Интеграция в ЕС: опыт Польши и вызовы для Украины

Алексей Молдован 27 сентября 2013, 19:05
ЕС Польша Украина

Читайте также

Чем меньше времени остается до подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, тем более острой становится дискуссия относительно того, в каком все же направлении должна интегрироваться Украина. В обществе уже наблюдается некоторая усталость от длительной неопределенности государства в этом вопросе, поэтому пора сделать окончательный стратегический выбор, который станет ориентиром для целого поколения.

Вопреки тому, что часть политикума пытается свести диалог вокруг этого судьбоносного для Украины выбора до уровня обсуждения проблем ЛГБТ-сообщества, большинство сторонников как Таможенного союза, так и Европейского Союза все же ведут содержательную полемику об экономических выгодах и угрозах разных векторов интеграции. Важно, что представители обоих лагерей представили свои экономические расчеты доходов и потерь при разных вариантах развития событий. Подобные оценки и прогнозы, безусловно, имеют право на существование, но основываются они все же на предположениях, а не на фактах. Кроме того, любые прогнозы относительно перспектив развития экономики для стран со слабыми рыночными институтами, в частности и для Украины, малоинформативны. Причина этого заключается в том, что движение и логика развития отечественной экономики не всегда обусловлены исключительно экономическими факторами. Ее чрезмерная зависимость от политических процессов делает практически невозможным точное прогнозирование последствий присоединения Украины как к ТС, так и к ЕС.

Вместе с тем более достоверным и понятным для общества методом оценки перспектив Украины в различных интеграционных направлениях является анализ состояния тех стран, которые уже стали членами разных объединений. Таким образом граждане могут наглядно увидеть, что их ждет после присоединения к той или другой организации. Сторонники восточного вектора могут приводить в пример Беларусь или Казахстан, уже работающие в рамках ТС. Вместе с тем, если представители этого направления приводят оценки выгод для Украины при условии полноценной интеграции в ТС, а не в зону свободной торговли в рамках СНГ (которая де-юре создана), то очевидно, что по ту сторону должны приводиться потенциальные выгоды Украины тоже от полноценной интеграции в ЕС, а не на промежуточном этапе, которым является ассоциация. В этом контексте наилучшим примером, иллюстрирующим перспективы проевропейского вектора интеграции Украины, является Польша.

Польша и Украина — два постсоциалистических государства, имевших приблизительно одинаковые стартовые позиции в начале трансформационных преобразований, довольно похожую структуру экономики, подобное сложное геополитическое положение и поляризованную политическую систему. Продолжительное время они шли разными путями, поэтому весьма интересно сравнить нынешние результаты двух государств, в частности, показатели социально-экономического развития, что позволяет оценить эффективность каждой из двух внешнеполитических стратегий: четкой и активной политики проевропейской интеграции и политики балансирования между Востоком и Западом. Довольно показателен в этом контексте анализ ключевых макроэкономических показателей двух стран.

Следует отметить, что все показатели сознательно приведены в пересчете в евро без учета паритета покупательной способности (ППС). Это обусловлено спецификой методики определения ППС, применяемой Всемирным банком. Она приемлема в том случае, если речь идет о сравнении показателей ВВП нескольких десятков стран, но слишком "груба" при сравнительном анализе двух экономик. Например, согласно указаниям ВБ следует учитывать стоимость одной поездки в общественном транспорте (в Польше составляет около 10 грн, тогда как в Украине 2 грн), но реальная стоимость такой поездки в Польше даже ниже, чем в Украине, если пользоваться месячными проездными билетами, как делают все постоянные жители польских городов. Реальный срез цен на разные группы товаров показывает, что в целом в Польше цены ниже, чем в Украине, поэтому фактор ППС ни в коем случае не "преувеличивает" показатели социально-экономического развития наших соседей.

Таким образом, можем наглядно убедиться, что Польша, которая еще в 90-х годах прошлого века четко придерживалась курса на евроинтеграцию, достигла больших экономических успехов по сравнению с Украиной, пытавшейся получить дивиденды, декларируя интеграционные стремления одновременно в восточном и западном направлениях. При этом со времени присоединения Польши к ЕС экономический рост страны ощутимо ускорился, а темп роста ВВП во все годы был выше среднеевропейского показателя. Это позволило уменьшить разрыв в уровне экономического развития между Польшей и ЕС — отношение ВВП на душу населения государства к среднему значению по ЕС увеличилось с менее чем 50% перед присоединением к ЕС до 63% — в 2012 г. Кроме номинального роста ВВП, важны также положительные структурные трансформации производства и экспорта в сторону высокотехнологичной продукции. Сейчас значительный вклад в ВВП вносят машиностроение, ІТ-индустрия, строительство, легкая промышленность, образование и наука.

К слову, опыт Польши опровергает тезис о том, что вступление в ЕС автоматически приведет к охлаждению торговых отношений с восточными странами. Наоборот, после присоединения к ЕС Польша значительно увеличила экспорт в этот регион, в частности и в Россию, что обусловлено общим повышением конкурентоспособности польской экономики. Если в 2004 г. доля восточных стран в польском экспорте и импорте товаров составляла 7,0 и 9,7% соответственно (на Россию приходилось 1,7 и 2,1%), то в 2012 г. она выросла до 10,0 и 16,3% (доля России увеличилась до 5,4 и 14,3% соответственно).

Заметим, что единственным, но довольно весомым преимуществом Украины является более низкий уровень безработицы. Реальная картина подтверждает статистические данные: проблема безработицы действительно крайне актуальна для Польши. Она является четким примером негативного эффекта от вступления в ЕС. Высокую безработицу польские эксперты объясняют ошибочной политикой демонтажа металлургической и угольной промышленности, что послужило причиной также упадка тяжелого машиностроения, ориентированного на названные отрасли. Произошло это под давлением жестких экологических норм ЕС, начавших действовать после присоединения республики к союзу. Польское правительство считало вложение значительных средств в повышение экологичности этих производств нецелесообразным и экономически нерентабельным. Вместе с тем эти отрасли формируют значительное количество рабочих мест, ликвидацию которых не может компенсировать даже динамичное развитие высокотехнологичного производства и сектора малого и среднего предпринимательства. В Украине же, благодаря сохранению мощных промышленных производств (хотя и экологически вредных), значительно ниже уровень безработицы.

Тем не менее, несмотря на ряд проблем, интеграция Польши в ЕС коррелирует со значительным улучшением абсолютного большинства показателей социально-экономического развития государства. Достичь этого прогресса ей удалось благодаря возможностям и выгодам, предоставленным Польше членством в ЕС. Эти выгоды были как прямые, так и опосредованные. Оставляя без внимания опосредованные, хотя и гиперважные достижения проевропейского вектора интеграции, такие, как улучшение бизнес-климата, укрепление рыночной экономики, создание эффективной системы защиты прав собственности, прямой доступ к финансовым рынкам европейских стран, отсутствие таможенных барьеров в рамках Европейского Союза, рассмотрим только прямые конкретные экономические выгоды.

Наиболее ощутимы из них, безусловно, прямые дотации из бюджета ЕС. Они поступают в Польшу в рамках реализации двух приоритетов ЕС, а именно — политики выравнивания и поддержки сельского хозяйства. В целом с момента вступления в ЕС (1 мая 2004 г.) она получила почти 85,3 млрд евро. Правда, как член ЕС, страна также делает взносы в бюджет союза, поэтому совокупный объем трансфертов нетто несколько меньше — 65 млрд евро. Согласно направлениям в рамках политики выравнивания было получено 52,8 млрд евро, а в рамках общей сельскохозяйственной политики — еще 28,2 млрд. Только в 2012 г. из бюджета ЕС Польша получила почти 12 млрд евро "чистыми". В следующем бюджете ЕС на 2014–2020 гг. для Польши предназначены 105,8 млрд евро, из них 72,9 млрд — в рамках политики выравнивания.

Что касается механизма финансирования, то европейские средства поступают через финансирование операционных программ, подготовленных национальными органами власти и согласованных с органами управления ЕС.

Следует еще раз подчеркнуть, что названные суммы поступают в бюджет и идут на финансирование направлений, отвечающих названиям операционных программ. При этом большая часть средств — это капитальные расходы, которые нельзя направить на другие цели. Значительный объем средств Евросоюз направляет на модернизацию инфраструктуры Польши (строительство автострад, аэропортов, модернизацию железнодорожных путей, обновление парка коммунального транспорта); реализацию энергоэффективных мероприятий (от развития проектов "зеленой" энергетики до переоснащения ТЭС на потребление газа); поддержку НИОКР; развитие малого бизнеса; финансирование образования и науки и т.д.

Кроме прямых бюджетных дотаций, непосредственной выгодой от присоединения к ЕС можно считать рост реальных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) (а не рост объемов репатриации капитала, как это происходит в Украине). Это подтверждается тем, что 90% инвестиций в Польшу приходятся на европейские и американские компании, и их приход в страну обусловлен интеграцией государства в единое экономическое западное пространство. В период 2003–2012 гг. Польша привлекла 101,9 млрд евро, тогда как Украина со значительно большим потенциалом — 36,8 млрд евро. И это не говоря о том, что большая часть поступающих в Украину ПИИ — это средства, выведенные из ее экономики с целью снижения уровня налогообложения.

На примере Польши мы можем наглядно увидеть, какие выгоды ждут Украину в случае полноценной интеграции в ЕС, куда будут направлены дополнительные финансовые ресурсы и кто больше всего от этого выиграет. Безусловно, проведение параллелей между Украиной и Польшей в этом вопросе вызывает критические замечания у ряда экспертов, в частности и весьма справедливые. Главное из них звучит в духе, что Украина — не Польша. Собственно, после десяти лет активной подготовки к интеграции в ЕС и еще десяти лет членства — это чистая правда. Однако менталитет поляков очень близок к украинскому, а комплекс проблем, с которыми сейчас сталкивается Украина, подобен проблемам, которые были присущи Польше (как, в конце концов, и другим постсоциалистическим государствам региона) перед началом движения в европейском направлении. К слову, даже сегодня в Польше вспыхивают скандалы относительно разных финансовых афер, злоупотреблений чиновников, нецелевого использования бюджетных средств, уклонения предприятий от уплаты налогов. Но именно здесь членство страны в ЕС играет значительную конструктивную роль. Европейский суд активно пресекает любые попытки органов государственной власти исказить рыночное пространство (т.е. создать нерыночные преимущества для отдельных субъектов). Европейская комиссия следит за эффективностью и обоснованностью расходования значительной части публичных средств (прежде всего, получаемых Польшей из структурных фондов ЕС), что автоматически формирует антикоррупционную культуру у чиновников. Европейские компании сформировали цивилизованный деловой климат, где доминируют принципы прозрачности, честной конкуренции и партнерского диалога с органами власти.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что, кроме значительных потенциальных выгод, на европейском направлении интеграции Украину ожидают и потенциальные весьма значительные угрозы. Главная из них заключается в том, что украинские предприятия априори не являются конкурентоспособными, поэтому могут не только не преуспеть на европейских рынках, но и потерять внутренний. Это действительно реальная угроза, поскольку европейские предприятия уже находятся на порядок выше в техническом и технологическом развитии. Здесь существует ряд очень важных нюансов. Прежде всего украинским лидерам следует четко понимать, что угрозой для отечественной экономики являются не европейские инвестиции, а как раз их нехватка. В связи с открытием нового и довольно объемного рынка у европейских компаний есть альтернатива: или расширить экспорт капитала в Украину, налаживая здесь свое производство, или увеличить экспорт готовой продукции, инвестировав разве что в логистику.

На стадии промежуточной интеграции в ЕС (а именно такой является зона свободной торговли) европейские предприятия будут расширять прежде всего импорт товаров, а не инвестиций и технологий. Кроме менее конкурентного инвестиционного климата Украины, это обусловлено и рядом узкоотраслевых факторов, о которых у нас не говорят из-за нехватки соответствующей информации. Речь идет, в частности, о более жестких правилах налогообложения доходов и капитала дочерних предприятий европейских компаний, расположенных за периметром ЕС. Кроме того, они лишены возможности использовать инструменты государственной помощи, которая может достигать до 80% расходов на реализацию инновационных проектов (прежде всего НИОКР) и до 70% стоимости реализации инвестиционного проекта (фактически любой проект по модернизации или расширению производства).

