Украина — Турция: союз ситуативный, а не стратегический

Поделиться
Украина — Турция: союз ситуативный,  а не стратегический
Еще в начале года в Киеве даже и не предполагали, что Петр Порошенко ранней весной отправится в Турцию с официальным визитом. Но несколько недель назад турки неожиданно предложили провести в марте очередное заседание Стратегического совета высокого уровня. В Киеве не преминули воспользоваться возможностью: в Черноморском регионе Украине нужны союзники, не боящиеся противостоять Кремлю. А переговоры президентов способны укрепить отношения двух стран, дать толчок новым экономическим проектам и реанимировать старые.

Еще в начале года в Киеве даже и не предполагали, что Петр Порошенко ранней весной отправится в Турцию с официальным визитом. Но несколько недель назад турки неожиданно предложили провести в марте очередное заседание Стратегического совета высокого уровня. В Киеве не преминули воспользоваться возможностью: в Черноморском регионе Украине нужны союзники, не боящиеся противостоять Кремлю. А переговоры президентов способны укрепить отношения двух стран, дать толчок новым экономическим проектам и реанимировать старые.

"Вы хорошо понимаете, насколько важен сейчас для Украины диалог с Турцией. Переговоры с президентом Эрдоганом призваны укрепить нашу обороноспособность и способствовать созданию крепкого политического и экономического союза между двумя странами", - амбициозно обозначил украинские цели накануне своего визита в Анкару и Стамбул П.Порошенко.

Сегодня между Украиной и Турцией идет активное сотрудничество в военной и военно-технической сфере, а корабли военно-морских флотов двух стран проводят совместные учения. Анкара оказывает помощь нашей армии, в том числе предоставив мобильные госпитали и десятки тонн походно-лагерного оборудования.

Но в Киеве хотят большего - украинская сторона не только предлагает совместное патрулирование в Черном море, но и готовит проект договора о сотрудничестве в сфере безопасности. Ведь именно эта область представляет сегодня для нашей страны наибольший интерес. Только вот, желает ли Турция играть роль союзника Украины в противодействии военному, экономическому и политическому давлению России?

Порта ведет свою замысловатую игру, где жесткие заявления в адрес Кремля звучат одновременно с попытками турецкого руководства поскорее наладить отношения с Москвой. Напомним, что непризнание Анкарой аннексии Крыма не привело к присоединению Турции к санкциям Европейского Союза против Российской Федерации, равно, как и введение Москвой ограничительных мер против турецких товаров не вызвало ответной реакции турок. А на преследования российской властью крымских татар Анкара отзывается лишь публичным возмущением.

На Украину в Турции смотрят через призму своих отношений с Россией и Западом. И до недавнего времени в украино-российском конфликте Турция подыгрывала Кремлю. Еще год назад украинские эксперты в своих комментариях, посвященных политике Турции по отношению к Украине, говорили о том, что она недружественная, и что Анкара своими действиями лишь способствует действиям Москвы в Крыму.

После ноябрьского инцидента с российским бомбардировщиком Су-24 и последовавшего обострения турецко-российских отношений Анкара скорректировала свой курс в отношении Киева. Это отразилось и на ужесточении позиции турецкой власти по ситуации с правами человека в Крыму, и на увеличившейся политической и финансовой поддержке крымских татар, и на расширяющемся сотрудничестве в сфере ВТС.

Да, сегодня Киев и Анкара - союзники, но лишь ситуативные. А ситуативное партнерство по определению не может быть стратегическим. Эксперты уверены: как только российское руководство отойдет от занятой жесткой позиции, турки сразу же возобновят сотрудничество с Россией. Такая перспектива, безусловно, влияет на украино-турецкие отношения и накладывает свои ограничения.

Поэтому, хотя в совместной декларации по результатам пятого заседания Стратегического совета высокого уровня и говорится о необходимости усилить координацию и договорную базу между Украиной и Турцией в сфере безопасности, не следует возлагать большие надежды на широкое сотрудничество в этой области. Равно, как и на эффективность объединенных усилий Киева и Анкары по деоккупации Крыма и возвращению полуострова под украинскую юрисдикцию: озвученное украинским руководством предложение, чтобы Турция стала участником международных переговоров в формате "Женева плюс" выглядит нереалистичным. Прежде всего потому, что этого не допустит Кремль.

Впрочем, куда большие возможности две страны имеют в реализации совместных бизнес-проектов. Ведь именно в торгово-экономическом сотрудничестве турки заинтересованы прежде всего: для Анкары в ее внешней политике всегда была важна выгода, которую может получить турецкий бизнес. Кроме того, на турецкой экономике, в последние пару лет сталкивающейся с серьезными проблемами, не могли не сказаться российские санкции. И турки активно ищут выход из этой ситуации.

Но если с созданием в Турции космодрома предвидятся серьезные проблемы, то перспективы "Антонова" выглядят более оптимистично: турки заинтересованы в том, чтобы у них в стране появился завод по сборке ближнемагистрального самолета. В планах Анкары по созданию собственного истребителя есть место и Украине: нашей стране предлагается поставлять для него двигатель. Препятствиями на пути этих проектов могут стать как украинская нерасторопность, так и острая конкуренция на турецком рынке международных аэрокосмических компаний.

Еще один важный проект двустороннего сотрудничества - обучение в Украине турецких специалистов в области ядерной энергетики. Турки создают эту отрасль, но после ноябрьского инцидента с российским бомбардировщиком Россия отказалась их обучать. Наша страна может занять нишу, оставленную россиянами.

Пытаясь найти замену российским туристам на курортах Анталии (а для турецкой экономики туристический сектор - один из основных источников дохода), турецкое руководство стремится создать режим максимального благоприятствования для украинских отдыхающих. Как сообщил Петр Порошенко, Украина и Турция договорились об удешевлении турецких курортов для украинцев.

Но ключевой проблемой для турок остается создание зоны свободной торговли с Украиной. "Мы придаем большое значение и приоритетность тому, чтобы соглашение о зоне свободной торговле было подписано уже в этом году", - заявил Реджеп Эрдоган на пресс-конференции сразу же после переговоров с украинским президентом. Об этом же говорится и в совместной декларации.

Реально ли? Несмотря на заявления украинского президента и премьер-министра и их турецких коллег, шансов мало: хотя наша страна и интересна туркам как рынок сбыта сельскохозяйственной продукции, товаров легкой промышленности, бытовой техники, до последнего времени они не готовы были к компромиссам.

Переговоры о подписании этого соглашения идут давно и тяжело. Они даже были остановлены в 2013 г., поскольку Анкара не захотела открывать рынок для украинской сельскохозяйственной продукции, а в нынешних условиях это для нас очень важно. Все предложения Киева обнулить пошлины турки отвергали: в Анкаре заявляли, что их производители не выдержат конкуренции. Впрочем, в Украине могут то же самое сказать о бытовой технике, автомобилях и текстиле...

После начала временного применения Соглашения об ассоциации (и зоне свободной торговли) между Украиной и ЕС появилась надежда, что Турция пойдет на компромисс и отменит или снизит торговые пошлины. Например, на пшеницу и мясо эти пошлины составляют более 200%. На этой неделе замминистра экономического развития и торговли Наталья Микольская проводила с турецкой делегацией переговоры по зоне свободной торговли. Возможно, сторонам и удалось сблизить позиции (когда верстался этот номер, результаты переговоров еще не были известны).

Для турок, кроме всего прочего, Украина интересна и с точки зрения транспортных магистралей: украинский президент заявил о том, что две страны расширят сотрудничество в сфере международных комбинированных, контейнерных перевозок, а также будут искать другие эффективные логистические решения. Вопрос в том, будут ли реализованы эти и другие договоренности по инвестициям, расширению возможностей кредитования, строительству инфраструктуры и другим совместным проектам.

В Киеве, комментируя итоги украино-турецких переговоров, с осторожностью говорят о перспективах некоторых бизнес-проектов. Помнится, ровно год назад во время визита в Киев Реджепа Эрдогана президенты также договорились о ряде проектов. В том числе и в авиационной сфере. Однако они так и не были реализованы...

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме