Долгая дорога к траншу

Дарья Довган 21 августа 2014, 20:10
фото

Читайте также

29 августа Украину ожидает очередное время "Ч". В этот день в Вашингтоне совет директоров МВФ будет решать, предоставлять ли Киеву второй транш (1,4 млрд долл.) 17-миллиардного кредита. 

Дорога к этому траншу оказалась долгой. Напомним, что вместо традиционных двух недель миссия фонда задержалась в украинской столице почти на месяц — с 24 июня по 17 июля. В результате переговоров текст Меморандума об экономической и финансовой политике, который подписывают украинские власти, претерпел серьезные изменения. А затем еще полтора месяца у Киева было, чтобы выполнить пересмотренный перечень предусловий, без выполнения которых новая порция кредита не будет предоставлена.

Правда, ни на Печерских холмах, ни в Вашингтоне не спешат озвучивать весь перечень новых договоренностей. В понедельник Кабмин утвердил проект "Письма о намерениях правительства и Национального банка к Международному валютному фонду" и проект обновленного меморандума, который Украина направит на заседание совета директоров этой организации. Но сами документы в Кабмине презентовать пока не стали. Их текст оказался в распоряжении ZN.UA. Какие изменения "в отношениях" Киева с фондом они предполагают, и какими пунктами пополнился список рекомендаций-требований, согласованный в программе?

Все дело в бюджете

Если МВФ утвердит выделение второго транша помощи на заседании 29 августа, до следующего пересмотра Украина получит пару месяцев передышки: Кабмин просит, чтобы следующая миссия фонда оценивала достижения Украины по состоянию не на конец июля текущего года, как планировалось сначала, а уже на конец сентября. Но чтобы при этом не срывать график получения помощи МВФ, правительство просит, чтобы третий и четвертый транши кредита (изначально привязанные ко второму и третьему пересмотру программы) фонд объединил в один и предоставил его Украине в середине декабря 2014 г. Это — почти 1830 млн СПЗ, то есть, по оценкам министра финансов Александра Шлапака, около 2–2,2 млрд долл. по текущему курсу.

К этой просьбе привязаны и сроки, в которые правительство надеется уложиться в соблюдении так называемых структурных маяков — тех пунктов программы, которые Украина обязана выполнить, чтобы и дальше претендовать на получение помощи фонда. Большинство новых "маяков" Киев обещает выполнить к концу октября 2014-го.

Основной упор в новой версии меморандума сделан на четыре вопроса: дефицит госбюджета, бюджет НАК "Нафтогаз Украины", валютный рынок и стабильность банков, улучшение бизнес-климата.

Первый вопрос — из тех, из-за которых в июне миссия МВФ пробыла в Киеве четыре недели вместо плановых двух. Формально правительство смогло удержать потолок дефицита бюджета страны на оговоренном в первой версии меморандума уровне. Но сделать это удалось лишь с помощью немаленьких "хитростей" — таких, например, как авансовое перечисление Национальным банком своей прибыли в госбюджет. С января по июль он отчислил бюджету 22,8 млрд грн — плановое значение на весь год.

В остальном в государственном бюджете провал: боевые действия на Востоке все продолжаются, расходы на военные операции и восстановление инфраструктуры растут, а вот поступления в бюджет — падают. К тому же дефицит НАК "Нафтогаз Украины" увеличивается куда стремительнее, чем фонд и правительство рассчитывали изначально.

Чтобы привести текст соглашения с МВФ и реальные показатели к единому знаменателю, миссии фонда пришлось ухудшить свой прогноз падения экономики Украины (с 5 до 6,5% ВВП) и, как следствие, перспектив наполнения ее госбюджета. "С учетом ослабленной экономики и уникальной природы наших военных расходов это означает дефицит сектора общегосударственного управления на 2014 г. на уровне 5,8% ВВП (или на 0,6% ВВП больше, чем предусматривалось на момент подачи заявки на программу)", — говорится в обновленном тексте меморандума. А если учитывать еще и дефицит "Нафтогаза", объединенный дефицит сектора госуправления в Украине составит уже 10,1% ВВП (вместо предыдущего ориентира в 8,5%).

