассоциации - это набор правил, которые помогут создать соответствующие условия, при которых экономика и потенциал Украины будут развиваться на основе то ли международных, то ли внутренних инвестиций, и будут работать намного лучше, не слишком сосредоточиваясь на старых проблемах.

Дэвид МИЛЕ, советник по экономическим вопросам посольства США в Украине:

- Поддерживая г-на Клименко, отмечу, что все мы должны признать, что правительство Украины вполне серьезно относится к улучшению инвестиционного климата и прилагает для этого соответствующие усилия. Мы, американцы, очень поддерживаем такие усилия и считаем, что Украина с ее многочисленным и хорошо образованным населением, с ее территорией, богатыми ресурсами имеет огромный потенциал, который она получит возможность реализовать. И мы бы хотели, чтобы американские инвесторы в большей степени этим воспользовались.

К сожалению, мы также должны признать, что Украина, если учитывать размер ее рынка и потенциал, могла бы иметь и лучшие условия для инвестиций. У многих американских компаний есть большой интерес инвестировать в Украину, но также нам приходится выслушивать и много нареканий на работу судебной и правоохранительной систем, на корпоративное рейдерство, проблемы с таможней.

Обсуждая верховенство права в целом, мы до сих пор не упоминали о правах интеллектуальной собственности, то есть о защите собственности, которую здесь создают знания. От советских времен Украина унаследовала экономику, которая слишком сосредоточена на энергоемких отраслях - металлургии, химической промышленности. Но сейчас энергетика становится все более дорогой и становится одной из проблем на пути Украины к диверсификации экономики. Здесь упоминали сельское хозяйство, обладающее большим потенциалом, но также, считаю, нужно говорить об отраслях, базирующихся на знаниях. И для продвижения в них вперед нужно улучшать защиту прав интеллектуальной собственности, ведь в Украине весьма распространены фальсификации, цифровое пиратство. И мы хотим, чтобы украинское правительство занимало относительно этого более твердую позицию.

Также мы хотим говорить о перспективах энергетики и вкладывании в нее инвестиций. Конечно, в этой сфере прилагается много усилий - мы можем видеть это на примере компаний Exxon, Chevron, а также Shell (хотя это и не американская компания). Думаю, что это пример потенциального положительного прогресса, при котором Украина может демонстрировать миру потенциал для плодотворных иностранных инвестиций. В завершение хочу сказать, что мы имеем возможность помогать нашим компаниям работать в Украине. Свои оценки мы подробно излагаем в отчете, с которым можно ознакомиться на нашем веб-сайте, если вы интересуетесь нашим отношением к проблемам.

Михаэль Фройденберг, советник, руководитель экономического отдела посольства Федеративной Республики Германии в Украине:

- О перспективах предпринимательской деятельности в Украине уважаемые докладчики уже многое сказали, поэтому сосредоточусь лишь на нескольких аспектах. Как известно, Германия является одним из крупнейших партнеров и инвесторов для Украины. Есть много немецких компаний, которые довольно хорошо чувствуют себя в Украине, не только продавая продукты, произведенные в Германии, но и осуществляя здесь производственную деятельность. И это вполне была бы быть история успеха. Но, с другой стороны, как уже отмечалось, за последние
12 месяцев новые инвестиции из Германии в Украину сократились. Почему же так случилось? Многие причины здесь уже называли. Еще раз остановлюсь на некоторых из них: отсутствие прогнозируемости и правовых судебных решений; защита прав собственности и очень запутанные процедуры получения лицензий, а также защита прав по их использованию. Постоянно возникает проблема возврата НДС. Конечно, это порождает проблемы для малых немецких импортеров, но это важно и для украинской стороны. По информации Министерства доходов и сборов, эта проблема будет снята, но я не очень уверен в этом, потому что до сих пор ничего серьезного в этом направлении не происходило.

Еще одна серьезная проблема - это реформирование бюрократии и государственного управления. Мы уже говорили о коррупции как одной из главных проблем для Украины. И многие из немцев спрашивают: следует ли открывать бизнес в Украине, где 80% правовых процедур проходят под бюрократическим влиянием…

Немецкий Commerzbank, как известно, ушел из Украины, и это сказалось на украинском банковском секторе, ведь новые финансовые инвестиции не поступят в Украину так быстро. Другие инвесторы ждут, что же произойдет в этом государстве, будут ли поставлены подписи под соглашением о зоне свободной торговли и Ассоциации с Евросоюзом? И если это произойдет, то, я считаю, в результате значительно активизируются модернизация промышленности, приток инвестиций и т.п.