В целом угроз для отечественной экономики в европейском векторе интеграции немало, но и потенциальные выгоды весьма привлекательны. Добиться успехов в этом направлении можно при наличии политической воли руководства страны довести это движение до полноценной интеграции в ЕС. В противном случае, если Украина останется только на стадии ассоциации и зоны свободной торговли, она потеряет все возможности восточного вектора, но и не получит ощутимые дивиденды на западном направлении.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
64 комментария
  • Мила - наблюдатель 22 ноября, 23:14 Давайте четко определимся. Народ и Власть. Так вот народ России и Украины (в своем большинстве) это люди, которые на разных этапах истории были братьями в хорошем смысле слова. Власть - это определенный круг людей, преследующих свои меркантильные цели (в подавляющем большинстве). Теперь получается, для людей, которыми легко манипулировать - выстраивается перспективное будущее в ЕС. Обещает Власть и так красиво! Один из аргументов ДЕМОКРАТИЯ. А куда ее деть с нашим хохляцким менталитетом. Ну выйду я на площадь и крикну, что кто то там козел украл 100 000 грн. - что то изменится? (Уже кричала - прямо в прокуратуру - все шито крыто) Так кому она нужна? Одно из условий вступления, было освободить для лечения Юлию Тимошенко. Она мне симпатична, но позвольте, при принятии предлагаемых проектов мы дадим лазейку всем экономическим преступникам? Может пусть докажут, что нет состава преступления? Мало того, что в нашей стране казнокрадам все условия для воровства и наказывают только не выгодных, они будут нам еще говорить что мы идем к демократии? Таким образом? А наши политики хоть знают истинное положение народа в стране? Давайте посмотрим еще последние новости, что происходит в том хваленом ЕС! То в одной стране кризис на грани дефолта, то в другой, так и мы туда хотим интегрировать? Все кричат в Европу! А что они так нас так хотят? .... И что ждет? Свободное передвижение? А кто будет ездить? Те миллионы безработных, или те, кто получает (и то временами) маленькую зарплату? Или та молодежь, которая и с красными дипломами не может устроиться на работу? А еще при повышении пенсионного возраста, не имеет возможности устроиться официально на работу. И идут наши дети, ради хлеба насущного на работу без трудовой. Пенсия,да не будет она у нас как у них - поскольку она там страховая (что сам накопил, на то и будешь жить). Работа за рубежом? Так там наша рабочая сила уровня гастербайтеров и дешевой раб. силы. Пойдут наши специалисты подтирать чужие зады и улицы мести. Кредиты стране? Да половина их осядет в карманах власти, а расплачиваться нашим детям и внукам. А дальше они (ЕС) еще начнут диктовать условия -увеличение квартплаты, уменьшение социальных программ и т.п.. И пойдет большая часть нашего народа в картонные коробки, под мосты и прочее. Или вы думаете они потребуют перестройки например нашей судебной системы или увеличение ответственности казнокрадов? ГЫ,,,,,, И теперь представьте все это при нашем коррупционном руководстве во многих сферах жизни! Явно мы им очень нужны, но для чего? И причем здесь Россия, а особенно народ? У них свои политика и проблемы. Своим умом жить надо и уметь читать между строк, а не слушать политиков и экспертов, которые даже не хотят знать нужды своего народа! Почитайте об их системах образования, медицины, "прав"-бесправных. Интересно сразу станет. Есть одна прекрасная Украинская мудрость "Пани деруться, у крипаков чуби трiщать" (примитивный перевод Власть дерется, у народа лоб трещит) Это наше будущее? Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Рассеянец из Рашки 10 ноября, 12:54
    Русский из ЕС 4 октября, 15:50 Вот я русский и нас таких почти 3 мил. живущих в свободных странах и когда-то наступит время, когда вымрут такие, как ты одноклеточные и тупые особи! Вот тогда Россия станет свободной!!!
    Ядом то кажется только ты и отравлен. Брызжешь им - тебе обидно, что уехал и плохо ассимилируешься? Обидно, что тебя за чурку в Европе держат? Ты прав в том что сейчас Россией правят враги государства, и что они умело манипулируют основной массой населения. Но ты знаешь, есть значительная часть, которая понимает что к чему, не надо всех под одну гребенку чесать. И за границей эта часть бывает регулярно, достаточно часто, чтобы увидеть, что не сказка там, и все в целом так же, лоску только побольше и все
