Принуждение к евроинтеграции

Василий Филипчук 13 сентября 2013, 20:45
евроинтеграция

Читайте также

Если однажды Украина действительно станет членом ЕС, то вполне обоснованно орден за это можно будет вручить президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину. Его вклад в дело поддержки евроинтеграционных стремлений нашего государства трудно переоценить. Как, скажем, трудно переоценить и абсолютно положительное влияние на украинское нациообразование глубокоуважаемого Владимира Вольфовича Жириновского. Каждое выступление этого талантливого политика на тему Украины вызывает такой подъем патриотизма, такое чувство национального единства, что едва ли по силам самому лучшему украинскому политику...

Откровенно продемонстрированное в последние недели негативное отношение руководства РФ к соглашению об ассоциации с ЕС, которое не предусматривает ни вступление в ЕС, ни даже перспективы получения статуса кандидата на вступление, — абсолютно иррациональное, а ряд комментариев российских высоких должностных лиц вынуждает задуматься над их квалификационным уровнем. Например, комментарии о том, что создание зоны свободной торговли Украины с ЕС приведет к наполнению российского рынка еэсовскими товарами, которые, благодаря ЗСТ Украины с РФ, будут проникать через украинскую территорию в РФ. Автору статьи несколько лет назад пришлось во время переговоров с почтенной российской делегацией объяснять, что, в соответствии с базовыми нормами международной торговли, такое невозможно в принципе, поскольку товар происхождением из ЕС после пересечения таможенной территории Украины остается таким же товаром происхождения из ЕС, каким был до этого. Возьмут ли с него на украинской границе 10% его таможенной стоимости, или не возьмут — это не изменит страну происхождения товара. Продавать его как украинский товар, в соответствии с принятыми и Украиной, и Россией, и ЕС правилами происхождения товаров, запрещено. Если все же какой-либо товар из ЕС подпольно перемаркируют как украинский или нелегально перевезут через российскую границу без уплаты пошлин, то это уже будет контрафакт или контрабанда — криминальные преступления, наказуемые законом. Контрабанда является контрабандой, несмотря на то, где контрабандный товар произведен. И ставки ввозных пошлин для контрабандистов или контрафактников не имеют никакого значения. Российские партнеры после этого неловко покивали головами и сказали что-то наподобие "ну вы же понимаете..."

И мы действительно понимаем. Иррациональную российскую риторику относительно соглашения об ассоциации с блеском объяснил на прошлой неделе Владимир Владимирович. С присущей ему прямотой и яркостью он озвучил причины антиассоциативной риторики "предельно ясно, адресно и четко". "Вы знаете, что бы ни происходило, и куда бы Украина ни шла, мы все равно когда-то и где-то встретимся. Потому что мы — один народ. И как бы на то, что я сейчас сказал, ни сердились националисты с обеих сторон, на самом деле оно так и есть", — заявил Путин в преддверие саммита Большой двадцатки.

Что ж, в этом случае все действительно становится понятно — один народ, одно государство, один... Таможенный союз. Таможенный союз, в соответствии с базовыми концепциями международной экономической интеграции, является уровнем, с которого интеграция начинает обретать необратимый характер. Страны, вступая в Таможенный союз, отдают существенную часть своего суверенитета, весомую долю прямых доходов в бюджет (в случае Украины — это треть госбюджета) в руки надгосударственных органов. От Таможенного союза до экономического, валютного и политического — рукой подать. Не пройдет и еще одного президентского срока, как Владимир Владимирович сможет войти в русскую историю как очередной собиратель русских земель. Быть рядом с Иваном Грозным, Петром Великим или Иосифом Сталиным — разве не достойная цель для настоящего государственного деятеля? 

Но в таком случае еще более непонятно, что вызвало бурные эмоции. Соглашение об ассоциации — конечно, серьезный документ, но он, к сожалению, даже если бы был полностью и немедленного выполнен, и близко не означает достижения в отношениях Украины и ЕС такого уровня интеграции, как Таможенный союз. Хотя российские вице-премьеры и советники заявляют, что Украина передает, в соответствии с соглашением, часть своего суверенитета Брюсселю и после этого перестает быть самостоятельным партнером для диалога. Это неправда. Очевидно, российские спикеры путают ЗСТ с Таможенным союзом, который действительно берет на себя часть национального суверенитета государства-члена. Ни одна ЗСТ, даже очень углубленная и всеобъемлющая, не предусматривает передачу суверенитета в сфере внешней торговли, или тем более в сфере таможенных сборов так, как это делает вступление даже в самый слабый Таможенный союз. Заинтересованные могут зайти на сайт ВТО или задать поиск в Интернете и убедиться, что за последние десятилетия возникали многочисленные зоны свободной торговли (только список договоров о создании ЗСТ переваливает за две сотни). Часть их со временем по тем или иным причинам прекращала свое действие. Досадно, но не смертельно. Как это было тогда, когда, например, несколько стран закрыли ЗСТ с Украиной в связи с их вступлением в ЕС. 

Нет никаких принципиальных препятствий для того, чтобы та или иная страна через какое-то время остановила действие той или иной ЗСТ или параллельно с ЗСТ с ЕС имела зону свободной торговли с РФ либо даже с Таможенным союзом в полном составе. Никаких! Тем более что соглашение об ассоциации не содержит не только даже намека на возможное членство Украины в ЕС, но и ограничений относительно создания ЗСТ с другими партнерами. Не Таможенного союза, а ЗСТ. Таможенный союз, как сказано выше, передает суверенитет в этой сфере наднациональному органу, который уже, теоретически, и должен вести переговоры относительно ЗСТ. Что же касается технического регулирования, то российская сторона сейчас сама активно работает над гармонизацией своих стандартов с еэсовскими. Если российские авиапроизводители используют авиамоторы от Pratt&Whitney и Rolls-Royce, а российские вертолеты начинают выпускаться совместно с итальянской Agusta Westland, то какая принципиальная причина препятствует российским строителям вертолетов и в дальнейшем использовать авиамоторы от "Мотор Сичи"? Украина же, в отличие от Италии, даже не в НАТО! Нелепость. Иррациональность.

Можно продолжить анализ некорректных комментариев критиков ассоциации с ЕС. Их выступления — как упражнение для первокурсников под названием "Найди 10 ошибок". Но гораздо более серьезной проблемой кажется не низкий уровень российской критики, а суть украинского ответа. Заданная на сегодня тональность обсуждения под углом "какие преимущества больше: от вступления в ЕС или в Таможенный союз" выставляют Украину в довольно непривлекательном свете. Словно торг на базаре: "Продается страна, кто больше даст?". 

Такая постановка вопроса — глубоко ошибочная, а втягивание в дискуссию в этой плоскости — стратегический просчет. Геополитический, цивилизационный выбор, выбор модели развития общества не может измеряться даже миллиардами евро или рублей однодневных потерь или прибылей. Если руководствоваться логикой тех, кто использует цифры для аргументации европейского выбора, то получается, что если завтра Россия предложит вдвое больше за украинскую ГТС и снизит цену на газ до 200 долларов за тысячу кубометров, мы развернемся и вступим в ТС? А через день ЕС предложит нам условия лучше — мы снова развернемся и пойдем в Евросоюз? Это принципиально ошибочное поведение, которое только дискредитирует страну. 

Стратегическое решение относительно евроинтеграции Украины было принято еще 15 лет назад президентом Кучмой и утверждено Верховной Радой. В Стратегии интеграции Украины в ЕС, утвержденной Указом от 11 июня 1998 г., предполагалось достичь ассоциации с ЕС тогда, когда страны-кандидаты на членство станут членами ЕС (случилось это в 2004 г.), и создать усилиями органов исполнительной власти до 2007 г. предпосылки, необходимые для обретения Украиной полноправного членства в Европейском Союзе. Мы кардинально отстаем как от собственных планов, так и от общеевропейских интеграционных процессов. На дворе 2013 год, ассоциация, которую позовет в жизнь подписанное в ноябре соглашение, принципиально отличается от Европейских соглашений об ассоциации, которые страны-кандидаты подписали с ЕС 20 лет назад. Различие не только в названии, но и в сути цели, механизмов и форм сотрудничества. Приведет ли соглашение об ассоциации к членству в ЕС, или оно — лишь фиговый лист, которым будет прикрываться новая линия раздела в Европе, проходящая по западной границе Украины?

Для изменения характера отношений Украина—ЕС существуют два ключевых параметра: политическая воля и техническая готовность. Соглашение об ассоциации, безусловно, будет содействовать повышению технической готовности Украины. Но оно не будет определять политическую волю со стороны ЕС. Оно может содействовать активизации политического диалога и улучшать восприятие Украины как теоретически потенциального кандидата. Ассоциация может ухудшать отношение к ЕС и евроинтеграции внутри Украины, если за несколько лет никаких реально ощутимых результатов не принесет. Евроинтеграция может быть дискредитирована недостаточной эффективностью соглашения об ассоциации, неспособностью украинской стороны его внедрить или нежеланием ЕС делать реальные шаги в сторону Украины значительно быстрее, чем пророссийская пропаганда.