...финансистов

Роман ШПЕК, старший советник "Альфа-Банка":

- Констатируя наличие реформ, вынуждены признавать, что они недостаточно ощутимы для того, чтобы уже получить весомый результат. Здесь важно, чтобы мы не разводили бизнес и власть в разные стороны. Ведь, по разным оценкам различных международных экспертов, от
45 до 55% бизнеса в Украине работает в тени. И если бы он вышел из тени и стал на одну сторону с властью, многие вопросы и проблемы отпали бы сами собой.

И в этом контексте чрезвычайно важно, что власть начала реальную борьбу с коррупцией и теневой экономикой. Меры по пересмотру и ликвидации различных необоснованных льгот также должны быть введены, ведь льготы вредят здоровой конкуренции. Предоставление необъективных льгот одним не стимулирует к уплате налогов или выходу из тени других.

Мы в Украине часто страдаем от не всегда здоровой, предсказуемой макроэкономической политики. А сейчас у нас есть проблемы именно с качественным бюджетным планированием и выполнением бюджета. К огромному сожалению, нереальный макроэкономический прогноз заставляет исполнителей - налоговиков и таможенников - не всегда руководствоваться исключительно законом, а действовать по логике: сегодня надо собрать, потому что завтра нужно платить.

Цитирую заголовок одного из изданий: "Инвесторы ожидают девальвации гривни". Недавно мне пришлось делать макроэкономический прогноз развития ситуации в Украине для наших инвесторов. Объективно ситуацией можно управлять, слишком катастрофические выводы преждевременны. Но видение инвесторами главной проблемы, из-за которой они не инвестируют в ценные бумаги украинских компаний, игнорировать нельзя. Поэтому власть в своей работе должна руководствоваться и здоровой информационной политикой. Нужно объяснять, привлекать в союзники и ЕБРР, и Всемирный банк, и основного кредитора кредиторов - Международный валютный фонд.

Если вспомнить о наших меморандумах с фондом, то нужно помнить, что под теми пунктами, которые мы называем требованиями, стоят подписи главы правительства, министра финансов и главы Национального банка, как под нашими обязательствами. То есть сначала мы обязуемся руководствоваться теми пунктами, а затем, через некоторое время, обсуждаем, справедливы они или нет. Конечно, среди пенсионеров или приверженцев КПУ может быть популярной подобная риторика, но у инвесторов другие критерии оценок: они говорят об отсутствии политической воли для принятия необходимых решений.

Нельзя все оправдывать тем, что реформы непопулярны. Нам нужно меньше политиков, а больше государственных деятелей, которые будут говорить, что эти реформы жизненно необходимы. Ведь нельзя замалчивать и неизбежные потери вследствие непринятия таких решений.

Если говорить о задаче занять место в первой сотне по легкости ведения бизнеса, то в национальном президентском плане реформ есть все необходимые меры. Главное - реализовать их, что даже под контролем главы государства, к сожалению, не удается.

В прошлом году в Украину пришло 5 млрд долл. прямых иностранных инвестиций. А объемы заимствований ежегодно возрастают на 10-30 млрд. Инвесторы поняли, что здесь трудно работать, поэтому они с удовольствием одалживают - под гарантии правительства или под корпоративные обязательства и т.п. Мы создали такую ситуацию, что внешний долг растет, а инвестиции не приходят.

Ю.Блащук, председатель наблюдательного совета Platinum Bank:

- Говоря сегодня об инвестиционном климате, мы должны рассматривать его разные составляющие в отдельных сферах. Что касается банковского бизнеса, то в категории "Кредитование" рейтинга Doing Business я с удивлением увидел, что по доступности кредитов Украина находится на 23-м месте. Это, наверное, самое высокое, кроме "Евровидения", место, которое она когда-либо занимала. Очевидно, была создана конкуренция, отсутствовали естественные монополии и была возможность выдавать эти кредиты. Поэтому мы видим перспективу в дальнейшем развитии нашего банка на местном рынке. Хотя, безусловно, отмечаем и некоторые проблемы, связанные если не с самим банковским бизнесом, то с сопутствующими, близкими к нему секторами.

