"Оттаявший" конфликт

Поделиться
"Оттаявший" конфликт
Временная "разморозка" нагорнокарабахского конфликта позволяет россиянам достичь ряда стратегических целей: возобновление масштабных боевых действий в Нагорном Карабахе приведет к дестабилизации Южного Кавказа, что поставит под угрозу срыва международные энергетические и транспортные проекты.

Азербайджан провел "разведку боем" в Нагорном Карабахе

Нагорнокарабахский конфликт, последние два десятилетия пребывавший в замороженном состоянии, "оттаял".

В ночь на 2 апреля, когда президенты Армении и Азербайджана находились в Вашингтоне, взаимные вылазки диверсионных групп, артиллерийские обстрелы и снайперские дуэли на линии соприкосновения переросли в наступление азербайджанских войск на армянские позиции. Были использованы танки, вертолеты, РСЗО "Смерч". В результате азербайджанцам удалось захватить несколько стратегических высот в районе села Талыш. Этот военный успех вызвал настоящую эйфорию в Азербайджане.

В свою очередь, на фоне резко обострившейся ситуации в Нагорном Карабахе, в армянском обществе вновь, как и в 80–90-е, национальный и патриотический подъем. Армения хотя и не объявила о мобилизации, но в ответ на действия азербайджанской армии президент Серж Саргсян заявил, что Ереван готовит договор о военной взаимопомощи со Степанакертом. Кроме того, он пообещал, что в случае дальнейшей эскалации Армения признает независимость самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республики.

Но 5 апреля, после четырех дней ожесточенных боев, Степанакерт и Баку достигли соглашения о прекращении огня. Его худо-бедно придерживаются и по сегодняшний день, хотя обе стороны и продолжают периодически обстреливать друг друга из минометов и крупнокалиберных пулеметов. При этом, по сообщению Минобороны Азербайджана, на территориях, взятых под контроль азербайджанской армией, начали проводить укрепительные работы. В свою очередь, замминистра обороны Армении Давид Тоноян опроверг информацию о том, что Азербайджан сохранил контроль над какими-либо взятыми позициями.

Комментируя боевые действия, большинство политологов склоняются к мнению, что эскалация конфликта не перерастет в полномасштабную войну наподобие той, что была в 1992–1994 гг. Тогда Азербайджан потерпел поражение и потерял контроль не только над большей частью Нагорного Карабаха, но и над семью азербайджанскими районами, вошедшими в т.н. пояс безопасности непризнанной республики.

Как предположила в своем комментарии ZN.UA азербайджанский политолог Лейла Алиева, обострение ситуации в Нагорном Карабахе "возможно, даст стимул новой серии переговоров". "Но главное, что вызвало большую тревогу у международного сообщества, так как это то, что конфликт потенциально может перерасти в региональный. А это угрожает энергетической безопасности и ведет к деструктивному влиянию России в целом. Так что посредники и другие актеры попытаются сдержать этот конфликт", - считает Лейла Алиева.

Как для Азербайджана, так и для Армении Нагорный Карабах - сакральная территория. На протяжении двух десятилетий стороны жестко придерживаются своих позиций: армяне говорят о праве наций на самоопределение, а азербайджанцы - о территориальной целостности и нерушимости международно признанных границ. Неготовность Баку, Еревана и Степанакерта к компромиссам по этим принципиальным вопросам делает весьма проблематичным разрешение данного конфликта дипломатическими средствами.

Но если армян как победителей в конфликте 1992–1994 гг. в целом устраивает статус-кво, при котором непризнанная республика фактически инкорпорирована в состав Армении, то в азербайджанском обществе популярны идеи реванша: в Азербайджане полны решимости вернуть суверенитет над Нагорным Карабахом. В том числе и военными средствами. Нефтедоллары, благодаря которым азербайджанский бюджет многократно больше армянского, позволили Баку перевооружить и значительно укрепить свою армию.

Еще в первые часы эскалации конфликта посол Азербайджана в России Полад Бюльбюль-оглы заявил, что попытки дипломатически урегулировать конфликт с Арменией по Нагорному Карабаху доказали свою неэффективность, а потому единственным решением остается военный путь. "Чтобы решить конфликт, надо убрать первопричину. А первопричина -оккупация Арменией азербайджанской территории, и это международно признанный факт… Разговор идет не о самом Нагорном Карабахе, а о пяти прилегающих к Нагорному Карабаху районах", - отметил П.Бюльбюль-оглы в интервью российскому телеканалу "Дождь".

Нынче армяне и азербайджанцы обвиняют друг друга в обострении конфликта. Но, в общем-то, это и не столь уж важно, кто первым начал обстреливать позиции противника. Существенно то, что Баку, впервые за многие годы, сумел достичь военного успеха и отвоевать у армян пядь земли. По всей видимости, это и было главной целью азербайджанского руководства.

"Ильхаму Алиеву нужен блицкриг, а не продолжительная война. Ему нужно в короткий срок кардинально изменить линию соприкосновения. Для него оптимально было бы захватить несколько районов, входящих в буферную зону вокруг Нагорного Карабаха и показать это как победу, замаскировать внутренние проблемы "победой", - подчеркнул в беседе с ZN.UA бывший директор армянской Службы национальной безопасности, а ныне ведущий аналитик Центра региональных исследований Давид Шахназарян.

В Азербайджане в последний год ухудшилась экономическая ситуация, в результате чего возросла и социальная напряженность: в связи с падением курса маната резко снизился уровень жизни. Во многих регионах прокатились волны протестов. В этой ситуации небольшой вооруженный конфликт смог бы укрепить популярность власти среди населения, ведь ничто так не сплачивает народ, как война. Именно так, например, поступили аргентинский диктатор генерал Леопольдо Гальтиери и российский президент Владимир Путин.

Сейчас же в Азербайджане эйфория, и популярность Ильхама Алиева высока. Однако эскалация конфликта имеет и другую цель: пусть ограниченные, но успешные боевые действия позволяют Баку усилить свои позиции в переговорном процессе по урегулированию нагорнокарабахской проблемы. А заодно и прозондировать международную реакцию на возможное силовое разрешение нагорнокарабахской проблемы. Некая разведка боем.

"Эта военная операция может поднять рейтинг лидера страны. Кроме того, она показывает не только боеспособность армии, но и демонстрирует, что Азербайджан не смирился со статус-кво. Наступательная операция, если она заканчивается победой, может также оказать давление на другую сторону, чтобы та была более предрасположена к компромиссам во время переговоров", - полагает Лейла Алиева.

Как ни странно, но ограниченная военная операция выгодна Баку и Армении: теперь Ереван может заявлять на международной арене, что Азербайджан представляет реальную угрозу для стабильности Южнокавказского региона.

Российские эксперты и политики, впрочем, как и некоторые западные политологи и журналисты, говорят о том, что за спиной Азербайджана стоит Анкара, давний союзник Баку. И обострение ситуации в Нагорном Карабахе стало следствием кризиса российско-турецких отношений, а также стремление Турции путем размораживания конфликта ослабить позиции Российской Федерации. Многие и в Ереване придерживаются мнения, что "Азербайджан выполняет заказ Турции, и происходящее направлено не против Армении, а против России".

Однако, хотя обострение ситуации вокруг Нагорного Карабаха и выгодно Турции, сомнительно, чтобы она руками Азербайджана воевала с Россией: сегодня Анкара делает все, чтобы снизить накал своих отношений с Москвой. Чего стоит хотя бы недавний арест Альпарслана Челика, взявшего на себя ответственность за убийство российского пилота бомбардировщика Су-24, сбитого Турцией над Сирией. Зато от "разморозки" нагорнокарабахского конфликта точно выиграла Россия, которая только усиливает свои позиции в Южнокавказском регионе.

Как пишет "Радио Свобода", бывший высокопоставленный сотрудник госдепартамента Джеффри Манкофф считает, что Россию интересует не просто мир в этом регионе. Москву интересует "договоренность, которая может усилить ее региональное влияние" и в Армении, и в Азербайджане. Как полагает Дж.Манкоф, Кремль будет способствовать примирению Еревана и Баку только на своих условиях.

Сегодня российская дипломатия демонстрирует всевозможные шаги по стабилизации ситуации. В этой игре россиянам подыгрывают в Ереване и Баку, где считают, что ключ к решению нагорнокарабахской проблемы лежит в Москве. Не в последнюю очередь и потому, что Соединенные Штаты и Европейский Союз самоотстранились от решения этого замороженного конфликта.

Но именно Российская Федерация долгие годы вооружала как Армению, своего союзника по ОДКБ и ЕЭС, так и Азербайджан, который в течение последних пяти лет ощутимо накренился в сторону России. И хотя роль Кремля в нынешней эскалации конфликта не вполне ясна, в экспертной среде многие уверены: за спиной Еревана, своего военно-политического союзника, Москва всячески подталкивала Баку к реализации силового сценария восстановления своего суверенитета над Нагорным Карабахом. При этом не в интересах россиян полная и окончательная победа азербайджанцев.

Временная "разморозка" нагорнокарабахского конфликта позволяет россиянам достичь ряда стратегических целей: возобновление масштабных боевых действий в Нагорном Карабахе приведет к дестабилизации Южного Кавказа, что поставит под угрозу срыва международные энергетические и транспортные проекты.

"В реализации проекта Транскаспийского газопровода, который должен пройти из Туркменистана в Турцию, реанимации газопровода для иранского газа через Южный Кавказ в Европу, в работе кавказского ответвления "Шелкового пути" Москва видит угрозу своим интересам. А конкуренты России не нужны. Особенно в условиях низких цен на энергоресурсы. Поэтому увеличение военно-политических рисков на Южном Кавказе играет на руку Кремлю", - сказал в беседе с ZN.UA президент Центра глобалистики "Стратегия XXI" Михаил Гончар.

Обострение ситуации в Нагорном Карабахе поможет Москве и в достижении ее давнишней цели - ввести миротворческий контингент в непризнанную республику. "Россияне долгие годы ставили перед собой эту цель: российский миротворческий контингент позволит Москве не просто усилить свое присутствие на Южном Кавказе, но и вернуть его под свой контроль. А это позволит также снизить влияние Запада в Южнокавказском регионе, которое сегодня и так слабо", - полагает Давид Шахназарян. В конечном счете, считает армянский политолог, это усиливает позиции Кремля в его переговорах с Западом.

Наконец, нарушение режима огня в Нагорном Карабахе способно еще больше отвлечь внимание мирового сообщества от событий на Востоке Украины. И в этом для Киева - одна из наиболее серьезных угроз "весеннего обострения" нагорнокарабахского конфликта.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме