Госбюджет-2023: задача на полтора триллиона

ZN.UA Эксклюзив Опрос читателей
Поделиться
Госбюджет-2023: задача на полтора триллиона © depositphotos / archideaphoto
Надеемся, что нам помогут, иначе беда

Правительство приняло проект государственного бюджета следующего года, и в ближайшее время его внесут в парламент. В отличие от предыдущих лет, не стоит ожидать, что там документ будет значительно изменен, — денег, за которые традиционно воюют депутаты, просто нет. Настолько, что бюджет нельзя будет выполнить, если западные партнеры не дадут нам 1,5 трлн грн, а население не начнет тратить деньги, как в последний день.

С таким «минусом» мы еще никогда не жили.

Государство планирует

Общая сумма доходов госбюджета прогнозируется в 1,3 трлн грн. В общий фонд планируют привлечь 1,1 трлн грн, в специальный — около 133 млрд.

Зато расходы государственного бюджета планируются в объеме 2,6 трлн грн: около 2,3 трлн из общего фонда и еще 305 млрд грн из специального.

Почти половина расходов пойдет на финансирование национальной безопасности и обороны — 1,1 трлн грн. По этой статье финансирование увеличено втрое, до 17,8% ВВП.

Другие приоритетные направления финансирования следующие:

  • пенсионное обеспечение и социальная защита — 835 млрд грн;
  • здравоохранение — 175,7 млрд грн;
  • образование — 155 млрд грн;
  • поддержка ветеранов войны — 6,8 млрд грн.

Еще 17,4 млрд грн заложены в Резервный фонд, а 19 млрд — в Фонд ликвидации последствий вооруженной агрессии.

Как видим, расходы превышают доходы вдвое — дефицит госбюджета будет на уровне 20% ВВП, что далеко за рамками всех безопасных для госфинансов ориентиров. Ежемесячный дефицит составит около 3 млрд долл. против нынешних 5 млрд. Надеемся, что причина сокращения «дефицитности» связана не с ожиданиями быстрого завершения войны «уже до конца года», а с прицелом на большую финансовую самодостаточность государства.

Что ж, мы пытались себя в этом убедить, заглянув в роспись наших ожидаемых источников доходов. Вышло не очень убедительно.

Реальный сектор платит

Налоговые поступления должны составить 1,1 трлн грн из общих 1,3 трлн грн доходных статей.

Основные источники:

  • НДС и акцизы — 733,6 млрд грн;
  • налоги на доходы и прибыль (НП и НДФЛ) — 261 млрд грн;
  • рента — 120,6 млрд грн;
  • пошлина — 37,9 млрд грн.

В целом на уровне текущего года, но следующий год вряд ли будет как под копирку, наоборот, впереди столько неопределенности, что о стандартном подходе, когда за основу при бюджетировании берется предыдущий год, давно следует забыть. Ну, хотя бы потому, что в бюджет текущего года уже десяток раз вносились изменения, а еще только сентябрь. Да и перспективы по быстрому восстановлению у нас не наилучшие.

Четверть компаний почти остановили деятельность, а 14% — вообще не работают, треть работают, но частично, сократив объемы производства. Объемы урожаев основных культур сократились примерно на 40% по сравнению с прошлым годом. Производство стали, чугуна и проката упало на 35,5% по сравнению с довоенными показателями. И даже если бы мы жали и выплавляли обычные объемы сырья, как его продать, если семь наших портов до сих пор остаются заблокированными? Агропромышленный комплекс в отчаянии, потому что хранить то, что невозможно быстро продать, негде, а средств на строительство не всем хватает. Уцелевшие металлургические предприятия работают на минимальных мощностях. Машиностроение кое-как держится на заказах от военных, АПК и немного от «Укрзалізниці». Химические производства загружены на 49% и из-за цены на газ вряд ли смогут производить больше, даже если найдут клиентов и возможность сбыта. Так что весьма странными выглядят налоговые ожидания правительства.

Конечно, инфляция, уже превысившая 22%, а в следующем году должна достичь и всех 30%, должна помочь, те же поступления НДС как раз напрямую зависят от роста цен в магазинах. Но при одном условии — постоянном потреблении.

Граждане беднеют

С 24 февраля около 30–40% украинцев потеряли работу, зарплата же сократилась более чем у 75% работающих. В последнем опросе Gradus 66% респондентов отметили, что их наибольшая потребность — деньги, 33% ответили, что это работа. Вряд ли при таких условиях потребление сохранится на текущем уровне, особенно учитывая, что даже граждане, имеющие стабильные доходы, не будут кататься как сыр в масле.

