Украина — Россия: нервная любовь, неравная ненависть

Ирина Кириченко 3 октября 2014, 21:57
Украина-Россия

Читайте также

Конфликт на Востоке, вылившийся в откровенное противостояние между Украиной и Россией, не мог не отразиться на отношении украинцев и россиян друг к другу. Действительно ли в этих отношениях стало больше ненависти? И если да, то с чьей стороны? Переносят ли наши земляки вполне объективную неприязнь к государству-агрессору на жителей этого государства? И насколько повлияли последствия гибридной войны на отношение жителей Донбасса к Киеву и Москве? 

Об этом и многом и другом мы говорили с генеральным директором Киевского международного института социологии, профессором НаУКМА Владимиром Паниотто.

— В сентябре мы провели исследование, в ходе которого были опрошены две тысячи респондентов. 

Одна из негативных тенденций последнего времени — рост антиукраинских настроений на Востоке. По всей вероятности, в наибольшей мере это связано с неприятием местным населением АТО. Особенно это касается Донецкой области. Там практически не ведется трансляция украинских телеканалов, а пропагандистская работа российских телеканалов оказалась весьма эффективной.

Три месяца назад 70% жителей Донецкой и Луганской областей выступали за то, чтобы эти области оставались в составе Украины. А 30% их жителей хотели бы объединения с Россией. Мы не проводили наш последний опрос в Луганской области, перенеся анкеты в Донецкую (причем исследования проходили как на территориях, подконтрольных Киеву, так и на неподконтрольных). Так вот, целый ряд качественных показателей свидетельствует о том, что на сегодня в Донецкой области стало больше людей, которые стремятся к отделению от Украины или, как минимум, к максимальной автономии.

Наши политики, к сожалению, даже перед лицом войны не объединяются, а "топят" друг друга на разнообразных ток-шоу. Все говорят, что это гибридная война и что медиа — ее составная часть, но я не вижу, чтобы у нас кто-то делал реальные выводы. С помощью пропаганды Путин добивается большего успеха, чем с помощью оружия. Он натравливает одни группы людей на другие, провоцирует гражданскую войну, а Украина этому практически не препятствует. Между тем, привлечение ресурсов к борьбе за взгляды и убеждения украинского населения (прежде всего, на Востоке страны) может оказаться эффективнее, чем вкладывание средств  в новое оружие, и спасти не меньше жизней.

— Социологические исследования (в том числе те, которые проводил КМИС) показывали, что в Украине всегда присутствовал некоторый процент людей, желающих объединения нашей страны с Россией. Можно ли говорить, что война свела подобные настроения на нет?

— Количество людей, которые хотели бы объединения двух государств в одно, в Украине все время уменьшается. Максимум был в 2009 году — 23%, в мае 2013 — 14%, а сейчас — 5% (здесь и далее выделено мной. — И.К.) Кстати, россиян, желающих жить с нами в одной стране, также немного — 7%. Происходит дальнейшее падение уровня приятия друг друга украинцами и россиянами. 

Желающих объединения с Россией в Донецкой области на сегодня — 11,4%. Но при этом в Харьковской — 17,8%. 

— Насколько отличается отношение россиян к украинцам и украинцев к россиянам?

— Мониторинг взаимоотношений граждан Украины и России, который мы проводим совместно с российским аналитическим "Левада-центром" с 2008 года, показывает, что за весь период наблюдений украинцы лучше относятся к России, чем россияне к Украине. Первые несколько лет наблюдений количество тех в Украине, кто относился к России хорошо или очень хорошо, составляло 90% плюс-минус 2% с небольшими колебаниями. Затем уровень симпатий уменьшился до уровня 82—85%. И до событий в Крыму никакой особой динамики не было.

В то же время в России наблюдалась очень существенная динамика. Во-первых, с апреля 2008 до февраля 2009 процент тех, кто положительно относится к Украине, очень сильно упал — с 55% до 30%. Это падение было связано с войной в Грузии, во время которой эту страну поддержала часть руководства Украины. Тогда мы видели поразительную разницу во мнениях — в целом положительно относились к Украине только 30% россиян, в то время как в Украине 92% населения положительно относились к России.

