Соглашение об ассоциации: хождение по мукам

Поделиться
Соглашение об ассоциации:  хождение по мукам
Теперь в глазах столиц по обе стороны Атлантики Брюссель - миротворец, положивший на жертвенный алтарь перед Москвой самый большой - торговый - кусок Соглашения об ассоциации. Правда, ненадолго и не для съедения, а чтоб обнюхала, поняла, что не отравлено, не опасно, и угомонилась.

И снова большого праздника не получилось. Хождение по мукам Соглашения об ассоциации продолжается. Долгий и тоскливый период после парафирования, провал в Вильнюсе, расчленение на части и невиданное подписание в два приема, проволочки с ратификацией. И когда она, наконец-то, произошла, остатки эмоций, напоминающие радость, были омрачены сразу двумя вещами - безобразным голосованием по безобразным законам о спецстатусе отдельных территорий Донбасса и амнистии, а также отсрочкой более чем на год начала создания зоны свободной торговли с ЕС. Общественное негодование по обоим фактам просто зашкалило.

У Соглашения об ассоциации столь трудная судьба, Россия столь долго и настойчиво пытается его "нейтрализовать", украинская власть (и прежняя, и эта) столь часто врала, поясняя те или иные отсрочки и уловки, что общество теперь болезненно воспринимает малейший намек не то что на отклонение от европейского курса, но даже на небольшую задержку в пути. А тут вдруг - "подвешивание" на 14 месяцев самого большого раздела Соглашения, причем совершенно неожиданно не только для широкой общественности, но и экспертов, и, смеем уверить, даже для дипломатов, как отечественных, так и европейских.

Принятое 12 сентября в Брюсселе решение было воспринято многими крайне болезненно - как очередная серьезная уступка России, еще одна ошибка или даже предательство власти, как унижение Украины - Россией, Европой и украинской властью. Что ж, эти чувства понятны, и такая точка зрения имеет право на существование. Ее, кстати, разделяет и часть европейских политиков и депутатов. Дебаты перед ратификацией Соглашения в Европарламенте во вторник прошли весьма жарко. Фрустрация многих друзей Украины очевидна. О чем говорила Ребекка Хармс, можно было догадаться даже при выключенном звуке телевизора - по ее взволнованному лицу и бурной жестикуляции. Представлявший Соглашение для ратификации в ЕП Яцек Сариуш-Вольский назвал отсрочку начала реализации значительной части СА "неоправданным, ненужным шагом, сделанным лишь для того, чтобы утихомирить Россию". "Все, что мы делали до этого, воспринималось Россией, как слабость и приглашение к дальнейшей агрессии. В результате значение Соглашения снижается, и закладываются неблагоприятные условия для проведения реформ в Украине", - заявил евродепутат. Аргумент силы, российское вторжение заставили Киев и Брюссель сдаться и отступить - делает вывод относительно принятых ВРУ законов и отложенной ЗСТ министр иностранных дел Польши Р.Сикорский.

Что, как и почему?

Но давайте, все же, попробуем разобраться, что и как произошло.

По информации ZN.UA, все предшествующие трехсторонней министерской встрече в Брюсселе консультации проходили крайне сложно. Общаться с российской стороной, что с телевизором - он все равно не реагирует на то, что ему говорят. По поводу обозначенных Москвой "обеспокоенностей" Киев и Брюссель предоставили четкие и детальные пояснения, которые, по идее, должны были бы снять все российские страхи относительно будущей зоны свободной торговли Украины с ЕС. Москва же упорствовала в своих заблуждениях. Что ее не устраивало? Все. Она продолжала настаивать на внесении предложенных ею изменений в СА до ратификации документа. И за пару дней до Брюссельской встречи жестко пригрозила, что отменит преференциальный режим торговли с Украиной, существующий в рамках ЗСТ СНГ.

Киев и Брюссель продолжали поиск решений. Но, как нам достоверно известно, среди подготовленных украинской делегацией опций отсрочка начала создания ЗСТ не значилась. Киев рассматривал возможность "поиграться" с приложениями к Соглашению и графиком его реализации уже после ратификации и проработать некий трехсторонний протокол для снятия российских "обеспокоенностей" (правда, у Еврокомиссии возникли бы сложности, ведь ей потребовался бы мандат на переговоры). Второй вариант был жестким, с фиксацией в документе по результатам трехсторонней встречи намерений Киева обратиться в ВТО и другие инстанции по поводу российского давления и неоправданных ограничительных мер в торговле. Но экспертные консультации накануне министерской встречи снова не дали результата: россияне были бескомпромиссны, и стороны так и не выбрались из глухого тупика.

Как подтвердили ZN.UA сразу четыре источника, предложение об отсрочке ЗСТ в пятницу внес только что вернувшийся из Штатов еврокомиссар по торговле Де Гухт. После обсуждения этой идеи в двухстороннем формате сначала с украинским министром Климкиным, а затем с главой Минэкономразвития РФ Улюкаевым, ее вынесли на трехстороннюю встречу, и после обсуждения решение было принято.

В совместном министерском заявлении по итогам встречи сказано: "С целью предоставления полной поддержки стабилизации Украины Европейская комиссия готова, в случае ратификации Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС, предложить дополнительную гибкость. Такая гибкость будет заключаться в откладывании временного применения углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли до 31 декабря 2015 г., одновременно с продолжением на этот период автономных торговых преференций ЕС в пользу Украины". Кроме того, "стороны продолжат консультации относительно ответов на обеспокоенности России". Украина и Россия подтвердили, что "будут продолжать применение преференционного режима в рамках зоны свободной торговли СНГ".

На дебатах перед ратификацией в Европарламенте комиссар Фюле озвучил две причины, по которым было решено отсрочить ЗСТ Украина-ЕС. Первая - просьба украинской стороны. "Все просто и понятно - экономика Украины в ужасном состоянии. Они выразили желание иметь больше времени, чтобы лучше подготовиться к внедрению технических стандартов". Вторая причина - давление Москвы. "В Украине уже ведутся военные действия. И есть еще угроза полномасштабной экономической войны. Россия под запись, официально говорила, что на следующий день после ратификации Украина столкнется с экономическими трудностями, так как Россия введет экономические ограничения. Это не задержка, а результат российских угроз", - признал в сердцах еврокомиссар. Но, как считает его коллега Де Гухт, принятое решение - "это не знак слабости, нашим заданием было сделать возможным ратификацию".

Широкими мазками еврокомиссары обозначили основные причины. Но попробуем прояснить еще и некоторые важные детали.

Европа. Как было очевидно даже во время дебатов в Европарламенте, для некоторых государств Евросоюза важно, чтобы Россия таки была умиротворена. В ряде столиц, традиционно чувствительных к мнению Москвы, считают, что Россия должна быть услышана и каким-то образом удовлетворена. В противном случае, давали понять и Киеву, и Брюсселю, ратификация Соглашения национальными парламентами может быть затруднена. Кроме того, как свидетельствуют источники ZN.UA, на недавнем саммите НАТО президент Обама раскритиковал Евросоюз за неспособность уладить разногласия с Москвой по Соглашению об ассоциации с Украиной и настоятельно рекомендовал как можно скорее "разрулить" эту проблему и лишний раз не дразнить Россию. Любопытно, что Обама продемонстрировал удивительное, как для обитателя Белого дома, знание вопроса, упомянув даже о "тарифных" прихотях Москвы.

Для Еврокомиссии, в самом деле, было крайне важно ратифицировать Соглашение с Украиной. Мягко говоря, не очень успешная история реализация проекта Восточного партнерства не должна была завершиться для уходящего состава ЕК еще одним провалом. И угрозу ратификации в Брюсселе видели не только в некоторых "пророссийских" европейских столицах. Там не доверяли также и Киеву. Грандиозный провал в Вильнюсе еще долго будет приходить ночным кошмаром ко многим его участникам. Проевропейская же риторика нынешней украинской власти опасения Брюсселя полностью снять не могла. Куда более убедительными могли бы быть быстрые и решительные реформы. Но реформы буксуют, экономика падает, а в Киеве (и не только) многие считают, что начало реализации ЗСТ в условиях войны плюс ответные экономические меры Москвы добьют ее окончательно. Одно время даже прошел слух, что Киев ищет возможность "спрыгнуть" с ратификации, переложив вину на Раду. Так что, видимо, зафиксированное в брюссельском заявлении условие продления автономных преференций для Украины - ратификация Соглашения - появилось в тексте неспроста.

Дальнейшее экономическое падение Украины страшит Евросоюз помимо того, что спасение обойдется дороже, еще и тем, что углубление "негараздів" в своей стране украинцы будут связывать уже не только с агрессией России, но и реализацией Соглашения. Ассоциация будет скомпрометирована, что снова может поставить жирный крест на запланированных реформах.

Ну и, конечно, все уже просто устали. От тягомотины с Соглашением, от множащихся безумных требований россиян. Вот бюрократы после непродолжительных консультаций с некоторыми столицами и приняли такое решение. Можно сказать, соломоново.

Украина. Комиссар Фюле не обманывал. Киев и в самом деле обращался к Брюсселю с предложением отсрочить начало ЗСТ и продлить односторонние торговые преференции. Но только было это не в прошлую пятницу, а еще в середине лета. Причина, как указано выше, - бедственное положение экономики: мол, увеличившийся импорт и жесткий график требуемых по Соглашению реформ в условиях российской агрессии - и военной и экономической - приведут к еще большим проблемам. Тезис, заметим, весьма спорный. Некоторые экономисты, не соглашаясь с ним, утверждают, что резкого роста импорта при нынешнем курсе гривны и покупательной способности населения ожидать не стоит, а реформы как раз и помогут быстрее стать на ноги. Но факт остается фактом: официальный Киев хотел (или, как минимум, был не против) отсрочки ЗСТ и продления автономных преференций. Но Брюссель это предложение тогда проигнорировал. И только сейчас, в патовой ситуации, вдруг неожиданно ухватился за него, как за спасительную соломинку.

В результате Киев неожиданно получил то, о чем когда-то сам просил. Для Евросоюза, учитывая мизерную долю нашей страны во внешнеторговом обороте ЕС, это небольшая жертва. Зато теперь в глазах столиц по обе стороны Атлантики Брюссель - миротворец, положивший на жертвенный алтарь перед Москвой самый большой - торговый - кусок Соглашения об ассоциации. Правда, ненадолго и не для съедения, а чтоб обнюхала, поняла, что не отравлено, не опасно, и угомонилась.

Брюссель и Киев предоставили Кремлю возможность для сохранения лица, для победных заявлений перед телезрителями и одновременно отняли у него формальный повод для отмены режима свободной торговли с Украиной в рамках СНГ (что, по оценкам экспертов, может стоить нашей стране 2,5-3 млрд долл. в год).

Россия страшно боится "тайного" реэкспорта на ее рынок европейских товаров, которые могут хлынуть в Украину в результате действия ЗСТ с ЕС, и масштабного вытеснения украинских товаров на ее рынок. Решение о переносе сроков начала имплементации ЗСТ и продолжении трехсторонних консультаций, по идее, должно было бы ее страхи снять. Ведь россияне требовали изъять из ЗСТ 2376 товарных позиций, а получили царский подарок - "изъятие" более чем на год всего торгового раздела СА. Не знаю, от чего они ошалели больше - от радости или недоумения, задавались ли вопросом "А в чем подвох?" или упивались торжеством, что "нагнули" и ЕС, и Украину, но А.Улюкаев, как утверждают наши источники, согласился на предложение достаточно быстро. Правда, по возвращении из Брюсселя, он, похоже, теплого приема и похвалы в родной столице не встретил. Москва с прежней энергией и натиском взялась за свое…

Плюсы и минусы

Каковы же "плюсы" и "минусы" для Украины принятого в Брюсселе "на троих" решения?

Позитив представители украинской власти осветили за последнюю неделю достаточно широко. Во-первых, у нас, наконец-то, есть ратифицированное Соглашение об ассоциации, прочно и, надеемся, навсегда, связавшее Украину и Евросоюз, зафиксировавшее цивилизационный выбор нашей страны. Соглашение, несмотря на все усилия России, ратифицировано украинским и европейским парламентом без единого изменения, в том виде, в котором и было подписано. Верховная Рада вдобавок приняла заявление "О европейском выборе", в котором отметила, что ратифицировав Соглашение об ассоциации с ЕС, Украина подчеркивает свой выбор в пользу будущего членства в ЕС в соответствии со ст. 49 Договора о ЕС. Напомним также, что на прошлой неделе Украина, Грузия и Молдова озвучили свои ожидания получить весной следующего года на Рижском саммите Восточного партнерства "четкий сигнал от ЕС о перспективе членства".