Минимальную заработную плату Минфин на 2023 год установил в 6700 грн, то есть после планового повышения с 1 октября сего года минималка в дальнейшем не будет расти вплоть до конца 2023-го. Соответственно, не будут увеличиваться ни гарантированный государством минимальный заработок, ни отчисления единого социального взноса, которые напрямую зависят от уровня МЗП и являются основным источником наполнения Пенсионного фонда. Конечно, кажется, что для бизнеса МЗП вообще значения не имеет, но на самом деле это не так, потому что годами в Украине прослеживался четкий тренд, что МЗП — это около 40% от средней зарплаты в стране, то есть все же на этот показатель ориентируется не только Пенсионный фонд.

Повышение должностных окладов для работников-бюджетников также не предполагается — их минимальный должностной оклад в 2023-м составит 2893 грн, вообще на уровне января 2022-го. Конечно, в бюджетной сфере оклад — это всего лишь 30% заработков, и в основном все держится на надбавках и премиях, но война как ничто другое показала, насколько такой подход рискован, потому что, оставшись только с окладами, значительная часть бюджетников уже оказались за гранью бедности.

Прожиточный минимум на одного человека в расчете на месяц в 2023-м — 2589 грн. Для приведенных основных групп населения определены следующие суммы:

  • детей в возрасте до 6 лет — 2272 грн;
  • детей в возрасте от 6 до 18 лет — 2833 грн;
  • трудоспособных лиц — 2684 грн;
  • лиц, утративших работоспособность, — 2093 грн.

Все это также показатели конца 2022 года, которые фактически зафиксированы на весь 2023-й без традиционного трехразового повышения. К прожиточному минимуму, напомним, привязано большинство социальных выплат от государства и в отдельных случаях индексация должностных окладов. Отказ от его повышения обычно негативно влияет на поддержку самых незащищенных слоев населения. Ну, а о его оторванности от потребительских реалий украинцев не стоит и говорить.

Так что никакого потребительского бума не будет, а 30-процентная инфляция, наоборот, загонит бедных в нищету, а середняков в бедность. Но невыполнение наших налоговых планов, основанное исключительно на инфляционных ожиданиях, сейчас приобретает беспрецедентный вес, потому что на другой чаше весов — заимствования в огромных объемах, и чем меньше будет налогов, тем больше должно быть этих займов.

Союзники подставят плечо. Надеемся…

Занять в следующем году планируют около 1,5 трлн грн. Причем в основном ставку делают на внешние займы, ожидая, что наши союзники смогут предоставить нам почти 1,4 трлн грн, то есть примерно половину от наших расходов.

Но здесь очень хочется напомнить, что по состоянию на сентябрь объемы международного финансирования, поступившего Украине, едва дотягивают до 540 млрд грн, то есть за шесть месяцев нам предоставили всего лишь треть от того, что мы планируем получить в следующем году. Когда внимание мира уже не будет постоянно приковано к Украине, скажутся и общая усталость от конфликта, и возмущение местного населения стран-союзников растущими ценами и тарифами. На самом деле при нынешних слабо прогнозируемых и сдержанных темпах предоставления нам денежной помощи рассчитывать на значительно большую и быструю поддержку — катастрофа.

Особенно с учетом того, что в расходах реально осталось только то, без чего ну никак. Порезали все, от образовательной субвенции регионам до священных денег Укравтодора. Офис президента, КМУ и парламент будут жить по бюджетам образца 2018–2019 годов. Ни о каких медгарантиях, «єпідтримці» и дотациях для аграриев речь даже не идет. Надо отдать Минфину должное — порезали расходы они круто. Но в этом и проблема, ведь оставшиеся нельзя не профинансировать, потому что от них напрямую зависит, будет ли существовать Украина как такая.

Если же занять весь объем не сможем, самым простым и самым очевидным будет печатать денег. Правда, и последствия у этого шага чаще всего простые и неприятные. Сейчас Минфин, кокетничая, заложил в бюджет эмиссию в 90,7 млрд грн, именно на такую сумму они планируют напечатать ОВГЗ, которые потом купит НБУ, запаковывая нашу эмиссию в привлекательную обертку. Вряд ли эти 90 млрд им удастся выдержать, учитывая все сказанное. В этом году объемы эмиссии должны превысить 400 млрд грн. И НБУ уже всех предупредил, что в следующем году мы не сможем напечатать более 200 млрд, иначе и инфляция будет существенно выше 30%, и курс в 50 грн за доллар покажется сказкой. Но самый большой риск в следующем году как раз в том и заключается, что если мы не получим своевременно 1,5 трлн от Запада, то будем вынуждены печатать гривню, загоняя нашу экономику в еще больший кризис.

Напомним, что после падения более чем на 30% в этом году, в следующем наша экономика, по ожиданиям правительства, должна вырасти всего на 4,5%. Что ж, судя по проекту госбюджета, даже 4,5% будут хорошим результатом.

Больше статей Юлии Самаевой читайте по ссылке

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме