Надо устранять сложности доступа украинского зерна на рынки, а не способствовать заработкам на этих сложностях

ZN.UA Опрос читателей
Поделиться
Надо устранять сложности доступа украинского зерна на рынки, а не способствовать заработкам на этих сложностях © Getty Images

Россия во время войны хочет подорвать возможности Украины как экспортера аграрной продукции, пытаясь заместить своей продукцией украинские позиции на мировых рынках и получить рычаги давления вместо утраченных на рынке энергоносителей. Вместе с тем украинская и европейская политики относительно украинского агроэкспорта сосредоточены на доходности обслуживания доступа наших аграриев к рынкам сбыта. Как помешать российскому продовольственному шантажу и предотвратить потерю Украиной аграрных рынков?

Чем хуже логистика, тем она дороже

В чем заключается главная проблема украинского аграрного экспорта? Нет, это не физическая недоступность выходов на рынки, а система экономических отношений, не стимулирующая устранение сложности доступа к рынкам аграриям.

Угрозы для дальнейшего экспорта Украиной зерновых и масличных культур из-за остановки зернового коридора, ракетных обстрелов портов и угроз РФ атаковать торговые судна в акватории Черного моря — это следствие. А причина — то, что в течение 18 месяцев войны у частных и государственных стейкхолдеров Украины и ЕС не возникло потребности создать реально конкурентоспособные альтернативные логистические пути, объемы поглощения и цена которых соответствовали бы параметрам причерноморской логистики. Поскольку чем меньше логистических путей и чем хуже их пропускная способность, тем выше спрос на перевозку и, соответственно, выше доходы экономических игроков, обслуживающих доступ украинских аграриев к рынкам сбыта. И наоборот: чем больше путей экспорта, тем дешевле логистика на каждом этапе (стоимость вагона, перевалки и т.п.), поскольку владельцы этих ресурсов вынуждены конкурировать за грузы.

Украина начала экспортировать зерно через Хорватию
Украина начала экспортировать зерно через Хорватию

В Украине сложилась система экономических отношений, где трейдеры конкурируют с аграрными производителями за доступ к рынкам с помощью выкупа логистической цепочки. Эти отношения сформировались благодаря монопольному и непрозрачному администрированию «Укрзалізницею» грузовых перевозок.

Государственный перевозчик объединяет функции администратора рынка и оператора коммерческого вагонного парка и владеет данными, которых нет ни у кого из участников рынка: о количестве привлеченных к перевозкам вагонов, заполненности и пропускной способности инфраструктуры. Это дает возможность поддерживать состояние постоянно неудовлетворенного спроса аграриев на перевозку и, в частности, стимулировать дефицит вагонов и дальнейшее распределение собственных вагонных парков на аукционах.

В этих аукционах могут участвовать компании-посредники, которые не являются ни производителями, ни владельцами аграрных грузов. Они сознательно играют на повышение цены и выкупают вагоны для последующей перепродажи агропроизводителям.

Вынужденные финансовые доноры

Аграрии же не имеют возможности напрямую приобрести для своего груза билет на рынки и по умолчанию отдают часть доходов посредникам.

Агробизнес ежегодно сеет урожай, не имея никаких реальных данных о возможности его вывезти. Непрогнозируемость логистики ни по срокам, ни по стоимости отсекла украинских агропроизводителей от форвардных рынков с привлекательными ценами в спотовый сегмент.

Для трейдеров, у которых обычная практика — «договариваться c колес» и торговать на коротких позициях, неопределенность — это бизнес. Такие условия сформировались благодаря правилам «Укрзалізниці», созданным еще в прошлом веке. Ответ о невозможности бронирования производителем провозной мощности или вагонов под конкретный контракт — официальная позиция государственного перевозчика.

Благодаря этим правилам и политикам украинские агропроизводители в первый год войны стали финансовыми донорами украинской и европейской логистической отрасли. Комментируя результаты аграрной отрасли за 2022 год, министр агрополитики Николай Сольский признал: значительную часть маржи с экспорта сельхозкультур в 2022 году получили инфраструктурные и логистические компании, в частности иностранные.

Ни в Украине, ни в Европе нет данных об общем объеме средств, заплаченных украинскими агропроизводителями владельцам европейских логистических операторов и инфраструктур. Но понять общий порядок цифр помогает динамика доходов украинского государственного логистического оператора «Укрзалізниці».

В частности за пользование парком вагонов-зерновозов «Укрзалізниці» агропроизводители заплатили в 2022 году 4,244 млрд грн, и эти доходы перевозчика в год войны превысили показатели 2021-го и 2020 годов (1,591 млрд грн и 0,506 млрд грн соответственно).

Румыния модернизирует свой порт, чтобы ввозить больше украинского зерна
Румыния модернизирует свой порт, чтобы ввозить больше украинского зерна

Стоит отметить, что прошлогодний цикл подорожания логистики произошел во время хотя и ограниченного, но действия зернового коридора в том или ином виде. Сейчас его прекращение и головокружительное повышение риска черноморской логистики создают предпосылки для нового цикла подорожания стоимости доступа к рынкам.

Во-первых, возвращаются условия начала 2022 года до открытия зернового коридора, когда владельцы европейских инфраструктур монопольно диктовали любую цену услуг и украинский производитель ее платил.

Во-вторых, владельцы украинских бизнесов, оперирующие с экспортными грузами на путях через Измаил, Батево, Чоп, тоже получили возможность повышать цены на свои услуги.

В-третьих, прекращение черноморской логистики сигнализирует, что оборот вагонов снова может стать непредсказуемым (хоть 30 дней, хоть 100) и к перевозке даже минимальных по сравнению с предыдущими годами объемов экспорта будут попытки снова привлечь весь профицитный парк зерновозов. И за простой вагонов в очередях агропроизводитель снова заплатит большие деньги.

Когда год назад еще в статусе советника бывшего главы правления «Укрзалізниці» я предупреждал, что при такой политике мы рискуем потерять рынки, многие называли меня паникером. До полномасштабной войны самыми крупными рынками для украинского зерна с объемом поглощения трети зернового экспорта были Китай и Египет. Как видим из открытых источников, за время войны структура наполнения этих рынков изменилась. Нишу украинской агропродукции начала заполнять страна-агрессор, рекордно увеличившая экспорт на фоне препятствий для украинского зерна.

Проблему можно решить

В первую очередь необходимо изменить парадигму отношения к украинскому аграрному экспорту и рассматривать его не как источник сверхдоходов логистического сектора, а как составную часть продовольственной безопасности мира. Причем это изменение должно произойти на уровне сознания как украинских, так и европейских чиновников. Без доступной логистики через европейские границы мы рискуем окончательно убить у украинского агрария любое желание выращивать продукцию.

Поэтому логистика украинской агропродукции через страны ЕС должна стать настолько качественной и эффективной, чтобы Путин потерял смысл бить ракетами по нашим портам.

Ключевые препятствия в железнодорожном грузосообщении со странами ЕС — не отличие в ширине колеи, а отсутствие синхронизации отправления и поглощения грузов по времени и интенсивности, по номенклатуре переходов и перевалок, отсутствие ответственного планирования, информационного взаимодействия по перевозкам между бизнесами, «Укрзалізницею» и европейскими железными дорогами, отсутствие математического анализа этого планирования.

Я предложил Еврокомиссии в бесплатное пользование разработанную моей командой технологию и информационную систему, которая поможет устранить эти препятствия. Речь идет о добровольной самоуправляющейся цифровой сети, куда могут подключиться владельцы зерна, элеваторов, транспорта, каждый из которых имеет желание, а технология дает возможность эти желания стыковать в логистическую цепь последовательных событий — согласно заказам, брони на определенные даты с подписками и обязанностями сторон. Это даст возможность запускать в ЕС грузы с четким пониманием их движения и места назначения и с оперативным наполнением нитей графика, исключающим простои подвижного состава.

Украина обсудила с Румынией удвоение экспорта зерна
Украина обсудила с Румынией удвоение экспорта зерна

Взаимодействие участников логистической цепочки должно проходить не на уровне менеджеров, а на уровне автоматизированных систем предприятий и организаций, что даст возможность устранить влияние человеческого фактора и каких-либо коррупционных составляющих на математические процессы в логистике.

Математическая модель, в отличие от человека, анализирует все ресурсы логистики одновременно, всю их наполняемость, свободные места — и не допускает перепланирования возможности и кризисной ситуации, что обычно приводит или к повышению цены, или к простоям. Владея постоянной информацией о логистических путях, система вычислит оптимальный путь — без пробок и лишних очередей на элеваторах или таможенных границах, укажет оптимальное время, когда надо быть на элеваторе, чтобы отгрузиться, или на таможенном пункте, чтобы максимально быстро его пройти.

***

И самое важное. Украина известна миру не только как страна героических несокрушимых людей, но и как государство с высоким развитием цифровых технологий и сервисов. Мы должны занимать проактивную позицию и не только просить союзников перейти от обеспокоенности к действиям, а предлагать миру новые модели экономического взаимодействия и сотрудничества, где участники логистической цепочки будут зарабатывать не на убытках наших аграриев, а благодаря их успехам и прибылям.

Поделиться
Смотрите спецтему:
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме