Самолетостроение как разменная монета

Валентин Бадрак 5 апреля 2013, 21:35
Ан-70

Читайте также

 Было время, когда самолетостроение действовало как могучий объединяющий фактор для Украины и России. Проект Ан-70 вообще называли визитной карточкой двусторонних отношений, а схожие кооперационные схемы сохранялись еще разве что в космической сфере. Но к весне 2013 г. вызрел очередной виток напряженности в отношениях двух государств, и самолетостроительная отрасль в очередной раз оказалась заложницей общеполитического разлада. Российская сторона сначала устами посла в Украине Михаила Зурабова, а затем и серией недвусмысленных действий заявила об очередном выходе из проекта создания и производства военно-транспортного самолета Ан-70. И не только. Затрещали по швам практически все совместные планы в области самолетостроения, от Ан-140 до мегапроекта по возобновлению производства модернизированного самолета Ан-124 "Руслан". 

В чем же истинная причина такого откровенного саботажа и предательства идей, которыми самолетостроители гордились несколько десятилетий? Или в России внезапно прозрели, осознав несовершенство совместных с Украиной проектов, чтобы вернуться к давно забытым национальным наработкам? На поверку выяснилось: самолетостроение попросту приносится в жертву политическим амбициям Кремля. 

От большой политики к технологическим ударам

За два десятилетия самостоятельного обитания после развала Советского Союза Кремль разработал немало занятных механизмов для политического давления на территории, считая их незыблемой зоной своих интересов. Когда дело касается Украины, для политического шантажа нередко используются удары по высокотехнологическим отраслям и проектам, содержащим критические технологии. Но если, к примеру, отказ в 1996 г. поставлять комплектующие для украинских танков, предназначенных Пакистану, вполне можно было объяснить конкуренцией танкостроительных школ и намерением России заключить подобный контракт с Индией, то самолетостроительные демарши сопоставимы с харакири для отрасли собственной. Однако авиапромышленные управленцы неумолимы и готовы применить удушающий прием своим авиастроителям, когда общая парадигма складывается не по их плану. 

А план был прост: создать вассальную, полностью подконтрольную территорию. Русский язык — государственный, доминирование церкви Московского патриархата, втягивание Украины в экономические и военно-политические организации. Спору нет, Москве многое удалось. Но итоги февральского саммита "Украина—ЕС", как и настойчивые попытки Киева уйти от критической зависимости от РФ в энергетике, оказались далеко не тем результатом, на который рассчитывал Кремль. Втягивание Украины в Таможенный союз фактически заморожено. Интерес к военно-политическому блоку — ОДКБ — не проявлен. Достигнуть удалось лишь паллиатива. 

И вот опять в ход пошло самолетостроение. Не единственная жертва, конечно, а в пакете с политическими и другими экономическими аргументами. Сопутствующую причину следует искать в несговорчивости украинцев — уже много времени и сил Москва потратила на то, чтобы получить контроль над киевским самолетостроительным КБ Антонова (два серийных завода россиян интересуют мало при наличии целой орды своих собственных). Давно ни для кого не секрет: на всей постсоветской территории жизнеспособны и сохранили всю цепочку разработки и производства самолетов только два КБ: Антонова и Сухого. Но ОКБ Сухого всерьез может заниматься только военными машинами (кто наблюдал за проектом создания пассажирского самолета "Сухой Суперджет-100", неминуемо признает это). Тогда как традиционный профиль КБ Антонова — военно-транспортные и региональные пассажирские самолеты. Потому давление на отрасль имеет двойную выгоду: и как политическая пощечина государству, и как узда для непокладистого партнера. На самом деле, украинский авиапром на российский рынок традиционно делал большие ставки. Но, рубя наотмашь свои заказы и перспективы, Россия навсегда потеряет возможность оставаться в числе производителей конкурентоспособных военно-транспортных и региональных пассажирских самолетов. 

Трюк с демаршем, между прочим, давно отработан. Так, в 2006 г. Россия уже официально выходила из проекта Ан-70. Формально, военные во главе с тогдашним главкомом ВВС РФ генералом Владимиром Михайловым говорили о ряде несоответствий по тактико-техническим характеристикам. На самом же деле, отказ был частью "наказания" Украины за ее евроатлантическую интеграцию и желание стать членом НАТО. Любопытно, что как только опасность движения Украины в НАТО миновала, в 2009 г. российская сторона не только вернулась в проект, но и признала, что Ан-70 остается самым лучшим в мире проектом военно-транспортного самолета. Заявления генерала Михайлова (автор особо обращает внимание на конкретного генерала, вероятно, заложника ситуации, потому что целый ряд российских военных — от экс-главкомов ВВС РФ генералов армии Анатолия Корнукова и Петра Дейнекина до замминистров обороны-начальников вооружений ВС РФ генералов армии Анатолия Ситнова и Алексея Московского, — проект Ан-70 безоговорочно поддерживали, несмотря на политиков) были признаны либо несостоятельными, либо устаревшими. Правда, некоторые конкретные технические замечания разработчиками были устранены. В результате в 2012 г. появился документ, снимающий всякие былые противоречия и открывающий путь к серийному производству. Конечно, ко времени возвращения РФ в проект главный конкурент Ан-70, европейский самолет А400М имел целый букет проблем, а сам проект был на грани распада. Но ныне, по оценкам экспертов авиастроительной отрасли, демарши России уже "украли" у Ан-70 семь лет. Как раз те годы, которые позволили бы ему опережать на рынке А400М. Не лишним будет подчеркнуть, что речь идет не о сугубо украинском самолете, а об украино-российской воздушной машине, триумф которой на рынке мог бы стать реальной победой двух государств.

Особенности ледникового периода 2013 года

Если в 2006 г. для заклания избрали Ан-70, а по остальным проектам продолжалось тихое, взаимовыгодное взаимодействие самолетостроителей двух государств, то ныне — обвал по всему фронту. Не исключено, что в этом факте следует искать корни еще одной интриги с самостоятельным сюжетом, развивающейся, не исключено, даже вне контроля Кремля. Чтобы понять механику происходящего, сделаем беглый обзор ситуации.

В свое время Минобороны РФ заказало авиапрому 10 самолетов Ан-140 в военной версии (ГП "Антонов" тут осуществляет конструкторское сопровождение и поставки машинокомплектов). Более того, неофициально военное ведомство объявило об увеличении этого заказа до 62 воздушных машин. А также выразило готовность взять под контроль начало серийного выпуска модернизированного тяжелого транспортника Ан-124 "Руслан" (чтобы начать дорогостоящий проект). С руководством военного ведомства России фактически был решен еще один взаимовыгодный вопрос — приобретение второго экземпляра самого большого в мире самолета — Ан-225 "Мрія". Это соответствовало авиастроительным амбициям РФ и было выгодно Украине для продвижения за полученные деньги Ан-70 и его "младшего брата" — нового военно-транспортного самолета Ан-178 грузоподъемностью 15–18 тонн, с великолепными, как считают эксперты, перспективами. Наконец, в 2012 г. был решен важнейший вопрос — начало серийного производства Ан-70. Для этого российская сторона определилась с "производственной площадкой" — Казанским авиационным производственным объединением имени Горбунова. Заметим, во всех этих проектах участие российского авиапрома предусматривалось максимально возможное, во всех случаях, включая и производство самолетов Ан-148/158, предполагалась загрузка серийных предприятий РФ. Скажем, только на подготовку производства Ан-70 было выделено 12 млрд руб. (интересно, куда они денутся, если отказ от Ан-70 все-таки произойдет?). 

Но в дело включилась политика… Согласно М.Зурабову, вначале Минобороны РФ предполагало закупить 70 единиц. Ан-70, затем — 60 машин, в предпоследний раз — 16. Теперь — ноль. Потому что Россия начала производить свои военно-транспортные самолеты Ил-476. Видно кто-то уж очень настойчиво рисовал российскому президенту Владимиру Путину радужную перспективу Ил-476, раз он с энтузиазмом назвал эту воздушную машину "первым практически новым самолетом, который российский авиапром произвел за последние двадцать лет". А зря глава российского государства так воодушевился. Потому что, во-первых, этой фразой он признал, что все самолетостроительные КБ России действительно "лежат". А во-вторых, здорово подставил себя (или, скорее, окружение его подставило), назвав новым самолетом модернизацию старого.

Ил-476 именно потому и хорош, что создавался во времена, когда КБ было развитым и сильным, а конструкторская школа — целостной. Напомним, Ил-76 разрабатывался под руководством выдающегося советского конструктора Генриха Новожилова (легендарный Сергей Ильюшин по сути сам успел в 1967 г. лишь утвердить технические характеристики самолета, уступив место генерального Г.Новожилову в 1970-м). Но как бы ни был прекрасен Ил-76, свой первый серийный полет он совершил еще в мае 1973-го. То есть, 40 лет назад! И надо понимать, что усиление крыла, увеличение дальности полета на тысячу километров и модернизация автоматики управления не могут сделать его новой машиной. 

Однако самое время вернуться к интриге. Многие связывают резкие изменения ситуации с назначением на должность министра обороны РФ Сергея Шойгу. Однако еще при его предшественнике Анатолии Сердюкове ОКБ Ильюшина получило заказ на 39 самолетов Ил-476 и, соответственно, благосклонность президента Путина. Злые языки в РФ твердят, что авиапром (в лице Объединенной авиастроительной корпорации) готов к сотрудничеству с Украиной, но в самой России необратимые изменения начались после назначения в декабре в 2011 г. заместителем председателя правительства РФ и главой Военно-промышленной комиссии РФ Дмитрия Рогозина. Еще во времена исполнения роли представителя РФ при НАТО Д.Рогозин отличался особенной неприязнью к Украине. Но дело, как говорят российские самолетостроители на условиях анонимности, не в этом. А в том, что,
г-н Рогозин, являясь родственником руководителя ОКБ Ильюшина Виктора Ливанова, "продавил" для него должность генерального конструктора по военно-транспортным самолетам. Постепенно господин В.Ливанов при поддержке влиятельного родственника стал играть куда большую роль, нежели просто руководитель одного из российских самолетостроительных КБ. В частности, выполнение контракта от МО РФ на поставки 39 самолетов Ил-476, как считают аналитики, будет осуществляться путем перераспределения ресурсов. И не каких-нибудь, а тех, что ранее предназначались на производство модернизированных Ан-124. Таким образом, одним движением с рынка вытесняются сразу два антоновских самолета. Впрочем, не так давно г-н Ливанов завизировал документ, предписывающий самостоятельно модернизировать "Руслан" — до версии Ан-124-100М. Смелость невиданная, принимая во внимание вопрос безопасности полетов. 

Тем временем, третий антоновский проект — на поставки партии Ан-140 МО РФ, — представители нового лобби намерены аннулировать за счет повторного продвижения самолета Ил-112 (разумеется, с повторным выделением средств, так как ранее выделенные безвозвратно канули в Лету). И ничего, что Ан-140 уже летает (МО РФ поставлены четыре машины), а Ил-112 все еще на бумаге. Да и возможности его создания весьма сомнительны — ведь и сам Путин признал, что за 20 лет ничего не создали. Но, кажется, команда "Рогозин—Ливанов" намерена все возможные проекты перебросить на ОКБ Ильюшина. А решение, как зафиксировало специальное совещание по этому поводу замминистра Юрия Борисова, ожидается к 1 июля 2013 г. Кроме выпуска Ил-476 вместо Ан-70, модернизации Ан-124 без ГП "Антонов", заменой военной версии Ан-140 несуществующим Ил-112 в списке оказался еще и небезызвестный "MTA", самолетный проект, которым уже доброе десятилетие водят за нос индийских партнеров. Даже у менеджеров российских авиационных заводов создается впечатление, что родившееся в России самолетостроительное лобби давно ведет свою собственную игру. 

Кстати, и это не вся идея-фикс. Дело в том, что в России развилась навязчивая идея получить документацию и равные интеллектуальные права на совместные с Украиной авиационные проекты. Например, недавно ГП "Антонов", идя навстречу этой настойчивой идее, дало такие права на модернизацию грузовых люков на самолет Ан-140. Также равные интеллектуальные права российской стороны зафиксированы и на Ан-70. Но как далеко будет простираться эта идея, и какой удар можно ожидать, если уже в настоящее время в России гуляет намерение самостоятельно заняться продлением ресурса, техническим обслуживанием и модернизацией всех самолетов Антонова, производящихся и летающих в РФ. А это Ан-140, Ан-148, Ан-158, Ан-124 и устаревающие — Ан-24 и Ан-26. Более того, если такая задача будет пролоббирована на самом верху, вслед за влиянием на авиапромышленную политику Украины может последовать реализация намерения "перекупки" инженерных кадров. 

Конечно, одна из целей режиссеров этой самолетной мистерии — "поставить на колени" фирму Антонова, хотя бы путем отсечения от контроля собственных проектов и резкого снижения уровня кооперации с Украиной. Для реализации более глобальной цели в РФ ожидается изменение законодательства с целью предоставления прав генеральным конструкторам осуществлять работы, в том числе в сфере модернизации и конструкторского сопровождения самолетов иностранного производства. 

Чтобы не было иллюзий

Но если кто и впрямь думает что между Ан-70 и Ил-476 можно поставить знак равенства, ему следует ознакомиться хотя бы со статистикой. Еще в 2003 г. Ан-70 установил шесть мировых рекордов грузоподъемности, среди прочего, подняв на испытаниях 55 т груза на высоту 7355 м. По топливной эффективности Ан-70 превосходит даже А400М. Ан-70 способен перевозить 98% имеющихся основных типов вооружений (по специальному списку, отработанному несколько лет назад военными РФ и разработчиками), а Ил-476 — только 70%. Если говорить о номенклатуре вооружений, то Ан-70 берет на борт 19 единиц техники, а Ил-476 — только 9. Дело в том, что сечение грузовой кабины у Ил-476 существенно меньше, чем у всех современных военно-транспортных самолетов: Ан-70, С-17, А-400М и даже китайского Y-20 (созданного, кстати, не без помощи ГП "Антонов"). В реалиях это выглядит так: ЗРК "Бук", танк Т-90, самоходная артиллерийская установка МСТА-С, зенитный ракетно-пушечный комплекс "Тунгуска" и практически все современные РЛС Ан-70 на борт берет, а вот Ил-476 — нет. Да, Ил-476 сможет взять часть вооружений в разобранном виде. Но война на Кавказе, да и другие военные конфликты стали яркой демонстрацией необходимости внедрения оперативного десантного лозунга "С неба — на землю — в бой!" В ином случае привезенные вооружения могут попросту стать трофеями противника. Кстати, российские военные сами признавались, что возвращение к проекту Ан-70 в 2009 г. (сразу после оценки активных фаз чеченского конфликта и российско-грузинской войны) как раз и обусловлено способностью Ан-70 перебрасывать готовые к действию вооружения. Кроме того, Ан-70 может взлетать с необорудованных взлетно-посадочных полос: для разгона ему требуется 607 м по грунтовой полосе и 310 м — по оборудованной. Эту характеристику считают важной все мировые разработчики, и потому С-17, А-400М и Y-20 обладают способностью взлетать с 900-метровых полос, в том числе грунтовых. А вот Ил-476 необходимая длина взлетки составляет 2100 м. Более того, авиапромышленники утверждают, что на грунтовых полосах Ил-476 взлетит и сядет только пустым — стало быть, переброски вооружений и личного состава не осуществит. Наконец, самая существенная характеристика — расход топлива. У "Ила" он в 1,7 раз больше. Часовой расход топлива у Ан-70 составляет 4400 кг/час, тогда как у Ил-476 — 8100 кг/час. На деле (по российским же расчетам) для выполнения боевой задачи можно обойтись парком Ан-70, в два раза меньшим парка Ил-476. Это при том, что взлетный вес оперативно-тактического Ан-70 составляет 125–140 т, а оперативно-стратегического Ил-476 — порядка 210 т. 

Вот и вся картинка. Да, узким местом Украины действительно является ресурсная слабость Министерства обороны, которое из-за недостатка финансирования сократило закупочные планы с пяти до трех самолетов. Именно из-за недостатка бюджетных ассигнований на национальную оборону до сих пор не летает серийный Ан-70. К сожалению, как раз привязка проекта к военному заказу не позволяет отправить самолет гулять по миру в экспортной версии — хотя бы, как новый танк "Оплот", который не поставляется в ВСУ, зато хорошо пошел на экспорт. Но, что касается заказов на Ан-70, то при его стоимости, почти в три раза меньшей, чем А400М, в них можно не сомневаться. На ГП "Антонов" называют, как минимум, три государства, готовых к приобретению
Ан-70. Но дело даже не в этом. А в том, что в своих намерениях "наказать" Украину путем отказа от ее самолетов РФ попросту окажется с военно-транспортной машиной, уступающей всем мировым аналогам, включая китайский. Небезынтересно, что ряд руководителей авиационных заводов, и даже люди в авиационной администрации, взирая на развернутую группой "Рогозина—Ливанова" войну, пребывают в уверенности, что им попросту удалось запутать В.Путина, чтобы перебросить большинство заказов на ОКБ Ильюшина. Возможно, это и так. Хотя специальное поручение рассмотреть вопрос самостоятельной модернизации самолетов Антонова без согласования с разработчиком и принять решение до 1 августа 2013 г. подписано как раз президентом России. В любом случае, России есть, что терять в лице украинского авиапрома. И потеряет она, несомненно, больше, чем могла бы приобрести. 