Политическая воля со стороны ЕС — ключевое условие перехода от партнерских отношений к отношению к Украине как кандидату. По большому счету, была бы такая воля — и ассоциация не очень нужна. Еще в 2005 г. автор и публично, и во время экспертных дискуссий настаивал, что без понимания того, что будет целью соглашения, вести переговоры о его содержательном наполнении — ошибка. Это как покупать билет, не зная, куда ты едешь.

На сегодняшний день соглашение об ассоциации не включает и не исключает перспективу членства. Оно удобно ЕС, поскольку, не принимая на себя серьезных политических и финансовых обязательств, предоставляет ему те же преимущества, что и в отношениях со странами-кандидатами. Украине соглашение об ассоциации дает возможность теснее сотрудничать собственными средствами и силами. Разрешит ли оно создать политическую волю со стороны ЕС, которой недостает даже при технической готовности?

Что же, на этом фоне хотя бы одна приятная новость. У нас неожиданный союзник — Москва. Еще один-два таких информационно-торговых натиска, и противников вступления Украины в Евросоюз в нем уже не останется. Существует несколько научных теорий, согласно которым моделируемая вероятность, в которую искренне верят игроки, становится реальностью. Спасибо, Владимир Владимирович...

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
183 комментария
  • сено 21 сентября, 18:38
    gans Вчера, 23:03 Когда видишь на форумах такое количество свидомых олигофренов(как например "сено") - остаётся удивляться как Украина вообще до сих пор существует? В России в авиастроении - 19 интегрированных холдингов, из них двигателестроением занимаются ФГУП"Салют", ОАО "Пермские моторы", НПО"Сатурн", ОАО "Корпорация СНТК им.Кузнецова"", ОАО "Корпорация "Воздушные винты"". Вертолётные двигатели выпускают на Питерском заводе КБ "Климов", один тип верт. двигателей на московском ММП им.Чернышова, производство газогенераторов для вертолётных двигателей(которые пока поставляет "Мотор-Сич"), уже налажено на Уфимском УМПО. Также выпуск агрегатов для верт.двигателей налажен на Омском МО им.Баранова и Казанском КМПО. К 2015 году в Санкт-Петербурге и Москве будет выпускаться 600 вертолётных двигателей в год, что полностью(на 100%) закрывает потребности России. Интеллектуальные права на двигатели выпускаемые "Мотор-Сич" принадлежат ОКБ "Климов". Роялти для запорожцев видимо повысят, заказы есть только до 2015 года. Дальше что? Открывать кингстоны и под "Ще невмерла Украiна" и бред свидомых олигофренов идти ко дну? А... ну да, ну да... Есть же европейские вертолёты...
    Это все прекрасно, что у вас есть. Только летать оно все не умеет: Булава, Протон, Суперджет... Я не хочу наших сильно хвалить, но на Ле Бурже Ан прилетел самостоятельно (в отличие от вашего макета). И в Грузии наши системы ПВО сбивали ваших. Я не в восторге от того, поверьте. (Дожились). Я лишь констатирую военно-технический факт. Просто жизнь показывает, что Россия САМА, оказывается, сделать ничего толкового уже не может. Т.е, от отталкивания своих бывших коллег, Великая прежде всего и теряет. Вывод для тугодумов: что посеешь, то и пожнешь. Да, насра...ли вы, москали хреновы, всем вокруг. Но это же дерьмо к вам и возвращается в итоге.
    Валентин 21 сентября, 21:29
    Ой, как верно! И, честно, обидно. Ведь Москва собрала у себя весь интелект Союза. Я думаю, бегут от Путина.
    восток 2 октября, 11:35
    _что Россия САМА_:) Кто бы мог подумать, что Украина главная в постройке российских одводных лодок:)
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • gans 20 сентября, 23:03 Когда видишь на форумах такое количество свидомых олигофренов(как например "сено") - остаётся удивляться как Украина вообще до сих пор существует? В России в авиастроении - 19 интегрированных холдингов, из них двигателестроением занимаются ФГУП"Салют", ОАО "Пермские моторы", НПО"Сатурн", ОАО "Корпорация СНТК им.Кузнецова"", ОАО "Корпорация "Воздушные винты"". Вертолётные двигатели выпускают на Питерском заводе КБ "Климов", один тип верт. двигателей на московском ММП им.Чернышова, производство газогенераторов для вертолётных двигателей(которые пока поставляет "Мотор-Сич"), уже налажено на Уфимском УМПО. Также выпуск агрегатов для верт.двигателей налажен на Омском МО им.Баранова и Казанском КМПО. К 2015 году в Санкт-Петербурге и Москве будет выпускаться 600 вертолётных двигателей в год, что полностью(на 100%) закрывает потребности России. Интеллектуальные права на двигатели выпускаемые "Мотор-Сич" принадлежат ОКБ "Климов". Роялти для запорожцев видимо повысят, заказы есть только до 2015 года. Дальше что? Открывать кингстоны и под "Ще невмерла Украiна" и бред свидомых олигофренов идти ко дну? А... ну да, ну да... Есть же европейские вертолёты... Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Историк 20 сентября, 13:59
    мыздобул Вчера, 18:35 За примерно четверть века Ли Кван Ю превратил Сингапур из азиатской жопы в процветаюшее государство с высочайшим доходом на душу населения. Пример противоположной деятельности демонстрируют самастийни украинци, превратившие передовую УССР в Ж ... - жалкую нищую страну в Европе.
    "Эта фраза дважды подтверждена ходом истории. Первый раз Сингапуром, второй - Украиной.
    Валентин 20 сентября, 14:20
    Только не украинцы превратили, а украинцам превратили.
    да 20 сентября, 18:08
    и правильно, что не веришь в холяву (пряники)-холявы не будет, а взаимные права и обязанности каждой из сторон с учетом предоставляемых огромных льгот РФ (в денежном выражении) - это не халява . Вот при выполнении этих взаимных обязательств предоставляются эти льготы на крайне необходимые ресурсы и другое для развития страны в ТС, без которых она просто теряет свою конкурентоспособность. Субсидирование на ее развитие взаимовыгодное только, а не иначе. А не будут выполняться взятые на себя обязательства, то льготы (ПО ЦЕНАМ ПРОДАЖ) будут постепенно уменьшаться, чтобы заставить партнера все таки не забывать И ВЫПОЛНЯТЬ свои обязательства перед партнером. Конечно, будут споры между хозяйствующими субъектами обоих стран, НО ВСЕ СТРАНЫ ОСТАЮТСЯ СУВЕРЕННЫМИ и ….. А по «каким-то правилам» все за Украину в мире будет решать только Брюсель . Нравится так- идите под хозяина.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Александр 20 сентября, 13:51 Если этот человек участвовал в международных переговорах от имени нашей страны, то понятно почему все так плохо. Глупая статья, без серьезных аргументов. И паясничанье. Не знаю как путинские высказывания, но автору точно можно дать орден за то, что он этой статьей в очередной раз испохабил идею евроинтеграции. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Автор прав 20 сентября, 11:24 в этом : «Что же, на этом фоне хотя бы одна приятная новость. У нас неожиданный союзник — Москва. Еще один-два таких информационно-торговых натиска, и противников вступления Украины в Евросоюз….» ---- ( ТО МОЖНО БЫЛО БЫ добавить к сказанному выше, что): и фабрик, заводов и шахт и сельскохозяйственных и других производителей товаров в большом еще , к сожалению, некачественном ассортименте и сланцевый газ Украины и уголь тоже и многое другое, ЕС не нужны категорически. Будем сами срочно и стахановскими методами строить для себя все новое и современное, чтобы конкурировать с ЕС в «свободной зоне» на равных ! Вот вступим в ассациацию и начнем тогда жить свободно. Спасибо еще раз за таможенное ученье.
    . 20 сентября, 11:59
    Иосиф Виссарионович Джугашвили (Сталин) тожить так как-то молвил «за работу товарищи!» И БЫСТРО ТАК СТАЛ ПО НАСТОЯЩЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНО КОНКУРИРОВАТЬ США, а остальные усе молча наблюдали и ТОЖИТЬ своих представителей направляли, «как и сейчас некоторые ЛЮБИТЕЛИ тожить толи нежить ,ну никак не могут выбрать, в наблюдатели набиваются» и усе равно ничего понять не могут. Надо бы «понедельники» отменять ИХ НАДО радой, ЧТОБ ЗАКОНЫ ЕС НЕ НАРУШИТЬ.
    Валентин 20 сентября, 13:12
    Только молвил это не И. В. Сталин, а Н. С. Хрущев в 1960 на одном из съездов КПСС: "Наши цели ясны, задачи определены (уже через 20 лет советские люди будут жить при коммунизме), за работу, товарищи!" Для конкуренции и с ЕС и с Россией нам нужно научиться производить и товары и услуги нового, более высокого качества. А для этого нужна модернизация экономики, что было актуально еще где-то с середины 70-х, т.е., переход к рыночной экономике. Союз (коммунисты) это не понял, потому и развалил свою экономику и себя, через шоковую терапию перейдя к криминальной экономике и в России и в Украине. Поэтому путь в ТС-это криминальная экономика навсегда, ассоциация с ЕС-это возможность перехода в рыночную экономику, только нас туда никто не втянет, если сами будем упираться, в чачтности, упорно не менять налоговую систему и т.д..
    О да, мудрейший! 20 сентября, 13:25
    нужно обязательно попасть на «СВОБОДНУю ЗОНУ». Она не развалится-она же ЗОНА, кто ее развалит, если охранять- зону будет Брюсель!
    Валентин 20 сентября, 13:37
    А разве мы не в зоне, охраняемой Паханом?
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • сено 20 сентября, 10:59
    вася Сегодня, 08:26 Автор, Россия обеспокоена не тем, что дешевые товары из ЕЭС хлынут через Украину в Россию, а тем, что украинские товары будут вытеснены европейскими с украинского рынка. Согласитесь, опасение более чем обоснованное. И кроме России украинскому производителю девать свои товары будет просто некуда. Совершенно очевидно, что в отсутствии таможенных пошлин между Украиной и Россией, украинский производитель будет продавать товар в Россию по самым низким ценам, что в свою очередь ударит по российским производителям. Спасибо большое за Ваши политические рассуждения, но мне как производителю молока в Белгороде такой торговли даром не надо. И спасибо ВВ, что он хоть как-то сопротивляется этой, прямо сказать, попытке развести всех на дурочка. Вступайте куда хотите, но и России оставьте право защищать свои экономические интересы.
    Россия сама себя накормить не может. Ну и напоить, естественно. Более - моторы для самолетов, вертолетов сами сделать не можете (как и сами самолеты, впрочем и ракеты...). Вопрос просто где покупать: в Испании (моторы) в три дорого, или у нас. Действия абсолютно иррациональные! Закончится нефтегазовая халява и что вы будете делать дальше?
    не надо 20 сентября, 18:11
    Форумчане , не позорьте Украину Написанием бессмысленных постов не позорьте ее на весь мир!
    Перелом 20 сентября, 18:41
    Выступление на заседании клуба «Валдай» http://fish12a.livejournal.com/742517.html
    Ответить Цитировать Пожаловаться
  • укр 20 сентября, 10:51 недавно в Китае обнаружили китайского же крестьянина-точную копию Путина. Видно, что это было не трудно. Ответить Цитировать Пожаловаться
  • красные линии для Путина 20 сентября, 10:01 ну вот и --------http://www.rg.ru/2013/09/20/putin-valdaj.html Ответить Цитировать Пожаловаться
  • Алекс 20 сентября, 09:33 ///// Украине соглашение об ассоциации дает возможность теснее сотрудничать собственными средствами и силами. Разрешит ли оно создать политическую волю со стороны ЕС, которой недостает даже при технической готовности?//// -БЕССМЫСЛИЦА !!! Ответить Цитировать Пожаловаться
  • вася 20 сентября, 08:26 Автор, Россия обеспокоена не тем, что дешевые товары из ЕЭС хлынут через Украину в Россию, а тем, что украинские товары будут вытеснены европейскими с украинского рынка. Согласитесь, опасение более чем обоснованное. И кроме России украинскому производителю девать свои товары будет просто некуда. Совершенно очевидно, что в отсутствии таможенных пошлин между Украиной и Россией, украинский производитель будет продавать товар в Россию по самым низким ценам, что в свою очередь ударит по российским производителям. Спасибо большое за Ваши политические рассуждения, но мне как производителю молока в Белгороде такой торговли даром не надо. И спасибо ВВ, что он хоть как-то сопротивляется этой, прямо сказать, попытке развести всех на дурочка. Вступайте куда хотите, но и России оставьте право защищать свои экономические интересы.
    повышать 20 сентября, 09:07
    доярам надобно надои для голодной и нищей Раши. А не сиднем сидеть в сайте украинском.
    Ответить Цитировать Пожаловаться
Реклама
Последние новости
Курс валют
USD 25.33
EUR 28.60