Одним из таких, на наш взгляд, является рынок продажи негативно классифицированных активов. Эта проблема возникла после кризиса 2008 г. из-за появления у банков высокого уровня негативно классифицированных активов, что сразу послужило сигналом для инвесторов, которые начали бояться инвестировать как в банковскую систему, так и в целом в Украину. Из-за этого рейтинги Украины также были снижены. Поэтому возникла проблема, каким образом снизить объемы негативно классифицированных кредитов, как выводить их с баланса. И мы столкнулись с тем, что существуют определенные преграды для того, чтобы делать это продуктивно и качественно.

Надо отдать должное Национальному банку, который своими нормативными документами снял некоторые препятствия для этого. И в 2010 г. произошло очень важное событие - НБУ договорился с Государственной налоговой службой, которая создала определенные условия для того, чтобы банки могли хотя бы беспрепятственно списывать кредиты, по которым были сформированы 100-процентные резервы. Но, со своей стороны, Национальный банк предложил уменьшить негативно классифицированные активы, показывать чистые балансы. И банки начали искать возможность, как эти активы продать, используя механизмы их продажи коллекторским и другим компаниям.

Со своей стороны, Комиссия по ценным бумагам сообщила, что может создать такие условия, чтобы эти негативно классифицированные банковские активы могли передаваться на компании по управлению активами. Когда этот процесс пошел и объемы продажи активов стали довольно существенными, это обеспокоило налоговиков, начавших активные проверки. Было проведено много проверок так называемых ненадлежащих компаний: с точки зрения налоговой, КУА - это ненадлежащие компании. Возможно, с точки зрения сбора налогов и их отдаленности в этом есть некоторый смысл. Но ведь другой регулятор - Комиссия по ценным бумагам - говорит, что так можно делать.

Я назвал только один пример, а есть масса других вопросов, по которым существуют налоговые препятствия, в частности различные трактовки категорий на этом рынке. Учитывая это, следует найти возможность урегулировать данный вопрос и снять препятствия, ведь обремененность банковских балансов проблемными активами - одна из главных сегодняшних преград для полноценного возобновления кредитования и, соответственно, улучшения инвестиционного климата.

...представителей бизнес-ассоциаций

Леонид Козаченко, председатель Совета предпринимателей при Кабинете министров Украины:

- Поддерживаю точку зрения, что решение проблем инвестиционного климата важнее не для инвесторов, а именно для украинцев - для экономики Украины, для тех, кто представляет украинскую власть и украинский бизнес, и для людей, которые здесь живут. Причем мы должны знать, что для нас это вопрос №1.

Очень важно, что Министерство доходов и сборов реально много работает. Можно сказать, что это лучший пример за последние 20 лет в попытке реформироваться, когда есть очень много инициатив, к работе привлечено большое количество экспертов, представляющих международные аудиторские и юридические компании. Пока эффективность этой работы не столь высока, но то, что процесс идет, сам подход и участие в открытой дискуссии министра являются позитивом.

Самые большие проблемы, и об этом другие спикеры уже говорили, - это коррупция и проблемы в судебной ветви власти. Очень трудно это преодолеть, очевидно, нет политической воли. Например, Министерству доходов и сборов ставят задачу навести порядок в торговле, обеспечить надлежащую европейскую отчетность этих субъектов хозяйствования. А Министерство экономики еще с 2004 г. пытается добиться принятия закона о внутренней торговле, но не может, поскольку вопрос связан якобы с простыми, но непреодолимыми проблемами. Вот, например, если вы выйдете из этого здания, пройдете до подземного перехода и начнете спускаться, то правой ногой можете вступить в разложенную на ступеньках или в проходе колбасу, левой - в сыр, на ухо вам упадет бюстгальтер. Эти товары продаются у вас под носом нелегально, с нарушением существующих законов. А чтобы решить этот вопрос, надо просто дать указание местной милиции. Но вопрос не решается десятки лет.