Во-вторых, для украинских экспортеров, по сути, будет действовать односторонняя ЗСТ, и они продолжат практически беспошлинно продавать свои товары на европейском рынке. Еврокомиссар де Гухт подтвердил данные отечественного Госкомстата: за время действия односторонних преференций, введенных Евросоюзом с конца апреля, украинский экспорт в ЕС вырос на 15%. Премьер Яценюк заявляет, что сохранение преференций принесет Украине до 500 млн евро дохода в год. Европейские же компании будут завозить в Украину товары, оплачивая ввозную пошлину, что сохранит для отечественных производителей более выгодные условия конкуренции на нашем рынке. Правда, пока не оправдаются надежды украинских потребителей получить более дешевую импортную продукцию. Но, опять же, при нынешнем курсе гривны и не лучших временах для импортеров, вряд ли даже в случае отмены пошлин на импорт они упустили бы возможность поправить собственное положение и пошли на снижение цен для покупателей.

В-третьих, поскольку для европейских товаров пошлины сохраняются, сохранятся и таможенные поступления в украинский бюджет. По оценкам экспертов, это примерно около 3 млрд грн в год. Без контрабанды, правда, было бы значительно больше…

В-четвертых, как утверждают специалисты, отечественные экспортеры напрасно оплакивают возможность пересмотра квот через год после начала временного применения СА из-за исключения из него раздела о ЗСТ. По словам экспертов, в режиме автономных преференций квоты пересмотреть можно быстрее и проще. Учитывая, что их размер в СА определялся по данным 2005-2007 гг., то в случае, если Киев сможет аргументировать необходимость их увеличения, приведя сегодняшние цифры объема производства и экспорта той или иной продукции, то ЕК может пойти на пересмотр квот (в данном случае, это в ее компетенции). При заключении Соглашения европейцы были весьма жестки в этом вопросе, теперь же, по идее, их должно смягчить желание помочь Украине и чувство вины перед ней.

В-пятых, перенос начала функционирования ЗСТ вселял в Брюссель и Киев призрачную и уже практически растаявшую к концу этой недели надежду на то, что Москва угомонится хотя бы по поводу уже ратифицированного Соглашения и не реализует свои угрозы отменить режим свободной торговли с Украиной в рамках соглашения СНГ.

Теперь о негативах - реальных, преувеличенных и возможных.

Во-первых, имиджевых и психологических. Украина в этой истории снова выглядит слабой, проигравшей, вынужденно уступившей давлению более сильных и циничных игроков. Многих украинцев не покидает ощущение, что нас в очередной раз "слили" и "сдали". Это крайне неприятно. Это обидно и больно. Компромиссы никогда не приносят удовлетворения. Особенно при отсутствии побед. Но принятое в Брюсселе в прошлую пятницу решение вполне укладывается в логику большинства других решений украинской власти и Запада по урегулированию ситуации в нашей стране и борьбе с российской агрессией. Насколько она верна или ошибочна, мы узнаем только со временем. По тому, в каких границах останется Украина, всю ли свою территорию она сможет контролировать и будет ли способна идти по выбранному ее народом пути.

Во-вторых, как утверждают некоторые комментаторы, без четвертого, торгового, раздела временное применение Соглашения будет всего лишь формальностью. Это не так. Перед подписанием второй части СА Совет ЕС уже определил своим решением объем временного применения Соглашения. Список вошедших в документ разделов, глав и статей имеется в распоряжении ZN.UA. В нем указаны все разделы - и политические и экономические - полностью или частично, в т.ч. и девять глав плюс еще две статьи раздела V "Экономическое и секторальное сотрудничество", а также ряд приложений. Поле для работы по преобразованию страны на ближайший год - широчайшее. От "Диалога по сотрудничеству по вопросам внутренних реформ", "Верховенства права, уважения к правам человека и основным свободам" до "Энергетического сотрудничества, включая ядерные вопросы", "Сельского хозяйства и развития сельских территорий", "Защиты прав потребителей" и "Финансового сотрудничества и положений по борьбе с мошенничеством".

На сегодняшний день в этом списке все еще присутствует и раздел IV "Торговля и связанные с торговлей вопросы", имплементация которого и означает создание ЗСТ Украины с ЕС. Если Брюссель таки будет выполнять достигнутую на трехсторонней встрече договоренность, Совет ЕС еще должен будет пересмотреть ранее определенный объем временного применения и новым решением изъять из него раздел IV. Кроме того, и Совет ЕС, и Европарламент должны будут одобрить продление автономных преференций для Украины.

Но, как заявил во время дебатов в ЕП комиссар Де Гухт, "Если Россия каким-то образом нарушит договоренности, мы предложим Совету ЕС изменить решение относительно откладывания до 31 декабря 2015 г. временного применения положений зоны свободной торговли".

Но, в-третьих, уже в понедельник стало понятно, что Россия вряд ли намерена выполнять брюссельские договоренности. Чего, в общем-то, и следовало ожидать. Сначала министр Улюкаев и премьер Медведев потребовали от Украины и ЕС юридического закрепления брюссельских договоренностей, а также предупредили о недопустимости "ползучей имплементации". В случае же выявления скрытой реализации Соглашения об ассоциации, предупредил Д.Медведев, Россия будет вынуждена отменить ЗСТ с Украиной и торговать с Киевом "по обычным правилам". А.Улюкаев предложил создать в Минэкономразвития РФ специальную рабочую группу "по мониторингу законодательства Украины и фактических действий Киева". Видимо, чтобы пристально отслеживать эту самую "ползучую имплементацию". Но и этого россиянам показалось мало. Глава Минэкономразвития направил комиссару де Гухту и главе украинского МИДа П.Климкину грозное безапелляционное письмо, в котором к уже озвученным добавил требование предоставить трехсторонней группе мандат на подготовку предложений по изменению Соглашения об ассоциации.

Киев голосом уполномоченного по торговле В.Пятницкого сразу же заявил, что Украина никоим образом не намерена документально фиксировать трехсторонние брюссельские договоренности. И это вполне логично и юридически грамотно, поскольку изменение объема временного применения СА и продление для Украины односторонних торговых преференций ЕС - прерогатива исключительно европейской стороны. Никаких дополнительных решений и документов со стороны Киева для этого не требуется. Если же Россия сама нарушит брюссельские договоренности, то Украина, по словам В.Пятницкого, будет реагировать соответствующим образом. В том числе и введением тарифов на продукцию, импортируемую из России. Премьер Яценюк на заседании КМУ в среду пообещал, что "как только Россия введет торговые ограничения по отношению к Украине, мы безотлагательно, в тот же день введем зеркальные меры".

19 сентября Москва от слов перешла к делу. Премьер Д.Медведев таки подписал анонсированное ранее постановление о введении таможенных пошлин для украинских товаров. Как сообщает "Интерфакс", речь, по словам главы правительства РФ, идет о продовольствии, продукции легкой и обрабатывающей промышленности и других товарах. "Но эти пошлины будут введены, если Украина все-таки начнет применять экономические статьи Соглашения раньше названного срока (1 января 2016 г. - ИФ.), т.е. начнет юридическую имплементацию или практическое применение этих положений", - пояснил Д.Медведев.

Так что, похоже, Киев и Москва снова на пороге полномасштабной торговой войны. И чего было, спрашивается, сушить мозги в Брюсселе в поисках компромиссного решения, если Москва все равно не выполняет никаких договоренностей? Она не-до-го-во-ро-спо-соб-на. Когда же до Запада это, наконец-то, дойдет?

В общем, Брюсселю срочно нужно крепко задуматься, что делать дальше. И стоит ли теперь следовать трехстороннему заявлению от 12 сентября и откладывать введение ЗСТ с Украиной. Потому что эта "взятка" Москву не удовлетворила.

Кремль делал и будет делать то, что считает нужным. И уже продемонстрировал, что готов платить за эту роскошь очень высокую цену.

Но если Евросоюз таки официально оформит отсрочку введения ЗСТ решением Совета ЕС, то, в-четвертых, под угрозой окажется проведение в Украине в обозримом будущем столь необходимых для нее реформ. Ведь Соглашение и его неотъемлемая часть о ЗСТ - это и есть самая амбициозная в истории нашей страны программа реформ. И отсрочку ее реализации большинство экспертов называет главным "минусом" брюссельского решения. Потому что одних громких президентских и премьерских заявлений о немедленном начале имплементации Соглашения мало. Предвыборные указания А.Яценюка на заседании Кабмина завершить ее до 2017 г. лишь воскрешают в памяти данное в 2005-м обещание В.Ющенко начать в 2007 г. переговоры с Евросоюзом о вступлении Украины в ЕС. Действия же нынешнего правительства особого оптимизма по поводу быстрого продвижения реформ не внушают.

Осуществлять же их "подпольно", чтобы лишний раз "не дразнить Россию" и не нарываться на обвинения в "ползучей имплементации" - еще сложнее. Вот на Кабмине в среду с помпой был принят План мероприятий по реализации Соглашения об ассоциации с ЕС, включающий имплементацию и четвертого раздела, посвященного созданию ЗСТ. А вечером того же дня в документ уже тихонько, без помпы, добавили сноску о том, что сроки выполнения раздела IV Соглашения зависят от условий временного применения СА. В переводе на общедоступный это означает, что если Брюссель таки примет решение об отсрочке ЗСТ, то эта часть Плана формально выполняться не будет.

Правда, наши источники в исполнительной власти уверяют, что это лишь "отвлекающий маневр", и в реальности адаптация украинского законодательства к европейскому, принятие норм и стандартов ЕС будут продолжаться. Нам ведь не обязательно при этом объявлять, что это делается в рамках Соглашения. Украине после грозных окриков России теперь что ли вообще никаких реформ ни в одной отрасли проводить нельзя? В конце концов, как утверждают знатоки, адаптацию своего законодательства к европейскому Украина может проводить и в рамках уже подзабытого всеми, но все еще действующего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, заключенного в далеком 1994 г.

Россияне, по свидетельству украинских участников переговоров, весьма плохо знают наше законодательство, мало что понимают и не хотят разбираться в сложнейшем Соглашении об ассоциации с ЕС. Они настаивают на отсрочке принятия Украиной европейских технических регламентов, но при этом понятия не имеют, что из основных нам осталось внедрить всего два-три регламента. Москва заявляет, что реализация СА осложнит сотрудничество таможенных ведомств Украины и России, но для ее "экспертов" стало открытием во время консультаций, что украинский Таможенный кодекс уже на 90% соответствует европейским требованиям. И т.д. и т.п. Так что при желании формально от российских обвинений в "ползучей имплементации" отбиться можно.

Для Украины важнее другое - чтобы она, эта имплементация, была - хоть "ползучая", хоть "подпольная", лишь бы не виртуальная. Пессимисты опасаются, что в случае, если Брюссель на 14 месяцев отложит ЗСТ и умоет руки, то без "надсмотрщика с кнутом", без постоянного подхлестывания и понукания Киев сам мало что сделает - доказано многократно. Оптимисты же уверяют, что Евросоюз не отойдет в сторону. Специально созданная для помощи нашей стране в реализации Соглашения Группа ЕС по поддержке Украины под руководством Питера Балаша уже заработала и рвется в бой.

Но будем честны перед собой. Никакие планы и программы, никакие органы Ассоциации, группы и команды европейских "надсмотрщиков" не заставят украинскую власть провести реформы. Как заметил с трибуны Ялтинской европейской стратегии (YES) в недавнем прошлом успешный менеджер, а ныне замглавы АПУ Д.Шимкив, для реформ необходимо лишь одно - наличие политической воли.

А самым эффективным "надсмотрщиком", добавим от себя, должно стать все украинское общество. В конце мрачного ноября 2013-го у нас был Янукович и не было Ассоциации. Тогда в это было бы невозможно поверить, но сегодня, меньше чем через год, у нас уже нет Януковича, зато есть подписанное и ратифицированное Радой и Европарламентом Соглашение. Мы добились этого сами. И сделать страну по-настоящему европейской мы тоже можем лишь сами.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме