Теплая реформа: проверка Украины на зрелость

Геннадий Зубко 24 февраля, 23:01
батарея
Andres Putting/kasulik.delfi.ee

Читайте также

В современном мире энергоэффективность — маркер экономического успеха страны и показатель зрелости общественного развития. 

Пока что этот маркер для Украины неутешительный, но однозначно не безнадежный. Мы потребляем в пять раз больше тепловой энергии, чем Германия, в три — чем Польша, и в два раза  больше соседней Беларуси. У нас, украинцев, есть план, как кардинально уменьшить энергозатраты государства и украинских семей и приблизить их к показателям цивилизованного мира. Нет ни одной развитой страны, в определенное время своего развития не решившей инвестировать в энергоэффективность для уменьшения потребления энергетических ресурсов и повышения конкурентоспособности государства. 

Этот план ставит перед нами три стратегических задачи:

Формирование ответственного собственника — владельца жилья, с помощью государства и предоставленных им инструментов, способного эффективно управлять своей собственностью, готового к уменьшению энергопотребления и внедрению энергоэффективных мероприятий. 

Создание инструментов, с помощью которых этот владелец сможет легко и доступно пройти путь к энергоэффективности.

Модернизация предоставления услуг. Ведь сколько бы украинские семьи ни утепляли свои дома и термомодернизировали жилье, без комплексной перестройки системы предоставления коммунальных услуг и повышения их качества о достижении максимального результата в энергоэффективности  говорить бесполезно. 

Выполнение этих задач тактически возлагается на все уровни украинского общества.

На уровне украинских семей — желание и готовность двигаться в направлении энергоэффективности. 

На уровне муниципалитетов — модернизация коммунальных предприятий, введение локальных программ по энергоэффективности, термомодернизации социальной инфраструктуры. 

На уровне государства — принятие необходимой законодательной базы для практического внедрения реформы, создание действенных механизмов оказания технической и финансовой помощи ответственному собственнику и привлечение необходимых инвестиционных средств.

От программы "Теплых кредитов" до Фонда энергоэффективности 

Как независимый и действенный механизм мы предлагаем Фонд энергоэффективности, а необходимое законодательство для его запуска уже находится на рассмотрении парламента. Украина сейчас не придумывает ничего нового и сложного. Механизм Фонда энергоэффективности отработан в странах Восточной и Центральной Европы. С его запуском Латвия, Польша, Эстония, другие государства осуществили масштабную реформу энергоэффективности  и радикально уменьшили потребление энергоносителей. Следует также помнить, что для Украины создание фонда является условием выполнения директивы 2012/27/ЕС, в соответствии с Соглашением об ассоциации с ЕС.

Предтечей Фонда энергоэффективности  в Украине стала программа "Теплых кредитов", введенная в 2014-м. Она оказалась довольно успешной. Государство в кооперации с украинскими гражданами привлекли на обеспечение энергоэффективности 2,8 млрд грн. Пока ими воспользовалось около 216 тыс. украинских семей. "Теплые кредиты" согрели жилье и снизили коммунальные счета около 0,5 млн людей. Этот действенный инструмент сохраняется и в дальнейшем. В госбюджете-2017 на "теплые кредиты" заложено 400 млн грн. 

Но такой программы недостаточно, чтобы осуществить глобальную программу тепломодернизации страны. Ее способен обеспечить Фонд энергоэффективности. Ведь в Украине 15 млн домохозяйств, половина их — в 120 тысячах многоэтажных домов. Большинство многоэтажек построены в 1960–1980 годах. Почти 70% средств в структуре счетов за ЖКУ составляют отопление и горячее водоснабжение. Кстати, именно эти услуги имеют самый большой потенциал экономии — до 60%. В многоэтажках внедрение таких мероприятий возможно только на уровне всего дома. Следовательно, многоэтажки являются целевыми объектами для сотрудничества с Фондом энергоэффективности. Поэтому у жилищного фонда самый большой потенциал для экономии энергоресурсов. 

Финансовая и техническая поддержка фонда будет доступна и частным домохозяйствам, и домохозяйствам в многоквартирных домах. Фонд будет компенсировать до половины расходов на проект по реновации дома. 

В ожидании "зеленого света" от парламента

Фонд энергоэффективности должен заработать к следующему отопительному сезону. В Госбюджете-2017 предусмотрено 400 млн грн на его финансирование. От международных доноров, в частности от правительства Германии и от ЕС, ожидаем еще 120 млн евро. В Украине практически все готово к старту этой программы. Но есть существенное препятствие — отсутствие необходимого законодательства. Несмотря на готовность украинского общества, президента, правительства, наших международных партнеров, Верховная Рада еще не приняла необходимый пакет законов, который зажжет "зеленый свет" энергоэффективной Украине. 

Чтобы Фонд энергоэффективности стал действовать, Минрегион совместно с народными депутатами и международными партнерами наработал пакет законодательства по полномасштабному внедрению реформы энергоэффективности  в Украине. 

Из базовых законов принят только один — №417-VIII "Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме", который, фактически, лишил жителей многоквартирных домов диктата жэков советского образца. Он дал громадам возможность самостоятельно решать судьбу собственного дома. До принятия закона люди зависели от жэка или от компании, назначенной муниципалитетом или застройщиком. С принятием закона мы дали возможность гражданам иметь совместную собственность. Наш месседж людям: "Дом — это ваша собственность, учитесь совместно, ответственно и эффективно управлять этой собственностью". Дали возможность объединиться, избрать управляющего, который выберет и предложит самые лучшие услуги и цены на рынке. Сегодня уже образовано свыше 26 тыс. ОСМД. 

Но этого мало. Следующий шаг — парламент должен принять еще четыре закона. Первый — № 1581-д "О жилищно-коммунальных услугах" — создает условия для развития конкуренции на рынке и наделяет потребителей правом заключать прозрачные договора непосредственно с поставщиками услуг. Второй — №4901 "О коммерческом учете коммунальных услуг" — вводит обязательный учет потребления ЖКУ. После его принятия люди будут оплачивать только  фактически потребленные услуги, а не начисленные с потолка. Еще два законопроекта мы разработали совместно с экспертами, международными партнерами, отдельными депутатами парламента. №4941 — "Об энергетической эффективности зданий" — вводит механизм получения унифицированного сертификата энергоэффективности  здания. Ключевой — "О Фонде энергоэффективности", собственно, и позволяет запустить этот механизм.

Эти четыре проекта согласованы со всеми вовлеченными в процесс сторонами. Со Всемирным банком, IFC, ЕБРР, USAID, другими международными партнерами, готовыми финансировать программы фонда. Их поддерживает экспертная среда — "Реанимационный пакет реформ", Гражданская сеть ОПОРА, "Энергоэффективные города Украины", другие влиятельные общественные инициативы.

Собственно, в Украине все готово к старту самого масштабного этапа реформы энергоэффективности. Ждем только принятия парламентом необходимых законов.

Что получит государство и что — потребитель от Фонда энергоэффективности 

Запустив Фонд энергоэффективности, при условии обеспечения надлежащего финансирования, уже до 2021 г. рассчитываем экономить до 1,5 млрд куб. м газа ежегодно. Еще 5 млрд грн ежегодно сэкономим на финансировании субсидий. Запуск фонда открывает новый инновационный рынок энергоэффективных технологий. А это — до 75 тыс. новых высокооплачиваемых рабочих мест и до 10 млрд грн дополнительных налоговых поступлений ежегодно.

Масштабная реформа энергоэффективности при поддержке международных партнеров, экспертных организаций, общественных активистов устанавливает действенные предохранители против коррупционных схем. Мошенничество с деньгами фонда невозможно в принципе. Владельцы и пользователи зданий, которые станут его клиентами, не будут контактировать с чиновниками. Средства будут направляться непосредственно на реализацию энергоэффективных проектов. Главное условие финансирования: максимальный эффект экономии газа, тепла, горячей воды, электричества. Принципиально, что организации, предоставляющие услуги по аудиту, снабжению строительными материалами и выполнению работ, будут выбирать сами владельцы зданий. Чиновник никоим образом не будет влиять на выбор подрядчика. 

Все стандартизированные пакеты фонда, а их будет три, дистанционно будут согласовывать через банки. Пакеты будут отличаться оценочной стоимостью работ, сроком выполнения и индексом уменьшения благодаря модернизации платежей за коммунальные услуги. Домовладелец самостоятельно будет выбирать "пакет", чтобы сэкономить от 20 до 60% средств на плате за отопление и горячее водоснабжение и получить от фонда помощь в размере 20–50% общей стоимости проекта.