Есть и другие странные вещи. Например, в 2004 г. Европейский Союз предложил Украине создать единую базу данных относительно таможенных товаров. Даже предложил 42 млн долл. помощи, чтобы установить сервер, программный продукт. Наша таможня, Министерство финансов сразу ухватились за предложение - будем это делать. Буквально через полгода сказали: нет, у нас есть лучшие методики определения цены на эти товары, помощь нам не нужна. Сегодня вернуться к этому уже невозможно.

С одной стороны, очень хорошо, что мы принимаем закон о трансфертном ценообразовании. Но у моих коллег сразу же возникли вопросы: почему отдельным представителям бизнеса, скажем, в металлургии, дается шесть лет отсрочки до ведения в действие этого закона, представителям химической промышленности - пять лет, а для сельского хозяйства такой отсрочки нет. Неофициальный ответ был следующим: если это немедленно ввести, то из тех 4 млрд прямых инвестиций, о которых сегодня упоминали, останется только 0,5 млрд или вообще ничего не будет. А сельское хозяйство в тех потерях бюджета из-за отсутствия этого законодательства дает всего 4%. Поэтому здесь можно сразу, а там - через пять-шесть лет. Почему так нужно ставить вопрос и почему его нельзя решить?

Мы ведем довольно активную дискуссию - могу сказать об этом открыто и постоянно говорю это в Кабинете министров. Это является позитивом. Если идет дискуссия, происходит борьба, то процесс продолжается, и у нас есть надежда. Если он прекратится, не будет ни надежды, ни результата.

Анатолий КИНАХ, президент Украинского союза промышленников и предпринимателей:

- Для создания благоприятного инвестиционного климата особенно важное значение имеет тот факт, что мы существуем в реалиях очень динамичных, глобальных интеграционных процессов и, как результат, обострения конкуренции. Реалии таковы, что в Украине с инвестиционным климатом, к сожалению, существуют серьезные проблемы. Очень показательно, что из общего притока прямых иностранных инвестиций в Украину в объеме 4,1 млрд долл. около
3,9 млрд (95%) составили инвестиции с Кипра. Вместе с тем уменьшились прямые иностранные инвестиции из Германии (на 1,07 млрд долл.) и Франции (на 465 млн). Это очень серьезные тревожные сигналы для Украины, на которые мы сегодня вынуждены искать ответ в очень сложных общественно-политических условиях, но альтернативы просто не существует.

Да, у нас есть позитивы. Это уменьшение количества налоговых платежей - с 135 до 28 за прошлый год, внедрение электронной отчетности, постепенное решение проблемы возврата задолженности по НДС, рост объемов автоматического возмещения, постепенное снижение ставок налогов, в частности налога на прибыль до 19%. И это правильный путь, но возникает вопрос: почему на фоне таких положительных результатов у нас существенно не улучшается инвестиционный климат?

Я уверен - и это подтверждают исследования таких уважаемых учреждений, как Институт экономики и прогнозирования, Национальный институт стратегических исследований, об этом свидетельствует и последний отчет Всемирного экономического форума, изучающего глобальную конкурентоспособность государств, - что необходимо прежде всего решить приоритетные проблемы, которые сегодня являются самыми важными для страны. Например, по уровню защиты прав собственности Украина среди 144 государств занимает 129-е место в рейтинге. По эффективности правовой системы Украины относительно урегулирования споров - к сожалению, 141-е место. По проблематике эффективности государственных учреждений - 129-е место. Все эти показатели очень наглядно характеризуют качество отношений между государством и участниками рынка во время функционирования экономики. Поэтому для нас имеет принципиальное значение, чтобы на уровне государства и в режиме постоянно действующего диалога государство-общество и государство-бизнес мы очень серьезно работали над решением этих проблем.

Очень важна проблематика налоговой системы, денежно-кредитной политики. Но самое главное - частный капитал никогда не адаптируется и надлежащим образом не будет развиваться в условиях, когда государство не гарантирует защиту прав владельца, инвестора по принципу верховенства права и равенства всех перед законом. Один из важных шагов в этом направлении - необходимо возобновить деятельность межведомственной комиссии по противодействию рейдерству. Эффективная работа этой комиссии необходима, чтобы продемонстрировать всем нашим партнерам, что Украина способна эффективно защищать права владельца. Это станет одной из очень серьезных предпосылок для привлечения инвестиций.

Подводя итоги

Анатолий МАКСЮТА, первый заместитель министра экономического развития и торговли:

- Наши партнеры признают, что в Украине действительно много делается для улучшения предпринимательского климата, и это подтверждается рейтингами - хоть на 15, хоть на девять, хоть на две позиции, но Украина в этих рейтингах прогрессирует. И в 2013 г. мы также готовим меры по улучшению наших позиций как в Doing Business, так и в других рейтингах, отражающих состояние инвестиционного и предпринимательского климата в стране. Они предусмотрены и в национальном плане, и в отдельных правительственных программах.

Вопрос коррупции и защиты собственности - это вызовы, на которые Украина еще ищет ответы. Очевидно, если их решить, то мы могли бы очень серьезно продвинуться вперед во всех международных рейтингах.

Сегодня звучали вопросы об индустриальных парках. Но это - не что-то новое, придуманное Украиной. Это те инструменты, которые применяются в других странах. Я считаю, что наша с бизнесом общая задача - сделать так, чтобы они не стали лазейками, используемыми для нечестной конкуренции, а были средствами привлечения в Украину серьезных инвесторов. Чтобы такие инвесторы приходили к нам, а не в какую-либо соседнюю страну, мы должны что-то им предложить - или землю, или подведение коммуникаций, или какую-то льготу. Это и будет практическая инвестиционная политика. Хотя, конечно, мы понимаем, что качественная общая конкурентная среда - это главное условие, при котором в Украину могут идти инвестиции.

Еще одно из важных замечаний в наш адрес заключается в том, что законодательство хотя и есть, даже довольно прогрессивное, но оно не применяется надлежащим образом. Однако и в этом направлении, как признают, уже наработано много положительного, причем проводится активная работа по внедрению и усовершенствованию в повседневной практике. Следовательно, процесс не стоит на месте, просто для результата нужны некоторое время и усилия.

Можно принять много законов, можно принять правильные законы, но их выполняют конкретные учреждения, конкретные люди на местах, от которых во многом и зависит успех реформ. Если эти люди, в том числе государственные служащие, правильно будут воспринимать и правильно будут выполнять их, будут чувствовать свою ответственность, то, безусловно, эти реформы достигнут своей цели. И здесь, очевидно, возникает вызов формирования качественной государственной институционной политики.

Однако главный вызов, как часто отмечается, - это формирование эффективной модели нашей экономики. На последнюю отчетную дату общий объем прямых иностранных инвестиций в экономику Украины - 54 млрд долл. В структуре этих инвестиций 57,2% приходится на финансовую деятельность, недвижимость и торговлю, а на промышленность всего 31%. Из 17 млрд долл., вложенных в промышленность, в металлургию поступило 6 млрд, в производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий - 3 млрд, а вот в машиностроение - всего 1,1 млрд.

В прошлом году отечественная промышленность снизилась, а розничная торговля увеличилась небывалыми темпами. То есть у нас 15-процентный рост розничной торговли, при том что отрасли, выпускающие товары, сокращают производство. Это и свидетельствует о том, что мы импортируем большое количество товаров, которые должны производиться в Украине, и имеем при этом отрицательный внешнеторговый баланс. Мы хотели бы, чтобы будущая модель нашей экономики была такой, чтобы инвесторы приходили в Украину и максимальный спектр товаров для удовлетворения внутреннего спроса производился внутри страны. Поэтому мы приглашаем инвесторов и, прилагая усилия для улучшения общего инвестиционного климата, готовы разговаривать с конкретными крупными инвесторами о том, какие здесь нужно создать условия для развития промышленности, чтобы производились товары с высокой добавленной стоимостью. Чтобы мы не только экспортировали сырье и различные товары низкого передела, а чтобы здесь развивалось производство с высокой добавленной стоимостью.

Исходя из сегодняшнего обсуждения, мы видим, что в Украине прилагается немало усилий в разных направлениях, есть попытки делать какие-то правильные вещи, но в целом довольно ощутимого улучшения инвестиционной среды пока нет. Поэтому сейчас Министерство экономического развития и торговли старается стать именно тем государственным органом, который видел бы не отдельные фрагменты, а общую картину, имея возможность влиять на инвестиционную ситуацию и состояние экономики в целом.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме