Украино-российское самолетостроение: дружба с двойным дном

Валентин Бадрак 4 октября 2013, 20:30
Антонов

Читайте также

На 10 октября с.г. запланировано проведение двенадцатого заседания Подкомиссии по вопросам сотрудничества в области авиационной промышленности Комитета по вопросам экономического сотрудничества Украино-Российской межгосударственной комиссии. Подготовлен уже и проект протокола заседания под председательством министра промышленной политики Украины Михаила Короленко и заместителя министра промышленности и торговли Российской Федерации Юрия Слюсаря. Документ полон оптимизма и призван отразить небольшой, но поступательный прогресс в развитии самолетостроительной дружбы. 

Между тем, в этой сфере не все так просто. Украинский авиапромом, который наряду с космосом является главным технологическим активом государства, давно попал в список политических мишеней администрации Путина. И на фоне приближения Вильнюсского саммита заявления российских официальных лиц стали куда более конкретными, резонируя и вступая в прямой конфликт с подготовленным протоколом. В частности, глава кремлевской администрации Сергей Иванов на этой неделе заметил следующее: "Мы не заставляем Украину изменить вектор своего развития, мы просто говорим, что за "а" последует "б". Это будет означать конец остаткам украинской космической и авиапромышленности, судостроения, в атомной уже ничего не осталось..." Четко и ясно.

Впрочем, не стоит полагать, будто в самом самолетостроении все так гладко. В апреле с.г. ZN.UA уже писало о поручении президента РФ рассмотреть вопрос самостоятельной модернизации самолетов Антонова без согласования с разработчиком и принять решение до 1 августа 2013 г. Подписанный Владимиром Путиным документ уже тогда, вне всякого сомнения, имел четкий политический подтекст. Что имеем сегодня? Запрашиваемые упомянутым поручением изменения в Авиационные правила внесены. Теперь российские КБ могут запросто получить право модернизации самолетов импортного производства (читай: украинского, вряд ли КБ РФ рискнут модернизировать воздушные машины, скажем, Boeing) на основе так называемой "демонстрации способности". И затем "уведомить" об этом разработчика. Это — стратегическое партнерство в действии.

К концу лета 2013 г. стали трещать по швам и замораживаться многие общие проекты. В частности, по совместному серийному производству военно-транспортного самолета Ан-70, о чем были подписаны в 2012 г. соответствующие документы. По совместному серийному производству региональных самолетов Ан-140, и в частности, его военной версии, ранее принятой российским военным ведомством в качестве легкого военно-транспортного самолета. И, наконец, зашатался крупнейший совместный проект по производству модернизированных тяжелых транспортников Ан-124-300. Не говоря уже о том, что незаметно испарился высказанный российской стороной интерес закупить недостроенный второй самолет Ан-225 "Мрія" и первый серийный самолет Ан-70 украинской сборки (собирающийся по заказу Минобороны Украины). 

Так, несмотря на договоренность производить в Казани серийные Ан-70, российская сторона, что называется, сделала ход конем, а именно — приняла решение о необходимости полного завершения опытно-конструкторских работ по самолету Ан-70. И лишь после этого Москва будет принимать новое, окончательное решение, производить или не производить Ан-70. То есть, Ан-70 поставлен в зависимость от подписания документа об ассоциации Украины. Конечно, подготовленный протокол не сглаживает ситуацию, но переносит ее (до решения вопроса отношений Украины с ЕС): "Сторонам до 1 декабря 2013 года определить объем и порядок финансирования подготовки производства самолетов Ан-70 и двигателей Д-27 в Российской Федерации и Украине в соответствии с утвержденной схемой кооперации". 

На деле все выглядит немного по-другому. Пользуясь искусственно сформированной неопределенностью с Ан-70, ОКБ Ильюшина протолкнуло самолет Ил-76МД-90А. Небезынтересно, что контракт с Минобороны РФ на 39 машин подписан в день показа опытного образца воздушной машины ровно год назад. В этой связи любопытны и заявления генерального конструктора Виктора Ливанова, сообщившего, что "по испытаниям этой машины выполнено лишь 60% объема работ". Однако гендиректор ульяновского ЗАО "Авиастар-СП" Сергей Дементьев иного мнения. Вот что сказал производственник 27 сентября с.г.: "В настоящее время летный образец успешно прошел заводские испытания и приступил к государственным". Другими словами, неизвестно, когда завершится возрождение этой хорошей, но устаревшей воздушной машины.

Откровенно говоря, вряд ли Москва решится отказаться от Ан-70. В этом случае она окажется без нового военно-транспортного самолета. Тем более что Ан-70, который прошел более 93% испытаний, в рамках российской сборки имеет украинских комплектующих всего 27,6%. 

Относительно проекта совместного производства модернизированного Ан-124 подготовленный протокол указывает: "Сторонам принять меры к подписанию проекта "Соглашения между Кабинетом Министров Украины и Правительством Российской Федерации о реализации и мерах государственной поддержки возобновления серийного производства самолетов семейства Ан-124 с двигателями Д-18Т и его модификациями" в ранее согласованной редакции". Да, правительствами двух государств ведутся переговоры о создании совместного предприятия для таких целей. Но на деле за спиной Украины в августе 2013 г. уже принято решение проводить модернизацию Ан-124 для ВС РФ самостоятельно (речь об ОКР "Колосс" — самолете военно-транспортной авиации Ан-124-100М). Появление этого документа означает, что создание совместного с Украиной предприятия по производству "Русланов" является, мягко говоря, введением украинской стороны в заблуждение. Конечно, не исключено, что в случае аннулирования идеи об ассоциации с ЕС российская сторона продемонстрирует великодушие. 

Вот что вещает подготовленный документ в отношении еще одного проекта — регионального самолета Ан-140: "Стороны считают необходимым продолжить работу ГП "АНТОНОВ", ОАО "Авиакор - авиационный завод", ХГАПП и ООО "ОАК-Антонов" по оптимизации цен на российские и украинские ПКИ, материалы и полуфабрикаты для обеспечения ценовой конкурентоспособности семейства самолетов Ан-140". На деле проект Ан-140 (вернее, его версия для МО РФ), несмотря на передачу России технологий на самостоятельную модернизацию самолета (создание рамповой воздушной машины в интересах военного ведомства России), также вытесняется. Хотя четыре самолета Ан-140 для Минобороны РФ уже были построены. Несуществующий самолет Ил-112, который начал свою жизнь еще в первой половине 1990-х годов, так и не взлетел. Устав от обещаний, в мае 2011 г. руководство военного ведомства России приняло решение отказаться от Ил-112 и приобрести 10 реальных Ан-140 грузовой модификации. 

Чем грозят украинскому авиапрому демарши Москвы? Разумеется, потерей российского рынка. Вернее, его части. Потому что в ряде проектов без Киева не обойтись. Вряд ли, к примеру, МО РФ отменит контракт на поставку ему 15 Ан-148 — заменить их нечем. Потому что на севере и востоке РФ, на неподготовленных аэродромах могут летать только Аны. 

Самостоятельная модернизация? Сегодня на постсоветской территории только КБ Антонова сохранило всю цепочку разработки и производства военно-транспортных и региональных пассажирских самолетов. В России ныне эксплуатируется почти половина всех летающих самолетов разработки КБ Антонова — 2443 воздушные машины (от Ан-12 до Ан-148), причем 599 самолетов — в Вооруженных силах РФ. 

Скорее всего, в России не представляют (или попросту играют опасными вещами), чем грозит самостоятельное внедрение в конструкции упомянутых воздушных машин. Наверное, пара-тройка авиационных катастроф расставит все по местам. Потому г-ну Иванову следовало бы подумать об этом аспекте, прежде чем говорить об уничтожении украинских высокотехнологических отраслей. Кстати, стратегические ракеты РВСН он сам обслуживать собирается? Или хочет дождаться нештатной ситуации с ядерным носителем? 

Что же до финансового вопроса в авиапроме, на ГП "АНТОНОВ" подсчитали, что при таком количестве летающих машин (и при таком количестве совместных проектов) сумма доходов от РФ ныне составляет лишь 7% от общих доходов украинского самолетостроения. Кстати, высчитали в КБ Антонова и российскую долю в самолете Ан-70 — она составляет умопомрачительно маленькую цифру. А именно, 7,8% от общих вкладов (с учетом, разумеется, советских, результаты которых при распределении остались Украине). 

Конечно, демарши в целом неприятны, и подрывают перспективы лидерства двух государств в сегменте военно-транспортной и специальной авиации. Но таково решение РФ — действовать в ущерб себе ради большой политики. 

В этой связи эксперты Центра исследований армии, конверсии и разоружения пришли к уверенности, что лучшим сценарием будет официальный выход России из проекта Ан-70. Тогда Украина попросту выступала бы заказчиком комплектующих, самостоятельно несла ответственность за судьбу самолета. У разработчиков и производителей были бы развязаны руки. А уже сегодня, как свидетельствуют в КБ Антонова, насчитывается минимум четыре потенциальных участника такого проекта. "Если Россия будет выходить из совместных проектов, ничего страшного не произойдет, — говорят на ГП "АНТОНОВ" — просто нам придется изменить вектор сотрудничества". 

Может быть, мы сами загнали себя в угол, делая из России идола, важнейшего из партнеров? Ведь давно очевидно, что она таковым не является.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
121 комментарий
  • Иван 11 октября, 11:06 Предлагаю читателям помочь ВОСТОКу, напечатавшему здесь 37(тридцать семь) постов. Он пытался но так и не смог объяснить, зачем он в этих 37 постах пристает к украинцам и что он от украинцев хочет и добивается. Также ВОСТОК обвиняет ИВАНа за фразу «Россия же сама доказывает свое равенство а часто и превосходство над США». У ИВАНа есть презумпции невиновности и ВОСТОК сам должен доказать ложность этой фразы. ВОСТОК опровергнуть это утверждение не смог. Предлагаю читателям помочь ВОСТОКу в опровержении фактами утверждения ИВАНа «Россия же сама доказывает свое равенство а часто и превосходство над США». Ответить Цитировать Пожаловаться
  • сено 10 октября, 10:31
    Очень грустно, что Сегодня, 00:09 рассыпаются связи в этой отрасли между РФ и Украиной. Россия заинтересована в их укреплении. Но как она может продолжать сотрудничество в авиастроении, в том числе для военно-транспортной авиации, или в области РВСН, со страной, которая без 5 минут в НАТО? Саомлёт Ан-70 может не взлететь в момент боевых действий, так как украинская авионика сломалась в пульта управления в Пентагоне. Ракета "Зенит" не взлетит в космос с боевым спутником, так это вложено в мозги этой ракеты. Можно было бы продолжать работу только в гражданском секторе, но он неотделим от военного. Украинцы это искренне не понимают или делают вид, что не понимают, обвиняя Россию в преднамеренных злодеяниях?
    Конечно грустно, что твой сосед оказался козлом. Грустно, что Россия делает все, чтобы нам нас...рать, получая ущерб для себя, прежде всего. Ну а что поделаешь?
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • восток 10 октября, 08:34 "Помимо Ан-140 и Ан-148, Украина и Россия давно говорят о модернизации самого крупного в мире серийного грузового самолета Ан-124 «Руслан» на ульяновском объединении «Авиастар-СП». В настоящее время, по словам гендиректора запорожского моторостроительного объединения Вячеслава Богуслаева, этот проект сдвинут на 2016 г. Но есть вероятность, что при нынешних украинско-российских отношениях модернизация «Руслана» может пройти с минимальным участием наших предприятий. В августе стало известно, что российские авиастроители могут заняться модернизацией Ан-124 и без участия АНТК «Антонов»." Ответить Цитировать Пожаловаться
  • восток 10 октября, 08:19 "Не обладая формальными правами на Ан-124 и Ан-70 Россия, однако, имеет всю необходимую технологическую и конструкторскую документацию на эти машины, при этом не связана никакими обязательствами, запрещающими воспроизведение соответствующих решений. Дальнейшие проволочки в сочетании с недружественным поведением Киева по другим вопросам могут привести к тому, что Москва пойдет на «китайский вариант» решения проблемы.Как известно, основу модельного ряда китайской авиапромышленности составляют машины, прямо скопированные с иностранных прототипов (J-7, J-11, Н-6, Y-8) либо созданные с широким использованием зарубежных решений (J-8, J-10, FC-1, MA-60 и т.д.). Копировать всю имеющуюся линейку «Антонова» России не нужно. Скорее всего, окажется не нужным и перезапуск производства АН-124. Сегодняшние прогнозы относительно реальной емкости рынка для этой машины не подтверждают первоначальных оптимистичных планов. Судя по всему, ремоторизации и капремонта имеющегося парка будет вполне достаточно.А вот серийное производство в России, скажем, самолета ТК-1 (условно), до странности похожего на Ан-70, более чем реально. Причем двигатели скорее всего будет теми же самыми - украинскими Д-27. Вряд ли «Мотор Сич» откажется от их производства только потому, что самолет внезапно сменит прописку. В крайнем случае опыт копирования чужих газотурбинных двигателей у российских заводов есть." Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Очень грустно, что 10 октября, 00:09 рассыпаются связи в этой отрасли между РФ и Украиной. Россия заинтересована в их укреплении. Но как она может продолжать сотрудничество в авиастроении, в том числе для военно-транспортной авиации, или в области РВСН, со страной, которая без 5 минут в НАТО? Саомлёт Ан-70 может не взлететь в момент боевых действий, так как украинская авионика сломалась в пульта управления в Пентагоне. Ракета "Зенит" не взлетит в космос с боевым спутником, так это вложено в мозги этой ракеты. Можно было бы продолжать работу только в гражданском секторе, но он неотделим от военного. Украинцы это искренне не понимают или делают вид, что не понимают, обвиняя Россию в преднамеренных злодеяниях?
    Дездычадо 16 октября, 00:45
    а вам не грустно, что не взлетит ни одна расейская ракета? По той простой причине, что в них полно китайских или амеровских плат?
    Алекс 30 октября, 10:34
    Рассейская ракета уже взлетела три назад и вывела спутник на орбиту, а вот хохляцкая ракета, точно не взлетит. Что такое космодром, вам понять не дано. Вы лучше с газовыми долгами разберитесь, опять, почти миллиард $, России должны. Вот подлецы, живут на наши деньги в долг и еще хамят.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Иван 9 октября, 13:37 Число самолетов в стране определяется расстояниями и количеством пассажиров. За время одного рейса Калининград –Владивосток такой же самолет сделает пять рейсов Харьков-Львов. Численность населения и, следовательно, количество пассажиров в России и в Украине разные. Требовать равенства авиастроительных мощностей России и Украины не правильно. Россия же сама доказывает свое равенство а часто и превосходство над США. Поэтому сопоставление авиастроительных мощностей России и США корректно. Если этого знатоки россиянские не понимают, то пить надо меньше. Если понимают то почему не говорят чего они к украинцам пристают и чё им от них надо.
    Ивану 10 октября, 00:01
    Ничего нам от вас не надо. Это вам постоянно надо. Ничего сделать без нас не можете. Самолёт на крыло поставить не можете, метро в Киеве на Троищину (или как она там называется) без наших денег не можете. Газ закачать в хранилище не можете. Теперь без европейцев после Вильнюса ничего делать не сможете.
    Иван 10 октября, 22:25
    Анониму предлагаю разъяснить какое отношение к российскому авиастроению имеет отношение метро в Киеве на Троищину (или как она(?) там называется) и газ в хранилище .
    Иван 10 октября, 22:26
    восток Сегодня, 07:33 _ Россия же сама доказывает свое равенство а часто и превосходство над США_ Прошу реальный пример когда Россия устами своих чиновников или конструкторов заявляла про своё превосходство над США:) Пока же оный Ваш пассаж звучит как демагогическое приписывание другим этих слов.
    Исходя из презумпции невиновности предлагаю фактами опровергнуть утверждение что Россия равна а где-то превосходит США.
    восток 11 октября, 03:44
    :) Хитродупость словесная не пройдёт. Вами заявлено, что Россия доказывает своё равенство и превосходство. Я предложил привести пример оного, а Вы вместо подкрепления фактами типа "вот например Путин (Медведев, Погосян....) заявил вчера (месяц назад, в 2012 году....) что авиапрм РФ превосходит американские аналоги" начинает выкрутасничать. Вывод -Заявление Ваше про то, что Россия доказывает своё превосходство над амеравиапромом -ГОЛОСЛОВНОЕ. То бишь оно ДЛЯ КРАСНОГО СЛОВЦА.:)
    восток 10 октября, 07:33
    _ Россия же сама доказывает свое равенство а часто и превосходство над США_ Прошу реальный пример когда Россия устами своих чиновников или конструкторов заявляла про своё превосходство над США:) Пока же оный Ваш пассаж звучит как демагогическое приписывание другим этих слов.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • колос 9 октября, 11:32 http://azerros.ru/analytics/5269-sukhoi-superjet-100-povtorit-li-samolet-sudbu-avtovaza.html Интересная информация о качестве российского авиапрома... Мозги промывают россиянам конкретно, и самое интересное, за деньги налогоплательщиков.
    восток 10 октября, 07:37
    :)Ссылка приводит к материалу датируемому 6 августа 2012 г. А вот http://www.interfax.ru/news.asp?id=312148 которое предоставляет инфу датируемую 13 июня 2013 г.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • ну и чё? 9 октября, 11:23
    "...но в чём превосходство Вчера, 21:47 России, вот чего я не пойму". А ты головой в детстве не ударялся? Тебе выложили данные - за три года выпущено 300 самолётов и 760 вертолётов... Разница с Украиной на 2-3 порядка. 3 порядка - это в тысячу раз. Какая должна быть разница, чтобы ты заметил?
    В 2010 году компания Boeing поставила 462 гражданских самолёта .В Москве действует Научно-технический центр Boeing, компания Boeing принимала участие в разработке самолёта Sukhoi Superjet 100. О самолетах других компаний, о военных самолетах и вертолетах США найдешь в интернете.Ну и чё? Чего ты очередной знаток россиянский от украинцев хочешь и добиваисси? Ты скажи ты скажи чё те надо чё те надо может дам может дам чё ты хошь.
    восток 9 октября, 12:10
    :) Так никто и не сомневается в том. что "Боинг" мощная компания. И изначально то ведь вопрос про превосходство был в плоскости "росавиапром -укравиапром" а не "росавиапром - сшаавиапром"_В Москве действует Научно-технический центр Boeing, _ В Москве а не в Киеве рядом с КБ Антонова.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Петляков 8 октября, 23:06 Для плодотворной совместной работы авиастроительных комплексов У. и Р. не хватает одного единственного звена:- Лаврентия Палыча! Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Кирилл 8 октября, 22:15 Пока Украина и Россия будут друг друга обвинять во всех смертных грехах будет хуже и тем и другим. Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
Курс валют
USD 25.83
EUR 28.98