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
689 комментариев
  • Роман 14 октября, 14:27 Я сам живу на Украине, но размышления автора считаю смешными. Вы вспомните как украинская элита себя повела во время войны Грузии и РФ. Теперь долго будем расхлебывать то что продажные господа сделали. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Александр 10 сентября, 08:52
    Смешно читать 27 августа, 16:46 Ок, российские самолеты-транспортники хуже украинских - оставим как сказано в статье, без споров там и прочего. Но почему России не закупать тогда китайские? Они тоже лучше российских, как сказано в этой статье, и вряд ли дороже украинских, зато по постоянству планов, поставок, да и перспективам развития и модернизации платформы Китай явно опережает Украину.
    Да но ты представь напуганные лица пилотов, когда им скажут, что нужно лететь на китайском самолёте. Там наверняка всё на изоленте держится. Даже крылья!
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Смешно читать 27 августа, 16:46 Ок, российские самолеты-транспортники хуже украинских - оставим как сказано в статье, без споров там и прочего. Но почему России не закупать тогда китайские? Они тоже лучше российских, как сказано в этой статье, и вряд ли дороже украинских, зато по постоянству планов, поставок, да и перспективам развития и модернизации платформы Китай явно опережает Украину. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • сергей владимирович из спб 18 апреля, 12:50 Почитал статью.Сильно предвзято.С ошибочными выводами и не профессионально. Хотя если как заказная статья пойдет-для тех кто не понимает проблему ВТС. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • To Брасид 13 апреля, 05:46 А проект АН-70 нужно законсервировать. Сегодня не под силу освоить Украине в одиночку этот проект-только деньги в чёрную дыру выбрасывть, да обогащать воров. Вот так хорошие и перспективные проекты становятся жертвами политических игрищ не очень умных политических деятелей. Скорее всего АН-70 так и останется нереализованным проектом. Западу он ненужен, Россия строит свой ИЛ. Это моё личное мнение, основано на реальных фактах возможностей самолётостроения в Украине.=== Вам всё понятно, Брасид? Или всё ещё горите желанием продолжать обогащать воров и бросать деньги в чёрную дыру? Вы, скорей всего, знаете, что из "черной дыры" ничего не возвращается. Зачем же так цепляться за то, на чём поставлен крест? Или, вы считаете, что крест ещё не поставлен?
    To Брасид 13 апреля, 05:50
    Про консервацию я процитировал Nemo Вчера, 21:36.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • To Nemo 13 апреля, 03:08 «Да, сегодня Украина в нищете, управляют ею вор и его братва». Это написал 12.04.2013 в 18.01 не какой-то «Москаль», а вполне патриотичный «Nemo». Вот гад тупорылый. Сам, по собственной воле присоединился к «стае товарищей», которую только что сам изо всех хилых интеллектуальных сил так патриотично обличал. Вот, читаем, всего двумя строчками выше. – Цитирую. «И зря ерничает и дёргается, паясничает на сайте вся эта "стая товарищей", поливающих грязью Украину». Послушайте «Nemo», так В НИЩЕТЕ Украина или уже ПРОЦВЕТАЕТ? Так , что? «Стая товарищей» права? А кто управляет всей страной? Те, кто ДОИТ и ОБИРАЕТ народ. Интересно получается. Люди вам пишут, что Украина в нищете, потому что ею вот уже 20 лет гениально для своего кармана управляют выбранные народом политики, которых вы сами добровольно выбрали, а потом называете их ворами и братвой. Вы и сами так считаете. Так чем вы лично отличаетесь от этой «стаи товарищей», которые чего-то там поливают? Вы и сами, по причине недоразвитости, вполне справляетесь с поливанием, за что вам от всей «стаи» окрема подяка. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • GESS 12 апреля, 21:12 Вы чё тут буровите? Кому нафиг ваше хохло-самолетостроение нужно? Да России вообще по барабану отношение Украины к ТС: как говорится, нет - и не надо. Нам же (России) будет легче финансово: не требуется "помогать братьям" (нищей Украине) деньгами. Хохлы, опомнитесь и очухайтесь. Оглянитесь вокруг. На улице - 21 век, 2013 год. Россия входит в десятку стран с наибольшим ВВП. Уровень жизни в России в 3 раза выше, чем в Хохланде. Кому вы нафиг нужны, убогие? Вся ваша промышленность (вами) угроблена. Вот сами и восстанавливайте. А присосаться к Стаб.фонду России вам никто теперь не позволит: отделились - до свидания. Особенно жутко смотреть на ваше убожество въезжая на Украину из любого ближайшего региона РФ. Украина - в полной ж.о.п.е! Кстати, вполне заслуженно: это вам награда за предательство, совершенное Украиной в 1991 году.
    Валерий 19 сентября, 10:18
    Какой глупей вам нашептал о том что (не требуется "помогать братьям" (нищей Украине) . Большей глупости я не читал. Давайте сверим-Какую цену за газ платит Украина,какую цену за транспот российского газа платит Россия,какую аренду за ЧМ плати российская сторона. Это Украина содержит российских товарищей на своем горбу
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • 12 арпеля. Кому черный четверг авиации, а кому день космонавтики 12 апреля, 20:32 Если в воздухе янки потерпели от русских летчиков полный разгром, то теперь уже очевидно, что на земле их армия ничуть не лучше грузинской и в случае достойного противника, точно так же поскидывает обмундирование и разбежится босиком в одних кальсонах...Корейская война это первая проба американской армии на боеспособность с неподкупным противником. Эта война показала, что американцам по силу лишь колониальные войны, причем с безоружным и поддающимся на запугивание противником . Что характерно, вторая попытка американской армии наступить на грабли-вьетнамская война, закончилась также позорно.
    Мария 12 апреля, 20:35
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Шеврикука 12 апреля, 20:19 Прочтя эту статью, у меня как у гражданина Украины, появилась гордость, поняв только сейчас, как далеко Украина ВЫРВАЛАСЬ вперед в области самолетостроения да и в целом всего комплекса ВПК по отношению к России. Перевооружила собственную армию современнейшими образцами военной техники (3 новых самолета в будущем). Теперь с состраданием смотрит на технологически безнадежно отставшую Россию и её гибнущее самолето - танко -судо - ракетостроение, желая всей душой помочь своим бескорыстным участием в модернизации Российского ВПК. От статьи прямо веет "братским" духом! Кстати как и в других статьях "экспертов" ЗН. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • НТТ 12 апреля, 20:17 Болит, понимаешь, душа у Бадрака за судьбу российской авиации, болит.. И Ил-476 древний, и МТА не более чем развод индийцев..Ладно, пусть древний, пусть развод, но вам то что, уважаемый? Заключайте контракты на поставку трём неназванным странам и стройте себе в Киеве. Или дело в том, что никаких реальных заказчиков на Ан-70 нет, а есть желание повесить на Минобороны России ещё один дорогстоящий проект? Да, и по вопросу модернизации антоновских машин в обход проектанта. Всхлипы на этот счёт лицемерны, мягко говоря. Украина модернизировала тот же МиГ-29 без всяких согласований с КБ--и ничего. Можно ещё вспомнить "Зубры" для Китая --где там "Алмаз"? Так что,Россия всёго лишь платит украинским партнёром той же монетой, уж не обижайтесь.. Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
Курс валют
USD 24.79
EUR 27.22