Украина на разломе глобальной системы безопасности

Коллаж

Читайте также

Система международной безопасности за последние годы не раз подвергалась серьезным испытаниям, поскольку мир сотрясали экономические кризисы, социальные революции и естественные при этом военные конфликты. Эта система скрипела, шаталась, но все-таки держалась.

В моем представлении ее можно сравнить с многоуровневой иерархической системой. На вершине этой пирамиды (такая ассоциация весьма уместна) до 2000 года находились США. В первом десятилетии XXI века пирамида принимает усеченную конфигурацию, поскольку мощь, сила и влияние все больше перемещаются с Запада на Восток. Тем не менее, и в усеченном варианте на ее вершине на протяжении еще не менее 20 лет будут находиться только США, но уже в другом качестве.

Сегодня США — не гегемон, а просто мировой лидер, то есть, от глобального всемогущества они перешли к глобальному превосходству. Следует просто помнить, что политическая и экономическая системы США сконструированы так, что внутренняя стабильность в этой стране неразрывно связана с их доминированием в мире.

Да, есть порядка 17 трлн долларов национального долга, есть социальная несправедливость и неравенство, но есть и 600–700 млрд военного бюджета ежегодно и подавляющее технологическое превосходство в области создания ВВТ. И все же, несмотря на это превосходство, США все равно придется потесниться на усеченной площадке международной безопасности.

Ближе всего к ним находится Китай. (Эксперты прогнозируют, что Китай по ВВП догонит США уже к 2020 году, а не к 2030-му, как прогнозировалось ранее. Впечатляют цифры военного бюджета Поднебесной— в 2013 г. они приблизились к 110 млрд долларов, а в следующем году они окажутся больше, чем у восьми крупнейших стран НАТО, за исключением США).

Ниже Китая в иерархической пирамиде (а она асимметричная) находятся ЕС и Россия, затем Индия и Бразилия, а еще ниже мощные региональные центры, такие как ЮАР, Индонезия, Турция.

Я не могу описать всю мировую иерархию и определить в ней точное место Украины. Думаю, оно ближе к основанию пирамиды. В общем, это было бы неплохо, легче затеряться, если бы не одно "но".

В геополитике место государства определяют внешняя политика, международные отношения и географическое окружение. Так вот, с территорией нам не повезло. Мы оказались на изломе геополитических интересов России и Запада.

А поэтому, в каком бы направлении ни развивалась система международной безопасности, не существует такого сценария, при котором будущие риски и угрозы обошли бы Украину стороной. Почему я не упоминал существующие? Потому что пирамиду глобальной безопасности как бы опоясывали и делали ее устойчивой системы международных договоров: уставные документы ООН, Хельсинские соглашения 1975 года по безопасности и сотрудничеству. Для Украины дополнительно — Будапештский меморандум 1994 года, Большой договор с Россией 1997 года, Хартия об особом партнерстве с НАТО 1996 года. Все эти и многие другие международные соглашения Российская Федерация фактически дезавуировала.

Устойчивой остается только часть пирамиды, где сегменты объединены в военно-политические союзы. В целом же пирамида все больше напоминает Пизанскую башню. Упадет ли? Во многом зависит от развития российско-украинских отношений.

В свое время распад Югославии позволил развести страны по своим национальным квартирам с разным по масштабу применением оружия, но угрозы мирового конфликта не существовало, и о ядерном оружии никто не вспоминал.

Крымский кризис изменил ситуацию. Если несколько месяцев назад самыми горячими точками на планете считались Сирия, перманентно Иран и Северная Корея, то сегодня координаты мирового конфликта впервые проявились в Восточной Европе так, как это уже было и в 1914 и 1939 годах.

Аннексия Крыма и организация боевых действий на Юго-Востоке Украины со стороны РФ свидетельствуют о начале переформатирования постсоветского пространства силовыми методами и формирования новых границ РФ.

Украина сегодня тестовая страна для действующей стратегии президента Путина. Его план — создание новой России путем военного захвата территорий бывших советских республик. Поскольку Украина — первый этап, то от его развития зависит и дальнейшая коррекция действий Москвы.

Сегодня существует острая необходимость срочного создания новых правил безопасности в мире. Причины: 1) высокий риск применения оружия массового уничтожения одной из сторон конфликтов (петушиные голоса уже звучат в Государственной думе); 2) массовая гонка вооружений, появление большого количества региональных конфликтов и теневой переход к состоянию подготовки новой мировой войны.

Такая ситуация порождает необходимость созыва и проведения встречи ключевых государств (прежде всего США, Россия, Китай, ЕС) под условным названием "Ялта-2". Цель — определение логики в контексте безопасности относительно дальнейшего развития глобальной системы международных отношений. Например, не должно быть возврата к многополярному миру, в котором Россия — один из ключевых региональных игроков, но действует в условиях западной международной изоляции.

Поэтому, если "крымский механизм аннексии" не получит достойного ответа на уровне ОБСЕ, НАТО, ООН, а также отдельных мировых держав, начнется медленное погружение в неуправляемый хаос. И все это на почве экономических, социальных, экологических и сырьевых проблем.

Что следует делать?

Существующий каркас международной безопасности сегодня составляют: неэффективная ООН (из-за права вето в Совете безопасности), формализованная ОБСЕ (Россия не первый раз нарушает базовые принципы ее деятельности) и не определившаяся в своей глобальной стратегии НАТО.

Первым шагом реформирования существующей системы должно стать снятие права вето в СБ ООН. Украина как страна, распрощавшаяся с третьим по мощности ядерным потенциалом и сегодня столкнувшаяся с агрессией против собственной независимости со стороны ядерной державы-гаранта, имеет право стучать туфлей на трибуне ООН. Стучите, даже если не откроется.

Второе. Фиксация нерушимости существующих границ в Европе. Реформирование международной системы безопасности без четкой фиксации принципа нерушимости границ невозможно.

Третье. Нейтрализация неконтролируемого расширения клуба ядерных держав. Если Украина не получит полноценную компенсацию со стороны стран-гарантов Будапештского меморандума, в мире в ближайшем будущем появится до десятка новых ядерных держав.

Четвертое. Поиск новых рамок размещения военных контингентов в Европе. Система баланса обычных вооружений в Европе больше похожа на дисбаланс, перекосы налицо, особенно на границах Украины.

В целом для формирования новой системы безопасности западным странам следует максимально четко нарисовать руководству России возможные сценарии развития ситуации: либо перспектива реальной международной политической и финансово-экономической изоляции, либо возвращение России в международно-правовое русло с выходом на новые масштабные договоренности по глобальной безопасности.

Украинские интересы сегодня заключаются не во внеблоковости и не в возвращении к прямому участию в НАТО, а в инициировании и реализации на общеевропейском уровне механизма коллективной безопасности, в котором нарушителя ожидает мгновенный и ощутимый комплекс карательных мер и санкций.

И последнее, о чем не хотелось говорить, но хочется кричать. Еще в 2006 году на Украинском форуме в докладе "Безопасность 2010", рассмотрев все возможные сценарии — нейтралитет по-европейски, усиленный нейтралитет, внеблоковость, участие в военно-политических союзах, мы сделали вывод, что реализация любого из этих сценариев должна опираться на существующий уровень собственных вооруженных сил.

Но пацифистский туман в головах многих наших руководителей, бренд "нам никто не угрожает" и как следствие — финансирование по остаточному принципу привели к развалу и ВС, и ОПК. Сегодня отовсюду звучат набатные призывы, но деньги сдают на поддержание ВС в основном рядовые граждане. До сих пор не принят Государственный оборонный заказ. Все сказанное относится уже не к разгильдяйству, а к совсем иной статье Уголовного кодекса. И это наши собственные проблемы. Поэтому, принимая участие в переформатировании глобальной системы безопасности, мы должны решить эти проблемы в первую очередь.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
7 комментариев
  • Виктор Западынский 26 июля, 17:05 Что опять кацапы не дорезанные активизировались. Все мировое сообщество должно понять, что все зло, от так называемой нации, как русский. Если бы рф исчезла, то все конфликты на нашей планете прекратились бы. Ведь нужно помнить, что все зло от русских. Это грязная нация и сама не развивается и другим не дает. Я надеюсь, что такая нация как кацап исчезнет с лица земли. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • lesya 30 мая, 21:18 Во всем ниже следующем, под диктатурой подразумеваю действия в своих личных интересах, ради личной наживы и благополучия, и ,не считаясь и нанося вред(экономический, политический, здоровью, психологический и т.д.) остальным членам общества. Еще хочу сказать, что может быть и диктатура большинства. Это , когда, большинство ущемляет права меньшинства и навязывает свою волю. В этом контексте, под ДЕМОКРАТИЕЙ подразумеваю такую власть, которая учитывает интересы различных групп, а это можно сделать только через государство , создав и реализовав справедливую систему законов, Ответить Цитировать
  • lesya 30 мая, 13:52 Еще ответ для ,Luda1958, если брать сильное государство и слабый народ, всегда надо смотреть в чьих интересах действует это сильное государство. То, что Шан был не прав, относительно слабого народа и подавления, свидетельствует то, что император был сброшен. А вот я не говорила, что государство должно быть слабым, а как раз наоборот, и народ и государство должны быть сильны. Под народом имею ввиду большую часть населения, а не диктатуру 1%. А любая диктатура, всегда будет сброшена. Та ситуация, что в Украине и вызвана "сильным государством", в данном случае государство выражало интересы 1%. О чем я и писала.Почитайте внимательно и разберитесь. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • lesya 24 мая, 13:12 Хочу прокомментировать. Для того, чтобы страна состоялась у нее должен быть каркас. Можно сказать, что есть официальное управление страной, а есть традиционное - связи, и т.д. Но, главное, управление должно идти изнутри страны и принцип его - в интересах народа и , в том числе будущих поколений. Что произошло в Украине. В Украине НЕ было своей политики, экономика перешла в руки кучки неопытных и бандючьих структур. Большая часть экономики контролировалась 5 людьми и не в интересах украинского народа. В такой ситуации ни о какой геополитике говорить не приходится. Если не вернуть основу - управление государством в интересах народа, тогда ни о какой безопасности говорить не приходится. И прибыль - не признак успешности с позиции государственности. У нас баланс общественный интерес - личная выгода, был нарушен. Хочу сказать, что все лидеры не заявили никакого Плана по экономике, предпочитают не вмешиваться. Это преступная ошибка - именно экономика формирует основу для процессов, а она у нас антинародная. Пока не будет налажен нормальный экономический процесс - ни о какой безопасности не может быть и речи. Нищее население - и есть самая большая опасность.
    Luda1958 24 мая, 14:15
    "Нищее население" - опасность? Щас! Вот и лидеры Туниса с Ливиями так думали... Результат известен... А вот китайцы дело говорили :) Шан Ян «Книга правителя области Шан» "«…мог одолеть сильного врага лишь тот, кто прежде всего победил свой собственный народ… Когда народ слаб — государство сильное, когда государство сильное — народ слаб. Поэтому государство, идущее истинным путем, стремится ослабить народ… Если государством управляют при помощи добродетельных методов, в нем непременно появится масса преступников… В государстве, где порочными управляют словно добродетельными, неизбежна смута. В государстве, где добродетельными управляют словно порочными, воцарится порядок, и оно непременно станет сильным…"
    spragly 27 мая, 07:39
    Луда: не робіть свої вправи над калюжею бо тільки читателів забруднюєте.
    lesya 30 мая, 13:42
    Luda1958, перед тем, как цитировать, надо проанализировать и понять, в каком контексте говорил Шан и ,собственно, о чем. В его послании имеется в виду, укрепление империи, чтобы не было смуты. Т.е. модель подавления. Государство ,в данном случае - это император. Т.е. государство служит для удовлетворения потребностей императора. И, насколько, я понимаю ,именно, надо было не допустить никакую смуту, т.е. никакого протеста и противоречия мнению императора. И большие жертвы оправданы, т.к. сохраняют жизнь императору. Поэтому , Ваш пример, он ,вообще,не в контексте. У нас уже был,император, теперь его заменил 1% населения, который себя ассоциирует с государством. Я говорю о модели, когда государство будет работать на большинство, средний класс.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
USD 26.02
EUR 27.92