Потом ситуация выровнялась и была все время на уровне 70% (а в Украине все те же 90%). Дальше наблюдался небольшой "подскок" симпатий россиян к нашей стране, который произошел во время Харьковских соглашений.

А после захвата Крыма произошел "обвал" показателей хорошего отношения к России в Украине — он упал с 80% абсолютного принятия до 52%. А далее (что парадоксально и непонятно) несмотря на войну, он упал еще только на несколько процентов — сейчас 48% наших граждан продолжают хорошо относиться к России. Невзирая на войну и на ужасную ситуацию в восточных областях страны, дальнейшее падение этого показателя не происходит — половина Украины относится к России положительно. Разумеется, это происходит преимущественно за счет Востока страны, но не только — "братская любовь" к агрессивному соседу характерна и для жителей других регионов страны.

Интересно, что у россиян приятие Украины почему-то упало еще больше — сейчас хорошо относятся к нашей стране всего 32% жителей РФ, и это на 16% меньше, чем показатель положительного отношения украинцев к России. Такая вот с нашей стороны наблюдается "безответная любовь", и сколько она будет продолжаться — неясно.

— Странно получается: у жителей страны-агрессора нет чувства вины перед Украиной, более того, у граждан России стремительно ухудшается отношение к Украине…

Социологи "Левада-центра" задавали россиянам вопрос: "Как вы считаете, несет ли Россия ответственность за кровопролитие и гибель людей на Востоке Украины?" Только 17% россиян ответили, что Россия ответственна за происходящее у нас в стране. И только 9,3% россиян ответили, что сами чувствуют ответственность за кровопролитие и гибель людей на Востоке Украины (2% дали ответ "определенно, да" и 7,3% — "скорее, да"), но это, наверное, те люди, которые как раз и не виноваты, потому что они выступали против войны.

Удивительно другое: поддержка россиян украинцами в массовом сознании не только не упала, но за это время еще и выросла.

Кроме отношения к России в целом, мы еще задавали вопрос об отношении украинцев к жителям России, а в России "Левада-центр" спрашивал об отношении к жителям Украины. Оказалось, что 74% населения Украины положительно относится к жителям России, несмотря на единодушную поддержку российским населением действий Путина (его электоральная поддержка составляет 85%, а поддержка действий по отношению к Крыму вызывает протест только у 7% российских граждан).

А в России положительно относятся к жителям Украины только 60% населения. И еще наблюдается существенная разница в отношении к руководству двух стран: в Украине 21% населения положительно относятся к руководству России — конечно, в основном за счет восточных областей, — а в России к руководству Украины позитивно расположены всего 7,7% населения.

И еще несколько цифр: в Донецкой области хорошо и очень хорошо относятся к России 84,3%, к россиянам — 90,4%, к руководству России — 68,8%. В Харьковской области эти цифры составляют 79,9, 91 и 70,1% соответственно.

— А сколько украинцев и россиян хотели бы "закрыться" друг от друга усиленными границами, визами и таможнями?

45% украинцев и 26% россиян. 

— Сами россияне, судя по исследованиям "Левада-центра", полагают, что отношение к ним как к народу после оккупации Крыма и начала войны на Востоке со стороны граждан Украины ухудшилось…

— "Левада-центр" задавал россиянам вопрос: "Как вы думаете, какие чувства вызывает присоединение к России Крыма у украинцев?" И в этом вопросе наблюдалась существенная динамика: все больше россиян стало осознавать, что, вероятно, украинцам такое положение дел не очень нравится…

"Это не вызывает особых негативных чувств к России", — так считают 8,7% россиян. А в действительности среди украинцев такого мнения по данным нашего опроса придерживаются 24% (удивительный ответ, ведь в опрос не входил Крым). Негативные чувства по этому поводу, но не переходящие в ненависть к России и к ее руководству, украинцам "пророчили" 15% россиян и почти угадали — у нас таких оказалось 18%. По мнению россиян, ненависть к российскому руководству, но не к России в целом, испытывают 23% украинцев, а у нас таковых оказалось 40%. 37% россиян сочли, что украинцы испытают ненависть к России в целом, а у нас это чувство обнаружили всего 10% граждан. В России 15% не знали, как ответить на эти вопросы, а у нас только 6% затруднились с ответом. Фактически оказалось, что если сразу после аннексии Крыма россияне недооценивали негативные чувства украинцев, то сейчас они их существенно переоценивают.

— Подтверждает ли социология наличие всплеска патриотизма в связи с войной?

Данные, которые мы получили в результате исследования по заказу Международного фонда электоральных систем IFES, подтверждают:  один из немногих параметров, который наши люди отмечают как улучшение, — это единение народа, оно стало существенно выше. 

— Многие политики считают, что вступление в НАТО — главный способ обеспечения безопасности Украины. Поддерживает ли общественное мнение эту точку зрения?

— В целом тут произошли существенные изменения, и если раньше большинство было против НАТО, то сейчас большинство — за вступление в НАТО. По данным уже упомянутого опроса IFES, в начале сентября эту идею поддерживали 56%, а не поддерживали 25%. Но осталась очень существенная региональная дифференциация — на Юге и на Востоке большинство против НАТО. На Юге 45% —против, 29% — за, а на Востоке 50% — против, а 28% — за (причем, на Донбассе 68% — против). Видимо, советское прошлое еще сказывается в восприятии НАТО. 

Схожая ситуация с поддержкой курса на интеграцию с ЕС. Большинство — за вступление в Европейский Союз (52%), но почти четверть страны (24%), несмотря ни на что, продолжает ориентироваться на вступление в Таможенный союз.

Как выглядит война на Донбассе для россиян? 

Ответ на этот вопрос отчасти дают исследования "Левада-центра". Согласно их данным, свыше половины опрошенных граждан РФ одобряют участие российских добровольцев в конфликте на Востоке Украины, однако доля тех, кто оценивает его "целиком положительно", за последние два месяца упала почти вдвое. При этом точку зрения, что военнослужащие стали заложниками агрессивной политики России, поддерживают 40% респондентов. Многие россияне начинают опасаться санкций и возможной войны с западными государствами. 

Одним из факторов, влияющих на отношение россиян к происходящему, является их слабая информированность, искаженное представление о войне на Востоке Украины и о реальном участии в ней России. Красноречивая цифра — только 46% опрошенных заявили, что слышали о гибели псковских десантников (50% не слышали). 54% россиян считают их добровольцами, самостоятельно отправившимися воевать на украинский Восток. Каждый пятый считает, что они были направлены на войну командованием части. Одобряют участие российских добровольцев в войне 57% россиян. 40% опрошенных считают, что гибель российских солдат нельзя ничем оправдать. И каждый третий респондент убежден, что Россия должна оказывать помощь Донбассу, жертвуя жизнью своих солдат.

Впрочем, директор "Левада-центра" Лев Гудков обратил внимание на одну важную цифру: в марте за вторжение в Украину выступали 74% респондентов, в конце августа — только 43%.

Общий тренд —  рост тревоги, опасения, что ситуация перерастет в хроническую войну. 26% россиян уже называют происходящее войной.

Однако российская власть все еще имеет достаточно инструментов влияния на общественное сознание. Сразу после оккупации Крыма, в самом начале войны на Донбассе Лев Гудков в интервью ZN.UA справедливо заметил: " Речь идет сознательном и намеренном развращении общества, насаждении цинизма, представления, что все вокруг хищники. А нахождение во враждебном окружении — это пример негативной интеграции, поддержание коллективного единства, достигаемое через насаждение "образов врагов" — это не реальные, а символические противники, которые представляют другие ценности, другой образ мышления, — именно эти идеи путинский режим хочет внедрить в общество. Более половины россиян совмещают оба комплекса — имперский и советский. 

Сейчас в России мы имеем дело с возвращением тоталитаризма. Такой агрессивной тотальной пропаганды я не помню даже в советское время. Сознательное сопротивление массированной пропаганде оказывают всего 7–10% населения — это люди более образованные и более пожилые, которые помнят советское время и свое критическое к нему отношение, — у них есть нравственный и культурный иммунитет против "путинизма". 

Общественное сознание в России пребывает в особом состоянии — оно пронизано мутной волной архаических, старых, имперских представлений, которые идут еще с ХІХ века. Сейчас страна является хранителем российского державного национализма. Из общей массы выделяются разве что люди с исторической памятью, помнящие советское время и имеющие опыт сопротивления государственному насилию. А политика путинского режима направлена на то, чтобы вытеснить прошлое, российское общество — это сегодня общество беспамятное: по отношению к прошлому работают те же механизмы, что и в отношении Украины, а ведь манипулируемым людям проще простого навязать свою волю… К тому же сейчас очень обострился страх массовых репрессий — их боятся 37% населения, и это самые высокие цифры за все время измерения. Диффузное раздражение и непонимание происходящего выливаются в смещенную агрессию — граждане недовольны властью, а начинают громить приезжих. Сейчас пропаганда направляет этот ущербный инстинкт на "бандеровцев"… А утверждение собственного достоинства россиян всегда проявляется через защиту страны — с милитаризмом, с героическим прошлым, с демонстрацией силы или насилия".

Разговор о том, как в украинском обществе удивительным образом уживаются патриотизм и миролюбие к агрессору — впереди. Как и разговор о том, почему власть, занятая поисками мира, по-прежнему проигрывает войну за настроения своих граждан на Востоке. Сейчас задавать эти вопросы власти бессмысленно. Он занята выборами…

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
26 комментариев
  • Desdichado 11 октября, 03:09 что может быть тупее, чем высказывания одной из заинтересованных сторон о том, что население второй стороны слабо информировано или оболванено пропагандой. А уж объяснение, что твои действия не поддерживает значительная часть населения Донбасса из-за вражеской пропаганды (и видимо недостатка украинской) - это вообще за гранью разумного. Тоже самое касается непонятного для авторов опроса, высокого уровня позитивного отношения украинцев к россиянам, может стоить поискать причины в действиях тех кто захватил власть в Украине в феврале? Тогда никакого парадокса не будет, и все станет на свои места, и не нужно будет оправданий типа "вражеской пропаганды и слабой информированности"? Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Сергей Беляев 10 октября, 19:13 Conscience, что ты знаешь о "совке"? Ты в нём жил? Щебечешь чужую песенку, птенец. Тебе кажется, что тем самым ты стал свой для запада? Ты просто потенциальный предатель, власовец и холуй, которых в России ровно четверть населения. Отсюда и проблемы у страны.
    Desdichado 11 октября, 03:11
    откуда четверть? примерно 15% или меньше 1/6
    Иван 12 октября, 11:52
    Вот что вы тут делаете, кремлеботы? Юрисдикция Ольгино и на Украину распространяется что ли? Вы как всегда смешны. Проблемы России от шизофреников вроде вас, у которых Родина - это Путин, Сталин и совок, и враги затаились за каждым углом. И вообще, чего вы вечно цепляетесь к инакомыслящим? А плюрализме мнений не слыхали, колхозники?
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Conscience 9 октября, 03:47 Не волнуйтесь, братья-украинцы. Как только Путин уйдет, народ сразу начнет каяться, потому что у нас за последние 15 лет отношение к Вам формируют только центральные СМИ. Поэтому я не вижу сегодня особого смысла в этих соц. опросах. Ну если только, чтобы оценить работу пропаганды. Когда вся эта тьма закончится, сядем за большой стол и будем очень долго, по-семейному, разговаривать. Только вместе мы сможем отучить людей от совка и великорусского шовинизма.
    Desdichado 11 октября, 03:13
    учитель, в школе и вузе небось экзамены и зачеты получал за взятки? И такие собираются кого-то отучать.;) Унитазы мыть в Польше, или картоху копать там же за мелкий прайс, разве что этому можете обучать себе подобных.
    jurius 13 октября, 10:14
    Не сильно верится. Россияне никогда не раскаиваются, всегда высокомерно считая что любое их преступление оправдано и они всю жизнь поступали верно. В истории нет ни одного примера чтобы они перед кем-нибудь раскаялись. Народ, поддерживающий диктаторов несет ответственность за их преступления не меньше своих вождей и фюреров. Немцы это в свое время осознали и до сих пор каются за свою верность тоталитарному государству. Могут ли так поступить россияне? Вопрос риторический. Скорее всего в попытке обелить себя россияне займут оборонительную позицию "во всем виноват Путин, а мы тут причем?" и найдут сто причин чтобы не просить прощения Украину. Более того еще не факт, что ослепленные великодержавным фанатизмом россияне после Путина не выбирут подобного ему имперского фанатика и история будет продолжаться. По этим причинам я пессимистично смотрю на возможность Украине жить с Россией в мире после Путина.
    Сергей Бендер 20 октября, 16:09
    >> Как только Путин уйдет, народ сразу начнет каяться Вот она! Самая квинтэссенция наивной убогости майданного духа. На уровне сказочек, типа "Звёздные войны VI" -- злобный Император повержен и освобождённые народы пускают фейерверки и валят статуи. Конечно, вам на Майдане было так радостно и свободно! Вы так весело валили статуи! Вы уверены, что везде и всегда будет так! Может быть и в Харькове освобождённый народ при всеобщем ликовании сверг ненавистного Ленина? Но вернёмся к "Путин уйдет, народ сразу начнет каяться". А когда Пиночет ушёл, народ сразу начал каяться? А когда Мао Цзе Дун ушёл, народ сразу начал каяться? А когда Броз Тито ушёл, народ сразу начал каяться? А когда Каддафи ушёл, народ сразу начал каяться? Ах да, конечно! Был один случай: когда Гитлер ушёл, народ начал каяться! Вот что греет вам душу и вселяет в вас надёжду! Но! Были кое-какие мелочи, происходившие между