Фонд будет предоставлять одинаковый для всех претендентов перечень требований для получения гранта. Домовладельцу или ОСМД достаточно будет выбрать один из пакетов энергоэффективности, представить в Фонд энергоэффективности через банковские учреждения сертификат об энергоаудите, собрать документы для банка для получения кредита. Получив кредит, самостоятельно выбрать производителя работ по энергомодернизации дома. 

Важнейшее условие получения гранта от Фонда энергоэффективности — энергоаудит, который определит класс энергоэффективности  здания. По его результатам будут идентифицированы места самой большой потери тепла. Затем, во время реконструкции, им будут уделять больше внимания, например, оптимизируют систему отопления, заменят окна или утеплят технический этаж. Впрочем, ощутимое продвижение каждого здания в рейтинге энергоэффективности, например из класса "F" в класс "А", обеспечит только комплексная реконструкция.

Поэтому при формировании политики энергоэффективности государство будет стимулировать финансирование комплексных мероприятий, которые приводят к существенной экономии энергоресурсов для каждой семьи и всего государства. 

Как сэкономить 60 гривен из каждых 100, потраченных на коммунальные расходы 

Потребитель будет выбирать энергоаудитора через единую платформу — в базе данных, имея о нем необходимую информацию. Речь идет о перечне реализованных им ранее проектов по аудиту, стоимости этих проектов, достигнутых практических результатах. Привлечение платформы ProZorro для конкурентного определения цен и качества предлагаемого аудита также сможет собрать на площадке заинтересованных производителей работ. Энергоаудиторы будут выдавать сертификат с информацией о потреблении энергоресурсов домом и рекомендации по повышению энергоэффективности. 

Важное условие рынка энергоэффективных технологий — взаимная ответственность всех привлеченных подрядчиков: энергоаудитора, проектных и строительных организаций, домовладельца, кредитных учреждений, государства... Например, энергоаудитор будет отвечать за ошибочные расчеты, указанные в сертификатах. Три ошибки автоматически лишат его аттестата на три года.

В Украине 85% жилищного фонда принадлежит к наиболее низким классам энергоэффективности  "E–F", и только 5% — к классу "С–B". Вместе с тем в развитых странах мира распространены так называемые "нулевые дома" (zero-energy building), т.е. с ультранизким и даже нулевым потреблением энергии. Такой дом имеет высокую энергоэффективность, даже способен на месте вырабатывать энергию из возобновляемых источников и потреблять ее в равном количестве на протяжении года.

Интересно, что имеющиеся технологии позволяют даже старую застройку с помощью реконструкции перевести из самого низкого класса "F" в европейский — "B".

Легче всего оценить пользу энергоэффективности по шкале стоимости коммунальных услуг в квартире. Отопление однокомнатной квартиры в энергоэффективном доме стоит в три раза меньше, чем в доме типовой советской застройки.

Экономия платежей за тепло, электричество и газ после термомодернизации составит от 20 до 60%, в зависимости от выбранного пакета. Следовательно, на каждых 100 грн, потраченных на коммунальные расходы, семья сэкономит от 20 до 60 грн. 

Причем кредитные средства, которые домовладелец будет возвращать банку, если он брал кредит, будут платиться именно за счет этой экономии. Таким образом, из 1000 грн экономия может достигнуть 600 грн, которые, при  потребности, ежемесячно будут перечисляться на выплату кредита, а фонд предоставит помощь в размере 20–50% общей стоимости проекта, что еще уменьшит нагрузку на ответственного домовладельца, осуществившего модернизацию.

Этих средств будет достаточно, чтобы воспользоваться практически беспроцентным банковским кредитом на термомодернизацию. 

В итоге семья, которая воспользуется программой фонда энергоэффективности, получит обновленный дом с экономным потреблением тепловой энергии, ежемесячной экономией на отоплении и горячей воде до 60% средств. Осуществить проект реально за 3–5 месяцев, а окупится он приблизительно за 2–3 года. 

Таким образом, результаты деятельности Фонда энергоэффективности почувствуют и страна, и домохозяйства, и семьи, которые получат гранты. Ведь будут обеспечены экономия энергоресурсов, повысится эффективность использования энергии, снизятся затраты граждан на коммунальные платежи. 

В быстром старте фонда заинтересованы и государство, и граждане

В завершение — основные выводы о подготовке к старту Фонда энергоэффективности как основного этапа реформы. Безусловно, в деятельности фонда заинтересованы и государство, и подавляющее большинство граждан. Причем и те из них, кто воспользуется программами фонда, и те, кто будет создавать собственный бизнес на рынке энергоэффективности.

Этот рынок станет одним из самых конкурентных, доступных и прозрачных в Украине. Ведь исполнители будут заинтересованы качественно выполнять работу, учитывая жесткий контроль со стороны фонда, который будет предшествовать перечислению средств за предоставленные услуги. 

Важнейшее условие старта фонда — парламентская мобилизация вокруг принятия соответствующих законов. Народные депутаты имеют возможность доказать преданность реформированию страны и принять законодательную базу, которой сейчас остро не хватает. 

При условии положительных голосований в Раде уже со следующего отопительного сезона начнется отсчет нового уровня энергоэффективности в Украине. Государство постепенно начнет экономить на закупках импортного газа и субсидиях. А украинские граждане получат возможность инвестировать в собственную энергетическую безопасность и затем все время экономить до 60% затрат на отопление и горячую воду. Это станет шагом к появлению в Украине самодовлеющего общества, с доступной платой за коммунальные услуги, не униженного субсидиями. 

Теги:
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
13 комментариев
  • aetes 26 февраля, 00:07 Утеплення квартири, порівняно з приватним будинком, -- нескладна задача, бо з 5 граней куба -- сусіди, а не вулиця, на вулицю виходить всього лиш одна стіна (рідко 2). Зовнішнє утеплення фасаду не дуже не потрібне, бо всі балкони зараз засклені, а кухня опалюється при варці й смаженні. Можна навіть не ставити євровікна, достатньо купити прозору плівку за 60 грн, яка замінює третє скло. Мешканець сам, з мінімальними витратами може утеплити квартиру так, щоб навіть при нинішніх тарифах витрачати не більше 300 грн/міс. Уряду довелось добряче напружитись, щоб зробити цю проблему нерозв'язною. Зате результат класний -- вийняти з кожної квартири зайвих півтори тищі -- попрацювали недаремно. Навіть народного гніву можна не боятись, бо в половині випадків сплачує держава через субсидії.
    zxcvb 27 февраля, 20:07
    До чого ведуть усі ці підрахунки? У мене не плівка на вікнах, а енергозберігаючі двокамерні склопакети (порівняно недавно встановлені, але зараз би не зміг встановити). А платіжки всеодно приходять майже на мою зарплату (перестав оплачувати, бо зарплата така, що якщо заплачу, помру з голоду), та субсидію, поки що, не призначили. Імовірно, буду голосувати за "Самопоміч", лише як за менше зло. Вони мені неприємні (не в останню чергу через Садового), проте усі інші політпартії, ще жахливіші ("Самопоміч", як і вони, не представляє інтереси моєї соціальної групи, як і усі інші паламентські і позапарламентські політ. сили, попри те, що ми чесно працюємо, не гірше інших). Якщо ж хтось з'явиться на укр. політ. полі конкурентніший , то я, загалом, безпартійний, проголосую за них. Але, поки що, "Самопоміч", єдина парламентська сила, яка виступає за блокаду Домбабве (сьогодні послухав по 5-му каналу інтерв'ю Туки, і воно мене дуже розлютило, ''волонтер" прагне отримати свої бонуси від Порошенка)
    aetes 28 февраля, 12:41
    Я теж слухав. Каже, що якщо не будемо брати їх вугілля, то шахтарі залишаться без роботи й запишуться в ополчення. Себто, ми повинні створювати їм робочі місця, щоб вони не пішли воювати проти нас. А наші шахтарі з львівсько-волинського бас. нехай залишаються без роботи. Може ще й данину їм сплачувати, як половцям, щоб не стріляли в нас? А стосовно "неприємні", то не будьте як перебірлива наречена. Вам не догодиш. Я вважаю, що голосувати можна за будь-кого, хто відповідає простому негативному критерію: 1) не рашист 2) не популіст 3) не куплений. Останній критерій самий важкий. Якщо вже Тука заходився інтереси Ахметова обстоювати, то це вже капєц. Тому цінуйте те що є (Самопоміч) і не вередуйте. Спалювати антрацит в топках ТЕС -- злочин, марнотратство. Їх треба переобладнувати в будь-якому разі. Але Ахметову це невигідно, і всі як по команді зарепетували, що без антрациту не проживемо. А як блокувальників розженуть, то знову переобладнання відкладуть в довгий ящик, на наступні 20 років.
    zxcvb 28 февраля, 18:06
    Процес блокування не "розсосеться" , бо його ініціатива, це не так справа "Самопомочі" як відображення поглядів більшості українців, але дуже цінно, що "Cамопоміч" не побоялася підхопити народну ініціативу, хоч вона дуже не подобається Порошенкові і його банді баришників. Це сюрреалістична картина, окупанти вбивають українців, і при цьому Порошенко вимагає вести торгівлю з оккупантами, які за рахунок збуту вугілля в неоккуповану частину України отримують засоби, щоб продовжувати вбивати українців. Під час ІІ Світової війни, коли російських окупантів в Україні замінили німецькі, люди теж важко працювали (німці для свого забезпечення й радянські колгоспи зберегли), але їм ця праця в трудовий стаж в СРСР звичайно не була врахована, більш того, під час наступу російських військ НКВС порозстрілював не лише поліцаїв, а й цивільну адміністрацію, хто до війни ніякого стосунку не мав, лише за те, що вони займали цивільні посади, важко уявити таке після відступу німців з Франції, довелося б
    zxcvb 28 февраля, 18:17
    розстріляти мільйони французів. А нам Гройсман, Аваков, Тука та інша банда Порошкенка пропонує подбати про робочі місця для тих, хто заробляє гроші для окупантів та їх посібників, щоб вони на ці гроші продовжували вбивати українців, при чому більшість цих шахтарів мріє про знищення "київської хунти", навіть не розуміючи що Порошенка (який родом з Донбасу, це їх людина, трохи поліпшена версія Януковича). Щоб знову "героями", ні навіть героями, вважалися їхні організатори голодоморів, з Донбасу відправили багато таких злочинців в українські села організовувати колгоспи, тупих і безжальних "двадцатипятитысячников", оспіваних сталіністом Шлолоховим в "Поднятой целине", яких за смерть українців нагороджували орденами і медалями, і потім ці тварини спокійно помирали з почуттям виконаного обов'язку. Порошенко хоче повернути Україну до стану лютого 2014 р., але це вже ніколи не повинно статися. І питання не в тому, що як скиглив сьогодні Гройсман, що Ахметов не заробить 3,4 млрд. $, і не
    zxcvb 28 февраля, 18:30
    заплатить у бюджет майже 200 млн. $, це дуже невелика цына за реальну незалежність від злочинної Росії. Повернення на Донбас може відбуватися лише після звільнення його від окупантів та покарання бандитів і інших посібників окупантів, ніяких амністій, ніякого іншого повернення бути не може. І за це треба боротися на всіх рівнях влади. Блокада - чудовий спосіб побачити "who is who", і ми одразу це побачили, насправді вона дуже болюче б'є по псевдорейтингах дутих політиків, усяких авакових, які ховалися під час Революції Гідності за кордоном, який, мабуть, своє життя цінує більше, ніж молодих хлопців, яких кожний день вбивають на Донбасі. Щодо "вередування", я своєї думки не змінив, лідер повинен брати на себе політичну відповідальність, а то Соболєв заявляє, що Садовий ніякого стосунку до блокади не має, що "Самопоміч" "таємно" від нього підтримала блокаду, а він відмовчується (чому?). А потім дегенерат Аваков (який вбив Білого на Волині, за те що той повиховував якогось корумпованого
    zxcvb 28 февраля, 18:42
    прокурора (явно нечесного, нормальний прокурор не копилив би губу на відеокамеру, як ображена невинність), і коли Авакову луганські сепаратисти аплодували за це вбивство (Білий міг би загинути захищаючи Україну на Донбасі) Аваков звинувачує Садового у блокаді (який її організував, щоб відволікти увагу від теми львівського сміття), а Садовий мовчить, Я розумію, що у Львові Садовий має якийсь авторитет, інакше його б не переобирали, але загалом по Україні "Самопоміч" втрачає якісь відсотки підтримки, саме тому що її лідером є Садовий, знаю таких людей, я не лише про себе, так що я теж можу давати поради - переобрати вам лідера на більш переконливого та пасіонарного. А що стосується вугілля, у нас у Києві Кличко запропонував у середині березня завершити опалювальний сезон, я повністю підтримую, краще трохи померзнути, але нехай Путін годує безробітних совків на Домбабве, може швидше прозріють. Якби залежало від мене дав би на місяць пільгові тарифи на електроенергію для сімей, що мають
    zxcvb 28 февраля, 18:47
    дітей віком 1-2 роки, щоб могли покористуватися електрообігрівачами з середини березня до середини квітня, таких сімей у нас мало, Україна вимирає, на двох дорослих людей. що прожили життя припадає в середньому 1 дитина, інші нехай теплять, тим більш приємно буде знати, що терплять також порошенківці та інші подібні їм, що співчувають сепаратистам.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Александр Романенко 25 февраля, 19:45 При существующих тарифах они и летом бы топили, какая там энергоэффективность Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Roman Dmitriev 25 февраля, 16:54 Т.з. віце-прем’єри зубко з гойсманом прос*али три роки, а тепер пудрять людям мізки "фондом розкрадання" і відсутністю законодавства. Десятки разів їм обом надавалась інформація про потребу зробити пілотні проекти у серійних будинках з вертикальним розведенням труб для впровадження поквартирного обліку тепла (укр. розробка), де люди САМІ зможуть регулювати споживання тепла для зменшення рахунків у 5-10 (!) разів. Так зробила Швеція у 2010 році (36 пілотних проектів). До речі, у Вінниці немає ЖОДНОГО серійного термомодернізованого будинку. Повністю правий aetes 11:43. Ответить Цитировать
  • aetes 25 февраля, 11:43 Не треба створювати Фонд. При нашій корупції це буде нова годівниця для своїх і навантаження на бюджет. Треба всього лиш дати кожному споживачу доступ до контролю й регулювання об'єму централізованого теплопостачання. Коли в будинку загальний лічильник тепла, постачальнику вигідно дати більше, і він цим зловживає. В нашому будинку в квартирах 23 С. Щоб не стало 25, доводиться відкривати навстіж кватирки й класти ковдри на батареї. А рахунки приходять 1750 грн. Ідеальне рішення -- всього лиш прикрутити краник, зменшити потік тепла в 2-3 рази. Але до постачальника неможливо достукатись. В ЦОСі треба чергу цілий день простояти, а хто дочекається, того за 2 хв. посилають на, кажуть, що технічно неможливо, чи "питання вивчається". Куди після цього звертатись? Нікуди. Глухий кут. При цьому хтось якийсь Фонд забабахає, мільярди гривень будуть викинуті на вітер чи перекочують в чиїсь кишені, а ми продовжимо закривати батареї ковдрами і платити 1750 грн/міс. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Іля Лійченко 25 февраля, 11:18 Зубко о чем-то умалчивает? Уже больше года он нам рассказывает об этом Фонде. А законов для его работы все нет. Тем не менее, Рада вроде работает, принимает законы. Так в чем дело? Как-то, больше похоже на сказочки, чем на реальные перспективы запуска Фонда. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Taras Serbin 25 февраля, 08:36 Нарешті, щось кавкнули і то завдяки тиску ЄС. А поки що цілі масиви у містах, схожі на лоскутні ковдри, хто як міг, щось наліпив і пофарбував у всі кольори веселки. Програма енергоефективності могла би стати рушієм економіки, свого роду об'єднуючою, навіть національною ідеєю, бо точно стосується усіх. Сьогодні, коли довіра до влади нижче плінтуса, це навряд чи можливо. Думаю, буде не до того. Коррупція не можлива??? Ха ха! Обов'язковий енергоаудит, а що напишуть? Даси - напишуть добре, а ні, ну десь воно так. У нас є масиви, і навіть міста, де 2-3 типи проектів. І що нового покаже той аудит? За великі гроші, до речі. Покаже, що десь вікно вибите, чи хтось сам квартиру пінопластом обліпив? Все рівно, щоб зробити "термос" треба утеплювати усю будівлю. Достатньо зробити аудит типових проектів, та зосередити всю роботу на не типових. Якщо коротко, то на словах добре, а на практиці абсолютно не віриться, що вони можуть щось крім крадіжки, розмов і підвищення тарифів, Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
USD 26.92
EUR 29.09