Но даже чтобы вписаться в такой, расширенный, дефицит, Украине нужно еще порядочно поднатужиться — и меморандум прописывает, какие именно шаги она должна предпринять.

Часть из них Кабмин уже выполнил. 31 июля он сумел протолкнуть через парламент изменения в госбюджет, которыми опять сократил расходную и увеличил доходную части государственного бюджета. Но это — лишь вершина айсберга того, что планирует сделать правительство — по договоренности с МВФ — в сфере публичных финансов.

К примеру, оно планирует установить потолок на размер фонда заработной платы бюджетного сектора в 2015 г. на уровне 10,2% ВВП, а для этого количество сотрудников бюджетной сферы нужно будет сократить еще на 3%. Расходы Пенсионного фонда не должны будут превышать 15,2% ВВП. К тому же Кабмин обещает жестко взяться за систему привилегированных пенсий в Украине. Для начала, в отличие от обычных пенсий, их не будут индексировать, по меньшей мере, до конца 2015 г. А за счет увеличения налогообложения пенсионеров с высоким уровнем дохода экономия госбюджета должна составить 0,25% ВВП.

Кроме того, Кабмин обещает жестко контролировать расходование средств на гостендерах и за счет этого довести объем госинвестиций до 2% ВВП, то есть почти вдвое от их нынешнего размера.

Еще несколько новаций — плюс ко всем уже принятым или озвученным Кабинетом министров — ожидают Украину, если верить меморандуму, и в налоговой сфере. К примеру, Кабмин хочет запретить крупным налогоплательщикам самостоятельно выбирать налоговую инспекцию, с которой они хотят работать. Все они должны будут работать с Центральным офисом по работе с крупными налогоплательщиками. Подать соответствующие предложения правительство обещает уже к 1 сентября.

Или вот другая ожидаемая новация: чтобы эффективнее бороться с зарплатой в конвертах, под пристальным вниманием налоговых органов окажутся те компании, в которых очень высока доля сотрудников, получающих минималку.

Наконец, в сфере бюджетной политики меморандум предусматривает отдельный "структурный маяк" (обязательное к выполнению требование). Это — вопрос взимания НДС в аграрном секторе: режим его уплаты должен быть максимально приближен к общему режиму налогообложения НДС.

Подать предложения по решению этого вопроса Кабмин, согласно меморандуму, должен до 30 сентября. Но, похоже, он решил идти с опережением графика: на днях Министерство финансов уже презентовало свое видение того, как менять систему уплаты НДС в сельском хозяйстве. Согласно презентации этого ведомства, на спецрежиме уплаты НДС должны остаться лишь те предприятия, годовой объем выручки которых не превышает 20 млн грн, а в пользовании находится не более 3 тыс. га земли. С учетом этих факторов перейти на общий режим уплаты НДС должны будут менее 10% сельскохозяйственных предприятий — главным образом, крупнейшие производители.

Бездонный "Нафтогаз"

Другая ахиллесова пята апрельских договоренностей Киева с фондом — ситуация с дефицитом НАК "Нафтогаз Украины". При составлении кредитной программы stand-by в апреле ее авторы рассчитывали, что к концу 2014 г. дефицит украинской нефтегазовой монополии составит 3,3% ВВП. Но планировали одно, а вышло совсем по-другому. С середины июня "Газпром" просто перестал поставлять Украине голубое топливо. Предвидя это, в апреле-мае украинский монополист импортировал и закачал в хранилища куда больше газа, чем планировалось программой.

Это, помноженное на девальвацию гривни, вылилось в общий итог: дефицит "Нафтогаза" не вписался в заданные параметры. По прогнозам правительства и фонда, к концу года он достигнет уже 4,3% ВВП.

Чтобы решить проблему финансирования этого разрыва в бюджете НАКа, в конце июля Кабмин протолкнул через парламент пункт об очередной порции увеличения капитализации "Нафтогаза" на 63,3 млрд грн (4,8 млрд долл. в эквиваленте по официальному курсу НБУ на 21 августа). Интересна структура того, на что пойдет этот колоссальный объем средств.

Согласно меморандуму, после завершения докапитализации НАКа она зарезервирует 3,1 млрд долл. на специальном счету с ограниченным доступом в Нацбанке (по текущему курсу это 40,9 млрд грн). Тратить деньги с него можно будет лишь на погашение долга перед "Газпромом" (по решению Стокгольмского арбитража или полюбовной сделке). Причем если после погашения газового долга на счету еще останутся средства, использовать их можно будет строго на оплату новых порций российского газа.

На что пойдут еще свыше 20 млрд грн? Чтобы компенсировать значительный недобор поступлений "Нафтогаза" от его должников — отопительных компаний и некоторых промышленных потребителей — за поставленный им в прошлом газ. Причем эти деньги в доллар конвертироваться не будут, сообщает собеседник ZN.UA, близкий к руководству "Нафтогаза".

Этим, кстати, объясняется и еще один новый "структурный маяк" в программе с фондом. До конца августа Кабмин должен подготовить помесячный план, как он будет взыскивать долги с должников "Нафтогаза". В этом плане, который будет охватывать сентябрь 2014-го — декабрь 2015-го, должны быть указаны плановые показатели по возврату долгов по всем группам потребителей газа. Бороться с особо злостными неплательщиками Кабмин обещает даже в судебном порядке, для чего готов внести необходимые изменения в украинское законодательство. А сам "Нафтогаз" начнет публиковать у себя на сайте перечень своих должников и будет обновлять его ежемесячно.

Нацбанк и коррупция

Третья порция вопросов в обновленной версии меморандума посвящена политике Нацбанка — на валютном рынке, в банковском секторе и в вопросе таргетирования инфляции в Украине.

Согласно документу, по новому графику внедрить инфляционное таргетирование НБУ должен до середины 2015 г. Кроме того, Нацбанк должен превратить свою учетную ставку в реально действующий механизм монетарной политики. Именно к ней, к примеру, должна будет привязываться стоимость предоставляемой коммерческим банкам ликвидности.

Ситуация в банковском секторе не вызывает у правительства и МВФ больших нареканий. "По состоянию на конец июня нормативы достаточности их капитала по-прежнему превышают нормативное требование в 10%", — говорится в проекте меморандума. Негативно классифицированные активы сохраняются на уровне 14–15% (то есть без особых изменений по сравнению с маем 2013 г.). Нацбанк уже завершил стресс-тесты 15 крупнейших банков страны, проводит проверку на прочность следующей двадцатки крупных.

Но, помимо стресс-тестов, в меморандуме появился еще один "структурный маяк", посвященный работе банковской системы. Это — изменения в недавно принятый закон о реструктуризации валютных ипотечных кредитов. Согласно договоренностям Киева с фондом, парламент должен отменить мораторий на взыскание залогового имущества. А Кабмин, взамен, до конца сентября подготовить и провести через ВР изменения в недавно принятый закон о реструктуризации валютных ипотечных кредитов: так, чтобы защитить пострадавших владельцев ипотеки в валюте, но одновременно усилить и позиции банков в вопросе взыскания залогового имущества.

В фонде считают, что право на реструктуризацию должны иметь те украинские граждане, которые проживают в отданных в залог объектах недвижимости, сумма оставшегося к погашению кредита которых на конец декабря 2013 г. не превышала 1 млн грн и которые могут доказать, что действительно имеют финансовые сложности, а не просто уклоняются от уплаты кредита под надуманным предлогом.

Наконец, большой упор в меморандуме сделан на улучшение бизнес-климата в Украине. Этой сфере посвящены сразу пять "структурных маяков" из восьми, появившихся в обновленной версии документа. Во-первых, до конца октября Кабмин должен подготовить план действий, как улучшать нормативное поле в сфере экономической деятельности. Для работы над этим вопросом Кабмин должен создать специальный орган, руководитель которого будет подотчетен непосредственно премьер-министру.

Во-вторых, уже до 1 сентября с.г. правительство должно подать в Раду проект закона о создании независимого антикоррупционного агентства с широкими следственными полномочиями. А парламент до конца октября — принять этот закон. Причем правительство Украины обязалось не просто обеспечить независимость такого агентства от всех ветвей власти (как организационно, так и предоставив сотрудникам хорошее финансовое поощрение). Оно также предлагает дать ему право замораживать, арестовывать и возвращать активы коррупционеров. В те же сроки Кабмин должен подать, а парламент — принять проекты законов, которые позволят адаптировать украинское законодательство к требованиям FATF.

Наконец, согласно меморандуму Киев должен, наконец, взяться за реформу судебной системы. В том числе усилить независимость работы судов и улучшить выполнение судебных решений. Детали этих шагов будут разрабатываться уже во время следующих визитов миссии фонда.

Предусловия

Даже чтобы претендовать на второй транш, Украине нужно было выполнить ряд предварительных условий МВФ. Некоторые из них известны хорошо. Это, к примеру, принятие поправок в госбюджет и увеличение капитализации НАК "Нафтогаз Украины", одобренные парламентом 31 июля. Но этим список таких условий для Киева не исчерпывается.

Во-первых, к концу июля Нацбанку нужно было нарастить уровень чистых международных резервов, по меньшей мере, до 10,775 млрд долл. Для этого до 31 июля выкупить на межбанке 200 млн долл. В целом же до конца текущего года НБУ должен накопить, покупая валюту на рынке, не менее 1 млрд долл.

Второе предварительное условие — уже упомянутое выше замораживание на спецсчете в НБУ 3,1 млрд долл. для расчетов за газ "Нафтогазом". Сделать это он должен уже до заседания совета директоров МВФ.

Наконец, третье предусловие, выдвинутое фондом, — создание координационного органа, отвечающего за упрощение регуляторной базы.

Пока Кабмин справился не со всеми требованиями. С одной стороны, он, к примеру, еще в конце июля создал специальную рабочую группу во главе с вице-премьером Владимиром Гройсманом, которая занимается вопросом оптимизации регуляторной базы. А на заседании правительства в среду, 20 августа, премьер-министр Арсений Яценюк анонсировал создание Государственной регуляторной службы. "Ее цель — уменьшение бюрократии в стране, сокращение как регулирующих, так и контролирующих функций, сокращение количества чиновников и дармоедов", — заявил премьер. Возможно, эта служба и будет выполнять роль того координирующего органа в сфере экономполитики, на создании которого настаивает МВФ.

С другой стороны, по данным ZN.UA, "Нафтогаз" еще не смог задепонировать на счету в НБУ 3,1 млрд долл., хотя и активно работает над этим вопросом. Кроме того, пока со своим предусловием не справился и Нацбанк, в июле он смог купить на межбанке лишь 80 млн долл.

Впрочем, вряд ли это станет серьезным препятствием на пути к получению второго транша. "Украина выполнила самые важные и самые сложные предусловия по кредиту — внесла изменения в госбюджет, в Налоговый кодекс, повысив ставки налогов и отказавшись от части налоговых льгот. А то, что из-за военных действий на валютном рынке страны началась новая волна паники, и Нацбанк не смог выходить с дальнейшей покупкой валюты, — это не вина НБУ или правительства", — считает начальник отдела анализа и исследований "Райффайзен Банка Аваль" Дмитрий Сологуб.

Ну что же, подождать осталось недолго — всего неделю.

 

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
1 комментарий
  • Liza_UA 23 августа, 23:48 США дадуть чергові подачки грошима без виконання будь-яких умов замітаючи привину відсутності допомоги зброєю у війні України з Росією. Жалко, а умови такі гарні. От тільки незрозуміло навіщо і хто буде виконувати навіть ті їх крихти, що намітилися до виділення траншу, після його надходження Ота розпущена до виборів антидержавна зграя? Неймовірно. Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
Курс валют
USD 25.49
EUR 28.47