тем, как "Гитлер ушёл" и "немецкий народ начал каяться"? Догадываетесь, о чём речь? Понятно, что вам не хочется задерживаться на таких пустяках -- но знать их надо. Итак, было вот что: а) полный разгром в кровопролитнейшей войне, б) установление двух оккупационных режимов, в) многолетняя воспитательная работа. Вы сулите Путлеру судьбу Гитлера! Гелетей уже объявил новую Великую Отечественную! Что ж вперёд! Когда вы положите несколько миллионов солдат, поднимете над Кремлём жовто-блакитное знамя Победы, сожёте труп отравившегося Путина, повесите Медведева, Шойгу и прочих... -- тогда (!!!) вы насладитесь зрелищем русских, вымаливающих у вас прощения. А пока вы торгуетесь с "проклятым Путлером" о скидке на газ, то разговоры о "тьме, совке и шовинизме" -- не более чем дешёвый балаган.
    Conscience 6 ноября, 21:00
    Да, да, да. Майдауны, деды воевали ("ни шагу назад" и лагеря им в подарок за победу), Каддафи и дедушка Ленин... Вся убогость ура-патриотического духа. Презрение к инакомыслию и личности, садизм, озлобленность, примитивность мышления, слепое и агрессивное подчинение безликому, фашиствующему, лживому и воровскому "Отечеству". Скоро грандиозный юбилей - 100 лет в тотальном рабстве у собственного государства, так что пену у рта вытрите и готовьтесь на "картошку" ехать. Привет из майданутой Москвы!
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • ViktorUA 8 октября, 14:56 1) 2000 опитаних - дуже маленька база. пам'ятається, це +/-3% для показників до 50% і +/-5% для показників більше 50%. 2) як рахувались поправочні коефіцієнти на кількість населення за регіонами? давно не було перепису населення, на скільки достовірні данні? як враховувались міграційні потоки останнього часу? хтось досліджував сепарацію біженців по регіонах, залежно від їхніх поглядів на ситуацію? 3) як по мені, то надто поверхнево та не точно. хоча... Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Ponchik 5 октября, 12:59 Осторожный профессор, манипулирует умами читателей. Наверное боится мусорной люстрации. Он заявляет: "один из немногих параметров, который наши люди отмечают как улучшение, — это единение народа, оно стало существенно выше." Хитро построенный ответ! Люди думают, что происходит единение народа. На самом деле глубочайший раскол по важнейшим политическим вопросам, таким как отношение к России, к Нато,... если посмотреть само исследование там, наверное, много таких линий разрыва. И этот раскол происходит, когда народ думает, что мы идем к единению. Блажен, кто верует! Именно этот феномен социолог скромно замалчивает. Ответить Цитировать
  • house 4 октября, 22:37 "Желающих объединения с Россией в Донецкой области на сегодня — 11,4%. Но при этом в Харьковской — 17,8%." Это показательно. Когда, если, путлер начнет спасать "русскоязычных" в харьковской, с помощью уже традиционных "вежливых" гоблинов-титушек (не говоря уже про чечен с осетинами), в Харькове сторонников Орде тоже упадёт) причем еще сильнее, чем в домбасе, ибо Харьков всё же - не Лугандония.
    kfmn 5 октября, 16:44
    Вопрос-то стоял "желаете ли вы объединения Украины и России", а не "... присоединения Донецкой области к России". Это разные вещи. Да и россияне в основном не хотят такого объединения (как и, например, большинство южнокорейцев не хотят объединяться с КНДР и кормить потом "бедных родственников").
    Desdichado 11 октября, 03:15
    да нет, харьковчане считают, что после Донбасса объединение произойдет по крымскому сценарию, на самотек, как это случилось на Донбассе в РФ, это дело не пустят.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Alena Vonahalova 4 октября, 19:00 в статье указана неверная информация: не более 3% харьковчан хотят объединения с РФ. Соцслужба студентов Университета Каразина, несколько других соцслужб проводили опросы в конце сентября 2014, процент желающих соединиться с РФ от 2 до 3. Зачем в интервью указана завышенная цифра - вопрос.
    Oostar 7 октября, 22:08
    "Соцслужба студентов Университета Каразина" вызывает большие сомнения...как и 3 %..как минимум все пенсионеры не против,судя по Крыму...
    jurius 13 октября, 10:23
    Анна, не спорю что в Университете Каразина, как и многих других университетах города много молодых патриотов Украины, возможно этот процент доходит до 70-80%. Но насколько такие настроения характерны для среднестатистичных харьковчан, который, как мы помним поддерживали ПР, Харьковские соглашения, Кернеса, избиение в 2010 г. защитников Парка против "реконструкции", разгон Майдана "титушками" в 2013-2014 гг. и т.д. Харьков это далеко не только продвинутая унверситетская молодежь и ультрас "Металлиста" но и сотни тысяч "боевых бабушек" Кернеса. В то, что они сейчас массово учат слова украинского гимна не верю. Скорее всего они затаились для встречи "асвабадителей" до лучших для русского мира времен.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • spragly 4 октября, 16:28 Соціологи мусили провести це опитування в Донецькому аеропорту. Там позиції рускіх та українців дуже близькі : одна навпроти іншої. Саме на кордоні народів і становиться ясно в яких вони стосунках. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Nicksaf 4 октября, 14:33 Опять, Anatoliy_Shiyan, Вы не в попад. А как же Грузия? Она вступает В НАТО. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Василий Евтушенко 4 октября, 09:18 По возрастающей, есть ЛОЖЬ,БОЛЬШАЯ ЛОЖЬ и СОЦИОЛОГИЯ. Но я с таким мнением не согласен. Социология в таких вопросах должна опираться не на 2 тысячи опрошенных, а хотя бы на порядок выше, то есть 20 тысяч, тогда можно было бы с большей вероятностью знать истинное положение. На счет СМИ. Врут безбожно с ОБЕИХ сторон, противно слушать одних и других. Но надо отдать должное России, она более искусно преподносит любое событие,более грамотно, а наши СМИ-это позор нации. Такого откровенного вранья трудно придумать. Они, видимо, старались, что бы пробиться в НАРОДНЫЕ депутаты. Там их уже будет не менее половины Рады и, что они дадут стране??? P.S. В дурном сне не могло присниться, что мы будем воевать с Россией. У меня сын ,внуки в России, а дочь и внуки в Украине. И как я должен вести себя? А таких ,как я в нашей стране не менее ПОЛОВИНЫ. ТЕ КТО ОРГАНИЗОВАЛ ЭТУ БОЙНЮ, ДОЛЖНЫ ПОПАСТЬ НЕ ПОД ЛЮСТРАЦИЮ, А ПОД МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРИБУНАЛ ( как в Югославии).
    Flutter 4 октября, 12:58
    «В дурном сне не могло присниться, что мы будем воевать с Россией. У меня сын ,внуки в России, а дочь и внуки в Украине. И как я должен вести себя? А таких ,как я в нашей стране не менее ПОЛОВИНЫ. ТЕ КТО ОРГАНИЗОВАЛ ЭТУ БОЙНЮ, ДОЛЖНЫ ПОПАСТЬ НЕ ПОД ЛЮСТРАЦИЮ, А ПОД МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРИБУНАЛ ( как в Югославии)» - Ваша думка мене хвилює: 1) як люблячого батька та дідуся, Вас ОДНОЗНАЧНО!!! підтримую; 2) як російськомовному громадянину України, котрий вважає «ОРГАНИЗАТОРАМИ ЭТОЙ БОЙНИ» ВИКЛЮЧНО!!! українську сторону, Вам ОДНОЗНАЧНО!!! заперечую. Ворогів Вашого добробуту та сімейного благополуччя, а саме: Януковичів + Партію Регіонів – продовжувачів одіозних керманичів Кравчуків, Куч, Ющенків – Революція Гідності відсторонила від влади, після чого народ України мав би ГУРТОМ!!! розпочати будівництво СПРАВЕДЛИВОГО!!! суспільства. Але ж НІ!!! Російськомовні громадяни Сходу України забажали ВІДОКРЕМЛЕННЯ!!! від клятих «фашистів-бЕндірівців». Звідки взялося це сміття у мізках російськомовних українців? Україна – це ж наша ЄДИНА!!! Батьківщина. Чому «східняки» хочуть роздерти на шматки наш СПІЛЬНИЙ!!! дім? Ще у Біблії сказано: «дім, що розділився – не встоїть (не збережеться)». Дайте ж ЧЕСНУ!!! відповідь, ЧОМУ!!! розпочалася «ЭТА БОЙНЯ».
    kfmn 5 октября, 16:50
    "Януковичів + Партію Регіонів – продовжувачів одіозних керманичів Кравчуків, Куч, Ющенків – Революція Гідності відсторонила від влади,"... и посадила на троны не менее одиозных Порошенок и Коломойских. Это была не "Революція Гідності", а типичный олигархический госпереворот в латиноамериканском стиле.
    Oostar 7 октября, 22:11
    Igor Duachenko 11 октября, 12:15
    Мусор этот в головах русскоговорящих украинцев,появился благодаря плодотворной деятельности Мистеров Тягнибока,Яроша,Михальчишина и им подобных панов,плюс "отдельные"высказывания ополоумевших и потерявших человеческий облик от "звериной"ненависти к жителям ЮГО-ВОСТОКА,дамам типа Тимошенко,Чорновол,Богословской и далее со всеми остановками,удивителен в связи с этим Ваш вопрос.......м-р Flutter
    Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
USD 25.64
EUR 27.25