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • evat 6 октября, 13:29 дело доходит до анекдота; например, янки отказались шо б их космический стыковочный модуль был "мамой" при стыковке. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Александр 4 октября, 21:21 Интересная статья, с примерами и цифрами, в отличие от многих других, которые держатся только на вере написавших их авторов. Правда, было бы неплохо, если бы автор привел ещё примеры Болгарии и Румынии, которые вступили позже Польши и у которых дела идут похуже. Ведь Польша считается позитивным примером, к тому же она отлично пережила кризис 2008-2009гг. Хотя менталитет поляков достаточно близок к нашему, что справедливо отмечено, качество их элиты и управленцев несравнимо выше наших. Сказывается наличие устоявшегося госуправления и бюрократической школы, чего у нас за 20 лет пока не сложилось. Ведь те же выплаты из бюджета ЕС идут в результате предшествующих перед вступлением переговоров. Поляки показали себя умелыми дипломатами и жесткими переговорщиками, которые добились дотирования своего сельского хозяйства и других "слабых" отраслей. А у нас имеются такие переговорщики? Боюсь, что нет. Ну а в целом, я не понимаю оживленной возни вокруг подписания соглашения об ассоциации. Да, важный этап, можем его, как часто бывало, провалить. Но это всего лишь ассоциация. До вступления пока далеко. Как и до возможных многомиллиардных дотаций и ужасных последствий, которыми пугает РФ. Надо работать, ведь как бы это не было, евроинтеграция забита во всех наших основных госдокументах. А раз так их надо выполнять - целенаправленно, спокойно, максимально профессионально. И готовиться заблаговременно как к "приятным", так и к негативным последствиям присоединения к ЕС. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • антифа 3 октября, 16:20 В России тысячи людей убиты фашистами. В 1936 году антифашисты помогли Испании. Мы должны помочь антифашистам России . Но пассаран-фашисты не пройдут! Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Никеец 3 октября, 15:01 Чего тут обсуждать, доказывать, жонглировать цифрами и тд? Это бессмысленно, поскольку данный вопрос относится к сфере карго-культа. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • РотФронт 3 октября, 09:07 ЕС это 4 рейх, не зря англикосы, сопротивляются, а Украина страна добровольных остарбайтеров. С нетерпением жду классической фразы,- "Ну что сынок помогли тебе твои ляхи..."
    Русский из ЕС 4 октября, 13:28
    Это Россия рейх, страну которую надо оставить в покое, чтобы она сама варилась в своём шовинистическом соку и отравилась от своего яда. Да, к сожалению пишу так, а не иначе. Прожив почти 30 лет в Европе, я окончательно понял, что статистический россиянин это человек не знающий реалия (занят только своими фазендами), мозги которого настроены на бредни СМИ и не понимающего, что такое свобода и как ей пользоваться. Данное существо верит в великое предназначение России в мире и удивляется, что о таком не знают в мире. Унижая других, верят в свою исключительность и непогрешимость, разделяют взгляды тех, кто верит, что осчасливить можно насильно... Раньше я, не понимал националистов из Прибалтики и западной Украины, а теперь всё больше понимаю их, т.к. их национализм это защитная реакция от русских (конечно не оправдывая крайних националистических взглядов) и их высокомерия.
    РотФронт 4 октября, 14:19
    Ты не русский, ты инфузория, и мысли одноклеточные, одним словом Эвроппа.
    Русский из ЕС 4 октября, 15:50
    Вот я русский и нас таких почти 3 мил. живущих в свободных странах и когда-то наступит время, когда вымрут такие, как ты одноклеточные и тупые особи! Вот тогда Россия станет свободной!!!
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • VCh 30 сентября, 18:48 Как известно, всякие сравнения хромают. Отдавая должное достаточно взвешенной аргументации Автора, все же не лишне задаться таким вопросом: а есть ли гарантия, что Украине – даже при успешном присоединении к ЕС – будет предоставлена, сопоставимая с польской, помощь? Риторический вопрос, особенно, если учитывать состояние экономики ряда проблемных стран ЕС, а также тот небольшой нюанс, что в ближайшие надцать лет вступление в ЕС нам «не угрожает». В такой ситуации, как честно делает свой вывод Автор, «…если Украина останется только на стадии ассоциации и зоны свободной торговли, она потеряет все возможности восточного вектора, но и не получит ощутимые дивиденды на западном направлении». И это только часть правды. Не окажемся ли мы, в итоге, в роли сырьевого придатка цивилизованной Европы? В принципе, жить будем. Ведь живут же люди в Гаити, Гондурасе. Но устроит ли такая участь наш народ? Геополитический интерес режима Путина понятен, но не следует ли обратить внимание на усердие «западной дипломатии» в приобщении нас к европейским ценностям? Не делала ли уже нечто подобное Кондолиза Райс, когда ускоренными темпами пыталась нас «приобщить» к ценностям НАТО? Может и не стоит нашим правителям – на данном этапе – столь спешить с окончательным решением? Ведь, принимая жизненно важное решение, нужно учитывать – кроме экономической составляющей – и так называемые неосязаемые переменные, которые могут иметь решающее значение. Родня, друзья, общность языка, традиций, историческая память, а равно, как и многое другое – достаточно весомые факторы, на которые не лишне обратить внимание; и весьма серьезное… . Цивилизованные, очень демократичные швейцарцы по самым смешным (по нашим меркам) вопросам регулярно проводят референдумы. Может и наш народ стоит попросить высказать по АС свое принципиальное мнение, предложив, к примеру, такие варианты выбора: АС, ТС, сделать паузу(сохранить статус-кво), породниться с Поднебесной. Выбор народа – закон для его правителей, который следует неукоснительно соблюдать.
    пересічний для VCh 3 октября, 00:55
    Вот же носятся со своим комуняцко-медведчуковским референдумом, как дурень с писаной торбой. Сказали тебе, не будет никакого референдума. Так что скоро Кремль ваш коммунистический бюджет урежет до невозможности. Суши весла! и прежде, чем про Гаити писать, балда, ты на их показатели посмотри. Там средняя зарплата 14$!! Кстати, у твоего "товарисча" полукоммуниста Даниэля Ортеги в Никарагуа - 16$! Ну про вашу Кубу я вообще молчу! Там пол-страны на автомобилях 1950-х годов ездит. Экзотика. Езжай и своим коллегам по Интернационалу и рассказывай про "вред" сотрудничества с Европой и НАТО. Мы вас, соловьёв краснозадых, 70 лет слушали. И на референдумы по "самой демократичной" советской конституции регулярно ходили. Только не помогло это ТОМУ Союзу. Не поможет и нынешнему, Евразиийскому.
    виталий 3 октября, 04:30
    Только один вспоминаю "Всесоюзный референдум о сохранении СССР". «Согласны ли Вы с тем, что Украина должна быть в составе Союза Советских суверенных государств на основе Декларации о государственном суверенитете Украины?» Утвердительно ответили 80,2 %. )) Вы на этот "регулярно" ходили?
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Andre 30 сентября, 15:03 Стране – п…ц, а они радостно истерят как «торкнутые» на вечеринке подростки. И ни одной разумной мысли! Ни одного намека на понимание ситуации, и тех последствий для страны, которые из этой ситуации неизбежно вытекают!
    пересічний 3 октября, 01:02
    Да не кипятись ты так, намек разумный. Прими таблеточку и все будет окей! Страна наша выживет, даже с таким п...цом, как ты.
    виталий 3 октября, 04:10
    Страна и люди - это одно и то же?
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Для Бориса. Cпасение рядом. ЮАНЬ и ГРИВНЯ. Что на этот раз скажете? 30 сентября, 13:15 Совсем недавно руководство Украины совершило роковую ошибку (с точки зрения ЕС). В Китай наведался Арбузов и договорился о стратегическом партнерстве и товарообмене на основе национальных валют – юаня и гривни. Это серьёзный и смачный плевок в сторону Запада и США. В Штатах и в Европе считают, что курс юаня по отношению к доллару обеспечивает Китаю преференции в мировой торговле, присоединение Украины к сфере влияния юаня показывает, что Украина недовольна тем, что предлагает ей Запад и может сделать более серьёзную ставку на Китай, если её с.х. продукция не найдет сбыта в Европе. Полуторамиллиардный Китай уже сейчас серьёзно опередил Украину по такому показателю, как ВВП-ппс на душу населения. Причем это опережение связано не с рывком Китая (Китай наращивает ВВП равномерно), а с провалом Украины по сравнению с мировой экономикой, которая учитывает не только успешные страны, но и безуспешные и является одной из таких безуспешных стран. См. диаграмму от Всемирного Банка. http://data.worldbank.org/indicator/NY.GNP.PCAP.PP.CD/countries/1W-CN-UA-BI?display=graph Примечание – график желтого цвета, проходящий по оси абсцисс относится к Бурунди (часть экс-Бельгийского Конго), одной из безуспешных совершенно независимых беднейших стран (50% населения ниже черты бедности, на Украине только 25%), провозгласивших независимость от Брюсселя в 1962 году (в результате провалов в экономике в ходе независимого существования и из-за колониального брюссельского наследия не затихает резня между племенами туту и хутси). Источник - http://warrax.net/77/ruanda.html
    виталий 30 сентября, 14:11
    Договорился или хотел договориться? Ссылку можно?
    Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
Киев 19 °C
Курс валют
USD 25.11
EUR 27.99